Известный лирик Владимир
Костров, председатель Международного Пушкинского комитета, с новой книгой
которого «Песня, женщина и река» только что познакомились российские читатели,
вместе со всеми едет по Великому Царскому пути, Транссибирской магистрали и
делится своими мыслями.
— Владимир Андреевич, с чем ассоциируется у вас слово
Транссиб?
—
Знаете, по образованию я химик, но немало занимался вопросами истории науки,
инженерной деятельности в том числе. Скажу вам, что Транссиб — это одно из
чудес света. В России были колоссальные достижения научной и инженерной мысли:
Зворыкин изобрёл телевидение, Епиходов — видеомагнитофон, Лебедев -
искусственный каучук, не говоря уже о таблице Менделеева, но ни в одном из них
не проходило столь тесного соединения русского научного и инженерного гения с
народным трудом. Транссиб строила вся Россия, каждый уезд внёс свою лепту, не
смотрите, что на телегах отправлялись на великую стройку.
Одного
только грунта, включая и скалистый, при строительстве Транссиба было выбрано
больше, чем при создании Суэцкого и Панамского каналов. А ещё это огромное
количество мостов, тоннелей, новые города — в общем по размаху чисто русское
«предприятие» и одно из высших достижений национального гения.
—
Железная дорога сыграла какую-либо роль в вашей человеческой и писательской судьбе?
—
Впервые железную дорогу я увидел в семь лет. Жил я в деревне и с тракторами и
машинами-полуторками был хорошо знаком, а тут на полустанке весь в клубах
пара, двигая шатунами, надвигался паровоз. Я, конечно, был поражён. А какие
удивительные надписи на стоянках: «Не сифонь!», «Закрой поддувало!». Так и
хочется предложить расставить и сегодня в ряде мест такие таблички:
«Не
воруй!», «Не ври!» и т.д. Так что железная дорога стала для меня одним из окон
в мир, именно она увезла меня учиться в Московский университет.
— А
теперь, проезжая Транссиб от начала до конца, о чём вы думаете?
—
Всё, что мы видим за окном, куда интереснее телевизионных картинок. В движении
есть что-то успокаивающее и дающее надежду, особенно если едешь с доброй и
конкретной целью - пообщаться со своими читателями. Возможно, я стал меньше
обращать внимания на милых официанток и проводниц, но, поверьте, дорога
по-прежнему манит, интригует и счастье сулит.
— У
кого из русских классиков острее всего, на ваш взгляд, выражено
чувство дороги?
—
Русская литература часто описывает пейзаж через дорогу - где ещё найдёте
такие расстояния? Мы, можно сказать, люди дороги, и пейзаж поём, как народную
песню, вспомните: «Степь да степь кругом», «Из-за острова на стрежень», «На
муромской дорожке стояли три сосны...» и т.д. Дорога, уходящая вдаль, — этот
образ найдёте у Пушкина и Лермонтова, Гончарова и Льва Толстого, у Гоголя.
—
Скажите, по-вашему, Анна Каренина могла окончить свою жизнь по-другому?
—
Наверное, об этом нужно спрашивать у тех, кто дерзает дописывать и переписывать
Льва Николаевича. Так, одна из наших поэтесс продолжила роман «Война и мир» и
даже ввела туда эротические сцены. От себя скажу, что всё это тщетные и
бессмысленные попытки.
—
Можете вы представить, как отнёсся бы к путешествию по Транссибу
Александр Сергеевич Пушкин?
—
Замечательно бы отнесся. •
—
Какие из его строк больше всего подходят к нашей теме?
—
Помните, как в «Евгении Онегине» он описывает подъезд к Москве, когда всё
мелькает перед его взором, вот примерно так же, думаю, описал бы поэт картины,
сменяющиеся за окном поезда.
—
Однажды мне пришлось прочитать, что Александр Сергеевич задумывался о том,
как зимой очищать от снега железнодорожную колею (в 1836-м Николаевская дорога
уже строилась)...
—
Судя по стихам, Пушкин хорошо разбирался в научных делах и задумывался над
многими техническими проблемами - это был человек ренессансного типа - русский
Леонардо.
— Владимир
Андреевич, случалось ли вам впадать в знаменитую «купейную откровенность»,
когда незнакомому человеку вдруг рассказываешь о себе буквально всё?
—
Ну, это бывает со всеми, когда во время дорожных встреч люди неожиданно
сближаются, зная, что через несколько часов разойдутся в совершенно разные
стороны. Было что-то подобное и со мной.
— И
последнее: вы приветствуете реформу на железнодорожном транспорте?
—
Вы знаете, есть несколько вещей, объединяющих Россию, — язык, специфическая
традиция, образование в экономике, единая энергетическая система, газовая труба
и вот — железная дорога. К реформированию любой из этих сфер подходить следует крайне
осторожно. И опасаться следует утраты государственного контроля. Мы — северная
страна и, например, не сможем жить при постоянном повышении тарифов на
перевозки — мы перестанем ездить друг к другу, разрушатся родственные связи,
погубим свою укоренённость.
По
этой же причине мы не можем доводить цены на энергоносители до мирового
уровня, в течение полугода мы должны отапливать помещения и у нас нет
Гольфстрима, как в Англии, Норвегии и Канаде, где всё население живёт на юге, в
климате, родственном украинскому или кубанскому.
Мало
кто понимает, почему мы ввозим топливо, которое будем использовать через
15-20 лет, а я вот за ввоз ядерного топлива в Россию. Это гораздо выгоднее,
чем заниматься добычей урана, которого у нас не так уж много. На 90 процентов
можно использовать ввозимый уран, это позволит сэкономить ресурсы и
обеспечить высокий уровень технологий.
В
реформе на железнодорожном транспорте меня волнует прежде всего останутся ли
полностью государственными железные дороги России. Одно дело — приватизировать
маленькую ветку где-нибудь в Переславле-Залесском, по которой ходит паровозик
с несколькими вагонами из одной деревни в другую, и совсем другое — думать о
разделении всей системы. Мне кажется это опасным сегодня, когда знаем, сколько нечестных людей стоит во
главе различных влиятельных учреждений. Следует пристально смотреть за всем
этим. И всегда помнить, что Россия - особая страна.
Важно,
как народ определяет свою страну, вот немцы называют Германию великой,
французы — belle
(прекрасной), англичане Англию — «старой доброй», а мы говорим — Святая
Русь. То есть нам хочется, чтобы этот мир был устроен, может, не так богато,
но справедливо, чтобы всем сестрам — по серьгам. На том и стоять будем.
Соб. инф.
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"