Беседа с Сергием, Архиепископом Самарским и Сызранским
- Ваше Высокопреосвященство, с какой целью проводилась научно-практическая конференция "Христианство-2000" и почему местом ее проведения стала именно Самара?
- Начну отвечать со второй части вопроса. Наш регион - один из мощнейших в России, как в экономическом, так и в политическом и культурном отношениях, а с некоторого времени он стал играть заметную роль и как центр религиозной жизни. У нас восстанавливаются старые храмы, строятся новые - и не один не пустует. Даже в Покровском кафедральном соборе, вмещающем несколько тысяч человек, по Великим праздникам негде яблоку упасть. Происходит это благодаря большой просветительской работе сотрудников епархиального управления, рядовых священников, работников курсов религиозного образования и катехизации. Трудно переоценить деятельность преподавателей и учащихся Самарской Духовной семинарии, которая уже имеет статус высшего учебного заведения. Мы постоянно проводим встречи в школах и вузах, в исправительно-трудовых колониях. В шестнадцати ИТК имеются храмы или часовни, поэтому нередки случаи, когда люди приходят к Богу в местах заключения. Наш город по уровню своей духовности приближается к дореволюционному, ведь сто лет назад Самару называли боголюбивой. Не один город даже из "золотого кольца" не имел такого названия. Но Самара, ко всему прочему, город многонациональный и многоконфессиональный, и отсюда происходят многие трудности. Я уже не говорю о наплыве всевозможных сектантов, от которых приходится отряхиваться, как от налипшей грязи, вдруг непомерную активность стали проявлять католики, которых в области насчитывается всего несколько сот человек. Например, в Тольятти они решили построить костел и открыть сразу два монастыря, мужской и женский. И это на канонической территории Русской Православной Церкви! Да, по современным российским законам у нас все конфессии равны, но не все равны перед историей Государства Российского. Оно ведь создавалось молитвами и подвигами православных священников, а не ксендзов, раввинов и прочих служителей культа... Видите, мы уже естественно переходим к целям состоявшейся конференции. Одна из них - через диалог священнослужителей и светских ученых донести до самых широких слоев красоту, богатство и историческую значимость нашей православной веры. Другая - выработать методы и формы сотрудничества Церкви и органов образования и культуры. Третья - обозначить темы для совместного исследования в богословии, философии, словесности, педагогике, психологии и естествознании. В связи с этим работа на конференции велась сразу в нескольких секциях.
- Работу какой из секций Вы бы выделили особо?
- С точки зрения научной, работа каждой секции заслуживает самой высокой оценки. А с практической, на сегодняшний день наиболее значимой стала работа секции "Православие и образование". Нам удалось при содействии Московской Патриархии и Министерства образования отработать основные программы светских и духовных школ, найти те многочисленные точки соприкосновения, которые помогут сделать и то, и другое образования наиболее полными. Надо отметить и работу секции "Православная Церковь в современном мире". Как жить Церкви в новых экономических и социальных условиях? Демократия - зло или благо? Действительно ли Православная Церковь сегодня свободна, особенно в регионах?
- Была на конференции секция "Православие и словесность". Некоторые богословы высказывают мнение, что художественная литература сегодня вообще не нужна, поскольку сейчас вновь открыты кладези литературы духовной...
- На мой взгляд, это крайняя точка зрения, ведь и художественная литература может быть по-христиански духовной. Возьмем зрелого Пушкина, Достоевского. А недавно отошедший наш современник Владимир Солоухин. До сих пор удивляюсь, как ему во время жесточайшей атеистической пропаганды удалось опубликовать "Черные доски", которое сыграли огромную роль в духовном становлении целого поколения!
- Владыка, а кого из ныне живущих писателей вы могли бы выделить в этом плане?
- Я бы назвал в первую очередь Николая Коняева. Но здесь я, наверное, не совсем объективен, потому что Николай Михайлович много печатается в самарских православных изданиях - журнале "Духовный собеседник", газетах "Благовест", "Самарский хронограф" и "Ковчег", и я как бы волей-неволей "вынужден" его читать...
- Ваше Высокопреосвященство, Вашими предшественниками на Самарской кафедре были великий молитвенник митрополит Мануил (Лемешевский), известный на весь мир религиозный писатель митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Ощущаете ли Вы какую-то особую связь с теми, чей нелегкий крест Вам пришлось взвалить на себя?
- Да, несомненно. Эта связь, в первую очередь, мистическая. Эти святители, отошедшие в Царствие Небесное, не покинули нас. И я не один это ощущаю... Мы как-то уже привыкли к некоторой религиозной свободе и воспринимаем, как вполне естественное, что руководители разных уровней - от градоначальника до президента страны - считают своим долгом засвидетельствовать свое почтение тому или иному представителю Русской Церкви. А каково было митрополиту Мануилу в хрущевскую "оттепель", когда тогдашний руководитель государства обещал показать современникам "последнего попа"?! Сейчас мощи православного подвижника покоятся в Покровском соборе Самары и возле его раки уже неоднократно происходили чудеса исцеления. Здесь ежедневно совершаются панихиды, и многие при этом ощущают его поддержку. Я как приемник чувствую заступничество этого удивительного молитвенника... Примерно такая же связь и с покойным владыкой Иоанном, великим радетелем за наше Отечество. Он как блестящий публицист и тонкий нравоучитель умел называть все вещи своими именами, не боялся быть суровые справедливым. Его боль за Россию и вера в ее великое будущее дает мне силы на продолжение дела, которым занимался на Самарской кафедре митрополит Иоанн.
- А какое это дело?
- В первую очередь - ввести русского человека в церковную ограду. Когда-то этому мешал атеистический режим, а теперь мешает полная религиозная свобода. Ведь всевозможные секты и религиозные объединения обещают легкий путь и процветание уже в этой жизни, а Православие требует жертвы и подвига, требует несения именно своего креста. И когда мне по немощи духовной кажется, что силы эти иссякают, то я вдруг ощущаю молитвенную поддержку митрополита Мануила или обращаюсь к литературному наследию митрополита Иоанна и лишний раз убеждаюсь, что, если Господь дает крест, то он дает и силы нести его.
Беседу вел Владимир Осипов
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"