На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Всем бедам вопреки

Книжные новинки

«Люблю тебя всем бедам вопреки»... Так назвал одну из своих первых книг поэт из Тольятти Вячеслав Московский. И тем самым сформулировал свое творческое кредо – любовь к ближнему, как основа основ, как евангельская истина, в подтверждениях не нуждающаяся. Эту книгу подарил мне, помнится, замечательный поэт, член Союза писателей России Виталий Гаврилович Сивяков. Попросил прочитать и обратить внимание на перспективного автора... Потом у Московского были другие книги, в том числе книга стихов для детей младшего возраста... И вот передо мной лежит весомая и солидно изданная совсем недавно книга избранных стихов «Повенчанные счастьем». Собственно, с презентации этой книги в Тольятти, прошедшей в сентябре 2012 года, я и отсчитываю время личного нашего знакомства с автором. Вячеслав Викторович и в новой книге не отошел от исповедуемого им принципа – позитивного взгляда на жизнь, веры в любовь, надежды на человеческую мудрость. В наше время, щедрое на темные краски, такие книги, какую написал Вячеслав Московский, пронизанные светлыми интонациями очень нужны. Вспоминаешь пушкинское: «Сердце будущим живет. // Настоящее уныло. // Все мгновенно. Все пройдет. // Что пройдет – то будет мило».

Кстати, в том, что наша человеческая земная жизнь, наша юность, так быстро преходящи, поэтом написано немало лирических певучих стихов.

«Одноклассница, одноклассница, //Ты свой вытянула билет. //Моя милая одноклассница, //Сколько мы не виделись лет?//Одноклассница, одноклассница, //Ты закончила институт. //Повзрослевшая одноклассница//Вышла замуж. Семья. Уют.//Одноклассница, одноклассница, //Тебе, кажется. Повезло. //Не моя уже одноклассница, //Яженился тебе назло. //Одноклассница, одноклассница, //Каждый верен своей судьбе. //Дорогая моя одноклассница, //Ты во мне жива, я-в тебе. //Одноклассница, одноклассница, //Яодин, да и ты вдова. // Поседевшая одноклассница, //Но любовь до сих пор жива».

Я выше упоминал об исповедальности поэтической авторской интонации Вячеслава Московского. Эта исповедальность полностью согласуется с теми евангельскими истинами любви и согласия, что заложены в строках поэта из Тольятти. Для него любовь является краеугольным камнем жизни. Любовь в самых разных ее проявлениях – к родине малой, родине большой, к быстро уходящей юности, к бывшим одноклассникам, к женщине-избраннице, к сыну, к читателям... К матери, наконец! Впрочем, любовь к матери скорее была началом и истоком поэтического творчества Московского... Но об этом позже. А пока:

«Я боюсь влюбиться, но люблю. //Не звоню и не хожу на почту, // Ведь тебе, как в море кораблю, //Верный курс уже указан точно. // Поцелуй последний, как гудок, //Означает, что пора расстаться. // Увяданьем тронутый цветок // Выбрось в море, чтоб не возвращаться. // Ты себя напрасно не кори //И души тревогою не мучай. //Все, что есть, другому подари,//Тот, другой, конечно, самый Лучший. // Чайки имя выкринут твое, //Над прибоем памяти летая, // Только их заглушит воронье-//Черных мыслей бешеная стая».

Или:

«Ты мне снилась всю ночь, не давая покою, // Ты мне снилась всю ночь, все куда-то звала. // Что мне делать с тобой и, конечно, с собою, //Если наша любовь уж давно умерла?//Если сердце давно по тебе отболело, //Я забыл навсегда запах дивных волос//И горячую страсть обнаженного тела, // Что когда-то узнать наяву довелось. //Я забыл твоих глаз глубину голубую. //Мыслей рой о тебе прогоняю я прочь, //Ялюблю и целую сегодня другую. //Почему же ты снишься мне каждую ночь?»

«Голубая глубина» – глубокий образ, загадочный символ. Любовь-загадка, загаданная нам свыше. И каждый из нас ищет свою разгадку этой загадке. Хотя бывают и такие среди нас, которые не мучают себя ни загадками, ни поиском ответа на них. Но счастливее ли они от этого?

