На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Интервью  
Версия для печати

Жить во Христе и Христом

Интервью для журнала «Академический Летописец» и газеты «Сегодня»

— Ваше Блаженство, какова, на ваш взгляд, особенность эпохи, в которую мы живём, каковы главные проблемы человека сегодня?

— Проблемы у человека во все времена после грехопадения одни и те же: заботы житейские и борьба со страстями и искушениями ради спасения бессмертной души. Меняются формы хозяйствования, политические системы, а человек остаётся тем же и точно также нуждается в спасительной помощи Божьей. При этом, действительно, каждая эпоха имеет свои особенности, ставит свои вопросы и вызовы перед Церковью и каждым христианином. Сегодня это секуляризация (обмирщение), которая пытается занять освободившееся место воинствующего атеизма и которая пытается сделать людей, по слову Откровения Иоанна Богослова, «ни холодными, ни горячими», заботящимися только о земном. И воспитывается такое отношение к жизни современным обществом рекламы и безудержного потребления.

— Православный человек нередко оказывается перед лицом выбора между представлениями, санкционируемыми светским общественным сознанием, и велением своей христианской совести. Как в этих условиях сохранять и возогревать в себе верность принципам веры?

— Христианин должен жить во Христе и Христом, молиться Богу и посещать церковь, регулярно читать Евангелие и пытаться воплощать библейские и евангельские заповеди в своей повседневной жизни. Принципы веры недостаточно только возгревать в себе — на них нужно строить жизнь, ибо вера без дел мертва (Иак. 2:26).

— История нашей страны сложилась так, что немалая часть её граждан была воспитана вне Церкви, без веры. Но при этом многие такие люди стараются жить по совести — по сути, соблюдая библейские заповеди. Как сообщить этим людям о спасительности христианства и спасительности жизни в Церкви?

— Сегодня такое время, когда никто не мешает нам проповедовать. Но для разных категорий людей нужно подбирать свои слова и при этом никогда не лукавить, ничего не делать искусственно или наигранно. Нужно быть искренним и полагаться не на свои знания или умение убеждать, а на помощь Духа Святого, Который научает каждого из нас, как и что говорить, и Который влияет не на разум, а на душу и сердце человека. И тогда может произойти самое, казалось бы, невозможное обращение или вразумление. А людей старшего поколения, независимо от степени их воцерковления, нужно искренне уважать, и нужно помогать им.

— Сегодня нередко говорят, что молодёжь всеми брошена на произвол судьбы и никому не нужна. Порой не исключение и церковная молодёжь: куда ей пойти вне храма, чем заняться? А если и создаются где-то православные организации для молодых, то тут же срабатывает возрастное отторжение любой формализованной деятельности — подобные организации кое-где уже окрестили православным комсомолом. Что же может объединить верующую молодёжь?

— Объединять верующих должна Евхаристия. Всех, независимо от возраста и социального положения. И это общение в таинствах и литургия («общее дело») может продолжаться общими делами и братским общением во внебогослужебное время. А чтобы не было формализации, не нужно создавать организаций для молодёжи, православная молодёжь сама должна объединяться для доброделания, просветительского и социального служения. Кстати, это могут делать не только молодые люди.

— Часто первые шаги молодых людей в храме бывают невероятно трудны. Одна из проблем — как уверовавшему молодому человеку строить отношения со старыми друзьями и привычным кругом общения? Ваше Блаженство, что вы могли бы посоветовать нашим молодым современникам?

— Побольше слушать и поменьше говорить. Побольше — учиться и поменьше — поучать. Должно пройти время, чтобы ваши старые друзья убедились, что ваш приход в Церковь — не сиюминутное увлечение, а сознательный жизненный выбор. Научитесь искренне любить своих друзей независимо от их отношения к вере и Церкви, старайтесь им помогать и поддерживать. И искренне молитесь, чтобы благодать Божья коснулась и сердец ваших друзей.

***

— Отмечали ли вы Крещение в детстве? Окунались ли в прорубь? С какими событиями, воспоминаниями вашей жизни связан этот день?

— Нет, в прорубь не окунался. Это не считается обязательным элементом празднования Крещения Господнего. Но в храме в этот день молился всегда. Самый яркий момент — освящение вод. Когда читаешь молитву над водой, когда погружаешь в нее крест, всякий раз на душе праздник. Ведь воды Крещения никогда не смогли бы омыть грехи человеческие, если бы Христос не освятил их своим прикосновением.

— Когда вы поняли, что хотите стать священнослужителем?

— Желание стать священником появилось у меня с первых дней моего осознанного пребывания в храме. Мы с родителями ходили на службу, а затем я стал прислуживать в алтаре. Это и определило мою судьбу. Но самым ярким, пожалуй, впечатлением, стал арест нашего настоятеля на первой неделе Великого поста, во время чтения Покаянного канона. Пришли люди в кожанках прямо посреди службы, сказали батюшке: «Собирайся». А он подозвал меня и благословил дочитывать Канон. Больше мы его не видели.

— Если бы вы не стали священником, какую профессию избрали бы?

— Мне трудно об этом говорить, ведь я никогда не сомневался в выборе жизненного пути. У меня не было внутренних борений и исканий. Передо мной стоял другой выбор — принимать монашество или жениться. Но и тут Господь все решил за меня... (невеста Блаженнейшего жила в его родном селе, но в юном возрасте скончалась. — Авт.) Если помечтать, то я бы мог быть учителем. Но в советское время для верующего человека это было невозможно.

— Вы встречались с людьми, которых потом признали блаженными или святыми. Помогли ли вам их пророчества?

— Мне довелось общаться с духовно опытными людьми. Я не очень верю в возможность точного предсказания будущего. Но в духовную прозорливость и жизненный опыт, который позволяет увидеть возможное развитие событий или человеческой судьбы, я верю. И мне доводилось встречаться с прозорливыми людьми. Но знаю я и то, что если нам о чем-то говорят более опытные люди, мы понимаем, о чем шла речь только после того, как что-то уже произошло. Нужно прислушиваться к мнению духовно опытных людей, но при этом помнить, что жизнь нашу проживать нужно нам. И чтобы понимать советы, нужно пытаться жить в соответствии с Божественными заповедями, пытаясь всякий раз в сложных жизненных обстоятельствах делать выбор в пользу добра. И надеяться не только на себя, но и на Бога, на его благодатную помощь.

— Как вы относитесь к разговорам о конце света в 2012 году?

— Как к рекламной кампании вокруг одноименного голливудского фильма. Или попытке сорвать проведение Евро-2012 (смеется. — Авт.). А если серьезно, то сам Господь сказал, что о дне и часе окончания мировой истории не знает никто, даже ангелы на Небесах. И поэтому нам надлежит не пытаться узнать или вычислить дату кончины мира, а жить так, чтобы быть в любой момент готовыми предстать перед судом Божьим. Это, кстати, более актуально, так как и о дне собственной кончины нам тоже не дано знать.

— Ваше хобби — рыбная ловля. Давно ли вы сидели у реки с удочкой?

— В 2009 году, к сожалению, порыбачить не удалось. Но надеюсь, что 2011-й будет более успешным для рыбалки.

— Приходят ли к вам политики на исповедь?

— Политики — это такие же люди, как и все остальные. И у них те же проблемы, что и у остальных людей. Я рад, что среди наших политиков преобладают верующие. Надеюсь, что благодаря их общению с Церковью эта вера будет воплощаться в делах и заботе о нашем народе.

Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"