На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

Соколиная держава

Язык и топонимика – самые объективные историки, уверен поэт Евгений Семичев

Споры об истории России не утихают никогда. Причина их в том, что историческая наука часто служит не сугубо научным целям, но целям политики и экономики: историки, в подавляющем большинстве, ангажированы властью эпохи, в которой живут. Прорваться к подлинной истории человечества непросто и порой такие прорывы происходят на уровне творческой интуиции. Писатели или художники создают эпические произведения, сообразуясь с понятиями художественной правды. Но неизбежно в художественном произведении начинают обнаруживаться, как на древнерусских иконах под позднейшими наслоениями, глубинные пласты национальной истории и национального самосознания. Поэма Евгения Семичева «Красный кречет», первая публикация которой состоялась весной 2007 года на страницах газеты «Вечерняя Самара» посвящена, казалось бы, давним событиям русской истории. Однако, судя по интересу, который поэма вызвала, актуальность описываемых ею событий не исчерпана за древностью лет. За неполные два года «Красный кречет» (так называют сокола редкой белой «царской» масти) был опубликован многими литературно-художественными журналами страны – «Подъем» (Воронеж), «Странник» (Саранск), «Русское эхо» (Самара) и т.д. О «Красном кречете» высказали порой очень разные мнения известные критики и писатели России. Видимо, не только красотой поэтического слога пленяет поэма, но и затрагивает некие потаенные струны души русской – загадочной и непостижимой, как русские сказки. Все мы с детства знаем русскую сказку о Финисте Ясном Соколе. Знаем, что удалых молодцев на Руси принято называть соколами, соколиками – причем, не только в древнерусские времена, выражение «сталинские соколы» в применении к летчикам было в активном обиходе в ХХ веке . Как правило, мы мало задумываемся о сакральности образ сокола, который есть не просто сказочный персонаж, но символ русских побед – прошлых и грядущих. Об этом и о многом другом наша беседа с поэтом Евгением Семичевым.

– Евгений Николаевич, соколиная тема – одна из главных для Вас. Одна из Ваших книг называется «Соколики русской земли». Поэма «Красный кречет» полностью навеяна темами древнерусской соколиной охоты. Почему сокол столь любим Вами?

– С детства помню частушку «Ой, гора, гора высокая. // А на той горе убили сокола. //Убили сокола – крест поставили. // Молодую меня страдать заставили». Эту частушку певали старушки в самарском селе Горки, на родине моей матери. Долгое время я по-детски наивно недоумевал – на какой горе убили сокола, если возле нашего села Горки не то что гор, даже холмов нет? И почему степное село называется Горки? Позже узнал, что в районе Новокуйбышевска (Горки входят в новокуйбышевскую городскую черту), располагались соколиные охотничьи угодья графов Орловых, жалованные им Екатериной Великой. В местной топонимике увековечена эпоха владения Орловых – рядом с Новокуйбышевском расположено, к примеру, Орлово-озеро. Считается, что самарская река Сок, давшая название Сокольим горам, происходит от тюркского «сокалы» – холодный. Возможно, частично оно так. Но тогда чем объяснить название села Горки в месте, где сроду никаких гор не бывало?

– И чем же?

– А тем, что сокол это и есть Гор. Бог Гор, небесный бог-солнце, бог-воитель. Когда мы говорим горний мир – подспудно имеем в виду небесный мир, соколиный мир. Проповедь Христа называется Нагорной не только потому, что была произнесена на горе. Нагорная проповедь – небесная «горняя» проповедь о высших заповедях. Само слово «гора», в смысле возвышенность, подразумевает устремленность вверх, к соколу-Гору. От Гора-Сокола в русском языке немало слов произошло. В слове «город» явно присутствуют два корня – «гор» и «род». Иными словами, город – это соколиный род, а вовсе не некое отвлеченное огороженное место, куда собрались иваны, соколиного родства не помнящие…

– Но ведь Гор, если не ошибаюсь, египетский бог, при чем тут Россия?

– Такие «параллели» объясняются былой индоевропейской общностью народов. Древнеегипетский Гор-Боец с головой сокола согласно египетской мифологии, пронзает копьем бога Сета-крокодила. Такое изображение сохранилось у египетских христиан-коптов. В славянской мифологии Гор трансформировался в образ Георгия-Победоносца (неслучайно Георгиев в детстве уменьшительно-ласкательно в России зовут Горками, Горочками, Егорками, имя Егор также имеет «соколиную» родословную). Двуглавый орел, прилетевший на Русь из Византии, был «потомком» преданий древнего Египта и сокола-Гора, поскольку в состав Византийской Империи входил и Египет – страна древней сакральной мудрости, где свято верили в вечную жизнь души после смерти. А бессмертие души – основная идея христианства, как видим, имеющая свой исток в Древнем Египте. Кстати, одно из существенных отличий орла от сокола в том, что орел порой не брезгует и падалью, а сокол питается исключительно свежей добычей, которую сам же и добивает.

