На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

Летописцы Победы

Беседа о роли Слова в годы Великой Отечественной войны с сопредседателем Союза писателей России С.И. Котькало

– Сергей Иванович, 65 лет прошло со дня нашей Победы в Великой Отечественной войне! Мне хотелось бы побеседовать с Вами об исторической правде тех лет и о вкладе советских писателей в общую Победу.

– Русский человек всегда привязан к Слову. Явственно это прослеживается со времен святителя Иллариона, митрополита Киевского и всея Руси. Святитель Илларион дал духовное и нравственное направление русскому человеку. Из его «Слова о Законе и Благодати», произнесенного еще в 1043 году, выросла вся русская словесность, русская и советская литература.

Русский человек так и живет с тех времен: будучи законопослушным по своей природе, полагается на «благодать», то есть – на истину и справедливость.

Из «Слова» Иллариона следует, что после пришествия Христа, ветхозаветный закон уходит в прошлое, истина – за Христом. Русь выбрала Христианство – стала великим государством, оказалась права с исторической точки зрения. А Хазарский каганат, следовавший «закону», прекратил свое существование.

Выбор веры оказывается фундаментальной основой, которая определяет историческую перспективу государства и народа.

– Вы проводите аналогию между Хазарским каганатом и Третьим рейхом?

– «Слово» Иллариона пророческое и имеет отношение ко всем эпохам. Фашизм следовал «закону», принципу исключительности одной нации над остальными, и неминуемо потерпел сокрушительное поражение от нашего народа, внутренне следующему православному миропониманию.

Вся русская литература проникнута идеями высоких ценностей, подвига ради «други своя», самопожертвования, отречения от личных интересов.

Такая почва не могла не дать свои всходы в самые грозные для нашей страны годы.
Это было очень четко явлено в годы Великой Отечественной войны. Не пустые слова: «перо приравняли к штыку». Так это и было реально. Писатели на фронте были ни какими-то винтиками или исполнителями чьей-то воли, они были вдохновителями той Победы, в которую верил весь народ.

– Великая Отечественная война потребовала колоссальное напряжение всех человеческих сил, в том числе духовных, интеллектуальных, творческих. Суровые испытания военных лет, выпавшие на нашу страну, явили целую плеяду наших великих писателей. В дни празднования Победы хорошо бы их вспомнить, поименно.

– Несть числа писателям, которые внесли свой вклад в Победу, воспели подвиг как всего народа, так и простого бойца.

С первых дней войны очерки и рассказы фронтовых корреспондентов и уже известных писателей поднимали дух защитникам Отечества.

В эти дни с новой силой раскроется талант Алексея Толстого, написавшего произведения «Армия героев», «Нас не одолеешь», многие другие, а также свою замечательную работу «Русский характер».

В годы войны Михаил Шолохов начнет роман «Они сражались за Родину». Сам Шолохов потом скажет об этом романе: «В нем мне хочется показать наших людей, наш народ, источники его героизма... Я считаю, что мой долг, долг русского писателя – это идти по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества». А образ Андрея Соколова в его послевоенной повести «Судьба человека», я считаю, является собирательным образом русского солдата, сочетающего в себе беспрецедентную стойкость, патриотизм, героизм и безмерную человечность.
Неоценимый вклад в общую Победу внесли иные известные на момент начала войны писатели: Леонид Леонов, Александр Фадеев, Андрей Платонов.

Стихи Михаила Исаковского, на которые были написаны военные песни, до сих пор многие считают народными. В принципе, так оно и есть. Его перу принадлежат стихи: «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Одинокая гармонь», многие другие. Его довоенная песня «Катюша» дала название гордости нашего вооружения. Представляете, как распорядилась народная мудрость!? Милое русское женское имя для нас – нежное звучание и уверенность в Победе, а для фашистов – смерть!

Война сотворила великого эпического писателя Александра Твардовского. Уже в 1941 году Твардовским был создан еще один собирательный образ солдата – «Василий Теркин». Василий Теркин прошагал вместе с армией победителей всю войну.
Многолетний главный редактор журнала «Огонек», а тогда боец красной армии Анатолий Софронов наряду со множеством других произведений написал «Шумел сурово брянский лес»... Он воспел брянских партизан. Эта песня стала народной.

Алексей Фатьянов, ушедший добровольцем на фронт, создаст шедевры русских песен: «Соловьи», «Первым делом, первым делом самолёты», «В городском саду играет духовой оркестр», «Тишина за Рогожской заставою»...

