На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

Стремление к духовному совершенству

Традиции офицерского корпуса

– Александр Евгеньевич, достигнув существенных высот в карьере, в жизни, проживая в другом государстве, Вы не теряете связь с соотечественниками. Более того, осуществляете большой гуманитарный проект по изучению творчества и увековечиванию памяти наших неординарных земляков – семьи Кигнов-Павловских, помещиков, просветителей, гуманистов своей эпохи, проживавших в Беларуси в 19, начале 20 века. Что подвигло Вас, военного человека, на такую огромную исследовательскую работу?

– Любовь к своему Отечеству, верность традиции, долгу, последовательность и целеустремленность, подвижничество и духовность – эти святые понятия и качества нам привила Ее Величество Армия. Человек военный – равно служителю Церкви.

У меня за плечами более 20 лет офицерской службы, которыми я очень горжусь. Трижды получал офицерские звания досрочно. Последнее, полковник – за особые заслуги – уже в Аппарате Министра обороны России, после нескольких командировок в неспокойные места, одно из которых – Зона безопасности Грузия-Абхазия, где были сосредоточены Коллективные силы по поддержанию мира.

Спрашиваете, почему, дескать, человек служивый и вдруг ударился в литературу, словно и дел других нет?

Да потому что в глубокой традиции офицерского корпуса стремление к духовному совершенству, интеллектуальному поиску, в крови у большинства офицеров преклонение перед словесностью, почтение к Слову, жажда благородного поступка и подвига во имя Женщины и во славу Отечества... Это у военных наследственное.

Если коротко ответить на Ваш вопрос, что подвигло и движет мной в работе по восстановлению подлинной истории дворянской семьи Кигнов, то это «Любовь» – любовь к истории своей страны, любовь к хорошим людям. Кигны жили в тех местах, откуда я сам родом – в селах Федоровка и Курганье Рогачевского района Гомельской области. Помню, в детстве, часто с мамой, когда дороги были разбиты и автобус не ходил по маршруту «Каменка-Новый Довск», мы пешком шли по деревне Курганье и я расспрашивал мать о заброшенном участке земли и полуразвалившихся постройках. Мама отвечала как-то сухо: да жили в этих местах до революции помещики, Кигнами прозывались, все им здесь принадлежало – и села окрестные, и кирпичный, и спиртзавод, маслобойня, коровники... А что это были за люди – никто мне в детские годы так и не поведал. И уже в достаточно зрелом возрасте, лет шесть тому назад я наткнулся в интернете на докторскую диссертацию Ольги Михайловны Скибиной из Оренбургского государственного педагогического университета, посвященную творчеству В.Л.Кигна-Дедлова. Заинтересовался, встретился со Скибиной, отправились с ней, это был год 150-летия со дня рождения Владимира Кигна, на Гомелыцину, да так и ввязались в большое, очень благородное и захватывающее дело. Кстати, этот проект начался в недрах общественной Академии военных наук, которую возглавляет большой друг белорусского народа, участник Великой Отечественной войны и освобождения Могилевщины, доктор исторических наук, генерал армии Махмут Ахметович Гареев, сослуживец Константина Симонова. И название этого эвристического мега-проекта – «Владимир Кигн-Дедлов: жизнь и творчество во имя и во благо Отечества».

– В России писателя Владимира Кигна при его жизни критики и известные литераторы называли «белорусским волком». Наши современники пишут, что он русский писатель. Какого Вы мнения на этот счет?

