– Александр Евгеньевич, достигнув существенных высот в карьере, в жизни, проживая в другом государстве, Вы не теряете связь с соотечественниками. Более того, осуществляете большой гуманитарный проект по изучению творчества и увековечиванию памяти наших неординарных земляков – семьи Кигнов-Павловских, помещиков, просветителей, гуманистов своей эпохи, проживавших в Беларуси в 19, начале 20 века. Что подвигло Вас, военного человека, на такую огромную исследовательскую работу?
– Любовь к своему Отечеству, верность традиции, долгу, последовательность и целеустремленность, подвижничество и духовность – эти святые понятия и качества нам привила Ее Величество Армия. Человек военный – равно служителю Церкви.
У меня за плечами более 20 лет офицерской службы, которыми я очень горжусь. Трижды получал офицерские звания досрочно. Последнее, полковник – за особые заслуги – уже в Аппарате Министра обороны России, после нескольких командировок в неспокойные места, одно из которых – Зона безопасности Грузия-Абхазия, где были сосредоточены Коллективные силы по поддержанию мира.
Спрашиваете, почему, дескать, человек служивый и вдруг ударился в литературу, словно и дел других нет?
Да потому что в глубокой традиции офицерского корпуса стремление к духовному совершенству, интеллектуальному поиску, в крови у большинства офицеров преклонение перед словесностью, почтение к Слову, жажда благородного поступка и подвига во имя Женщины и во славу Отечества... Это у военных наследственное.
Если коротко ответить на Ваш вопрос, что подвигло и движет мной в работе по восстановлению подлинной истории дворянской семьи Кигнов, то это «Любовь» – любовь к истории своей страны, любовь к хорошим людям. Кигны жили в тех местах, откуда я сам родом – в селах Федоровка и Курганье Рогачевского района Гомельской области. Помню, в детстве, часто с мамой, когда дороги были разбиты и автобус не ходил по маршруту «Каменка-Новый Довск», мы пешком шли по деревне Курганье и я расспрашивал мать о заброшенном участке земли и полуразвалившихся постройках. Мама отвечала как-то сухо: да жили в этих местах до революции помещики, Кигнами прозывались, все им здесь принадлежало – и села окрестные, и кирпичный, и спиртзавод, маслобойня, коровники... А что это были за люди – никто мне в детские годы так и не поведал. И уже в достаточно зрелом возрасте, лет шесть тому назад я наткнулся в интернете на докторскую диссертацию Ольги Михайловны Скибиной из Оренбургского государственного педагогического университета, посвященную творчеству В.Л.Кигна-Дедлова. Заинтересовался, встретился со Скибиной, отправились с ней, это был год 150-летия со дня рождения Владимира Кигна, на Гомелыцину, да так и ввязались в большое, очень благородное и захватывающее дело. Кстати, этот проект начался в недрах общественной Академии военных наук, которую возглавляет большой друг белорусского народа, участник Великой Отечественной войны и освобождения Могилевщины, доктор исторических наук, генерал армии Махмут Ахметович Гареев, сослуживец Константина Симонова. И название этого эвристического мега-проекта – «Владимир Кигн-Дедлов: жизнь и творчество во имя и во благо Отечества».
– В России писателя Владимира Кигна при его жизни критики и известные литераторы называли «белорусским волком». Наши современники пишут, что он русский писатель. Какого Вы мнения на этот счет?
