На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Интервью  
Версия для печати

Моя натура не терпит рутинных будней...

Беседа с артистом Григорием Дунаевым

Григорий Дунаев! Почему мы так мало знаем об этом актёре и человеке?! Да потому, что скромность его не знает предела. Он не навязывает себя никому из ведущих кино и телевидения, он просто делает своё дело – исполняет свой актёрский долг. На протяжении ряда лет помимо своей успешной работы в кино, заслуженный артист России Григорий Дунаев активно и плодотворно участвует в записи «говорящих» книг для инвалидов по зрению. Ярко, на высоком художественном уровне он записал десятки книг и произведений, среди которых «Медовый месяц» Василия Белова, «Злой дух Ямбуя» Григория Федосеева, «Понять-простить» Павла Краснова и многие другие. Своей работой, своим талантом и высокой гражданской позицией артист Григорий Дунаев помогает развитию отечественной культуры, оказывает неоценимую помощь российским спецбиблиотекам для незрячих и школам-интернатам для слепых и слабовидящих детей.

На одной из встреч в Союзе кинематографистов России, народная артистка СССР Любовь Соколова рассказала мне однажды: «Гриша Дунаев – ученик великого актёра и режиссёра Сергея Бондарчука. Я работала вместе с ним, одарённым и светлым человеком, в фильмах «Внимание, всем постам», «Рысь», «На заре туманной юности» – он удивлял и поражал меня своим талантом и совершенством... С удивительной искренностью и любовью он входит в образы: князь Мышкин в «Лунной ночи», лейтенант Рыбачёнок в «Полигоне», Александр Кареев в фильме «На заре туманной юности» и др. Его игра вызывает у зрителей и у меня особые чувства, которые испытываешь при просмотре... Мало того, что он прекрасный драматический актёр, он прекрасно поёт и удивительно читает стихи... Он радует зрителя и украшает наш мир!»

 

Если бы Григорий Дунаев не был заядлым прогульщиком в техническом ВУЗе, то наверняка мы бы не узнали его как актёра?

Мои родители мечтали, чтобы из меня получился хороший инженер, но я не отличался прилежанием и часто прогуливал лекции. Однажды так прогулял, что оказаля на съёмках «массовки». Это был фильм «Центровой из Поднебесья», который и стал моим дебютом. Я оставил один ВУЗ и поступил в другой. На этот раз во ВГИК, в мастерскую Сергея Фёдоровича Бондарчука. Причём никакой у меня «мохнатой» руки не было и в помине. Вот так прямо с наскока пошёл и сдал вступительные экзамены на киноактёра.

Почему же вы всё-таки выбрали актёрское мастерство?

Да потому что эта профессия исключает однообразие, рутину, монотонность... У меня такая натура, которая не терпит рутинности будней. Когда был в школьном возрасте, то одновременно учился в двух физико-математических школах, играл на домре в оркестре, занимался в студиях художественного слова и изобразительного искусства... А разнообразие жизненных интересов очень помогает в актёрской профессии. Ведь я уже снялся в нескольких десятках фильмов и играл роли от кочегара до князя...

Насколько мне известно, в душе вы комедийный актёр?

Когда я рискнул отправиться на прослушивание во ВГИК, а тогда курс набирал Сергей Бондарчук, я прочитал «Собаку Качалова» Есенина, из прозы – про гоголевского Ивана Шпоньку и его тётушку. Но особенно подкупил всех, пародируя Утёсова, – комиссию трясло от хохота. Вячеслав Тихонов, увидев меня на вступительном показе, посоветовал мастеру курса: «любопытный парень, стоит взять»...И взяли. Мне легко удавались пародии на Леонида Утёсова, Евгения Леонова и др. А спустя четыре года играл в в спектаклях «Правда хорошо, а счастье лучше», «Святая святых», «Чайка» и др. А на экране дебютировал в фильме своего учителя «Красные колокола». Правда, на первой своей съёмке, работая в паре с самим Франко Неро, от волнения забыл текст...

Теперь мало кто видит отечественные картины. Вы снимаетесь много, но Вас не узнают на улицах и не просят автографы... Но Вас знают по многочисленным, запоминающимся ярким работам в кино, которых уже больше пятидесяти у таких режиссёров как С. Бондарчук, С. Ростоцкий, В. Наумов, И. Таланкин и др. Назовите эти фильмы.

Армейскую службу я проходил в Театре Советской Армии и снимался в фильмах: «Дополнительный прибывает на первый путь», «Нужные люди», «Сильнее всех велений», «Звездопад», «Покаянная любовь», «Тайны мадам Вонг», «Честь имею», «Тегеран-43», в американской ленте «Пётр Великий», в российско-чехословацкой «Встань и иди!», «Штурм будет стоить дорого»,»Идиот», «Полигон» и др. Долго перечислять...

Но всё же роли, по которой бы Вас запомнили, Вы не сыграли, хотя на экранах Вы появляетесь часто и во многих фильмах?