– Белорусским волком Дедлова называл только один человек – философ Василий Розанов. И тому были веские причины. Основная заключалась в том, что Владимир Людвигович, будучи родом из Тамбова, был исключительно правдив, честен и принципиален, что не всегда нравилось тем, кто становился объектом его критических статей. Он часто язвил бюрократию, спорил с издателями, пытавшимися причесывать его мысли, чем нажил множество недругов в издательском мире. И этот литературный «волк» очень любил Белоруссию, свою подлинную Родину, ибо там проживала мать писателя и отец его, сестра и брат. Периодически, особенно на закате своей жизни, Кигн-Дедлов оставлял службу в столичном МВД и отправлялся почивать (то есть работать) в свою любимую Федоровку -белорусскую деревушку недалеко от села Новый Довск, есть такой на карте Белоруссии известный перекресток двух автомобильных магистралей «Москва-Варшава» и «Санкт-Петербург-Киев». Как отзывался сам Дедлов, «пуп земли». На самом деле, Дедлов очень любил творить в своих белорусских пенатах. Его часто видели в лесах и полях, окружавших федоровскую усадьбу. Родная земля придавала его произведениям особый лоск. Из-под пера писателя именно во время пребывания в Белоруссии вышли автобиографическая повесть «Школьные воспоминания», а также беллетристические произведения – сборники «Мы. Этюды» ( 1889 г .), «Лирические рассказы», «Просто рассказы», трилогия «Варвар. Эллин. Еврей» (1892). Да и общественный роман «Сашенька» имеет белорусские корни (до недавнего времени местные жители берегли рукопись, увы, впоследствии утерянную).

Из Белоруссии Дедлов написал большую часть своих писем Антону Павловичу Чехову (восемь из одиннадцати).

– Творчество Владимира Кигна, который подписывал свои произведения псевдонимом Дедлов (так называлась одна из деревень его родителей в Рогачевском Районе на Гомелыцине) серьезно исследовано современными русскими учеными. Какова их оценка?

– Доктор филологических наук из города Тамбова, это родина Дедлова по месту рождения, Наталья Желтова считает писателя немцем по национальности, но с русской душой. Профессор Желтова убеждена, что Дедлов сумел представить интереснейший – как бы со стороны – взгляд на современную ему Россию, но вместе с тем, глубоко пронизанный любовью и уважением к русскому человеку и русской культуре. И в их познании и описании, по мнению тамбовского ученого, директора Института русской филологии Тамбовского государственного университета имени Державина, В.Л. Кигн-Дедлов демонстрирует блестящую нравственно-философскую проницательность и художническое мастерство, что свидетельствует о выдающемся таланте писателя. В основе его творческого мышления явственно чувствуется опора на национальные традиции. Именно национальное самоопределение, по Дедлову, есть основа русского государства, его процветания, мощи и гордости. В этой связи актуальность творчества писателя не вызывает сомнений, – считает Желтова, уверенная в наличии в прозе Дедлова целостной национальной историко-культурной концепции.

Я рад, что аспирантка кафедры истории русской литературы Тамбовского госуниверситета Татьяна Курина завершает в этом году диссертационное исследование на тему «Художественная проза В.Л.Кигна-Дедлова в национальном историко-культурном контексте». Надеюсь, организованная Институтом социальной памяти поездка Т.А.Куриной в Рогачевский район Гомельской области для участия в Межгосударственной научно-практической конференции «Наш земляк – В.Л.Кигн» и посещение вместе с директором московского Мемориального музея-квартиры А.М.Васнецова Е.И.Ядохиной памятных мест, связанных с деятельностью В.Л.Дедлова, стали решающим пунктом в осмыслении роли В.Л.Кигна-Дедлова в русской литературе XIX века. Тому подтверждением сотрудничество между Институтом русской филологии Тамбовского госуниверситета им. Г.Р.Державина и Рогачевским райисполкомом Гомельской области по увековечению памяти писателя как на Гомелыцине, так и Тамбовщине. Так что есть, кому позаботиться о «белорусском волке», а на самом деле, конечно же, русском писателе – замечательном, оригинальном русском писателе.

Большой вклад в изучение творчества В.Л.Дедлова внесли доктор филологических наук, профессор Ольга Скибина из Оренбурга и известный белорусский литературовед, доктор филологических наук Семен Букчин.

