На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

Понятие дороги

Беседа с корр. газеты «Кубанские новости» Г. Соловьевым

Петр Васильевич, вы приехали к нам по академическим делам, но времена, со­гласитесь, не академические; и может быть, мы могли бы с вами начать с вопроса, кото­рый волнует сейчас многих: что с нами про­изошло и происходит? Вы много занима­лись историей, культурой и философией XX века; как это, на ваш взгляд, «оттуда» вы­глядит? Или никак?

— Этот вопрос, конечно, не ко мне, а к небес­ной канцелярии. Но я вас понимаю, от происходя­щего никуда не денешься, отвечать приходится... Попробуем так: произошел слом, обвал на исто­рической дороге, которой шел народ: со своими, конечно, причинами, но не без мощной помощи извне. Это и выглядит, как будто история побе­жала назад, как в кино в обратной съемке, люди бегут, перебирая ногами: открылись банки, «то­варищества», «благотворительность» и т. п. По­казывали как-то грузинских детей на елке, диктор сказал, что все это приготовил им Шевард­надзе «из личных сбережений». Растерянность людей от такого лобового встречного удара по­нятна; говорят, например, что это то, чего доби­вался Гитлер. Если судить по внешним призна­кам, можно было бы пойти и дальше, скажем, «префектов» и «супрефектов», которые управля­ют сейчас районами в Москве, у нас насаждал еще Наполеон. Не в них дело, а в том, что верну­лась чеховская «маска», которая, вы помните, желает, «чтобы за мои деньги мои мамзели были в натуральном виде». Да что я говорю — помни­те, уж, наверное, испытываете на себе.

Вы хотите сказать, что вернулась власть денег?

— А какая же еще. Если вы назовете другую, буду рад о ней слышать. Есть еще камуфляжное определение «возвращение в мировую цивилиза­цию», но обратите внимание, именно «возвраще­ние», то есть вспять. Этот решающий факт прикры­вается всеми способами, и довольно успешно, в том числе среди патриотически настроенных людей.

Но, кажется, не раз было сказано, что историю повернуть нельзя, и опыт подтвер­ждал это?

— «Почему нет», как говорят наши друзья американцы. Целиком, может быть, и нельзя, а частями можно. Спешить ей некуда, развивается она, известно, не по прямой, от людей зависит. Да и возвращение, хоть оно и объявляется, все­гда новое. В нашем случае, например, если прежние деньги были хоть для начала — завлечения, по видимости, национальные, теперь они открыто мировые, и действуют оттуда, где их успели боль­ше нахватать, с неимоверной быстротой маневра, перебрасывая силы в нужные момент и место мгновенно, подавляя людей через своих носите­лей и адвокатов почище «сеанса черной магии».

Значит, что же, прав Булгаков: нет ни­чего нового, люди любят деньги кожаные, металлические, пластиковые...?

— Это не Булгаков, а Воланд так считает. Но­вое есть, и при возвращении оно всегда похуже прежнего. В нашествии «этого дня» главное, на­верное, то, что под ноги налаженной, изощрен­ной в грабежах мировой денежной машине бро­шены миллионы давно отвыкших от ее ухищре­ний и обманов совершенно беззащитных людей. Машина дает займы и возвращает их кровью облагодетельствованных, да еще получает право безнаказанно орудовать на всем этом простран­стве, перерабатывая в своих интересах все, что плохо лежит. А как оно лежит, вы знаете. Пред­ставляете масштабы преступления? Для одного гигантского паука люди обращены в тучи смешно звенящих крылышками мух. Правда, паук, как всегда, недооценивает, что перед ним все-таки люди.

Это прямо новая строка Коммунисти­ческого Манифеста...

— Извините, но в этом вопросе я слышу как раз их способ, особенно у поздних, подвести под определение и делать вывод. Никогда в этой пар­тии не состоял. И не только потому, что литера­тура, область моих занятий, бесконечно глубже каких бы то ни было партий. Разделять некото­рые фундаментальные изъяны их программы было невозможно; в эти дыры, как мне представ­ляется, они и провалились. Но что коммунисты долгое время (до Хрущева) были верны главной мировой дороге, пусть и с жестокими ошибками ее вели, имели на этом пути вершинные, никем уже не устранимые мировые достижения, — это совершенно несомненно. Сбить нас с этой дороги желают более всего. Между тем она шла до ком­мунистов и будет идти вместе с ними, если они принципиально обновятся. Вся русская культура была направлена на одоление силы денег: и Пуш­кин, и Гоголь с «Мертвыми душами», и Толстой, и Достоевский, и Щедрин, и Некрасов, Остров­ский, Чехов — кого ни вспомнишь, не говоря уже о советских. Общество росло и строилось в этом направлении, создавая новые организации, отно­шения и людей. Допустить, чтобы человеком в его общественной и духовной жизни руководили законы рынка, значит сделать каждого, помимо его воли, по точному народному определению, «продажным», — со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Что вы имеете в виду?

