На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

Лучшее рождается в провинции

О творчестве Вячеслава Овчинникова сказано и так: в его музыке просто не истребим образ силы жизни.

Вот и вновь Вячеслав Овчинников, выдающийся композитор и дирижёр, Народный артист России – в родном Воронеже, в доме у младшей сестры Зои. Вроде бы самый центр города, улица Кольцовская, но окна квартиры выходят во двор, где по соседству теснятся сарайчики, а потому – тишь и благодать.

– Господи, как же здесь хорошо! – говорит Вячеслав Овчинников. И нет в его словах никакого артистически наигранного пафоса, а есть просто не проходящее восхищение покоем и уютом. – Мне так здесь легко дышится, поверьте, дышу и надышаться не могу. Особенно после Москвы, после нынешней нестерпимой летней жары и смога, когда я попал в больницу… Там я вообще стараюсь без крайней надобности не выходить на улицу. Дышится трудно. Во всех смыслах. И чисто физически, и духовно тоже…

— Осталось ли у вас на донышке памяти из воронежского детства такое, что ничем оттуда не вышибить? Что по-прежнему неизъяснимо будоражит и греет душу?

— Помню себя с двух лет, то есть с 1938 года. И связано это, опять-таки, с музыкой. У нас дома собирались друзья родителей на вечеринки: попеть, помузицировать – мама хорошо играла на гитаре и балалайке, а отец на аккордеоне – потанцевать, да просто повеселиться, молодые ведь были! А я заводил для них патефон и ставил пластинки. Меня взрослые и звали не иначе как Патефон. Все эти вечеринки остались в памяти на уровне хромовых сапог – отец и его друзья были военными – и вечерних дамских туфель: я ведь сидел на полу и только успевал менять пластинки и крутить ручку патефона, да примечать танцующие ноги.

Но что самое поразительное: те полсотни мелодий, что звучали с пластинок, запомнил с лёта и знал наизусть.

Тогда ещё проявилась у меня феноменальная музыкальная память. В пять лет я заявил маме, что стану – ни больше ни меньше – гениальным композитором. И она мне поверила. В музыкальную школу пошёл в победном сорок пятом. Не знаю, как отец и мать умудрялись – но как-то изворачивались! – находить деньги на обучение в «музыкалке» не только моё, но и моих сестёр; нас ведь росло четверо детей.

— Есть такая закономерность: в творческой судьбе одарённого молодого человека обязательно происходит случайность – тот самый Его величество случай, – которая и выводит его на авансцену признания. Знаю, вы не раз сами говорили, что в вашей судьбе этот случай имеет и конкретное имя – Володар Петрович Бронин…

— Да, Володар Петрович, приехавший в Воронеж по распределению после окончания Московской консерватории по классу скрипки у Давида Ойстраха, неоднократно вёл с моими родителями переговоры на тот счёт, что «этому молодому человеку», то есть мне, следует продолжить музыкальное образование в столице.

Бронин был очень настойчив в своём суждении, а родители – не на шутку встревожены такой перспективой их сына: отпускать они меня никак не хотели. Но Бронин всё-таки их уговорил. Откуда у него была такая убеждённость? Думаю, что она появилась после того, как он услышал мои ранние музыкальные сочинения.

— И как вам жилось в столице?

Надо было учиться и зарабатывать на жизнь, хотя, конечно, мне и помогали родители, но всё равно денег не хватало. Знакомый виолончелист помог с работой: нужно было написать музыку к кинофильму «Телеграмма» с Лидией Смирновой в главной роли. Вообще, для будущего композитора, получающего классическое консерваторское образование, писать для кино считалось в то время не просто некой уступкой хорошему вкусу, а даже постыдным занятием. Мне, однако, деваться было некуда, и чтоб прокормить себя хотя бы на рубль в сутки в кафе «Арфа», я согласился писать музыку к «Телеграмме». Это и есть мой дебют в кино.

— Мало-помалу вы и подошли к киноэпопее «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука. Как он вышел на вас, как отыскал?

— Наверное, наслышан был обо мне. Ведь я к тому времени успел посотрудничать с Андроном Кончаловским и Андреем Тарковским; написал музыку к их дипломным работам «Мальчик и голубь» и «Каток и скрипка». Но, думаю, всё-таки не эти музыкальные опусы подвигли Сергея Фёдоровича привлечь меня в качестве композитора к «Войне и миру». Он услышал ещё и музыку к «Иванову детству» Тарковского и оказался на исполнении моей Симфонии № 1 в Доме звукозаписи, что на улице Качалова. Происходило это ровно полвека назад, в декабре 60-го. Дирижировал великий Александр Васильевич Гаук.