Скибина издала монографию «Творчество В.Л.Кигна-Дедлова: проблематика и поэтика», в которой глубоко и комплексно раскрыла яркий художественный талант писателя, его вклад в развитие жанра путевого очерка. По оценке оренбургского ученого, «в очерках Дедлова по России без лести и непредвзято описываются «наши окраины», ибо, по убеждению В.Л., России лесть не нужна, и нужна ей не лесть». Букчин также сопереживает всему, что сейчас происходит вокруг имени Кигна-Дедлова. Он принял самое живое участие в презентации книги «Киевский Владимирский собор и его художественные творцы» в Москве, а также взялся подготовить вступительную статью и комментарии к книге «Вокруг России», которая вышла в 2009 году в Московском издательстве «Граница». «У российского патриота писателя Дедлова, – пишет Букчин в своей статье «Трудная любовь к России», – сердце начинает биться сильнее, когда за Смоленском, на станции в Красном, он спрашивает коробку спичек и слышит в ответ: «Дзве копейки». И тут же отмечает, что «пестрые рубахи с косым воротом и выпуклая грудь кончились», пошел «белорус – в белом полотне, с плоской грудью, ворот прямой, шея обмотана красным шарфом, а шапка надета не набекрень».

– Вы возглавили и осуществляете масштабный проект по увековечиванию литературного наследия Кигна. Что уже сделано в рамках проекта, какие дальнейшие планы?

– Первое и самое главное – создана российско-белорусская инициативная группа по увековечению памяти о Кигне-Дедлове. Прошло несколько заседаний, в том числе в Посольстве Белоруссии в Москве с участием сотрудников различных министерств России и Беларуси, ученых-литературоведов, писателей, поэтов, предпринимателей, представителей белорусской диаспоры в России. Сформирован и действует редакционный совет по изданию творческого наследия В.Л.Кигна-Дедлова в составе Н.Ю.Желтовой, доктора филологических наук, профессора Тамбовского государственного университета; О.М.Скибиной, действительного члена Академии военных наук, доктора филологических наук, профессора Оренбургского государственного педагогического университета; Д.Г.Давиденко, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника федерального государственного учреждения «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