– Белорусским волком Дедлова называл только один человек – философ Василий Розанов. И тому были веские причины. Основная заключалась в том, что Владимир Людвигович, будучи родом из Тамбова, был исключительно правдив, честен и принципиален, что не всегда нравилось тем, кто становился объектом его критических статей. Он часто язвил бюрократию, спорил с издателями, пытавшимися причесывать его мысли, чем нажил множество недругов в издательском мире. И этот литературный «волк» очень любил Белоруссию, свою подлинную Родину, ибо там проживала мать писателя и отец его, сестра и брат. Периодически, особенно на закате своей жизни, Кигн-Дедлов оставлял службу в столичном МВД и отправлялся почивать (то есть работать) в свою любимую Федоровку -белорусскую деревушку недалеко от села Новый Довск, есть такой на карте Белоруссии известный перекресток двух автомобильных магистралей «Москва-Варшава» и «Санкт-Петербург-Киев». Как отзывался сам Дедлов, «пуп земли». На самом деле, Дедлов очень любил творить в своих белорусских пенатах. Его часто видели в лесах и полях, окружавших федоровскую усадьбу. Родная земля придавала его произведениям особый лоск. Из-под пера писателя именно во время пребывания в Белоруссии вышли автобиографическая повесть «Школьные воспоминания», а также беллетристические произведения – сборники «Мы. Этюды» ( 1889 г .), «Лирические рассказы», «Просто рассказы», трилогия «Варвар. Эллин. Еврей» (1892). Да и общественный роман «Сашенька» имеет белорусские корни (до недавнего времени местные жители берегли рукопись, увы, впоследствии утерянную).
Из Белоруссии Дедлов написал большую часть своих писем Антону Павловичу Чехову (восемь из одиннадцати).
– Творчество Владимира Кигна, который подписывал свои произведения псевдонимом Дедлов (так называлась одна из деревень его родителей в Рогачевском Районе на Гомелыцине) серьезно исследовано современными русскими учеными. Какова их оценка?
– Доктор филологических наук из города Тамбова, это родина Дедлова по месту рождения, Наталья Желтова считает писателя немцем по национальности, но с русской душой. Профессор Желтова убеждена, что Дедлов сумел представить интереснейший – как бы со стороны – взгляд на современную ему Россию, но вместе с тем, глубоко пронизанный любовью и уважением к русскому человеку и русской культуре. И в их познании и описании, по мнению тамбовского ученого, директора Института русской филологии Тамбовского государственного университета имени Державина, В.Л. Кигн-Дедлов демонстрирует блестящую нравственно-философскую проницательность и художническое мастерство, что свидетельствует о выдающемся таланте писателя. В основе его творческого мышления явственно чувствуется опора на национальные традиции. Именно национальное самоопределение, по Дедлову, есть основа русского государства, его процветания, мощи и гордости. В этой связи актуальность творчества писателя не вызывает сомнений, – считает Желтова, уверенная в наличии в прозе Дедлова целостной национальной историко-культурной концепции.
Я рад, что аспирантка кафедры истории русской литературы Тамбовского госуниверситета Татьяна Курина завершает в этом году диссертационное исследование на тему «Художественная проза В.Л.Кигна-Дедлова в национальном историко-культурном контексте». Надеюсь, организованная Институтом социальной памяти поездка Т.А.Куриной в Рогачевский район Гомельской области для участия в Межгосударственной научно-практической конференции «Наш земляк – В.Л.Кигн» и посещение вместе с директором московского Мемориального музея-квартиры А.М.Васнецова Е.И.Ядохиной памятных мест, связанных с деятельностью В.Л.Дедлова, стали решающим пунктом в осмыслении роли В.Л.Кигна-Дедлова в русской литературе XIX века. Тому подтверждением сотрудничество между Институтом русской филологии Тамбовского госуниверситета им. Г.Р.Державина и Рогачевским райисполкомом Гомельской области по увековечению памяти писателя как на Гомелыцине, так и Тамбовщине. Так что есть, кому позаботиться о «белорусском волке», а на самом деле, конечно же, русском писателе – замечательном, оригинальном русском писателе.
Большой вклад в изучение творчества В.Л.Дедлова внесли доктор филологических наук, профессор Ольга Скибина из Оренбурга и известный белорусский литературовед, доктор филологических наук Семен Букчин.