«Не вороши! Все сказано давно. //Давным-давно в душе все пережито. //Любви твоей пьянящее вино //В бокалы всех желающих разлито. //И я когда-то тоже пил в запой//Твоей красой отравленное зелье, //Забыв про дом, забыв про всех с тобой, //Но наступило тяжкое похмелье. //...И вряд ли слезы можно осушить // Уже ненужной чередой воспоминаний. // Зачем же душу снова ворошить, //Разматывать клубок воспоминаний? // И ты меня глазами не чаруй, //Меня твой взгляд нисколько не тревожит, //И в воздухе застывший поцелуй //коснуться моих губ уже не сможет».

Стихи Вячеслава Московского благодарно востребованы читателями и читательницами. Это не удивительно. Это логично в условиях всеобщей усталости от навязываемых нам массовой культурой и несвойственных нашему народу в принципе, одноразовых отношений, беспардонно выдаваемых за любовь. В том, что такие стихи нужнь! нам сегодня, убедился, побывав на творческом вечере Вячеслава Викторовича в литературной гостиной библиотеки АвтоВАЗа. За что благодарен двум замечательным русским поэтам из Тольятти, членам Союза писателей Константину Рассадину и Виталию Сивякову. Не просмотрели самобытный дар своего земляка! Видимо, сыграла свою отрадную роль и созвучность поэзии Московского русскому складу жизни. Приоритеты Вячеслава Московского в поэзии очевидны.

«Если бы родился я Есениным, //По моим стихам узнали б все // Волосы распущенные Есенины, // Что обычно спрятаны в косе. //И руками их перебирая, //И целуя каждый волосок, //Я бы вспомнил свеокий запах мая, //Шелест волн, ласкающих песок. //Если бы я был... Но, к сожалению, //Бог моим мечтам, увы, не внял, //Но на Айседору мою Ксению //Я бы никогда не променял».

Псевдо-высоколобый эстет скажет, что неоригинально любить Есенина. Да вот вся суть в том, что истинная русская поэзия никогда и не оригинальничала, не подменяла свет евангельской любви и состраданияумелым версификаторством. Веками исповедовала традиции Любви, Надежды, Веры, милости к падшим, что Пушкин нам завещал, любви к Отечеству и соработничества всех любящих Россию людей... Любовь к женщине, а и мать, и Родина тоже женского рода, была в этом же ряду. К женщине, в которой поэт видел все лучшие черты человечества, некий идеал Богоматери, спасительницы и утешительницы, средоточие добра, тепла и света. С тех пор, как Пушкин увидел и показал всем нам в своей избраннице черты Мадонны, ниспосланной ему небом, русские поэты пушкинской классической традиции продолжают, говоря словами Вячеслава московского, вопреки всему искать черты небесные в женщинах земных. И пусть пресловутая массовая культура приучает нас к женщине, как к объекту потребления, русские поэты продолжают воспевать «чистейшей прелести чистейший образец», видеть ангельскую суть женской натуры, ангельскую суть Родины, матери, природы, избранницы...

«Ты меня теплом своим согрела, //Ты меня жалела и ждала. //И любовь, что в сердце еле тлела, //Ты своей заботою спасла. //Ангел мой, душа моя святая, //Ты хранишь меня от всех невзгод, //и моя любовь к тебе не тает, //А горит сильней из года в год».

«Любя, становишься поэтом» – изрек классик. Любовь позволяет нам видеть все лучшее в несовершенной земной жизни. Видеть в обычном необычное, в необычном – чудесное. Надо быть поэтом, чтобы в мае для тебя пошел снег:

«Весь сад усыпан снегом лепестков, //Как будто вновь зима вернулась в мае. //И вишни в белом кружеве платков // Стоят, снежинки наземь осыпая. //Струятся солнца жаркие лучи, //Но майский снег от их тепла не тает. //А птичий гомон радостно звучит, //И важный шмель над клумбою летает».

Вот оно – торжество жизни, воплощение счастья! А счастье может быть только простым. И в этом стихотворении поэт прекрасно это показал. Невольная ассоциация возникает с общеизвестными строчками: «Мохнатый шмель на душистый хмель...». О том, что жизнь непобедима, пока в ней присутствует любовь. Это чувство побеждает даже такие страшные утраты, как утрата матери. В творчестве Вячеслава Московского тема любви к матери едва ли не главная. С этой любви, собственно, как я уже упоминал выше, и начался когда-то путь в поэзию для Вячеслава Московского. Будучи совсем молодым, поступал он в Смоленский государственный институт физической культуры. Первым экзаменом шло сочинение. Одной из тем была тема любви к матери. И абитуриент Московский то ли в состоянии экзаменационного волнения, то ли просто время пришло, но вдруг пренебрег прозой и написал сочинение о матери в стихах. Хотя «баловаться стихами», как тогда говорили, он начал еще, будучи школьником. Первое свое стихотворение посвятил убийству одного из лидеров африканских стран Патриса Лумумбы. Он и поныне не может объяснить, почему тогда так потрясла его эта трагическая гибель... А я так очень легко объясняю сей гражданский порыв еще Достоевским отмеченной в русском человеке«всемирной отзывчивостью души», для которой нет чужого горя, даже если это горе происходит далеко-далеко от тебя...