Второе. Проведена и проводится большая просветительская работа в российском обществе, в том числе с помощью средств массовой информации, поскольку Кигн-Дедлов – личность весьма колоритная и уникальная, то и восстановление памяти о нем ведется широким информационным фронтом. Владимир Дедлов – публицист, литературный критик и сподвижник А.П.Чехова, искусствовед, путешественник, журналист, ученый-социолог, специалист в областях экономической статистики, самоуправления и устройства земств, человек, очень много сделавший для анализа переселенческих (миграционных) процессов пореформенной России. Вот мы и стремимся его раскрывать современнику по всей судьбоносной палитре. Как журналиста, публициста и литератора его деятельность восстанавливают Чеховская комиссия Российской Академии наук (О.Скибина издала в «Чеховиане» РАН переписку Дедлова и Чехова), кафедра журналистики Оренбургского госпедуниверситета (я был в Оренбурге и есть договоренность) и Союз журналистов Оренбургской области выступили с инициативой учредить в рамках журналистского сообщества России (а может, и СНГ) премию имени Дедлова "за честность, объективность и принципиальность в журналистике" (как вариант). В Оренбурге Владимир Людвигович жил три года, работая чиновником особых поручений в Уральско-Тургайском переселенческом управлении. Планируется открытие на здании, где предположительно в XIX веке в Оренбурге находилась переселенческая контора, мемориальной доски. Как специалиста в области миграции (переселенческих дел) память о Владимире Кигне восстанавливает Институт социальной памяти совместно с МВД России и Федеральной миграционной службой. В МВД РФ передан портрет Кигна кисти оренбургского художника А.Романюка. Первый такой портрет мы доставили в село Дедлово, где он размещен в сельской школе, а в будущем, в это хочется верить, будет установлен в Доме-Музее Кигна-Дедлова. Музей МВД России, который также посетила рогачевская делегация во главе с Риммой Геннадьевной Ястремской, готовит экспозиционный раздел, посвященный миграционным вопросам, этой важнейшей части деятельности ведомства. К сожалению, она совершенно не отражена ни в российском, ни в белорусском музеях МВД (в чем лично убедился). В издательстве «Граница» в Москве в 2008 году вышла книга В.Л.Дедлова, в которой размещены две основные его переселенческие монографии – «Панорама Сибири» (1900г.) и «Переселенцы и новые места» ( 1898 г .). Эти два блестящих произведения не издавались, как собственно и другие, более века, представляя собой ценнейший памятник тяжелым и судьбоносным процессам освоения Сибири, Урала и Дальнего Востока не только славянскими народами (украинцами, белорусами, русскими), но и прибалтами, поляками и немцами. Будучи сам полунемцем по отцу Людвигу Ивановичу, Кигн-Дедлов со всей страстью ученого и практика-статистика убеждал царское правительство прекратить онемечивание русских земель и максимально сбалансировать людские миграционные потоки на восток. В этой книге можно прочесть, как белорусы осваивали новые места, как внедрялись в совершенно непривычную им среду обитания, как возделывали землю и т.д. Владимир Людвигович умело, в красках описал быт, нравы, традиции, этно-психологические особенности различных народностей, населявших Россию XIX века. С точки зрения памяти о наших предках-белорусах, сорвавшихся (или сорванных) с исторических мест и осевших на века на новых землях, вдали от Малой Родины, изданная книга – великолепный памятник. Поэтому МВД совместно с Институтом социальной памяти и Академией военных наук, Постоянным комитетом Союзного государства России и Белоруссии готовится провести на основании этого произведения Дедлова Международную конференцию «Трудовая миграция на постсоветском пространстве». Полагаю, что равнозначное белорусское ведомство также не останется в стороне. Так уж совпало, и вероятно, не случайно, что новое миграционное законодательство в России учреждено в 2007 году именно в день рождения В.Л.Кигна-Дедлова, о чем сказано во вступительной статье к книге бывшим заместителем Министра внутренних дел России генерал-лейтенантом Николаем Овчинниковым. Тираж книги – 1,5 тысяч экземпляров, также как и предыдущие книги (общественный роман «Сашенька», автобиографическая повесть «Школьные воспоминания», монография «Киевский Владимирский собор и его художественные творцы») она разослана по библиотекам Белоруссии, России, Украины и Казахстана.

В этом направлении также большую работу проводит Омский университет, где проведено исследование «Этнографическая выставка работ В.Л.Кигна-Дедлова». Владимир Людвигович Кигн совершенно не известен, как государственный служащий. Представьте себе, что после окончания Петербургского университета, он верой и правдой служил избранному делу -прошел карьерный путь в Переселенческом управлении МВД России от коллежского секретаря (самый маленький чин) до действительного статского советника, это по нынешним меркам ранг генерал-лейтенанта. Четверть века на госслужбе – сотни командировок, в том числе длительных, таких как Оренбургская (два года), краткосрочных – по нескольку месяцев – в Благовещенск, Тобольск, Омск, Кустанай. Везде, где бы он ни был – остается глубокий след в сердцах и памяти людей. Например, в Амурской области, которой исполнилось, как и самому Кигну-Дедлову, 150 лет (кстати, бывший Министр образования этой области из Гомеля родом), издана книга «Колумбы Амура» и в ней на видном месте в категории «экономисты-статистики» размещены материалы о Кигне. В Кустанае (Казахстан) на уроках отечественной истории цитируются дедловские отзывы об этом городке и дети при поступлении в первый класс произносят клятву первоклашек по отрывку из дедловского произведения. Именно в командировках Дедлов сложился как непревзойденный очеркист, ведь его наиболее продуктивный жанр – это «путевые очерки». Слог его яркий, образный и вместе с тем, строгий, сдержанный, неповторимый. Прочтите в его путевых заметках за 1887 год «По Западному краю, старому и новому» описание поездки на дилижансе от Довска до Гомеля и у Вас сложится четкое представление о «дорожном» мастерстве В.Л. Так вот, я пристыдил чиновников МВД за то, что память о таком человеке утратили и, хочется верить, обрел в их лице своих искренних сподвижников. В связи с этим есть колоссальная идея в будущем Доме-музее В.Л.Кигна-Дедлова в селе Дедлово (ныне Курганье) Рогачевского района Гомельской области создать мощную базу данных о белорусах-переселенцах (а то и шире – всех переселенцах, направившихся в XIX веке с Запада на Восток России). Я озвучил эту идею на Съезде Федеральной культурно-национальной автономии «Белорусы России» и, полагаю, нашел поддержку в регионах России, где действуют региональные белорусские отделения.