— Да то, что у всех на виду и есть. Принуди­тельное падение человеческого уровня, сведение его к простейшим интересам и инстинктам, громадная индустрия по их поощрению и удовлетво­рению, то есть обращение человека в цивилизо­ванное животное. Чтобы удобнее было пасти...

Уж не слишком ли вы так?

— Нисколько. Все коварство денежного меха­низма в том, что за мелочным, «этикеточным» удовлетворением оно не слишком заметно, хотя ведет неотвратимо и круто вниз. Наивный, может быть, пример: недавно, кажется, пели и верили: «...при народе в хороводе парень девушку обнял, а девчонке стыдно стало». Представляете, какой гомерический хохот вызвало бы это теперь? По дороге к вам слышу в вагонном радио:

  Ты стучишь, а я не открываю.

Извини: со мной уже другой.

Свято место пусто не бывает!

Ты забыл об этом, дорогой.

Иначе говоря, вы считаете, что циви­лизация, которую нам навязывают, если и мировая, то отжившая, и сейчас глушит жи­вую.

— Да, мертвый хватает живого, это бывает, и довольно цепко.

Но ведь освободили веру, открыли церкви...

— Верно. Одной рукой. А другой — церковь, увы, прикрывает происходящее. Я имею в виду, конечно, не «святую, соборную и апостольскую Церковь», а достаточно заметных церковников, и высокого ранга. Кропят святой водой чуть ли не возводимые в мраморе биржи, участвуют в «пре­зентациях» и т. п., притом иерархи с авторите­том. Преосвященный Иоанн, например, убежден­но проповедовал: хорошо, мол, что нынешняя власть восстановила собственность, должен быть ответственный хозяин и т.п. И никто рядом с ним не встал и не сказал: «Дорогой владыко, собст­венность, как Прудон еще обнаружил, — это во­ровство, и мы сейчас переживаем это в размерах и видах, какие философам не снились». Так и скончался почтенный пастырь в убеждении, что совершает богоугодное дело, обличая «безбож­ных экспроприаторов».

А коммунисты? Разве они не на том стоят?

— Рядовые, может быть. Но в плотном слое номенклатуры (одно из роковых «попущений» прежней власти, может быть, и необходимое в первые годы для удержания ключевых постов проверенными «кадрами», но затем катастрофи­чески гибельное), в этой самой номенклатуре, ко­торая просто разделилась в «реформе» на более ловких извернувшихся во власть расстриг и, так сказать, обделенных, этот вопрос давно неприли­чен, почти не произносим. Он заменен другими, более важными, например соревнованием с «оп­понентами» в «правах человека» и т. д. Других руководящих их представителей что-то не видно, не говоря уже о новом мировом кругозоре их тео­рии. Вроде того, например, кто долго и упоенно исполнял роль «спикера» во впервые — о радость! — подброшенном нам парламенте, кото­рый еще Иван Грозный справедливо именовал «говорильней» (буквальный, кстати, русский пе­ревод этого слова). Его величали за это на Западе с ревнивым будто бы изумлением «лучший спи­кер Европы» («это в дремучей-то тоталитарной России»...). А когда этот самый парламент, чем-то себя вообразивший, одним дуновением смели, запричитал: «Где ты Бэла, где ты Булат» (свирепо приветствовавший это деяние «свобод­ным», наконец, словом). И вы хотите, чтобы люди с таким умом и кругозором (надеюсь, понятно, что ни малейшего желания задеть личность у меня нет) произвели что-нибудь принципиально необходимое и новое в восстановлении дороги?

Но они же поддерживали, находясь у власти, народную культуру, разбирались все-таки, где «реализм», где «модернизм»...

— Ничего подобного. Последние тридцать лет были специально — лестью, чинами, званиями, прямыми «вкладами» — продвинуты наверх именно ни в чем не разбиравшиеся. С ними обра­щались в конце концов, как с носорогами, повора­чивая, куда надо, направляя на затаптывание действительных людей культуры и мысли. Их об­водили, хохоча, вокруг любого поднятого пальца. Зайдите в Москве на Тишинскую площадь, взгля­ните на памятник «Дружбе народов» Вознесен­ского и Церетели. Эту гигантскую черную слеп­ленную из беспорядочных букв свечу вставили, прошу прощения, куда следует «режиму», да еще получили все, что пожелали от государства, над которым глумились. После чего ничего другого не оставалось, как пропеть той же дружбе, уже на другой голос, «вечную память». И никто звука не произнес: о, что вы, «мастера культуры»; и сейчас не произнесут, а если спросите — обидят­ся: «знаете, нехорошо смеяться, ну, верили люди, ошиблись, их обманула преступная власть».