В свою бытность знаменитый Сергей Параджанов утвердил меня в свой последний фильм «Исповедь» на роль... себя в молодости, Видимо, увидел что-то от себя в те годы, когда я делал первые шаги в кино. Четыре дня, проведённые на съёмках у Параджанова, останутся у меня на всю жизнь Здесь была задана тональность очень высокого существования в искусстве, высокой требовательности к себе. Тот фильм, которому предстояло стать лебединой песней великого художника экрана, не состоялся, был закрыт в связи со смертью мастера. А я лишился шанса, который несомненно вывел бы меня на новую орбиту. Несколько лет назад известный актёр и режиссёр Никита Михалков пытался пробить фильм об Александре Грибоедове. Я был утверждён на главную роль. И теперь по заказу НТВ покажут 4-х серийный фильм «Кавказская война». В фильме воссозданы эпизоды ареста Грибоедова за связь с декабристами и его пребывания на Кавказе, и в прошлом веке считавшемся «горячей точкой».

При многогранном актёрском диапазоне у Вас преобладают исторические роли...

Да. Мне посчастливилось сниматься в картинах поистине фундаментальных, у знаменитых режиссёров. Сам я верен историческому жанру и классическому направлению в искусстве. А сегодня я вижу цель в просвещении, уделяю особое внимание созданию на телеэкране хроник жизни выдающихся людей России. Мы сняли 52 картины «С чего начинается Родина» о героях двух Великих Отечественных войн, представителях культуры и искусства, меценатах, учёных. В их числе М.И. Кутузов, Г.К. Жуков, И.С. Конев, М.В. Ломоносов, Л.Н. Толстой, В.М. Васнецов, П.М. Третьяков, С.П. Королёв, К.С. Станиславский и др. Есть желание ещё рассказать о многих судьбах...

Но самая главная и яркая страсть актёра Дунаева, конечно, поэзия?

Пушкин ещё в юности пришёл в поэзию, до своей дипломатической карьеры. Сегодня бывает наоборот: российские дипломаты в период службы становятся поэтами... Идея создать аудиоальбом «Поэты-дипломаты», в котором я читаю стихи поэтов разных эпох, пришла ко мне после исполнения роли Грибоедова в фильме «Штурм будет стоить дорого». При содействии Совета ветеранов Министерства иностранных дел России был выполнен компакт-диск под названием «Поэты-дипломаты России» Это подарочное издание включило в себя поэзию не только поэтов-дипломатов Пушкина, Тютчева, Кантемира, Майкова, Грибоедова, Батюшкова, Фонвизина, Огарёва, Венивитинова и др., но и поэзию наших современных российских дипломатов Примакова, Лаврова, Бессмертных, Сорокина, Русакова, Маслова, Ковалёва, Стрижова и др.

Григорий Александрович, как-то случайно в наших беседах мы коснулись темы «Русская идея», «национальная идея», что бы это значило в Вашем понимании?

Русская идея есть идея сердца. Она утверждает, что главное в жизни есть ЛЮБОВЬ и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа. Эту идею русско-славянская душа, издревле и органически предрасположенная к чувству, сочувствию и доброте, восприняла исторически от христианства... Сердцу нельзя приказывать любить, его можно только зажечь любовью. Поёт душа настоящего русского человека, которого неизменно отличали такие черты характера как патриотизм, высокая нравственность. Читая и слушая такие стихи невольно входишь в мир тех ощущений, которые охватывали автора в момент написания этих строк, невольно поддаёшься тем же мыслям и чувствам, а искромётный юмор заряжает оптимизмом. Побольше бы таких, чтобы их читала молодёжь. Ведь это наша русская основа, – это наглядное пособие жизни русского человека, его неподдельных, настоящих чувств, желаний и действий...

Однажды в Доме учёных на вечере, посвящённом А.П.Чехову, Вы порадовали слушателей не только великолепными стихами русских поэтов, но и запели, смутив даже члена комиссии по культуре Российской Федерации при ЮНЕСКО Владимира Соколова, который во всеуслышание заявил: «я не припомню киноартистов, которые так гибко умеют использовать разные жанры, отдавая предпочтение русскому фольклору!» – Как Вы восприняли сей комплимент?

Он в тот же вечер вручил мне грамоту... Меня это не удивило. У меня десятки всевозможных грамот, благодарностей, дипломов, наград... Но больше всего мне памятны награды и дипломы лауреата Всемирного Русского Народного Собора и Союза писателей России за исполнение роли ведущего в серии фильмов «С чего начинается Родина» на Всероссийском фестивале духовности и культуры «Бородинская осень». За вклад в патриотические традиции Отечества я был награждён медалями «За укрепление Государства Российского», «Генералиссимус Александр Суворов», Золотой Есенинской медалью, памятной медалью имени Чехова и это ещё не всё. Можно перечислять долго...

В фильме «На заре туманной юности», рассказывающем о молодых годах поэта Алексея Кольцова, Вы исполнили два романса Евгения Доги. А какой же Ваш основной музыкальный жанр?