В России проживают более 800 тысяч белорусов. Львиная доля – это потомки тех, кто в XIX веке осваивал жизненные пространства бывшей империи. Это просто чудо – но по-прежнему на Дальнем Востоке, на Урале, в Сибири и Поволжье слышится белорусский говор. Я был потрясен, когда узнал, что в Томской и Иркутской областях, Красноярском крае есть белорусские деревни – с обычаями, традициями, языком этнических белорусов. Белорусов, которые никогда не были в Белоруссии, утратили связь со своей Малой Родиной, со своей исторической пуповиной!!! При содействии Института социальной памяти и Томского отделения ФНКА «Белорусы России» между гомельской деревней Федоровка, где жили родители Кигна-Дедлова, и томским селом Федораевка установлены сестринские отношения. Вот ведь каким центром генеалогического притяжения может стать гомельское Дедлово!

А в планах еще много проектов по увековечиванию памяти семьи Кигнов. Перечислю только ближайшие:

– издать очередные книги В.Дедлова «Вокруг России» (уже издана) и «Мирные на войне»;

– открыть мемориальные доски в Тамбове, Киеве, Санкт-Петербурге, Оренбурге, Благовещенске и Кустанае;

– создать экспозицию истории росписи Киевского Владимирского собора в Свято-Покровском храме деревни Новый Довск Рогачевского района;

– по-настоящему запустить в Белоруссии туристический маршрут «Литературная Кигнщина»;

– учредить российско-белорусское предприятие по восстановлению Родового поместья Кигнов;

– заложить основы создания в селе Дедлово Музея белорусских переселенцев;

– учредить Международную ассоциацию ревнителей творчества художников-соборян.

Отрадно, что один из пунктов намеченного – установка памятника на могиле матери Владимира Дедлова, первой белорусской писательницы-фольклористки Елизаветы Павловской совершенно неожиданно для участников проекта осуществлена по инициативе специального корреспондента по Гомельской области общественно-политической газеты для молодежи "Знамя юности" Т.С.Якименко и при поддержке Гомельского городского комитета Белорусского республиканского Союза молодежи. Это и многое другое нам по силам, поскольку мы делаем благое дело, сохраняя в истории Личность необыкновенную и колоритную.

– Известно, что при жизни все произведения Владимира Людвиговича были опубликованы только в российских литературных журналах. Под Вашим руководством опубликовано уже шесть произведений из запланированного полного собрания сочинений. Есть ли работы нашего земляка, которые так и не дошли до читателя?

– Да, это его художественная проза, в частности, сборники «Мы. Этюды» (1889), трилогия «Варвар. Эллин. Еврей» (1892). Первое произведение скопировано в Ленинке в Москве, а второе я привез из Санкт-Петербурга, где сделал копию в Национальной библиотеке. «Лирические рассказы» и «Просто рассказы» ждут своего часа. Путевые очерки еще не все дошли до современника: «Приключения и впечатления в Италии и Египте. Заметки о Турции» (1887), «Из далека. Письма с пути» (1887), «Франко-русские впечатления. Письма с Парижской выставки» (1890). Ну а потом – критические статьи, их огромное множество, молодой исследователь из Тамбова Татьяна Курина обещает обобщить их и мы поможем издать в едином сборнике. Думаю, что нас еще ждет множество находок. Недавно в газете «Слово» за март 1908 года обнаружены очерки «У них и у нас» -сопоставление русской и немецкой культур. За несколько месяцев до смерти писатель пытался разрешить главный вопрос своей жизни – вопрос национальной идентичности.

