На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

Мы говорим — "Святая Русь"

Беседа с поэтом Владимиром Костровым

Обложка книги Известный лирик Владимир Костров, председатель Международного Пушкинского комитета, с новой книгой которого «Песня, женщина и река» только что познакомились российские читатели, вместе со всеми едет по Великому Царскому пути, Транссибирской магистрали и делится своими мыслями.

Владимир Андреевич, с чем ассоциируется у вас слово Транссиб?

— Знаете, по образованию я химик, но немало занимался вопросами истории науки, инженерной деятельности в том числе. Скажу вам, что Транссиб — это одно из чудес света. В России были колоссальные достижения научной и инженерной мысли: Зворыкин изобрёл телевидение, Епиходов — видеомагнитофон, Лебедев - искусственный каучук, не говоря уже о таблице Менделеева, но ни в одном из них не проходило столь тесного соединения русского научного и инженерного гения с народным трудом. Транссиб строила вся Россия, каждый уезд внёс свою лепту, не смотрите, что на телегах отправлялись на великую стройку.

Одного только грунта, включая и скалистый, при строительстве Транссиба было выбрано больше, чем при создании Суэцкого и Панамского каналов. А ещё это огромное количество мостов, тоннелей, новые города — в общем по размаху чисто русское «предприятие» и одно из высших достижений национального гения.

Владимир Андреевич Костров— Железная дорога сыграла какую-либо роль в вашей человеческой и писательской судьбе?

— Впервые железную дорогу я увидел в семь лет. Жил я в деревне и с тракторами и машинами-полуторками был хорошо знаком, а тут на полустанке весь в клубах пара, двигая шатунами, надвигался паровоз. Я, конечно, был поражён. А какие удивительные надписи на стоянках: «Не сифонь!», «Закрой поддувало!». Так и хочется предложить расставить и сегодня в ряде мест такие таблички:

«Не воруй!», «Не ври!» и т.д. Так что железная дорога стала для меня одним из окон в мир, именно она увезла меня учиться в Московский университет.

— А теперь, проезжая Транссиб от начала до конца, о чём вы думаете?

— Всё, что мы видим за окном, куда интереснее телевизионных картинок. В движении есть что-то успокаивающее и дающее надежду, особенно если едешь с доброй и конкретной целью - пообщаться со своими читателями. Возможно, я стал меньше обращать внимания на милых официанток и проводниц, но, поверьте, дорога по-прежнему манит, интригует и счастье сулит.

— У кого из русских классиков острее всего, на ваш взгляд, выражено чувство дороги?

— Русская литература часто описывает пейзаж через дорогу - где ещё найдёте такие расстояния? Мы, можно сказать, люди дороги, и пейзаж поём, как народную песню, вспомните: «Степь да степь кругом», «Из-за острова на стрежень», «На муромской дорожке стояли три сосны...» и т.д. Дорога, уходящая вдаль, — этот образ найдёте у Пушкина и Лермонтова, Гончарова и Льва Толстого, у Гоголя.

— Скажите, по-вашему, Анна Каренина могла окончить свою жизнь по-другому?

— Наверное, об этом нужно спрашивать у тех, кто дерзает дописывать и переписывать Льва Николаевича. Так, одна из наших поэтесс продолжила роман «Война и мир» и даже ввела туда эротические сцены. От себя скажу, что всё это тщетные и бессмысленные попытки.

— Можете вы представить, как отнёсся бы к путешествию по Транссибу Александр Сергеевич Пушкин?

— Замечательно бы отнесся. •

— Какие из его строк больше всего подходят к нашей теме?

— Помните, как в «Евгении Онегине» он описывает подъезд к Москве, когда всё мелькает перед его взором, вот примерно так же, думаю, описал бы поэт картины, сменяющиеся за окном поезда.

— Однажды мне пришлось прочитать, что Александр Сергеевич задумывался о том, как зимой очищать от снега железнодорожную колею (в 1836-м Николаевская дорога уже строилась)...

— Судя по стихам, Пушкин хорошо разбирался в научных делах и задумывался над многими техническими проблемами - это был человек ренессансного типа - русский Леонардо.

— Владимир Андреевич, случалось ли вам впадать в знаменитую «купейную откровенность», когда незнакомому человеку вдруг рассказываешь о себе буквально всё?

— Ну, это бывает со всеми, когда во время дорожных встреч люди неожиданно сближаются, зная, что через несколько часов разойдутся в совершенно разные стороны. Было что-то подобное и со мной.

— И последнее: вы приветствуете реформу на железнодорожном транспорте?

— Вы знаете, есть несколько вещей, объединяющих Россию, — язык, специфическая традиция, образование в экономике, единая энергетическая система, газовая труба и вот — железная дорога. К реформированию любой из этих сфер подходить следует крайне осторожно. И опасаться следует утраты государственного контроля. Мы — северная страна и, например, не сможем жить при постоянном повышении тарифов на перевозки — мы перестанем ездить друг к другу, разрушатся родственные связи, погубим свою укоренённость.

По этой же причине мы не можем доводить цены на энергоносители до мирового уровня, в течение полугода мы должны отапливать помещения и у нас нет Гольфстрима, как в Англии, Норвегии и Канаде, где всё население живёт на юге, в климате, родственном украинскому или кубанскому.

Мало кто понимает, почему мы ввозим топливо, которое будем использовать через 15-20 лет, а я вот за ввоз ядерного топлива в Россию. Это гораздо выгоднее, чем заниматься добычей урана, которого у нас не так уж много. На 90 процентов можно использовать ввозимый уран, это позволит сэкономить ресурсы и обеспечить высокий уровень технологий.

В реформе на железнодорожном транспорте меня волнует прежде всего останутся ли полностью государственными железные дороги России. Одно дело — приватизировать маленькую ветку где-нибудь в Переславле-Залесском, по которой ходит паровозик с несколькими вагонами из одной деревни в другую, и совсем другое — думать о разделении всей системы. Мне кажется это опасным сегодня, когда знаем, сколько нечестных людей стоит во главе различных влиятельных учреждений. Следует пристально смотреть за всем этим. И всегда помнить, что Россия - особая страна.

Важно, как народ определяет свою страну, вот немцы называют Германию великой, французы — belle (прекрасной), англичане Англию — «старой доброй», а мы говорим — Святая Русь. То есть нам хочется, чтобы этот мир был устроен, может, не так богато, но справедливо, чтобы всем сестрам — по серьгам. На том и стоять будем.

Соб. инф.


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"