Скибина издала монографию «Творчество В.Л.Кигна-Дедлова: проблематика и поэтика», в которой глубоко и комплексно раскрыла яркий художественный талант писателя, его вклад в развитие жанра путевого очерка. По оценке оренбургского ученого, «в очерках Дедлова по России без лести и непредвзято описываются «наши окраины», ибо, по убеждению В.Л., России лесть не нужна, и нужна ей не лесть». Букчин также сопереживает всему, что сейчас происходит вокруг имени Кигна-Дедлова. Он принял самое живое участие в презентации книги «Киевский Владимирский собор и его художественные творцы» в Москве, а также взялся подготовить вступительную статью и комментарии к книге «Вокруг России», которая вышла в 2009 году в Московском издательстве «Граница». «У российского патриота писателя Дедлова, – пишет Букчин в своей статье «Трудная любовь к России», – сердце начинает биться сильнее, когда за Смоленском, на станции в Красном, он спрашивает коробку спичек и слышит в ответ: «Дзве копейки». И тут же отмечает, что «пестрые рубахи с косым воротом и выпуклая грудь кончились», пошел «белорус – в белом полотне, с плоской грудью, ворот прямой, шея обмотана красным шарфом, а шапка надета не набекрень».
– Вы возглавили и осуществляете масштабный проект по увековечиванию литературного наследия Кигна. Что уже сделано в рамках проекта, какие дальнейшие планы?
– Первое и самое главное – создана российско-белорусская инициативная группа по увековечению памяти о Кигне-Дедлове. Прошло несколько заседаний, в том числе в Посольстве Белоруссии в Москве с участием сотрудников различных министерств России и Беларуси, ученых-литературоведов, писателей, поэтов, предпринимателей, представителей белорусской диаспоры в России. Сформирован и действует редакционный совет по изданию творческого наследия В.Л.Кигна-Дедлова в составе Н.Ю.Желтовой, доктора филологических наук, профессора Тамбовского государственного университета; О.М.Скибиной, действительного члена Академии военных наук, доктора филологических наук, профессора Оренбургского государственного педагогического университета; Д.Г.Давиденко, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника федерального государственного учреждения «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
Второе. Проведена и проводится большая просветительская работа в российском обществе, в том числе с помощью средств массовой информации, поскольку Кигн-Дедлов – личность весьма колоритная и уникальная, то и восстановление памяти о нем ведется широким информационным фронтом. Владимир Дедлов – публицист, литературный критик и сподвижник А.П.Чехова, искусствовед, путешественник, журналист, ученый-социолог, специалист в областях экономической статистики, самоуправления и устройства земств, человек, очень много сделавший для анализа переселенческих (миграционных) процессов пореформенной России. Вот мы и стремимся его раскрывать современнику по всей судьбоносной палитре. Как журналиста, публициста и литератора его деятельность восстанавливают Чеховская комиссия Российской Академии наук (О.Скибина издала в «Чеховиане» РАН переписку Дедлова и Чехова), кафедра журналистики Оренбургского госпедуниверситета (я был в Оренбурге и есть договоренность) и Союз журналистов Оренбургской области выступили с инициативой учредить в рамках журналистского сообщества России (а может, и СНГ) премию имени Дедлова "за честность, объективность и принципиальность в журналистике" (как вариант). В Оренбурге Владимир Людвигович жил три года, работая чиновником особых поручений в Уральско-Тургайском переселенческом управлении. Планируется открытие на здании, где предположительно в XIX веке в Оренбурге находилась переселенческая контора, мемориальной доски. Как специалиста в области миграции (переселенческих дел) память о Владимире Кигне восстанавливает Институт социальной памяти совместно с МВД России и Федеральной миграционной службой. В МВД РФ передан портрет Кигна кисти оренбургского художника А.Романюка. Первый такой портрет мы доставили в село Дедлово, где он размещен в сельской школе, а в будущем, в это хочется верить, будет установлен в Доме-Музее Кигна-Дедлова. Музей МВД России, который также посетила рогачевская делегация во главе с Риммой Геннадьевной Ястремской, готовит экспозиционный раздел, посвященный миграционным вопросам, этой важнейшей части деятельности ведомства. К сожалению, она совершенно не отражена ни в российском, ни в белорусском музеях МВД (в чем лично убедился). В издательстве «Граница» в Москве в 2008 году вышла книга В.