— Вячеслав Александрович, а правда ли, что после исполнения Симфонии публика потребовала её повторить? Подобного случая мировая практика вроде бы и не знала…

— Вы хотите сказать, что всё это смахивает на легенду. Правда, всё так и произошло. А единственный повтор симфонии в музыкальной истории произошёл с симфонией Брамса. В моём же случае Александр Васильевич Гаук, обращаясь с улыбкой к публике, сказал: «Приходите на следующее исполнение!» Тогда-то и Сергей Фёдорович Бондарчук, по всей видимости, окончательно и остановил свой выбор на мне.

— Но вы в ту пору были так молоды, ещё и Московскую консерваторию не закончили. Неужели назначение на композитора в такой масштабной постановке прошло легко и просто?

— Куда там! Надо сказать, что сам Бондарчук находился ещё в «подвешенном» состоянии, до конца не был утверждённым на режиссёра-постановщика. Так что его голос носил рекомендательный характер, хотя без его желания я бы всё равно не попал на работу в картине.

Вообще, тогда было решено устроить конкурс среди живых классиков – Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, Хренникова и Кабалевского. Обо мне и речи не вели. Но когда моя фигура всё-таки «всплыла», пришлось и самому за себя постоять: к тому времени у меня уже были написаны мазурка, что-то к батальным сценам, вальс, но комиссию, которую возглавляла сама министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева, смущал мой возраст. И тогда я сказал приблизительно следующее: «По коридорам министерства, я сегодня видел, да и всё присутствующие не могли не заметить, ходит гость нашей страны – молодой министр обороны Кубы, а почему же у нас музыку к фильму не может писать молодой композитор?»

И тут Фурцеву словно подтолкнули: «Точно подмечено. Слова не мальчика, но мужа!» С этими словами меня и утвердили на композитора «Войны и мира».

— Говорят, что вы чуть ли не жили тогда на «Мосфильме»?

— Да, мне действительно некогда было ходить домой. В одной из газет даже напечатали обо мне статью, которая так и называлась «Пять лет добровольного заключения на «Мосфильме». В общей сложности к киноэпопее написано тринадцать часов музыки, а вошло в фильм лишь семь.

— Вячеслав Александрович, я понимаю, что вопрос этот как бы не к вам, но всё-таки: даже к вашему семидесятилетию только на одном канале «Культура» показали документальный фильм о вашем творчестве; но нигде не звучала ваша музыка. Хотя в США тогда две недели исполнялись произведения Овчинникова в Бостоне и Гарварде. И сейчас, по прошествии почти пяти лет, ситуация не изменилась: ваши сочинения нигде не исполняются, записи тоже не продаются. Один и тот же очень ограниченный набор имён и лиц из музыкальной среды мелькает на телеэкране. Как заговор какой-то…

— Конечно, этот вопрос не ко мне, а к тем, кто формирует нашу культурную политику, в том числе и музыкальную. Хотя в том, что моё имя игнорируется, нет ничего удивительного: просто я остаюсь неугодным для определённой кучки, засилье которой, увы, существует уже много лет.

— Кого из современных композиторов вы могли бы выделить?

– Считаю, что воронежский композитор Лев Чернышов достоин куда большей известности и признания, чем он имеет. Прекрасный мелодист! И двоих симферопольцев назову – Александра Лебедева и Алемдара Караманова. Талантливые музыканты. И, как видите, живут они не в столице. Самое интересное, самобытное, не вымученное, а живое, то есть самое лучшее, рождается сегодня в провинции.

— А над чем вы сейчас работаете?

— Над тремя концертами – для виолончели, скрипки и фортепиано с оркестром. Над тремя ораториями – «Сергий Радонежский», «Времена года», «Гимны Отечеству». Над оперой об Алексее Васильевиче Кольцове – «На заре туманной юности». В планах — опера «Война и мир». Пишу и романсы. Уже написаны на стихи Натальи Кончаловской, Ларисы Васильевой, Ивана Бунина.

Кстати, у нас в Воронеже есть замечательный поэт Александр Голубев. Забрал я и кое-какие поэтические строки своей младшей сестры Алевтины…

Фото Михаила Вязового. Вячеслав Овчинников с женой Натальей и сестрой Зоей.

* «Коммуна», №1 (25629), 06.01.11г.

 

Беседу вёл: Виктор Силин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"