Будущий всемирно известный писатель, а тогда рядовой политрук Иван Стаднюк встретит войну в Белоруссии, прибыв туда 20 июня 1941 года. Все что с ним произошло в первые недели войны, он опишет в своей повести «Человек не сдается». Уже позже им будет написаны романы «Война» и «Москва, 41-й». В этих произведениях художественное мастерство автора сочетается с достоверностью событий. С документальной точностью им указаны действия И.В. Сталина, Г.К. Жукова, С.Г. Тимошенко, многих других.

– «Война» и «Москва, 41-й» И.Ф. Стаднюка, наверное, самые системные произведения о Великой Отечественной войне. По широте охвата событий и персонажей с этими произведениями о войне может сравниться разве что роман Александра Чаковского «Блокада». Чаковский, кстати, тоже участник войны.

Стаднюк уже тогда в 70-е годы исследовал действия Советского Союза накануне войны. В «Войне» дается детальная характеристика сложнейшего политического положения Советского Союза накануне войны. Стаднюк размышляет о неизбежности русско-финской войны, необходимости заключения пакта Молотова-Риббентропа. В романе аргументировано показаны дипломатические усилия советского руководства по обузданию агрессивных целей Германии в 39 – 41 годах, не поддержанные Великобританией и США. Наконец, с документальной точностью показан ход событий в начале Великой Отечественной войны. …Стаднюк «заглянул в душу» Сталина, Молотова, Жукова, Тимошенко во время войны. Чтобы написать такое произведение, нужна была кропотливая работа в архивах и встречи с участниками событий.

– Безусловно. Иван Фотиевич, работая над книгами, встречался с С.К. Тимошенко, В.И. Чуйковым, В.М. Молотовым, с дипломатами, выдающимися военноначальниками и рядовыми участниками событий, с внуком Сталина, с родственниками секретаря Сталина А.Н. Поскребышева, многими другими. Он изучил для этого мемуары великих наших полководцев, архивные материалы. Если угодно, автор «Войны» и «Москва, 41-й» – летописец. Им объективно и спокойно показан бешеный ход событий, героизм нашего народа.

Вообще, все писатели военных лет – летописцы Победы.

Еще один пример летописи. Всеволод Вишневский, участник русско-финской и Великой Отечественной войн, 22 июня 1941 года, выступая в Центральном доме литераторов, произнес: «Мы будем в Берлине!». Всеволод Витальевич всю войну вел «Дневники военных лет». Он был блокадником в Ленинграде, будучи военным корреспондентом, посещал самые судьбоносные участки фронтов. События начала войны, блокадного Ленинграда, других ключевых военных баталий, участником которых он был, все описано в его дневниках. К тому времени он уже был состоявшимся писателем, обладал историческими знаниями, пытливым умом, аналитическим мышлением. Эти его качества придают особый вес «Дневникам военных лет».

– Писатели-фронтовики имели свое представление о Великой Отечественной войне. Но в наше время в центральных средствах массовой информации появляются «альтернативные» трактовки отдельных военных операций, деятельности Верховного главнокомандующего, ставится под сомнение подвиг наших солдат и талант великих полководцев. Намеренно преувеличиваются и без того беспрецедентные потери Советского Союза в войне. В последние годы стало модным подменять Победу Советского Союза «вкладом в общую победу антигитлеровской коалиции». Появляются «труды» псевдоисториков и откровенных фальсификаторов.

– В священные дни 65-летия Победы мне не хотелось бы вспоминать о разного рода фальсификаторах. Они этого не достойны.

Хотя факт остается фактом, что многие наши молодые люди сейчас не могут ответить на вопрос: гитлеровская Германия напала на Советский Союз или наоборот? На Западе большинство населения не знают, кто воевал против кого во второй мировой войне, но уверены, что победу одержали США и Великобритания.

– Причем превратное представление о роли союзников в войне бытует со времен самой войны. Г.К. Жуков в «Воспоминаниях и размышлениях» упоминает о своей первой встрече с главнокомандующим сухопутными войсками союзников в Европе, британским фельдмаршалом Монтгомери в июне 1945 года. Монтгомери опрометчиво в присутствии Жукова сравнил операцию союзников в Эль-Аламейне со Сталинградской битвой. В представлении англичанина обе эти операции были равноценны. Можно себе представить реакцию Жукова! Георгию Константиновичу пришлось разъяснить фельдмаршалу, как школьнику, разницу между операцией армейского масштаба и операцией группы фронтов крупнейшего стратегического значения.

В беседе с другими представителями союзных войск Жукову приходилось напоминать о несопоставимых военных потерях США, Великобритании и Англии с военными потерями Советского Союза.