Л.Дедлова, в которой размещены две основные его переселенческие монографии – «Панорама Сибири» (1900г.) и «Переселенцы и новые места» ( 1898 г .). Эти два блестящих произведения не издавались, как собственно и другие, более века, представляя собой ценнейший памятник тяжелым и судьбоносным процессам освоения Сибири, Урала и Дальнего Востока не только славянскими народами (украинцами, белорусами, русскими), но и прибалтами, поляками и немцами. Будучи сам полунемцем по отцу Людвигу Ивановичу, Кигн-Дедлов со всей страстью ученого и практика-статистика убеждал царское правительство прекратить онемечивание русских земель и максимально сбалансировать людские миграционные потоки на восток. В этой книге можно прочесть, как белорусы осваивали новые места, как внедрялись в совершенно непривычную им среду обитания, как возделывали землю и т.д. Владимир Людвигович умело, в красках описал быт, нравы, традиции, этно-психологические особенности различных народностей, населявших Россию XIX века. С точки зрения памяти о наших предках-белорусах, сорвавшихся (или сорванных) с исторических мест и осевших на века на новых землях, вдали от Малой Родины, изданная книга – великолепный памятник. Поэтому МВД совместно с Институтом социальной памяти и Академией военных наук, Постоянным комитетом Союзного государства России и Белоруссии готовится провести на основании этого произведения Дедлова Международную конференцию «Трудовая миграция на постсоветском пространстве». Полагаю, что равнозначное белорусское ведомство также не останется в стороне. Так уж совпало, и вероятно, не случайно, что новое миграционное законодательство в России учреждено в 2007 году именно в день рождения В.Л.Кигна-Дедлова, о чем сказано во вступительной статье к книге бывшим заместителем Министра внутренних дел России генерал-лейтенантом Николаем Овчинниковым. Тираж книги – 1,5 тысяч экземпляров, также как и предыдущие книги (общественный роман «Сашенька», автобиографическая повесть «Школьные воспоминания», монография «Киевский Владимирский собор и его художественные творцы») она разослана по библиотекам Белоруссии, России, Украины и Казахстана.
В этом направлении также большую работу проводит Омский университет, где проведено исследование «Этнографическая выставка работ В.Л.Кигна-Дедлова». Владимир Людвигович Кигн совершенно не известен, как государственный служащий. Представьте себе, что после окончания Петербургского университета, он верой и правдой служил избранному делу -прошел карьерный путь в Переселенческом управлении МВД России от коллежского секретаря (самый маленький чин) до действительного статского советника, это по нынешним меркам ранг генерал-лейтенанта. Четверть века на госслужбе – сотни командировок, в том числе длительных, таких как Оренбургская (два года), краткосрочных – по нескольку месяцев – в Благовещенск, Тобольск, Омск, Кустанай. Везде, где бы он ни был – остается глубокий след в сердцах и памяти людей. Например, в Амурской области, которой исполнилось, как и самому Кигну-Дедлову, 150 лет (кстати, бывший Министр образования этой области из Гомеля родом), издана книга «Колумбы Амура» и в ней на видном месте в категории «экономисты-статистики» размещены материалы о Кигне. В Кустанае (Казахстан) на уроках отечественной истории цитируются дедловские отзывы об этом городке и дети при поступлении в первый класс произносят клятву первоклашек по отрывку из дедловского произведения. Именно в командировках Дедлов сложился как непревзойденный очеркист, ведь его наиболее продуктивный жанр – это «путевые очерки». Слог его яркий, образный и вместе с тем, строгий, сдержанный, неповторимый. Прочтите в его путевых заметках за 1887 год «По Западному краю, старому и новому» описание поездки на дилижансе от Довска до Гомеля и у Вас сложится четкое представление о «дорожном» мастерстве В.Л. Так вот, я пристыдил чиновников МВД за то, что память о таком человеке утратили и, хочется верить, обрел в их лице своих искренних сподвижников. В связи с этим есть колоссальная идея в будущем Доме-музее В.Л.Кигна-Дедлова в селе Дедлово (ныне Курганье) Рогачевского района Гомельской области создать мощную базу данных о белорусах-переселенцах (а то и шире – всех переселенцах, направившихся в XIX веке с Запада на Восток России). Я озвучил эту идею на Съезде Федеральной культурно-национальной автономии «Белорусы России» и, полагаю, нашел поддержку в регионах России, где действуют региональные белорусские отделения.
