На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Письма провинции

О стихах Людмилы Корсуновой

Кто-то из наших поэтов-классиков сказал, что самое страшное в поэзии, когда пишущий человек из-за недостатка жизни придумывает стихи. Когда в произведениях больше литературы, чем жизни. Хочется добавить, что последнее время катастрофически растет количество таких «придуманных» стихов. Это объяснимо: городские жители, как правило, замкнуты в узкий круг. Порой не знают, как зовут их соседей по «пчелиному улью» в спальном районе. К тому же этот «улей» от земли оторван, корней фактически не имеет. А без корней где взять жизненную силу? И вынуждены часто поэты-горожане придумывать и жизнь, и литературу. Для самарской поэтессы Людмилы Корсуновой нет надобности в литературных придумках. Стихи Людмилы Николаевны не просто наполнены, но переполнены жизнью. Жизнь в них бурлит и переливается через край.

Нет надобности Людмиле Корсуновой в поиске литературных тем. Тут и встречи с интересными, а порой и выдающимися людьми. Одному из них – русскому подвижнику и меценату Сергею Ковшову, посвящена книга. Посвящение это, к великому сожалению, посмертное… Но уж если говорить по существу, то все люди-адресаты стихов Корсуновой в чем-то выдающиеся, о чем скажу позже. Большинство современных горожан приходят к занятиям литературным творчество от недостатка жизненного содержания. А вот Людмила Корсунова – с точностью до наоборот. Видимо, события ее судьбы уже настоятельно попросили запечатлеть их в слове, что результатом стала вот эта книга.

Людмила Николаевна принадлежит к тому поколению людей, для которых литература во многом и была отождествлением жизни. Люди нашего поколения выросли в самой читающей стране. И это помогло нам даже при атмосфере официального атеизма сохранить в душах те библейские заповеди, которые от веку стояли на страже русской души. Такое понятие, как «лирическая героиня» для стихов Людмилы Корсуновой совершенно излишнее. Потому что автор и есть лирическая героиня своих стихов. Причем, не только лирическая, но порою, когда пишет о красотах огромной нашей страны – эпическая героиня.

«Скромно в небе звёздочка зажглась, //Никого собою не затмила, //Где-то на Кавказе родилась //Девочка по имени Людмила. //...Осторожно с мостика времён //Я сойду, в мир этот возвращаясь. //Он напомнит тысячу имён //Тех, с кем жить, и с кем я попрощалась…».

Естественность интонации поэзии Людмилы Корсуновой сразу располагает к душевному сопереживанию. Как мы уже поняли по ее стихам, родилась Людмила Николаевна Корсунова на Кавказе. А вот естественность ее поэтической интонации – истинно волжская. Хотя автор этой книги никогда не забывает своих истоков.

«Не самарчанка я, не самарчанка, //Я дочь равнины у Кавказских гор, //Где на закате медною чеканкой //Эльбрус манил и манит до сих пор… //…Весною Терек в русле обезмолвлен //И напоказ в камнях сухое дно, //Но летом тают льды, и переполнен //Мой гордый Терек горною водой. //У берегов просторная станица //Погружена в роскошные сады, //Где ароматом яблочным струится //Погожий день в преддверии страды… //…Великолепна, хороша Самара, //Где красота безмерной глубины //Приметных зданий, что в кварталах старых //Привносит дух ушедшей старины… //…А рядом Волга разинские тайны, //Сомкнувши воды, бережно хранит… //…В кругу друзей и близких я подолгу //Люблю рассветы летние встречать. //Не самарчанка я, не самарчанка, //Но что могу поделать я с собой?// В душе я Терек с Волгой повенчала //Мне стали две реки одной судьбой…».

Читая это стихотворение, невольно задумался о том, что выражение «Волга-матушка» – аксимома, в доказательствах не нуждающаяся. Много прекрасных могучих рек есть в России, как тут не вспомнить моих любимых «сибирячек» Лену и Ангару!.. Но матушка у нас все-таки одна – Волга. Насчет «батюшки» уже можно, как говорится, погутарить. В батюшках у нас пребывают и Тихий Дон Иванович, увековеченный Шолоховым. И мятежно сказочный Яик-Урал, воспетый Бажовым. И породнивший Ангару и Байкал с океаном, Енисей-батюшка. Духовным отцом поэзии Людмилы Корсуновой является неукротимый горный Терек. Давший свое имя когда-то одному из ветвей русского казачества, стоявшему на страже границ Российской Империи. И как всегда бывает на границе, в мироощущении русской уроженки Кавказа Людмилы Корсуновой явственно прослеживаются восточные ассоциации. Помноженные на русское образное осмысление мира, они часто воплощаются в очень интересные стихи. Говорят, что человек может часами смотреть на текущую воду (речных мотивов хватает творчестве Корсуновой), на работающего человека – герои-адресаты стихов этой книги сплошь труженики. И на горящий огонь. Но только воспитанная на Кавказе поэтесса может увидеть в пляске огня пляску восточных красавиц, как ее видела Корсунова.