Серьёзным экзаменом для меня стало участие в фестивале «Московская осень», где мне пришлось выступать в сопровождении оркестра русских народных инструментов имени Осипова под руководством народного артиста России Николая Калинина. Успех окрылил. И теперь я часто выступаю с концертами . Исполняю салонные романсы. Однако основой моего репертуара являются русские песни, которые с ансамблем «Русская балалайка» удаётся превращать в маленький спектакль.

Мне помнится Вы принимали участие в создании научно-популярных фильмов. Расскажите об этом. Это ведь очень серьёзная работа.

С 1981 года я принимал участие в создании большого количества научно-популярных и учебных фильмов, работая на киностудии «Центрнаучфильм» с такими известными режиссёрами кино как Александр Згуриди, Илья Коган, Агаси Бабаян, Виктор Ман и другие . Среди работ – главные роли в фильмах «тайны Курильских островов», «Рысь», «Меценат С.И. Мамонтов», «Художник Никас Сафронов» и многие другие.

В один из весенних дней по московскому телеканалу прошла передача журналиста Полушина с Вашим участием о писателе графе Евгении Андреевиче Салиасе де Турнемире. Благодарна Вам за то, что вернули память о нём . Его называли русским Дюма. В моей библиотеке имеется несколько томов этого замечательного и очень интересного писателя. Расскажите немного об этой передаче. Ведь писатель Е.А. Салиас де Турнемир был необыкновенным человеком, даже несколько мистическим классиком...

Эта передача не зря заинтересовала и не только Вас. Любопытно, что в его жизни число 13 играло роковую роль. Граф Салиас родился 13 апреля 1640 года. Графский род впервые упоминается в 13-м веке. Писать он начал в 13 лет, и первый гонорар его составил...13 рублей. Хотя граф родился и умер в Москве и был русским писателем, до середины жизни оставался французским подданным. Его исторические романы читаются взахлёб и публика ждала с нетерпением новых произведений любимого писателя. И он не обманул её – только при жизни было опубликовано 33 объёмистых тома собрания сочинений. Его знаменитый роман «Пугачёвцы» критики сравнивали ни больше, ни меньше как с «Войной и миром». «Крестным отцом» в литературе был Герцен, заметивший в одном из писем к матери графа Салиаса Евгении Тур (тоже писательнице): «Если это писал Ваш сын, то я поздравляю обеих матерей его, то-есть Вас и Россию, с новым талантом...»

 

***

Так вот – в роли Салиаса был Григорий Дунаев. Могу сказать только, что эта передача стала настоящим подарком для моей души. От себя могу сказать, что Григорий Александрович Дунаев делает великое дело, возрождая интерес к именам, которые должны быть «отчеканены золотом» в каждом сердце. Продвигая свои проекты на телевидении, являясь автором и ведущим исторических кинохроник, он создаёт работы, интересные для любого поколения телезрителей. Он живо откликается на любое предложение. Яркая харизма актёра – горящий взгляд, темперамент, внутренняя чистота и одухотворённость, – именно то, что отличает его творческую составляющую, ученика большого мастера Сергея Бондарчука. Будь то большая или малая роль, артист всегда находит способ создать образ искромётный и незабываемый. Выступая на кинофестивале в Воронеже , где впервые был показан фильм режиссёра Василия Панина «Опять надо жить» (по повести Андрея Платонова), завоевавший главный приз фестиваля «Успех», почётный гость фестиваля Григорий Дунаев сказал так: «Успех – это стремление человека к счастью, умноженное на тяжёлый труд, на время, на помощь людей. Успех показывает, что ты адекватно реагируешь на жизнь и твои «системы поведения» работают хорошо. Мы должны постоянно стремиться к успеху, каждую секунду держаться на плаву. Нужно постоянно читать и знать о людях, которые многого добиваются. Ведь к вершине успеха стремятся многие, но доходят, конечно, не все... Но всё равно стремиться надо!»

 

Впервые я встретилась с Григорием Александровичем Дунаевым в Центральном Доме работников Искусств десять лет назад, где он проводил вечер памяти известного вологодского поэта Николая Рубцова. Слушала и удивлялась:

Звон колокольный и окольный,

У окон, около колонн, –

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон...

Удивлялась, как послушны актёру слова поэта, как естественно складываются они в строчки, а строчки плавно переходят одна в другую. У актёра был присущий подлинному таланту тончайший музыкальный слух. Намного позже, встречаясь с актёром Дунаевым на многочисленных творческих встречах, я поняла, как полюбилась ему поэзия наших русских поэтов Тютчева и Фета именно «темой души», вечной, неисчерпаемой, исполненной с предельной искренностью. Отдавая им должное, он с особой признательностью говорит и о «своенравной есенинской музе», которая вызывает у него звучание целого оркестра чувств, музыка которого, очевидно, может сопровождать человека в течение всей его жизни.

Маргарита Николаева, член Союза писателей России


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"