В России проживают более 800 тысяч белорусов. Львиная доля – это потомки тех, кто в XIX веке осваивал жизненные пространства бывшей империи. Это просто чудо – но по-прежнему на Дальнем Востоке, на Урале, в Сибири и Поволжье слышится белорусский говор. Я был потрясен, когда узнал, что в Томской и Иркутской областях, Красноярском крае есть белорусские деревни – с обычаями, традициями, языком этнических белорусов. Белорусов, которые никогда не были в Белоруссии, утратили связь со своей Малой Родиной, со своей исторической пуповиной!!! При содействии Института социальной памяти и Томского отделения ФНКА «Белорусы России» между гомельской деревней Федоровка, где жили родители Кигна-Дедлова, и томским селом Федораевка установлены сестринские отношения. Вот ведь каким центром генеалогического притяжения может стать гомельское Дедлово!
А в планах еще много проектов по увековечиванию памяти семьи Кигнов. Перечислю только ближайшие:
– издать очередные книги В.Дедлова «Вокруг России» (уже издана) и «Мирные на войне»;
– открыть мемориальные доски в Тамбове, Киеве, Санкт-Петербурге, Оренбурге, Благовещенске и Кустанае;
– создать экспозицию истории росписи Киевского Владимирского собора в Свято-Покровском храме деревни Новый Довск Рогачевского района;
– по-настоящему запустить в Белоруссии туристический маршрут «Литературная Кигнщина»;
– учредить российско-белорусское предприятие по восстановлению Родового поместья Кигнов;
– заложить основы создания в селе Дедлово Музея белорусских переселенцев;
– учредить Международную ассоциацию ревнителей творчества художников-соборян.
Отрадно, что один из пунктов намеченного – установка памятника на могиле матери Владимира Дедлова, первой белорусской писательницы-фольклористки Елизаветы Павловской совершенно неожиданно для участников проекта осуществлена по инициативе специального корреспондента по Гомельской области общественно-политической газеты для молодежи "Знамя юности" Т.С.Якименко и при поддержке Гомельского городского комитета Белорусского республиканского Союза молодежи. Это и многое другое нам по силам, поскольку мы делаем благое дело, сохраняя в истории Личность необыкновенную и колоритную.
– Известно, что при жизни все произведения Владимира Людвиговича были опубликованы только в российских литературных журналах. Под Вашим руководством опубликовано уже шесть произведений из запланированного полного собрания сочинений. Есть ли работы нашего земляка, которые так и не дошли до читателя?
– Да, это его художественная проза, в частности, сборники «Мы. Этюды» (1889), трилогия «Варвар. Эллин. Еврей» (1892). Первое произведение скопировано в Ленинке в Москве, а второе я привез из Санкт-Петербурга, где сделал копию в Национальной библиотеке. «Лирические рассказы» и «Просто рассказы» ждут своего часа. Путевые очерки еще не все дошли до современника: «Приключения и впечатления в Италии и Египте. Заметки о Турции» (1887), «Из далека. Письма с пути» (1887), «Франко-русские впечатления. Письма с Парижской выставки» (1890). Ну а потом – критические статьи, их огромное множество, молодой исследователь из Тамбова Татьяна Курина обещает обобщить их и мы поможем издать в едином сборнике. Думаю, что нас еще ждет множество находок. Недавно в газете «Слово» за март 1908 года обнаружены очерки «У них и у нас» -сопоставление русской и немецкой культур. За несколько месяцев до смерти писатель пытался разрешить главный вопрос своей жизни – вопрос национальной идентичности.
