На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Интервью  
Версия для печати

Дети на войне. Записать для потомков

Беседа с писателем Татьяной Дашкевич

«Дети на войне» — моя главная тема

 

Многие читали детям ее добрые и светлые книги, но не все знают, что перу белорусской писательницы Татьяны Дашкевич принадлежат и биографические произведения, и даже жития святых.

Чтобы поступить в Литинститут, Татьяне пришлось пилить деревья и выращивать цветы: все, мечтавшие поступить в этот уникальный, единственный в мире вуз, должны были иметь за плечами трудовой стаж. Но Татьяна ни о чем не жалеет, хотя ей и приходилось работать больше других. А еще у нее была журналистская практика, поэтому так много в ее творчестве произведений биографического жанра.

Ее биографические книги написаны живым языком, и это — речь ее героев. Так говорили дети войны, святые, ученые, рабочие, поэты, музыканты. Откроешь книгу, и словно на машине времени переносишься в другую эпоху, на десятилетия назад. Каждая судьба неповторима и уникальна, и через рассказы и воспоминания становишься сопричастным прочитанному.

— С 16 лет я занималась журналистикой, — делится Татьяна, — писала статьи о людях, но мне было интересно не только то, что они делают станки или плетут кружева, а их судьбы, восприятие мира и жизни.

Первой написала книгу о советских композиторах — биографические очерки, потом в серии ЖЗЛ —  великой серии биографий — вышла моя книга о поэте-песеннике Алексее Фатьянове. Ее прочел митрополит Минский и Слуцкий Филарет и благословил меня на написание книги о матушке Валентине Минской в соавторстве с отцом Феодором Кривоносом. Я также стала автором-составителем жизнеописания архимандрита Серафима (Тяпочкина). Есть и другие книги, но самый главный мой литературный проект на сегодняшний день — «Дети на войне».

 

 «Я должна это записать»

 

Первые шесть рассказов о детях войны собраны в цикле и изданы в одной книге «Белли пуэри» вместе с одноименной повестью Сергея Трахименка. Эти воспоминания в разное время также публиковались в белорусской газете «Воскресение», в интернете на портале «Русское воскресенье» и в журнале «Новая книга России». Выпустить их под обложкой одной книги предложила редактор издательства «Четыре четверти» Лилиана Анцух, когда случайно на православной выставке в Минске во время встречи с Татьяной Дашкевич услышала воспоминания выросших на войне людей.

 

— Книга вышла в свет 10 лет назад, но я продолжила собирать истории для новой, — рассказывает Татьяна. — Встречаюсь с людьми, которые во время Великой Отечественной войны были детьми, записываю интервью и услышанное перевожу в литературную форму — биографический рассказ. Получается документальное по фактам и художественное по форме произведение. Мои герои не только белорусы, есть блокадники, дети ГУЛАГа. Кто-то из них не был в оккупации, а жил в тылу, но у них тоже есть свои воспоминания, они тоже проживали свою войну и по-своему ее переживали.

А первый рассказ построен на воспоминаниях моего отца. В 40 лет в моей памяти всплыло, что вместо сказок папа мне рассказывал в детстве о том, как он был маленьким мальчиком в оккупации — разные случаи того времени. Меня осенило: «Я должна это записать!» Надо было столько лет прожить, чтобы понять, для чего мне это было рассказано...

Первым читателем тоже стал сам отец. Он одобрил мою работу. Я записываю с документальной точностью и факты не искажаю. Потом по этим материалам об отце сняли передачу. На самом деле по любой из рассказанных историй можно снимать целый сериал! Чтение увлекательное, хотя это и звучит парадоксально.

Героев для других рассказов искала сама в любой жизненной ситуации, где бы ни оказалась — в больнице, в автобусе, в аудиториях. Помогал и папа, подсказывал людей из своего окружения.

А потом, когда о серии историй рассказала Людмила Митакович по радио, стали искать уже меня сами те, кто хотел поделиться воспоминаниями. Истории рассказывают иногда очень страшные, чтобы выплеснуть свою боль. Хотя многие из тех, кого я находила, отказывались от интервью. Прошлое шевелить не хотят.

Сам проект я начинала делать для своей души, во славу Божию, но вышло так, что за книгу я получила награду «Прохоровское поле». Это российская премия, и ее вручают людям, которые занимаются военной тематикой, 12 июля, прямо на Прохоровское.