Но разве это только наше явление, разве подобное в других странах и «режи­мах» не наблюдается?

— Разумеется, международное. И оно всегда играет на разнице противостояний. Невозможно забыть фотографию, как Пикассо принимают в партию. Марсель Кашен, тогдашний патриарх французской компартии, еще кто-то вручают ему партийный билет. Он им показал, этот комму­нист, завещавший похоронить себя в собствен­ном замке (купленном, конечно), подбросивший им в символ голубка с надломленным крылом («объемное зрение»), как нужно использовать по­люса идейных и политических противостоя­ний, какая фирма может стать доходней: нефтя­ная, «Эссо», или «интеллектуальная» — «Пикас­со».

А уроки? Разве нельзя их извлечь из таких историй? Разве не могли научиться коммунисты многому из того, что произошло?

— Хотелось бы, но опять-таки не видно. Вот обсуждают в Думе закон об «этике и нравствен­ности», то есть о масле масленом, не подозревая, вдобавок, что никаким «законом» нравственно­сти не введешь. Но предположим, благородная задача оградить детей от действительно фанта­стической пузыристой жижи, льющейся из «тру­бы» телевидения, и т. п., делает доклад комму­нист. Резкие, хотя и самоочевидные слова, само­очевидные примеры, которые признают тут же публично и «политические противники». Но вот из зала выстрел-вопрос: что же, вы хотите в ва­шей комиссии запрещать, как было, Майю Пли­сецкую в Кармен-сюите?

Ответ: «Что касается Майи Плисецкой — ну, не должны сидеть в советах и комиссиях по ис­кусству идиоты...»

Ответить так — значит надеть самому себе на голову ведро: подходи и лупи палкой, пока не сва­лится «защитник нравственности».

Майя Плисецкая, что опять-таки самоочевид­но, — выдающаяся балерина. Лучшая Одиллия советской сцены, неукротимая Зарема, Китри, за­ново открытый «Лебедь» Сен-Санса, что перечис­лять. Но когда она вышла в балете своего супру­га, сочиненном в содружестве с одним малоизве­стным французским композитором, музыкальный язык которого, как предполагалось, обветшал для современного уха и нуждался в соавторе (излюб­ленный прием авангарда), — именно в Кар­мен-сюите; когда она применила там, в самом деле, небывалую фигуру танца, которую можно было бы передать словами «вертикальный шпагат», и стала наступать ею под грохот барабанов в разные стороны, в том числе и на зрителя, как бы уг­рожая поглотить всякого сомневающегося; иначе говоря, — когда она возвестила на сцене Большо­го театра «сексуальную революцию», абсолютно необходимую для начала «рыночной» (бесстыдст­во), — тогда забеспокоились привыкшие чтить своих поводырей и помянутые «носороги». И сде­лали они это, конечно, единственно им доступ­ным, предусмотренным для них способом — «придержать» (критика, которая могла бы разъ­яснить происходящее, подавлялась ими по наве­дению тех же кругов за «славянофильство» и «забвение классовых критериев»). Это от них то­лько и требовалось. Триумф подвергшейся «ужа­сающей невежественной травле» акции был обес­печен. И вот нас уверяют в качестве вывода из этой истории, что теперь-то уж, среди умных лю­дей, всякие препятствия для проведения ей по­добных устранены. Нет, ничему они не научи­лись, и приди они к власти, ждать от них в куль­туре (то есть в начале начал) нечего.

А не могли бы вы назвать какой-ни­будь противовес этим явлениям, например среди писателей? Хотя, может быть, они и смотрят на вещи порой несколько пессими­стически?

— Это правда, что современные писатели как-то оцепенели перед изворотливостью зла (не в пример, скажем, Булгакову) и больше пока что печалятся, негодуют, чем его убедительно опро­вергают.

Но есть и явные опоры, понимание больших дорог. Ждет своего часа, например, пьеса Шук­шина, замечательно названная им «До третьих петухов», она так и просится на экран — не пла­катный, «цирковой», глумливый, а по основным современным типам узнаваемый. В поэзии — чем вам не подходит уроженец Кубани Юрий Кузне­цов? По меньшей мере, три его стихотворения — для хрестоматии нашей дороги.

Это «Атомная сказка», «Маркитанты» и «Фе­дора». «Маркитанты» — это даже выдающееся политическое стихотворение без политики, то есть настоящий художественный образ с трезвым взглядом в механизмы недавней истории. Если присмотреться, оно отвечает, ненамеренно, и Генриху Гейне, — помните:

Бей в барабан и не бойся

И целуй маркитантку...

