На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

К свету

Беседа с матушкой игуменьей и послушницами Свято-Тихвинской обители

Один мой знакомый, уже не зная, что делать со своей рано повзрослевшей дочерью, как-то сказал:

В монастырь ее бы отправить на послушание. — Он не шутил. А я тогда и не предполагала, как он был прав. Из многих семей верующих уходят в монастырь дети. Может, потому, что более ясно видят, сколько грязи и лжи вокруг нас. И их чистые детские души просят света. Уходят, расставаясь со своими родителями, братьями, сестрами. Не думайте, что они легко переносят разлуку. Они плачут. Они скучают. Они вспоминают. А вот хотят ли вернуться?

Вот письма из монастыря. Их пишет тринадцатилетняя послушница Арина своей маме Наталье, с позволения которой мы их и печатаем. В них так много любви, тепла, необычайной мудрости. Всего того, что, по-видимому, пришло к ней там, в монастыре...

«...Мамочка, единственная и неповторимая, поздравь меня. У меня наконец-то появился девиз: «Я знаю, что Бог за меня. В Боге восхвалю я Слово Его, в Господе восхвалю я Слово Его. На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?» (Пс. 55,10-12). Это действительно так. Знаешь, мама, я хочу написать историю о любви к Богу, о молитве, не карандашом на бумаге, а сердцем, разумом и голосом — всей своей жизнью. Но вряд ли это получится. Однако я хочу...»

«...Должна тебе написать, что я поняла очень простую истину. Неважно, быть ли мне послушницей, инокиней или монахиней. Все равно. Главное - быть просто хорошим человеком. Главное — чтобы Господу я угодила, была угодна. На все воля Божья....»

«...Знаешь, милая, я увидела, насколько вооружился весь ад и уже откровенно выступил всей своей силой. Экстрасенсы, колдуны, факиры, маги, волшебники, астрологи, «тарелки» и вся нечисть соблазнителей, губителей обрушились на нас. Они заселяют человека, как дома свои, всех, признавших могущество зла, и всех, прельщающихся на лживые обещания: продления жизни, здоровья и силы. Эти люди становятся сообщниками, рабами империи зла. Родимая, понимаешь важность происшедшего?...»

«... Мамочка, ты заболела? Я так хотела увидеть тебя... Сердце рвется на мелкие куски. Но знай, что я за тебя молюсь и ты обязательно выздоровеешь. Мы все тут за вас молимся...»

Говорят, что молитва — это путь к Богу. Некоторые даже видела этот путь: как будто чуть видимые голубым светом тянется длинная полоска от монастыря высоко в небо. В период тяжелых испытаний идут усиленные молитвы во всех монастырях и храмах. И беды отступают от земли нашей.

Свято-Тихвинский монастырь, как и любой другой — иной мир. Там, за забором, мирские страсти, мелочные проблемы. Здесь, в монастыре, нет пустой суеты, озлобленности и беспокойства, жизнь течет по своим особенным законам. Я попала сюда впервые и открывала все заново.

Всегда считала, что монастырь — территория закрытая, монахини немногословные, угрюмые. Оказалось, не совсем так. Монастырь, как и церковь, помогает людям принять веру и познать Бога. Любой мирянин может придти сюда на службу, заказать любую требу, и за него будут молиться. И если в церкви служба один-два раза в неделю, то в монастыре она проходит утром и вечером каждый день, и такая благодать Божья здесь стоит...

Сюда идут и те, кто решил посвятить себя служению, уйти от грешной жизни. Они должны пройти длинную дорогу от послушания до монашества. Период послушничества, пожалуй, самый трудный. И дело здесь совсем не в работе, которую должны выполнять послушницы. Именно в это время приходит особое понимание и готовность перейти в иной мир, стать инокинями, а затем принять обеты монашества: целомудрия, нестяжания и послушания.

В основном, все, кто приходит в монастырь, здесь и остаются. Главная проверка — искус — происходит в течение трех лет. После этого уйти отсюда невозможно. Хотя монашество — это тяжелая ноша, это постоянная борьба со страстями, грехами, о которых миряне даже не подозревают.

— Это за вами один бес стоит, — говорит матушка игуменья, — а за нами сразу семь. Вот и каешься все время - подумала ли о ком-нибудь плохо, разозлилась ли — все грех. Потому что с монахинь самый большой спрос будет у Бога.

Ведь что такое монашество? Встали в полпятого - молитва, службу проводим, правила исполняем. Заканчиваем правила, начинается литургия. Литургия заканчивается, начинаются молебны, молебны заканчиваются, начинается вечерняя служба. Вечерня заканчивается, начинаются правила вечернего монашества. И только в десять часов идем домой, и то не все. Потому что ночью неусыпно Псалтирь читается за людей. И так каждый день и каждую ночь.