 

«Надо работать с первоисточниками»

 

— Лучше первоисточника в сборе материала ничего не может быть, — подчеркивает автор. — Конечно, я работала и с документами, но люди расскажут гораздо больше. Поэтому надо ценить и ловить момент, пока живы дети войны. Некоторые мои герои успели увидеть публикацию о себе, а кто-то уже и не успел, но увидели их близкие люди.

Темы детей на войне я впервые коснулась в биографии Алексея Фатьянова. Проживала ее дни и ночи вместе с его женой Галиной, которая школьницей гасила зажигалки на крышах московских домов…

 

 «Дети на войне»: по страницам книги

 

«Коля мудрый» — это папа Татьяны Дашкевич, Николай Аркадьевич. Свое прозвище он получил за то, что еще до войны слышал рассказы взрослых о том, что война будет и «надо сушить сухари». Мальчишка воспринял все буквально и насушил целое ведро сухарей. Не стоит говорить, какой ценностью эти хлебные сухарики стали в годы Великой Отечественной. Татьяна записала рассказы отца о том, как немцы выселили их из дома, как деревенский пацан убил друга случайным выстрелом, как сестра Мария спаслась и не попала в лагерь к немцам, как молились за отца…

Минчанка Елена Иосифовна Баркун пережила голод. Это осталось таким сильным следом, что после войны она подкармливала всех животных, а потому продавцы Комаровки всегда отдавали ей мясо по дешевке. Войну Лена встретила выпускницей шестого класса, который окончила на «отлично». Пошла на вечер танцев в родной деревне и там услышала страшные крики: «Война! Война!» Девочка оказалась в лагере в Германии. Вместо одежды — роба из брезента, вместо обуви — «деревяшка, привязанная к ноге ремешком», вместо нормальной жизни — положение раба…

Нина Федоровна Скоромная родилась на Рождество Христово в 1935 году в деревне Губичи рядом с Минском и после войны всю жизнь работала в колхозе. Вспоминала, как в деревню пришли немцы, как встречали оккупанты католическое Рождество на нашей земле и как пригласили на праздник детей, а еще — как боялись белорусов, ставших полицаями, и как простые люди оставались простыми добрыми людьми — подкармливали отступавших немцев…

Михаил Николаевич Степанюк войну встретил в родной деревне Козлы на Пружанщине шестилетним мальчишкой. Его деревню сожгли, отца расстреляли. В живых остались он вместе с мамой и сестренкой. Их потом отправили в Белосток, где они жили в оставленной евреями квартире. Мама работала на фабрике за гроши, а дети искали еду в пустом городе…

 

Валентина Павловна Ницкович потеряла своих родителей. Она плохо помнит время до войны. Помнит, что мама шила, а папа был кузнецом и сапожником. Потом отец ушел на фронт, мама закопала рядом с домом свою швейную машинку и инструменты отца, думала, что скоро вернутся, и уехала к родителям под Оршу. Когда немцы отступали, мама, бабушка, дедушка, трое детей попали под обстрел и спрятались в блиндаже. Они не вылезли, когда их заметили, не показались, когда стали по ним стрелять. «Галчата, потерявшие родителей» не выбирались еще две недели из блиндажа, а рядом с ними лежали тела близких…

Таисия Тимофеевна Морозова пережила блокаду Ленинграда. Когда началась война, ей было только пять лет. Она помнит бомбежки, помнит, как пошли в старый дом за новогодними игрушками, а увидели людей, которые рубили мерзлого человека, помнит вкус печеного ремня... «Война — это голод, горе, холодные зимы, гибель тысяч людских жизней…» Детство Таси навсегда осталось таким…

— Говорят, что если погиб один солдат — трагедия, если сто — статистика. Тут так же. Глазами каждого ребенка я хочу показать трагедию войны, а не статистику. Каждая история для тех, кто живет сегодня, а особенно для молодого поколения, имеет огромную ценность… — отмечает Татьяна Дашкевич и заканчивает свою книгу такими словами: «Детская память очень цепкая. Ребенок запоминает не логическими цепями, как взрослые, а картинами и душевными переживаниями. Только дети знают правду. Правду о войне в том числе…»

Если в годы Великой Отечественной войны вы были ребенком или знаете таких людей, детство которых выпало на время войны, свяжитесь с Татьяной Дашкевич. Она вам будет очень признательна. Написать Татьяне можно на электронную почту: tatyana.daschkevitch@yandex.by

 

Фото предоставлены Татьяной Дашкевич

Беседовал Вадим Янчук


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"