– Теперь понятно, почему так художественно убедителен в Вашей поэме образ души замученного царского сокольничьего Федора, когда его душа во время пытки, освободившись от «оков» тела, соколом воспаряет в горние вершины…

– Сокол – базовый образ славянской (индоевропейской или арийской, как угодно) мифологии. Династия Рюриковичей – соколиная династия. Ра-рог – огненная солнечная птица, как почитали и называли сокола западные и южные славяне : Ра – это солнце, Рог в данном случае – зеркальное прочтение слова Гор. Сквозь века и тысячелетия египетский бог Гор-Ра зеркально отобразился у славян в Ра-Рог – Рюрик. Сокол был священным родовым знаком Рюриковичей. Зеркальность прочтения в старину практиковалась для того, чтобы зашифровать святое имя-символ от случайных или враждебных людей. Слово – это Бог, поэтому божественность слова защищали зеркальной шифровкой. Сатанисты же на своих шабашах, напротив, читают Библию наоборот, искажая ее божественный смысл. К роду Рюриковичей принадлежал Владимир Креститель, в бытность великим князем которого на Руси чеканились монеты с гербом Рюриковичей – соколом. На серебряных монетах, отчеканенных при Владимире Крестителе, изображен сокол-Гор (у славян его еще называл Горс-Хорс – бог солнца). Эти монеты древние русичи называли «рарашками». Слово «деньги» появилось позже, как заимствованное из тюркского – таньга.

– В Вашей поэме надо всем главенствует образ шестокрылых крестов на колокольнях православных храмов, готовых соколами взмыть в небо…

– В «Слове о полку Игореве» – шедевре русской литературы 12 века – образы сокола, солнца и «света светлого» – центральные. Отважные воины Рюрика – соколы. Князь Игорь обращается в сокола, когда бежит из половецкого плена. Ни в кого другого князь Игорь и не мог обратиться, т.к. имя Игорь – это фактически имя Георгий, в честь Георгия Победоносца, праобразом которого, как я уже говорил, был Гор-Воин-Сокол. Киевский князь Святослав в «Слове о полку Игореве» – «перелинявший сокол». Один из героев «Слова» – Роман – летит на подвиг, подобно соколу. Сыновья князя Мстислава Изяславовича – представители «гнезда шестокрыльца». Шестокрыльцем русские люди называли сокола за особое строение оперения, когда большие маховые и малые маховые перья, а также крылышки составляли всего как бы шесть крыльев. Посмотрите внимательнее на православные кресты – они шестокрылы. В эпоху православия образ «шестокрыла» был воплощен христианским сознанием в шестикрылого Серафима.

– Вспоминаются Ваши же стихи «Серафим, поцелуй меня крепко, чтобы кровь проступила на лбу…». Выходит, что и «серафимовская» тема есть лишь продолжение темы соколиной?

– Стихотворение про Серафима – одно из моих ранних. По мере взросления я каждый раз, возвращаясь на круги своя, по-новому открывал русскую соколиную тематику. Только на уровне творческой интуиции поэт способен к прозрениям о нашем истинном прошлом – когда ты полностью доверился небесной истине и отрешился от земных суетных «установок», какими бы благими они ни были, то и Бог тебе помогает – вдохновением и прозрением. Образ «шестокрылых крестов» пришел ко мне неожиданно, на Пасху, когда я шел мимо Храма Серафима Саровского. В этот момент зазвучал пасхальный благовест и на какое-то мгновение я машинально поднял голову вверх – кресты парили в небе, как соколы, они действительно были шестикрылые! Я их вдруг увидел такими, что говорится, «попал пальцем в небо». Однако прозрением прозрением, но мне была важна оценка поэмы с исторической точки зрения. Поэтому по окончании работы я послал «Красного кречета» историку, мнению которого доверяю. Это доктор исторических наук, заведующий кафедрой и профессор Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова Сергей Перевезенцев. Перевезенцев внимательно прочитал поэму и сказал, что ее художественная правда не входит в противоречие с правдой исторической. «Красный кречет» – поэма не столько об азартной древнерусской соколиной охоте, сколько о том, как в недрах Святой Руси вызревала Российская Империя.

– Жаль, что курс отечественной истории в школе настолько выхолощен, что не дает и сотой доли знаний нашим детям, чтобы ощутить: они – не просто «поколение-пепси», но наследники великой соколиной державы!

– К сожалению, многие века идет замалчивание (а часто и искажение!) древнейшей славянской истории. Если многие другие народы, напротив, стараются всячески удревнить и мифологизировать (часто путем заимствований у тех же индоевропейцев-славян!) свою историю, то русскую историю на протяжении многих веков (если не тысячелетий!) всячески усекали. Во времена принятия христианства на Руси Владимир Креститель велел скинуть в Днепр славянских богов, как языческих идолов. Но дохристианские славянские боги оказались настолько «живучи», что православная церковь со временем адаптировала многих из них. Отголоски культа Велеса связаны со святым Власием Севастийским, покровителем домашнего скота. Громовержец-Перун стал ассоциироваться с Ильей Пророком и Георгием Победоносцем. Ныне никому не придет в голову называть Масленицу и Святки бесовскими игрищами…Когда к власти в России пришла династия Романовых, то переписала историю России под себя, возник Церковный Раскол. Потом пришли коммунисты, уничтожили Романовых и начали шельмовать христианство и Романовых, ведя отсчет российской истории с 1917 года. В 90-ые годы ХХ века был демонизирован советский период отечественной истории… Вобщем, каждая новая власть переписывала историю под себя. Поэтому нынешняя история – это истории, которые рассказывают нам про нашу подлинную историю. Можно переименовать улицу, что случается часто. Можно переименовать город (Петербург-Ленинград, Самара-Куйбышев и т.д.). Можно даже переименовать реку – Екатерина Великая сделала Яик Уралом, пытаясь стереть из памяти народной малейшее воспоминание о Емельяне Пугачеве. Россию переименовывали не раз – РСФСР, СССР, Российская Федерация. Но от этого она не переставала быть духовной наследницей Святой Руси. История субъективна, ибо пишется людьми. Ничто не хранит историю страны и нации точнее и вернее, чем топонимика и язык – великий русский язык, завещанный нам предками. Топонимика и язык – самые объективные наши историки, надо просто уметь их слушать.

Беседовала Диана Кан


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"