Если уж на таком уровне, уровне западных военных профессионалов того времени, ощущалось нежелание понимать эти простые вещи, то что уж говорить о современном западном обществе.

– Да, соблазн переписать историю велик.

Но произведения наших военных писателей и мемуары выдающихся полководцев не позволят переписать историю.

Михаил Годенко, балтийский моряк, воевавший всю войну на флоте, написал книгу «Минное поле». Пять лет назад на встрече с молодежью в городе Орле, посвященной 60-летию Победы, Михаил Матвеевич сказал: «Никому во всем мире, спасенном и существующим нашей волей, не нужна наша Победа, кроме нас и наших детей».
В одной из своих последних повестей «Исповедь для внука» он символически передает свою эстафету Победителя внукам.

А каков писатель, которого выковала война, Михаил Петрович Лобанов!? Критик, литературовед, публицист. Один из идеологов национального самосознания. В 17 лет он ушел на фронт, был рядовым стрелком, участвовал в сражении на Прохоровском поле. Именно там, на Курской дуге получил ранение. Он явственно помнит всех своих ушедших боевых товарищей. У него чувство вины перед погибшими! Как же так, они погибли, а он всего лишь был ранен?! Вот какие они люди, ветераны! Он до сих пор говорит: «Я живу за тех, кого уж нет».

– Это созвучно с эпиграфом к «Войне» Стаднюка: «Мы погибли бы, если б не погибали».

– Совершенно верно. У всех фронтовиков такое ощущение. Потому что они четко знают – ради чего отдавали жизни их товарищи и чьими молитвами они остались жить. У них обостренное чувство справедливости и исторической правды. Они наша совесть. Они не могут лгать.

– Именно по их произведениям нужно изучать подлинную историю. Чаще публиковать их произведения и выдержки из них, ставить художественные фильмы, снимать документальные ленты. Но на практике в центральных средствах массовой информации все больше приветствуются «оригинальность версии», «лояльность», «толерантность».

– На фоне писателей, участников и свидетелей Отечественной войны, всякие там «фальсификаторы» выглядят пигмеями и невежами.

Советскими писателями, участниками войны уже написана вся правда о Великой Отечественной войне, о роли нашего народа в Победе. Поскольку писатели-участники и свидетели войны уже высказались о главном, то можно считать, что истина о войне ими уже отражена. Необходимо лишь не забывать их произведения. Читать, перечитывать, изучать. И тогда никакие фальсификации истории не смогут исказить существо вопроса.

– То есть нашему поколению нечего добавить или убавить о Великой Отечественной войне?

– Безусловно, говорить о Великой Отечественной войне необходимо. Наше и последующие поколения писателей и ученых должны поднимать тему войны. Еще многое требуется уточнить, систематизировать, отразить до сих пор неизвестные эпизоды. Нельзя лишь искажать истину.

Тот же Иван Фотиевич Стаднюк выражал надежду, что произведения писателей его поколения в совокупности с мемуарными книгами наших великих полководцев и других участников войны явятся основой для написания кем-то из молодых новых больших книг об Отечественной войне. И такие серьезные произведения появляются и еще будут написаны. Но серьезные произведения надо отличать от беллетристики. Авторы некоторых «новелл» о войне, соревнуясь в оригинальности своих измышлений и представлений, умышленно или невольно пытаются ввести в заблуждение читателей.
Также как применительно ко всей литературе есть понятие «классическая литература», так же и в литературе о Великой Отечественной войне существует «классика», а есть и другие жанры: фэнтази, фарс, скетч и так далее. Эти понятия надо четко разграничивать.

– Кого бы из писателей Вы могли еще отметить? Кто входит в «классику»?

– Да в том-то и дело, что нужно «отметить» всех летописцев великой войны. Сколько бы я не старался, но абсолютно всех военных писателей я перечислить не смогу.
Среди них: Герой Советского Союза Михаил Борисов, Константин Симонов, Леонид Соболев, Борис Полевой, Александр Яшин, Вадим Кожевников, Евгений Кулькин, Виталий Закруткин, Василь Быков, Иван Падерин, Виктор Астафьев, Евгений Носов, Сергей Викулов, Валентин Пикуль, Константин Воробьев, Владимир Богомолов, многие-многие другие.

Все они прошли через войну: или солдатами, или военными корреспондентами.
Владимир Карпов, Герой Советского Союза, военный разведчик и лихой офицер. Наряду с военной прозой Владимир Васильевич написал исследования и документальные повести о генералиссимусе Сталине, маршалах Жукове и Баграмяне, генерале Петрове.