Одна из присутствовавших в качестве консультантов на экзамене преподавателей, увидев, что парень строчит ямбами, с удивлением спросила: «А вы институт случаем не перепутали? У нас институт физкультуры, а не литературы!..». Получив от абитуриента ответ, что институт им не перепутан, преподаватель опытным взглядом пробежала сочинение в стихах и сказала: «Если это сочинение попадёт на проверку ко мне, я, не сомневаясь, поставлю Вам отличную оценку!». Видимо, сочинение Вячеслава Московского попало именно к этой даме-преподавателю... Так любовь к матери, выраженная стихами, позволила Вячеславу Московскому обрести любимую профессию. Он занимался конькобежным спортом, после института плодотворно работал тренером, участвовал в спортивных соревнованиях. Довелось ему отдать Родине долг – служил в печально известных Тоцких лагерях. Потом проявил себя на организационной комсомольской работе на одном из заводов Тольятти. Одного высшего образования Вячеславу Викторовичу, видимо, стало недоставать. Закончил всесоюзный заочный юридический институт. И вот уже несколько десятков лет работает адвокатом в Тольятти. Кстати, известный в городе адвокат. Вячеслав Викторович награждён орденом «За верность адвокатскому долгу».

Но при этом, несмотря на всю прозу непростой профессии адвоката, не забывает Вячеслав о своих истоках родства, ставших поэтическими творческими истоками. Конечно, нынешние стихи поэта, посвященные матери, пронизаны горчинкой потери той, которая является источником вдохновения и адресатом стихов. Но именно любовь к матери и научила Вячеслава Московского – поэта, человека, мужчину – любви чистой и преданной любви, которая нынче задвинута на задворки культуры и литературы. Любви к матери, которая и сформировала его, как гражданина.

«Я вновь пришел к тебе, моя родная, //Принес твои любимые цветы. //Меня не сможет женщина другая //Любить, и ждать, и целовать, как ты. //Меня не сможет женщина другая, //Как ты, бранить и тут же все прощать. //Лишь сердце материнское вмещать//Способно нежность без конца и края. //Но ты не скажешь мне; «Сыночек милый», //Не проведешь рукой по голове, //А я в тоске склоняюсь над могилой, //И гаснут слезы жгучие в траве».

Но как бы ни были печальны эти стихи, в них непобедимо живет уверенность, что истинная любовь не умирает на земле. Она подарок небес, и на небо же возвращается.

«Безмерна скорбь. Безвременна утрата. //Пройдут года, утихнет в сердце боль. //И среди звезд, сияющих когда-то, //Мы снова, мама, встретимся с тобой».

А потому «небесные мотивы» органичны в творчестве поэта.

«Отбилось облако от стада,//Стоит, как белая овца. //Куда ему податься надо? //Нет в небе края и конца. //Пастух небесный – вольный ветер – //Все тропы знает наизусть, //Но он пропажи не заметил, //Как Бог проспал однажды Русь».

Даже выдыхая эти горькие слова, поэт Вячеслав Московский ни на минуту не оставляет уверенности о том, что все дороги человека, несущего в сердце свет любви, уходят в небеса. Современному читателю эта уверенность так нужна, так необходима! Образный ряд лучших стихов Вячеслава Московского напоминает образность русских песен и сказок, русских былин. Тут самое время вспомнить родовое семейное предание семьи, из которой происходит ВячеславВикторович.Оно объясняет происхождение его «столичной» фамилии. Один из прапрадедов поэта происходит из старинного московского, хотя и не аристократического, рода, верой-правдой служившего Отечеству. Одного из представителей этого рода император Петр Первый направил из Москвы в самарские земли с целью, как сказали бы ныне, мониторинга социально-политической ситуации в регионе. В Самаре предок Вячеслава Московского, что говорится, пустил корни, а фамилия осталась ему как память о московских истоках рода.

Эдуард Анашкин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"