На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

Высота и унижение русского слова

Беседа журналиста Виктора Кожемяко со старейшим писателем России

О месте писателя в обществе

— Только что завершился год, названный официально Годом русского языка. Однако от таких мероприятий, точнее — от названий, мало что меняется. В большом ли почете у нас нынче слово? И какое место, на ваш взгляд, занимает писатель в современном обществе?

— Какое место? Не самое ли жалкое, если соразмерять высоту и значимость звания писателя с теми ничтожными возможностями, которые наше современное общество предоставляет ему для того, чтобы он мог реализовать свой природный дар, ту самую свою значимость?

В недавние советские времена начинающий талант мог проявить себя по-разному. На систематически проводимых областных, региональных и всесоюзных семинарах молодых писателей, на страницах молодежных газет и журналов. В издательствах были молодежные редакции, не говоря уж об огромной «Молодой гвардии», полностью ориентированной на поддержку молодых дарований.

Состоялись первые публикации, вышли первые книги. Критика заметила новоиспеченный талант. Да-да, согласен, не всегда замечала тех, кого бы следовало, но так случалось во все времена. А все-таки интерес к молодым талантам особенный был в советское время.

— Итак, первая книга вышла. И что дальше?

— А дальше все шло почти «в автоматическом режиме». Опубликовал твою повесть или роман 800-тысячным тиражом журнал «Молодая гвардия», вскоре же «повторила» двухмиллионная «Роман-газета» — вот ты и занял в обществе свое определенное место. Нет, это вовсе не значит, что миллионы читателей бросили свои дела и кинулись читать твое сочинение: кого-то прочтут миллионы, а кого-то — только тысячи. Но это уже, как говорится, второй вопрос. Первое и главное — что ты увиден и услышан.

— Сегодня по-другому?

— А кто тебя нынче увидит и услышит, коли ты в литературе не спекулянт? Конечно, если ты пишешь «об ужасах тоталитарного режима» или смакуешь порнографию, это еще куда ни шло — у тебя есть шанс занять свое место на уличных лотках. Если же в твоем сочинении нет ни проклятий советскому строю, ни секса и никто не ругается матом, вряд ли общество в нынешнем понимании вообще узнает о существовании твоем.

Впрочем, о существовании того или другого писателя нынче узнают не столько по книгам, сколько по частоте появления его в ТВ-ящике. Со своими сочинениями? Нет, конечно, особенно если ты прозаик — кому это интересно? Появляться надо с шутками, анекдотами, хохмами. Хорошо, если раз в неделю, если же еще чаще, два раза — тебя уже считают классиком. Завсегдатаи «ящика» друг о друге прямо так и говорят: «Михаил Михалыч-то! Ну, так это же наш живой классик...» Ну, а если «классик», значит, он, считай, уже занял то место в современном обществе, которое и соответствует высокому званию писателя. Только какой ценой, какими реальными заслугами перед отечественной литературой!

Заслоном встать против чужеязычного урагана

— Да, есть о чем задуматься. Время хохмачей… Резкий упадок общей культуры и языка… Порча вкуса и катастрофическое снижение требовательности к писательскому труду… Вот мы коснулись минувшего Года русского языка. Давайте вернемся к этому, договорим недосказанное.

— Что дал Год русского языка, русского слова? Да фактически ничего. Пошумели, провели «круглые» или иной конфигурации «столы», симпозиумы. Но что изменилось-то? В школьных программах по-прежнему сокращаются учебные часы русского языка и литературы. В старших классах остается где 4, где 3 часа в неделю. Вот тебе и великая русская литература!

Пройди по вечерней Москве — на крышах и карнизах многих зданий нагло сияют всеми цветами радуги огромные чужеязычные рекламные щиты. Погашен был хоть один щит? Их стало больше! Русский язык по-прежнему затаптывается, исконно русские слова с усердием, достойным лучшего применения, без всякой необходимости заменяются чужестранными. Кому-то хочется объяснить это как некое новомодное поветрие: повеет, мол, и пройдет. Но ведь это не мода на узконосую обувь или не убирающиеся под кофту лифчики, а иное отношение к окружающему тебя миру. Новомодникам «наемный убийца» начинает казаться уже и слишком грубым, тревожным, а вот «киллер» таких мрачных эмоций не вызывает…

Нет, не ветерок веет, а чужеязычный ураган бушует. Захлестывает с головой, особенно молодых. Что слышат по радио и с телеэкрана? «Мы позиционируем свой бренд в секторе хай-мидл-класса». Вот как! Речь идет, кажется, о каком-то особо дорогом кофе.