 «В камине плещется живое пламя, //Оно сродни танцовщицам восточным. //Во мне разбуженная предков память //Заговорила словно бы воочью. //В одеждах жарких пери-одалиски //Взошли легко на подиум поленьев, //За танцем их, бодрящим и искристым, //Слежу я очарованно с волненьем. //Причудливо сливаясь в переплясе, //Уже на углях танцем в раж введут, //Им жить не долго, потому блестящ их //Без продолженья мастерский дебют…//…Живи и радуйся, пока пылают //В тебе любовь, желания и страсть, //Пускай они огнём испепеляют //И не дают душе твоей пропасть. //И мне, смотрящей на живое пламя, //Напомнила о важном и былом //Из прошлой жизни наших предков память, //Разбуженная танцем и огнём».

Замечательное стихотворение! И совершенно единственное в своем роде….Если имеет смысл говорить применительно к Людмиле Корсуновой о какой-то лирической героине ее стихов, то на звание такой героини вполне может претендовать природа. В лице майского пруда, исходящего брачным пением лягушек. В лице звездного хоровода. Жигулевских гор…

«В лягушачьих песнях-звонах //Тает сладостно душа, //Будет ноченька бессонна, //Будет ночка хороша! //Нить заката май вплетает //В кружева лесных дубрав, //Воздух свеж и грудь вдыхает //Ароматы свежих трав. //Хороводы звёзд на небе //Развесёло кружит май, //В Жигулях на скальном гребне //Облаков струится шаль. //Белопенным цветом дерзко //Куст терновый ворожит, //А за ним от рыбьих всплесков //Гладь озёрная дрожит».

Порой лирическая героиня стихов Корсунова – природа – воплощается в ветре. Ветер в стихах Корсуновой не просто очеловечивается, но буквально обожествляется. Предстает, как художник и, стало быть, Творец! Потому что способен создавать рай, что может только Господь.

«За день ветер утомился, //Всё кругом обегал,

Пошушукался и скрылся //Где-то для ночлега. //Вечер – чувственный художник //Холст озёрный гладкий //На подрамник осторожно //Натянул украдкой. //Оторваться невозможно: //По озёрной кромке //Расписался наш художник //Акварелью тонкой. //Залегли в прозрачной глади //Жигули космато: //Разнолесья в нём наряды //И лучи заката. //…

И как всегда, я с особенной пристальностью читаю то, что пишет человек о своем детстве, откуда все мы родом. С годами понимаешь, только чистота детского восприятия мира помогает нам не рухнуть в бездну отчаяния по мере нашего взросления и осознания несовершенства мира.

«Время счастливое кануло в Лету, //В прошлое мне не пробиться. //Вижу глазастую девочку в светлом //Платье из пестрого ситца. //В мирное время потери и беды – //Эхо военных последствий //И эйфория желанной победы //Впитаны в трудное детство. //Хлеба краюху, посыпаной солью, //Наспех хватали без спроса, //С кем это съесть на ребячьем приволье, //Не возникало вопросов. //Яркой игрушкой с витрин магазина //Редко кто был избалован, //Мяч из облезлой и пыльной резины //Дружно гоняли за домом. //Мамина кукла из тряпочки белой, //Может, от старой простынки, //Ватой набито кургузое тело, //Косы пришиты к затылку... //Что же бывает смешней и нелепей //Этой раскрашенной куклы? //Но моего поколения дети

С нею не ведали скуки. //Сколько фантазий рождалось прекрасных – //Столько ж нежданных чудес, //Кукольных золушек грубой раскраски //Мы превращали в принцесс… //В речке купались до синих мурашек, //Брызги сбивая с волны. //Рядом, укрытые пеной ромашек, //Раны прошедшей войны. //... Женщина в прошлое смотрит пытливо, //В утренний розовый свет: //«Девочка! Там оставайся счастливой //В пять с половиною лет».

В этом стихотворении автору удалось кратко выразить всю палитру радужного детского восприятия мира. Порой для этого иным авторам и романа не хватает, а тут все детство – в одном стихотворении. Это не просто какое-то частное детство отдельной девочки. Это ощущение себя частью России, дочерью России.

 «Я дочь твоя, Россия, и горжусь //Тем, что тебе на благо я тружусь, //Я – капля от святых твоих истоков…».

Но не только дочерью ощущает себя поэтесса Людмила Корсунова. Но и матерью, ответственной за судьбу своей страны, за новое поколение. В этом смысле очень показательно ее стихотворение про новобранцев, которое читатель прочтет в этой книге. Кровь от крови русского народа, автор этой книги видит в народе то лучшее, что всегда выгодно отличало русских от других достойных наций.