– Вам приходится много работать в различных архивах России. В некоторых современных информационных источниках есть спорные моменты. Хочется от Вас услышать, кто же из российских знаменитостей того времени был близок семье Кигнов, кто посещал их поместье на Рогачевщине в Беларуси, чем были интересны для них наши неординарные сограждане?

– Я почти уверен, что в селе Федоровка был Апполинарий Васнецов, брат художника Виктора Васнецова, и сам замечательный художник. Иначе как объяснить интерес, проявляемый Музеем-квартирой Апполинария Васнецова к федоровскому проекту? В здешних местах побывала директор Е.И.Ядохина. Кроме того, местный житель Федоровки Михаил Бердников запомнил и поделился со мной впечатлениями своей матери Надежды Старовойтовой о молодом художнике Васнецове, который посещал Рогачевщину.

То, что в Федоровке бывал Адриан Прахов, величайший искусствовед, создавший такой непревзойденный шедевр, как Киевский Владимирский собор – это не поддается никакому сомнению. А вот Виктор Васнецов, который дружил с Кигном-Дедловым и написал пейзаж для обложки его трилогии «Варвар. Эллин. Еврей», к сожалению, не побывал на Рогачевщине, но оставил блестящую переписку, которая проливает подлинный свет на их отношения. Вот только одно из писем:

Абрамцево, 15 июля 1895 г .

Дорогой Владимир Людвигович!

Послал Вам рисунок для виньетки в Довск. Все, что мог выдавить из своего усталого воображения, выдавил. А что получилось, судите сами. В центре женщина, загадка (для каждого из нас), и я понял из рассказов Ваших, что Варвар, Эллин и Еврей интересны именно отношением своим к этой соблазняющей нас бедных загадке: Варвар отдаст ей свою бесшабашную башку полностию, Эллин созерцает, любуется и смакует, а Еврей вздыхает да долбит свой талмуд (иносказательно, конечно). Так ли я понял? Ну, а рисунок, может быть, и слаб вышел, но лучше, ей-богу, не мог! Хоть вешайте. Заголовок уж пусть делает издатель, только пусть шрифт будет простой и солидный, вроде английского. Если будете сердиться за плохое исполнение Вашего заказа будете не правы. Что сделано сделано, виниться поздно. О получении известите в Абрамцево, станция Хотьково по М[осковско]-Ярославской ж[елезной] дороге. Рисунок я сделал для Вас, а не для издателя, для которого пи за какие тыщи работать не имею возможности.

А засим желаю успеха Вашему изданию, и настоящему и будущим.

Пишите не ленитесь Бог Вас искрой не обидел, да разгорается эта искра в пламя, согревающее и освежающее душу!

Обнимаю и целую Вас крепко. Надеюсь, в Москву не забудете заезжать. Аполлинарий на Кавказе и в настоящую пору лезет на самый Эльбрус! В половине августа обещает слезть оттуда в Москву. Писать ему можно в Тифлис до востребования.

Итак еще раз целую.

Ваш всегда В. Васнецов.

Писатель Иван Леонтьев-Щеглов точно был в поместье Кигнов через два года после смерти Владимира, о чем оставил публикацию. Мы ее опубликовали в предисловии к роману «Сашенька» ( 2006 г .).

Кроме того, В.Кигн-Дедлов очень хорошо ладил с Михаилом Врубелем и Михаилом Нестеровым. Первого он яростно защищал от несправедливых нападок М.Горького в 1896 году за выставленные на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде по инициативе известного мецената Саввы Мамонтова гигантские картины – «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович». Выставочный комитет, воспитанный на эстетике реалистического искусства, поначалу отверг обе картины, несмотря на то, что их эскизы министр финансов Ю.Витте показывал Государю. Государь долго смотрел, потом похвалил и одобрил эскизы Врубеля. Тогда непреклонный Савва Мамонтов построил специально для Врубеля отдельный павильон, где и выставил отвергнутые полотна.