Монастырь — это наш дом. Только дом этот выше. Послушницы выполняют любую работу. У нас есть огороды, а вот сейчас строительство монастыря идет. Чтобы строить, мы беспокоим мирян: чтобы они нам помогали. И когда они начинают нам помогать, этой помощью спасают свои души. Бывает, дадут пять гривен и забудут, а потом смотрят — а у них сто прибавилось. Потому что Бог ничего не забывает. И тех людей, которые дают милостыню, монастырь ведет к спасению. Бывает утром рано спишь еще, а ангелы уже тебе поют. Многие монахини тоже слышат пение ангелов.

Матушка-игуменья говорила недолго — некогда было. Опять начиналась служба. Но молодых послушниц на разговор со мной благословила.

...С Леной разговор завязался сразу. Долго не могла назвать ее матушкой. Уж больно она молоденькая и улыбчивая. Никак не вписывалась в сложившийся у меня стереотип. Понять, почему в монастырь уходят женщины с несложившейся судьбой, почему бегут они от бед и одиночества, — не сложно. Но что влечет сюда молодых девушек...

«Знаете, я ведь в институте изучала тему «Купола и оболочки». И когда пришло время выбирать тему диплома, пошла на кафедру архитектуры и спросила: «Можно тему выбрать самой?» Мне сказали, что можно, а тут заявка от монастыря поступила: нужно делать чертежи для строящейся церкви».

Дипломная практика продолжалась 1,5 года. Успешно защитив диплом, Лена собралась поступать в аспирантуру. Идти в монастырь она тогда была не готова. Но в последний момент ей сказали, что аспирантов отправляют в Киев. Уезжать из дома она не захотела. Пробовала искать работу, пока не встретила бывшего руководителя своей дипломной практики, который по-прежнему руководил строительством. Вот он и предложил Лене инженерную работу в монастыре, даже не предполагая, что она там останется. Так все и решилось.

По промыслу Божиему, — считает матушка игуменья, —девочка хорошая, верующая. Я ей и предложила остаться у нас. И она без всякого противоречия пошла.

— Я сказала, только с мамой посоветуюсь, — говорит Лена. — Но что интересно, я и рта не успела открыть, как мама у меня спросила: «Ты что, хочешь в монастырь уйти?» Вот что значит материнское сердце, а я ведь раньше никогда не говорила ей об этом. Труднее было объяснить все моей любимой бабушке, она даже а обморок падала.

— Как ты думаешь. Господь постепенно подготавливал тебя к этому?

— Конечно. Помню, в детстве бабушка водила меня на причастие, хотя тогда я мало интересовалась этим. Позже, когда училась в художественной школе, мне захотелось на рисовать венчание, и мой преподаватель посоветовал поехать и нарисовать с натуры. Вот так я сама узнала дорогу в церковь. Потом, на первом курсе института, уже почувствовала острую необходимость приходить в храм. А сейчас про сто не представляю своей жизни без Бога. Здесь мое место.

Потом сестра Елена повела меня к другой послушнице, которая' пришла в монастырь сразу же после окончания школы. Мы гуляли по двору монастыря, где бурно кипела жизнь — шло строительство. Когда мы пришли, двери нам открыла совсем молоденькая девушка.

— Матушка-игуменья благословила на разговор, — сказала ей Лена, — а мне, извините, надо идти.

— Не нужно указывать моей фамилии, — улыбнулась моя собеседница, — а так спрашивайте. Меня тоже зовут Леной.

Уютная келья, домашняя обстановка: на полках цветы, много церковных книг.

— Мне кажется, что с книг все и началось. Я читала Жития святых, и в моей детской душе загоралось желание подражать, стать хоть чуточку такой, как они. Продолжая ходить в церковь, по-прежнему много читала. У меня росло желание, потом оно укрепилось, и с возрастом захотелось посвятить жизнь Богу. Желание перешло в решение. А как говорят святые люди, если зажлось такое желание в сердце, то его ничто не может погасить. Родители смирились и не препятствовали мне. Я человек серьезный и серьезно к этому отнеслась.

— Значит, ты решила принять монашество.

— Вообще-то, жизнь монашеская хорошая, хотя я до сих пор смотрю, смогу ли я понести ее. Думаю, что смогу. Понимаете, я не сумею жить в миру и не выходить замуж, быть нестяжательной, то есть не иметь дома, имущества. Меня просто не поймут...

— Это избрание Божие?

— Думаю, что да. Ведь у нас в семье три сестры, две из них замужем, у них есть дети.

— Тяжело ли учиться послушанию?

— Это основное, ведь наша вера православная учит: чем ты ниже перед людьми, тем перед Богом выше. Мы должны стараться быть ниже всех. Христос, ведь Он — Господь, а как Он смирился, стал человеком. А вся наша жизнь — подражать Ему.

Много хороших и правильных слов говорили эти сестры. Казалось, что все это я уже давно знаю. Но из их уст истины звучали по-новому, убедительно. Может быть, потому, что живут они, в отличие от нас, именно так, как говорят.

На прощанье Елена (вторая) вспомнила Ионна Златоуста. Если бы все люди были благочестивы — не было бы надобности в монастырях.

Наталия Губа


 
Ссылки по теме:
 

  • Свято-Тихвинский монастырь

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"