«Мудрыми были славяне: //Труд почитали за долг, //Строго за праздность пеняли //Знавшим к нему холодок. //Чтили традиции, Бога, //И, помолившись, к утру //Впрок заручались в подмогу //Благословеньем на труд. //Ввысь обращали все взоры, //Дум не изведав плохих, //Руки в кровавых мозолях

Сжав на упорах сохи. //Земли под пашни нередко //Были сплошной целиной, //Может, поэтому едким //Потом кропилось зерно. //Прятали часть урожая, //Голод учась упреждать, //Духом своим поражали //В трудный момент выживать. //…Хлебушек можно потрогать, //Съесть, запивая водой. //Хлеб на столе нам от Бога, //Бог протянул нам ладонь. //Я же, хозяйка, постигнуть //Истину предков смогла, //Выложу хлеб на холстину// В лучшее место стола».

Рядом со стихами-посвящениями мужу («Склонилось лето к осени. Печалью // Повеяло уже от светлых снов…»), внучкам, подругам – то есть вполне конкретным адресатам, есть такие посвящения, которые можно назвать эпическими.

«У бабы Шуры дело споро, //А ей за восемьдесят три, //Она всегда проявит норов, //Чтоб дело к сроку довести. //Не спится ей и не лежится, //Когда стоят вокруг дела, //Она обязана трудиться, //Чтоб руки лень не извела. //Мне не понять, признаюсь честно, //Какая ж легкая рука! //Колдует баба Шура с тестом //К невероятным пирожкам. //Не из муки они – из пуха, //С начинкой, тающей во рту, //Они сочатся нежным духом //Их запах чуешь за версту… //…А бабе Шуре не лежится, //Когда стоят вокруг дела, //Она обязана трудиться, //Чтоб руки лень не извела//.

Вроде обычная женщина, эта баба Шура. Наверняка среди ваших знакомых обязательно имеется такая вот умельчивая хранительница очага. Занимается домашним хозяйством, варит вкусные щи, вышивает красивые рушники. Занята-то вроде бытовыми проблемами! Почему же от всех этих бытовых дел исходит ощущений бытийности? А если отрешиться от конкретного посвящения конкретной женщине, образ лирической героини этого стихотворения вырастает до размеров эпических? Что-то есть в образе бабы Шуры такое, что роднит ее с героинями поэм Некрасова о русских женщинах, на которых испокон веков стоял русский мир. И которые всегда были под стать тем «чудо-богатырям», про которых с восхищением говорил наш полководец Суворов.

«Победно звенели, сверкали //В весенние майские дни

Отца ордена и медали //На старой, но гордой груди. //В канун, как всегда, для порядка //Последней войны ветеран //Их чистил и мягкою тряпкой //До блеска с трудом натирал. //На те боевые святыни, //Бросая свой старческий взгляд, //Он думал о годах полынных, //Стоящих четверкою в ряд. //Горчащих годов тех отведал //С першением в горле до слез. //И где только батя мой не был, //Взмывая со взлетных полос… //…И память военных тех далей //Отец подтверждал вновь и вновь //Шеренгой звенящих медалей, //Своих боевых орденов. //… Встречаю весну я в печали, //Нет бати… Но я не одна, //Звенят моим внукам медали, //Сияют для них ордена».

Выше процитированное мной стихотворение посвящено отцу-фронтовику. Одному из тех чудо-богатырей, что спасли во вторую мировую войну не только свою страну, но и весь мир. Это стихотворение показательно тем, что в нем явственно ощутима та преемственность поколений, без которой невозможно гармоничное общество. Когда следом идет поколение, отрицающее достижение поколения предыдущего и готового смести все на своем пути во имя неведомого «светлого будущего» – ничего хорошего не жди. Была в советское время такая хорошая песня, слова которой не худо бы нам почаще вспоминать сегодня, когда власть явно заигрывает с молодежью, а старшее поколение списывает в тираж, как отыгранную карту. Были в этой песне такие слова: «Молодым везде у нас дорога. Старикам везде у нас почет».

«…Судьбу свою из слов творю, //Мне в этом вряд ли кто поможет, //Через поэзию свою //Осмыслить жизнь и подытожить. //Грешна, стихи свои люблю – //Вязь слов, рифмованную строчку. //Судьбу свою из слов творю //И рановато ставить точку…»

Людмиле Николаевне действительно рано ставить точку. Ей есть что сказать читателю и самое главное – этот читатель у нее имеется. Читатель, соскучившийся по светлой вере и чистоте. Читатель, несущий в душе евангельские законы братской любви и задушевной исповедальности. Читатель, понимающий любовь, как таинство, посланное человеку свыше. Читатель, обладающий талантом сострадания, милости к малым мира сего... Это нормальные, по сути, человеческие качества, которые, собственно, и делают нас, двуногих, людьми. Но которые почему-то в последнее время, благодаря всякой макулатурной писанине они стали у нас восприниматься не как норма, но как некое достижение, подчас выдающееся. Стихи Людмилы Корсуновой возвращают нас к истокам, охраняют от беспамятства сиюминутности. А значит, такие стихи будут востребованы и любимы. 

Эдуард Анашкин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"