Ольга Берггольц, работая корреспондентом на Ленинградском радио, измученная голодом, обращалась ежедневно с воззваниями к жителям города. В эти дни она находит в себе силы создавать поэмы: «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма».

В Вене встречали Победу несколько известных в будущем писателей: Михаил Алексеев, Семен Борзунов, Андрей Малышко и Егор Исаев, будущий герой социалистического труда. Они заканчивали войну в одной фронтовой газете. Но начинали все рядовыми бойцами.

Михаил Николаевич Алексеев прошел всю войну солдатом, затем офицером и военным корреспондентом. Его творчество почти полностью посвящено военной тематике. Он тоже вел свои дневники. Назову только несколько его произведений – романы «Солдаты», «Пути-дороги», повести «Однополчане», «Мой Сталинград».

Первая книга солдата Семена Михайловича Борзунова вышла в декабре 1941 года, в Воениздате, небольшая книжка очерков о своих сослуживцах. Представляете?! Солдат, в промежутках между боями написал очерки на отрывках бумаги, послал, их заметили и выпустили брошюру. Вы понимаете, какое отношение было к народу, к людям, к солдату?! И какова была верность народа к своей Родине!

Сам Жуков подарил ему гармонь за отличную службу.

Семен Михайлович Борзунов один из первых, кто переправился через Неман. И он воспел подвиг тех семи человек, с которыми он переправился, и им, всем семерым, присвоили звание «Героя Советского Союза». А ему золотую звезду не дали. Ведь он же воспел подвиг! А это уже почетно. Но у него не было обиды, была лишь радость за своих товарищей.

– Где-то я читал размышления Семена Борзунова о высоком уровне образования Георгия Константиновича Жукова. В одном из разговоров с писателями Жуков сослался на слова Пушкина, который клялся честью, что ни за что на свете не хотел бы переменить Отечества или иметь другую историю России. Семен Михайлович вместе со своими коллегами долго искали произведение, в котором Пушкин говорил такие слова и не нашли. Стали думать, что маршал что-то напутал. И уже после смерти Г.К. Жукова эти слова обнаружили в одном из писем Пушкина к Чаадаеву.

– Интересный факт. Видимо, Семен Михайлович говорил это в одном из своих публицистических выступлений. А вообще перу Борзунова принадлежат целые книги о маршалах Жукове и Коневе.

А слова Пушкина можно отнести ко всем военным писателям.

– Сергей Иванович, я знаю, что Союз писателей России руководствуется именно этим, Пушкинским принципом. Об этом свидетельствует деятельность нынешнего состава Союза и известные имена председателей Союза, в разное время руководивших писательской организацией.

– Все писатели, бывшие председатели Союза писателей России, – участники Великой Отечественной войны.

Леонид Сергеевич Соболев, в 1958 году ставший первым председателем Союза писателей РСФСР, участник боев в 1941-42 годах за Севастополь. За сборник рассказов «Морская душа» о подвигах моряков получил Сталинскую премию и тут же направил премиальные средства в Фонд обороны. Один из боевых катеров тогда так и назвали «Морская душа».

Сергей Владимирович Михалков был на передовой с первых дней войны, был награжден боевыми орденами. Во время войны написал много очерков о подвигах наших бойцов, работал над сценариями патриотических советских фильмов. Да и гимн Советского Союза им был написан во время Отечественной войны. Сталин его пригласил для этой работы прямо с фронта.

Перу Юрия Васильевича Бондарева, участника войны с 1942 года, принадлежат знаменитые произведения: «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Тишина», многие другие.

Нынешний председатель Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев принадлежит поколению детей войны, детство которых пришлось на войну. Это поколение, так или иначе, участвовало в Победе.

Мальчишкой, он отмечал на карте продвижение наших войск, вместе со своими сверстниками трудом участвовал в общей Победе. Будучи главным редактором «Молодой гвардии» в 60-70-х годах дружил со многими военно-начальниками, маршалами Победы. Им написана книга «Они выиграли войну. А вы?». Я считаю, что это одна из лучших книг современной публицистики о войне.

Этому же поколению детей войны принадлежат и Валентин Григорьевич Распутин, и Станислав Юрьевич Куняев, и многие-многие другие. Это тоже военные писатели. Их творчество наравне с произведениями писателей-фронтовиков раскрывает правду тех лет, смысл и цену нашей Победы.

– Спасибо за беседу. С праздником Победы!

– С Днем Победы в Великой Отечественной войне! … Нашей Победы!

Андрей Сошенко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"