– Вам приходится много работать в различных архивах России. В некоторых современных информационных источниках есть спорные моменты. Хочется от Вас услышать, кто же из российских знаменитостей того времени был близок семье Кигнов, кто посещал их поместье на Рогачевщине в Беларуси, чем были интересны для них наши неординарные сограждане?
– Я почти уверен, что в селе Федоровка был Апполинарий Васнецов, брат художника Виктора Васнецова, и сам замечательный художник. Иначе как объяснить интерес, проявляемый Музеем-квартирой Апполинария Васнецова к федоровскому проекту? В здешних местах побывала директор Е.И.Ядохина. Кроме того, местный житель Федоровки Михаил Бердников запомнил и поделился со мной впечатлениями своей матери Надежды Старовойтовой о молодом художнике Васнецове, который посещал Рогачевщину.
То, что в Федоровке бывал Адриан Прахов, величайший искусствовед, создавший такой непревзойденный шедевр, как Киевский Владимирский собор – это не поддается никакому сомнению. А вот Виктор Васнецов, который дружил с Кигном-Дедловым и написал пейзаж для обложки его трилогии «Варвар. Эллин. Еврей», к сожалению, не побывал на Рогачевщине, но оставил блестящую переписку, которая проливает подлинный свет на их отношения. Вот только одно из писем:
Абрамцево, 15 июля 1895 г .
Дорогой Владимир Людвигович!
Послал Вам рисунок для виньетки в Довск. Все, что мог выдавить из своего усталого воображения, выдавил. А что получилось, судите сами. В центре женщина, загадка (для каждого из нас), и я понял из рассказов Ваших, что Варвар, Эллин и Еврей интересны именно отношением своим к этой соблазняющей нас бедных загадке: Варвар отдаст ей свою бесшабашную башку полностию, Эллин созерцает, любуется и смакует, а Еврей вздыхает да долбит свой талмуд (иносказательно, конечно). Так ли я понял? Ну, а рисунок, может быть, и слаб вышел, но лучше, ей-богу, не мог! Хоть вешайте. Заголовок уж пусть делает издатель, только пусть шрифт будет простой и солидный, вроде английского. Если будете сердиться за плохое исполнение Вашего заказа будете не правы. Что сделано сделано, виниться поздно. О получении известите в Абрамцево, станция Хотьково по М[осковско]-Ярославской ж[елезной] дороге. Рисунок я сделал для Вас, а не для издателя, для которого пи за какие тыщи работать не имею возможности.
А засим желаю успеха Вашему изданию, и настоящему и будущим.
Пишите не ленитесь Бог Вас искрой не обидел, да разгорается эта искра в пламя, согревающее и освежающее душу!
Обнимаю и целую Вас крепко. Надеюсь, в Москву не забудете заезжать. Аполлинарий на Кавказе и в настоящую пору лезет на самый Эльбрус! В половине августа обещает слезть оттуда в Москву. Писать ему можно в Тифлис до востребования.
Итак еще раз целую.
Ваш всегда В. Васнецов.
Писатель Иван Леонтьев-Щеглов точно был в поместье Кигнов через два года после смерти Владимира, о чем оставил публикацию. Мы ее опубликовали в предисловии к роману «Сашенька» ( 2006 г .).
Кроме того, В.Кигн-Дедлов очень хорошо ладил с Михаилом Врубелем и Михаилом Нестеровым. Первого он яростно защищал от несправедливых нападок М.Горького в 1896 году за выставленные на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде по инициативе известного мецената Саввы Мамонтова гигантские картины – «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович». Выставочный комитет, воспитанный на эстетике реалистического искусства, поначалу отверг обе картины, несмотря на то, что их эскизы министр финансов Ю.Витте показывал Государю. Государь долго смотрел, потом похвалил и одобрил эскизы Врубеля. Тогда непреклонный Савва Мамонтов построил специально для Врубеля отдельный павильон, где и выставил отвергнутые полотна.
