Игорь Коновалов вернул радостный звон старинной церкви в Переделкино
...Мне как жителю Городка писателей Переделкино и экскурсоводу очень интересно было увидеть в жизни Человека, которому удалось отладить колокольный звон нашей легендарой Спасо-Преображенской церкви, относящейся к Патриаршьему подворью.
Храм почитали многие писатели... Восемь лет он был закрыт на реконструкцию и вот 17 августа 2021 года, накануне престольного праздника, прошла первая вечерня под благолепный звон, что наполняет души христианской радостью...
...Мечты сбываются, и воскресным сентябрьским утром Игорь Васильевич Коновалов – Звонарь всея Руси – приглашает меня на галерею Храма Христа Спасителя послушать на высоте пятидесяти метров благовест – самый древний вид церковного звона, звучащий на четырёх исполинских колокольнях. Как на блюдце – весь центр матушки-Москвы. Энциклопедист, остроумный собеседник, просто настоящий мастер каламбура, обаятельный, стремительный и очень полифоничный – Коновалов является владельцем сокровищных колоколов, которые находятся в музее усадьбы Свиблово, автором книги «Православный колокольный звон», магистром истории, архитектором, иконописцем... Старший Звонарь самых главных соборов столицы, себя он в шутку называет «Христаспасительным», «Василияблаженным» и «Кремлёвским»... Дух захватывает от панорамной красоты, величественного звона в исполнении группы звонарей, некоторые из которых в его команде ещё с 90-х годов... А благовестпредваряет три трезвона к литургии! В один из трезвонов Игорь Васильевич вложил сцену коронации царя из оперы Мусоргского «Борис Годунов». Охватываю взором сталинские высотки, тучерезы Москва-сити, храмы и монастыри Златоглавой и задаюсь вопросом, как далеко нас слышно. Он отвечает с улыбкой:
– Сейчас нас слышат девчонки в Новодевичьем и мальчишки в Даниловом – насельники древних монастырей – и даже понимают, в какие конкретно колокола мы звоним...
– Вот это да! Есть версия, что колокольный звон чудотворен, обладает лечебной силой...
– У нас десятки раз так случалось – начинали звонить при хмурой погоде, и вот словно дырки в небесах появлялись, а через них проникали солнечные лучи. Значит, звон был хорошим. Научных данных о том, что колокола как-то действуют на человека, нет, но я звоню с 1984 года и не знаю, что такое – серьёзные ОРЗ, температура, грипп...
... Благовест заканчивается, и чудесным образом солнечный свет заливает галерею, но всё же по-осеннему зябко, и хозяин любезно зовёт меня в тепло: «Гостей мы никогда не отпускаем без чая».
... И беседа наша продолжается в звонарной. В красном углу – икона Христа Спасителя, которую Коновалов написал ещё в 90-е годы, именно её ставили перед заливкой всех колоколов Храма Христа Спасителя и Троице-Сергиевой лавры...
Поздравляю Игоря Васильевича с вручением медали ордена Андрея иконописца за работу в нашем переделкинском Спасо-Преображенском храме. Произношу Аскиос! – он сияет, говорит, что для него эта награда особенная, а наш храм запечатлелся ещё в детстве, ярче всего – деревянное паникадило в виде Креста...
– Систему росписей прошлого я не помню, – признаётся Звонарь, – но то, что увидел сейчас после реконструкции, очень понравилось – это церковно и канонично... Реставраторы рассказали, что хотели писать новые лики, но под тёмной краской возникли прежние образы, восстанавливали именно их, и храм стал светлым... В принципе, и раньше интерьеры этой церкви поддерживались в благолепном виде, а вот на ярусе звона, оказывается, царило глубочайшее запустение... Это был случайный набор со времён первого патриарха, поселившегося в Переделкине – Алексия Первого, один колокол даже из Прибалтики привезли... Сюда приезжали мастера акустики, наперебой предлагали свои методы реконструкции набора колоколов по звучанию, но это было вливанием нового вина в мехи старые... И тут больше года назад ко мне обратился настоятель храма, отец Иоанн, сын знаменитого уважаемого протоиерея, церковного писателя Геннадия Нефёдова, с просьбой заняться этой проблемой, и я приехал с ребятами из акустической лаборатории. Когда речь идёт о церковной работе, о послушании, у меня строгость неимоверная, в первую очередь, по отношению к себе!
На звоннице мы увидели, что колоколонесущие балки местами прогнили, языки некоторых колоколов держатся исключительно на честном слове безвестных умельцев. Записав звуки всех пятнадцати колоколов, выяснили, что два их них треснули и не подлежат реставрации. Один я на время попросил у отца Иоанна Нефёдова, чтобы снять профильный узор – на нём птички отлиты головами вниз – так и среди шедевров случаются уроды...
– И какой вариант реконструкции предложили Вы, Игорь Васильевич?
– Несколько необычный – оставить старые колокола и накрыть их звуком большого нового колокола, который бы сочетался с ними в своих обертонах... Это Благовестник, который я сам и спроектировал...
– Отливали его под Вашим светлым оком?
– Да, я лично всё контролировал.
– А сколько он весит?
– Вес его восемьдесят пудов или 1280 килограммов. Мы его приподняли над другими колоколами, и Благовестник словно подпрыгнул и собрал в единый ансамбль всю пестроту и разнозвукость старых колоколов. Результат превзошёл все наши ожидания! На нём изображены московские святители, предстоящие тронному образу Богоматери... Я предложил на нём сделать надпись о том, что сей колокол лит в память святейших патриархов Алексия I, Пимена, Алексия II и всех, зде поминаемых, ведь за алтарной частью церкви – некрополь – похоронены легендарные митрополиты, архиереи, церковные служители, связанные с нашими патриархами...
– Сердечно благодарю Вас, Игорь Васильевич, от лица всех переделкинцев за дивный колокольный звон, который осеняет наши просторы, и за эту незабвенную Встречу!
– В песне про Переделкино моего любимого барда Александра Городницкого есть строчка: «И весёлая церковь звонит». Очевидно, он раньше слышал этот радостный весёлый звон, и мне важно было вернуть его людям...
Беседовала Инна Воскобойникова-Воронова
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"