А вот как М.Нестеров отзывается о Дедлове:

«Пустынник (название картины) мой был принят и прессой хорошо. Статья Дедлова особенно была мне приятна, в ней была заметна чуткость и какая-то талантливая смелость суждений. Я был доволен своим первым выступлением на Передвижной, среди самых крупных в те времена художников». Или еще в каком-то месте своих воспоминаний: «В следующие дни тоже был народ, картину хвалили, и я воспрянул духом. Был Кигн (писатель Дедлов), талантливый, умный, молчаливый человек, гораздо позднее худо кончивший: его убили где-то во время случайного спора. Кигну картина сильно понравилась. Он, помню, нашел в ней «тихую нежность». Думаю, белорусам есть чем гордиться, ведь у Кигна-Дедлова был потрясающе широкий круг общения, только все это надо собрать по крупицам, музей получится замечательный, в нем будет отражена целая эпоха. Емкая переписка В.Л.Кигна хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства в Москве, а также в рукописном отделе Института русской литературы и искусства Российской академии наук (Пушкинском доме).

– Как Вы относитесь к версии местных жителей в бывшем поместье Кигнов-Павловских в Рогачевском районе о том, что «Аленушка» на знаменитой картине Виктора Васнецова наша соотечественница?

– Отношусь положительно. Потому что наличие разных версий, пусть даже упакованных в легенды и слухи, заставляет пытливое сердце биться чаще, в унисон с истиной. Во всяком случае, в Абрамцевском музее в Подмосковье не возражают, если белорусы эту легенду станут культивировать в своих культурно-просветительских целях. К тому же уж больно похож федоровский пруд на тот, что изображен на картине Виктора Васнецова. Так что с позиций метафизичности бытия не вижу ничего предосудительного в том чувстве гордости, которое зародилось на Гомелыцине относительно «Аленушки». Я организовывал поездку внучки В.Л.Кигна-Дедлова (по линии Алексея Людвиговича Кигна) из Красноярска Ольги Мальфановой на Родину ее предков. Осмотр федоровской усадьбы Ольга Викторовна начала с пруда. Ее встретили на берегу, усадили в лодку и причалили к островку. Местный художник Сергей Шаминский исполнил в графике портрет гостьи, который Мальфанова привезла в свой далекий сибирский городок, как необыкновенную реликвию, как памятный узелок, вернувший ей некогда утраченное прошлое. Не будем же мешать людям узнавать себя в зеркале пережитого их предками... Это так важно, чтобы не прервалась ниточки жизни, связь поколений, история человеческой цивилизации.

– Вами немало сделано и для увековечивания памяти Владимира Дедлова непосредственно на Родине. Каким видится конечный результат осуществляемого Вами проекта?

– Мне очень хочется, чтобы на территории Гомельской области был благоустроенный Музей-усадьба В.Л.Кигна-Дедлова, от которого бы шли постоянные токи и импульсы возрождения на этой благодатной земле духовности, без которой сложно двигаться в будущее.

В архивах Могилевской области хранится запись, подтверждающая, что в Федоровке, в действительности, была Усадьба – «Кигн Елисавета Иванова, жена статского советника, православного вероисповедания, владелица имения Федоровка (раздельная запись 1865 г .). Земли: всего – 2093 десятины, под лесом – 1293, под пашней – 514, под сенокосом – 158 десятин. В столбце «Кто занимается хозяйством, оброчные статьи в имении и доход с них» записано: «Владелица, водяная мельница и сукновальня 150 р.».

– Есть ли у Вас единомышленники в Москве и в Рогачевском районе?

– Конечно, в России, Белоруссии, Украине, Польше, Франции. Без единомышленников, более того, без единодействующих не пройти тот путь, который уже пройден. Но главные дела еще впереди.

* Журнал «Регионы России», №5-№7, 2010 г.

Александр Ужанов, директор Института социальной памяти


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"