А вот как М.Нестеров отзывается о Дедлове:
«Пустынник (название картины) мой был принят и прессой хорошо. Статья Дедлова особенно была мне приятна, в ней была заметна чуткость и какая-то талантливая смелость суждений. Я был доволен своим первым выступлением на Передвижной, среди самых крупных в те времена художников». Или еще в каком-то месте своих воспоминаний: «В следующие дни тоже был народ, картину хвалили, и я воспрянул духом. Был Кигн (писатель Дедлов), талантливый, умный, молчаливый человек, гораздо позднее худо кончивший: его убили где-то во время случайного спора. Кигну картина сильно понравилась. Он, помню, нашел в ней «тихую нежность». Думаю, белорусам есть чем гордиться, ведь у Кигна-Дедлова был потрясающе широкий круг общения, только все это надо собрать по крупицам, музей получится замечательный, в нем будет отражена целая эпоха. Емкая переписка В.Л.Кигна хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства в Москве, а также в рукописном отделе Института русской литературы и искусства Российской академии наук (Пушкинском доме).
– Как Вы относитесь к версии местных жителей в бывшем поместье Кигнов-Павловских в Рогачевском районе о том, что «Аленушка» на знаменитой картине Виктора Васнецова наша соотечественница?
– Отношусь положительно. Потому что наличие разных версий, пусть даже упакованных в легенды и слухи, заставляет пытливое сердце биться чаще, в унисон с истиной. Во всяком случае, в Абрамцевском музее в Подмосковье не возражают, если белорусы эту легенду станут культивировать в своих культурно-просветительских целях. К тому же уж больно похож федоровский пруд на тот, что изображен на картине Виктора Васнецова. Так что с позиций метафизичности бытия не вижу ничего предосудительного в том чувстве гордости, которое зародилось на Гомелыцине относительно «Аленушки». Я организовывал поездку внучки В.Л.Кигна-Дедлова (по линии Алексея Людвиговича Кигна) из Красноярска Ольги Мальфановой на Родину ее предков. Осмотр федоровской усадьбы Ольга Викторовна начала с пруда. Ее встретили на берегу, усадили в лодку и причалили к островку. Местный художник Сергей Шаминский исполнил в графике портрет гостьи, который Мальфанова привезла в свой далекий сибирский городок, как необыкновенную реликвию, как памятный узелок, вернувший ей некогда утраченное прошлое. Не будем же мешать людям узнавать себя в зеркале пережитого их предками... Это так важно, чтобы не прервалась ниточки жизни, связь поколений, история человеческой цивилизации.
– Вами немало сделано и для увековечивания памяти Владимира Дедлова непосредственно на Родине. Каким видится конечный результат осуществляемого Вами проекта?
– Мне очень хочется, чтобы на территории Гомельской области был благоустроенный Музей-усадьба В.Л.Кигна-Дедлова, от которого бы шли постоянные токи и импульсы возрождения на этой благодатной земле духовности, без которой сложно двигаться в будущее.
В архивах Могилевской области хранится запись, подтверждающая, что в Федоровке, в действительности, была Усадьба – «Кигн Елисавета Иванова, жена статского советника, православного вероисповедания, владелица имения Федоровка (раздельная запись 1865 г .). Земли: всего – 2093 десятины, под лесом – 1293, под пашней – 514, под сенокосом – 158 десятин. В столбце «Кто занимается хозяйством, оброчные статьи в имении и доход с них» записано: «Владелица, водяная мельница и сукновальня 150 р.».
– Есть ли у Вас единомышленники в Москве и в Рогачевском районе?
– Конечно, в России, Белоруссии, Украине, Польше, Франции. Без единомышленников, более того, без единодействующих не пройти тот путь, который уже пройден. Но главные дела еще впереди.
* Журнал «Регионы России», №5-№7, 2010 г.
Александр Ужанов, директор Института социальной памяти
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"