— Но дело-то, конечно, не в кофе, а в том, до какой вседозволенной наглости надо дойти, чтобы с утра до вечера звучал этот бред в стране великого русского языка!..

— Досказать, наверное, следует и о некоей особенности нашей национальной культуры, поскольку особенность эта имеет прямое отношение к слову не как части речи, а к чему-то большему — к Слову с заглавной буквы.

Если мы хотя бы бегло оглянемся на европейскую культуру второго тысячелетия, то увидим, что о том или другом народе мы судим прежде всего по его духовному вкладу в общечеловеческую культуру. Если заговорим, к примеру, о Средних веках, об эпохе Возрождения, то каждый из нас, наверное, сразу же вспомнит Италию, великих итальянских художников Рафаэля и Микеланджело. Пойдет речь о философии — обязательно назовем великих немцев — Гегеля и Канта. Если же кому-то захочется порассуждать о литературе, то, будь он немец или француз, англичанин или итальянец, ему никак нельзя будет умолчать, «не вспомнить» о великой русской литературе. Один из замечательных европейских писателей лауреат Нобелевской премии Кнут Гамсун так о ней, о нашей литературе, и сказал: «Я не знаю в мире ничего более достойного и великого, чем русская литература». Так что, если посчитать, что итальянцы как нация «высказались» миру прежде всего своими живописцами и скульпторами, немцы — философами, то мы, русские, высказали себя в первую очередь через литературу, через слово. Уточним, хотя и так понятно: не через слово вообще, а через слово письменное.

— Да, как и назывались-то первые произведения нашей литературы: «Слово о Законе и Благодати», «Слово о полку Игореве»...

— В год празднования тысячелетия нашего Отечества, в 1862 году, впервые были почествованы создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий. Отмечался День письменности и в последующие несколько лет. Однако же отмечался, к сожалению, очень скромно, а после 1885 года и вовсе сошел на нет.

И лишь в наше советское время, в 1986 году, моим давним другом мурманским писателем Виталием Масловым Праздник был возрожден. С тех пор День славянской письменности и культуры стал отмечаться и в других городах —  Новгороде, Киеве, Минске, Смоленске… А в 1992 году в Москве в этот праздничный День был установлен памятник Кириллу и Мефодию работы знаменитого скульптора Вячеслава Клыкова.

— Этот праздник отмечается и в вашем родном Сергаче?

— Отмечается ежегодно, можно уже сказать — традиционно. В этом году он будет праздноваться на моей «малой родине» в одиннадцатый раз. По установившейся традиции, в течение учебного года старшеклассники школ Сергачского района пишут конкурсные сочинения на самые разные темы. Например: «Откуда есть пошла Русская земля?», «Кто спас Россию в Смутное время?», «Пушкин в Сергаче». Более пятидесяти работ было представлено в 2005-м и 2006 годах, в 2007-м — семьдесят одна работа. А в День Кирилла и Мефодия, 24 мая, на главной площади города объявляются итоги конкурса и награждаются победители.

А вот если бы — не раз и не два на наших Сергачских праздниках говорил я сам себе — если бы в каждом городе и в каждой деревне, в каждой школе и каждом классе чествовали День равноапостольных Солунских братьев и славили данное ими нам письменное Слово, картина, наверное, могла бы быть другой — защита родного русского слова была бы более надежной. Тогда бы и не было необходимости «назначать» какой-то особый год — тогда бы каждый год был бы Годом великого Русского слова.

— Для этого, согласитесь, надо не только 24 мая повсеместно праздновать, а всю культурную политику в стране коренным образом менять. Политику, которая как была, так и остается «швыдковской».

— Согласен полностью.

— А в заключение примите, дорогой Семен Иванович, поздравление с вашим юбилеем, сердечные пожелания здоровья и творческого долголетия.

— Спасибо. Я буду стараться.

Семен Шуртаков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"