Николай I «целовал» своих маркитантов и очутился в Крымской яме, Николай II — своих, и оказался в японской, а потом и в екатерин­бургской. В Отечественную, надо сказать, они сидели и очень хорошо знали, чем кончились бы их соединенная «коза ностра»; с Хрущевым про­снулись и т.д. И вглядитесь: слово того же корня, что и «маркет», «маркетинг», все тот же родной «его величество рынок», который, как восторжен­но выразилась одна газета, «все сам распреде­лит»; будь я редактор какой-нибудь периодики, я бы печатал это стихотворение через два-три номера в эпиграф для размышления и соображе­ния...

Ну, а классики? Держитесь ли вы того же мнения, как вы говорили на дискуссии 1977 года «Классика и мы», что они глядят вперед намного дальше, чем современни­ки? Обстоятельства оказались все-таки неожиданными.

— Хорошо, спросим у Шолохова. Вы начали с того, что с нами происходит. Загляните в послед­ние страницы «Тихого Дона». Там является не­кий Капарин. Положение Григория тяжелейшее, по всем статьям безвыходное. Что он советует Мелехову, чертя палочкой на песке? Прочтите, мол, чем должна завершиться революция, про­чтите наоборот «серп и молот», что получится? «Престолом!» Монархия!! Прекрасно тут уже то, что читать надо именно наоборот, справа налево, то есть вспять. Хотя и тогда уже было ясно, что монархия в современном мире может быть толь­ко подставной, то есть наилучшей ширмой для денег — у тех, конечно, народов, которые еще чтят традицию и уважают отцов. И вот нам учи­няют гробокопательный фарс, рыдая на весь мир, ревнители, они же недавние давители монархии.

Но еще лучше аргументы, которыми хочет увлечь Григория Капарин. «Вы интеллигентный человек... Вращались в офицерском обществе, видели настоящих людей». Узнаете? Сам Капа­рин, разумеется, уверен, что к этим интеллиген­там и «настоящим людям» принадлежит. Разве не всплывают за этим сразу многие, слишком мно­гие, например последний собеседник Дудаева К. Боровой, который в интервью газете «Аргумен­ты и факты» заявил: «Вы миллионер? — Я интел­лигент»...

И, наконец, следует решающий довод, часто замалчиваемый, но в критические минуты неиз­бежный. «Надо расстаться с этим гнусным наро­дом». Вы видите, что недавние откровения одной красавицы, растолковывавшей, чем, собственно, он гнусен, всего лишь эпизод, звено в давно суще­ствующей цепи. Слово «элита», кстати, напоми­нающее нечто сточное, еще не было подброшено; Шолохов уже хорошо видел, откуда начнет воз­вращаться растление.

Но даже это еще не главное. Посмотрите, чем отвечает «интеллигенту» представитель этого са­мого «гнусного» народа. Мелехов не убивает его; это сделают сотоварищи Капарина по банде, ко­торых тот предал, но — вглядитесь вниматель­ней — отбирает у него оружие... Мало того, что оно отвечает пушкинскому завету «что, хищник, где твоя краса?» (оружие может быть разным, во­все не обязательно «физическим»), оно ясно фор­мулирует народную задачу на текущее и будущее время.

«Это — чтобы ты мне в спину не выстрелил. От вас, от ученых людей, всего можно ждать... А все про какой-то перст толковал, про царя, про Бога» (слышите?) «До чего же ты склизский че­ловек».

Картина, надо признаться, мрачнова­тая.

— Она выглядит мрачной лишь тогда, когда не видят дороги, или забыли о ней, или дали себя обмануть «сочувствующим» причитаниям, что ее не было и нет. На деле нет ничего интереснее и важнее, чем понимание хитросплетений зла. По­нимание это бесконечно более для него опасно, чем желание, развернувшись, «дать ему в ухо» (это желание им прямо поощряется). Тяжесть об­стоятельств, пока не явились новые, всегда вы­глядела крайней. И Пушкин говорил «в мой жес­токий век», и Тютчев полагал, что «такого ополченья мир не видал с первоначальных дней», и однако тут же добавлял: «Велико, знать, о Русь, твое значенье. Мужайся, стой, крепись и одо­лей». А Шолохов, тот прямо предвидел, что вре­мена придут потяжелее Отечественной, но, вы помните, глядел вперед: «Хотелось бы думать, что... этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырас­тет тот, который, повзрослев, сможет все вытер­петь, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». Так будет, конечно, но на восстановлении дороги. Без нее любые усилия, очень часто провокационно подсказанные, обре­чены.

26 сентября 1998

*Воспроизводится по книге: П. В. Палиевский. Из выводов ХХ века. Изд-во «Русский остров». Санкт-Петербург, «ВладимирДаль», 2004.

Пётр Палиевский


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"