На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Я тоже верую и каюсь...

О стихах Ольги Полухиной, даже самых печальных…

Со стихами поэтессы Ольги Полухиной я знаком достаточно давно по публикациям в альманахе "Отчий дом". Альманах издается в Новокуйбышевске, редактором-составителем этого замечательного альманаха является поэтесса Диана Кан. Понятно, что отбор авторов в этот альманах является строгим, и сам факт публикации на страницах "Отчего дома" говорит о многом. Поэтому, признаюсь, что читая в "Отчем доме" стихи Ольги Полухиной, оставлявшие у меня весьма благоприятное впечатление своей проникновенной мелодичностью и сердечностью, я относил художественный уровень подборок Ольги Митрофановны во многом за счет строгой грамотности редакторского отбора. Но вот недавно Ольга Митрофановна прислала мне свою, изданную в 2011 году в Самаре, книгу, прочитав которую, я с приятным изумлением обнаружил и в этой весомой авторской книге достойный уровень поэтического мастерства и художественности. Подкреплю сказанное цитатой.

Непозабытое, неискупленное

Хранится в тайниках души –

Словно молитва потаенная,

Творимая в скиту в глуши.

Где старец молится о страждущих,

У Бога милости моля.

Чтоб перст Его благословляющий

Коснулся каждого, любя...

Я тоже верую и каюсь,

Сомнения хочу унять,

С благоговением стараюсь

Я всё простить и всё принять.

Как человек верующий, с особенном интересом читаю стихи на духовные темы, благо стихов о Боге ныне пишется немало. Но как писатель, к сожалению, осознаю – далеко не всегда творения так называемой современной "духовной лирики" выдерживают высокий уровень, который обязаны выдерживать. Ведь о Боге поэт вправе говорить либо талантливо, либо лучше вообще не тревожить неказистым словом имя Господа всуе.

Стихи о Боге в этом смысла похожи на стихи о любви: не можешь сказать талантливо, лучше помолчи. Бог ведь и есть Любовь. Последнее время с прискорбием отмечаю, что в так называемой "духовной лирике" нарастает волна откровенной конъюнктурщины. А вот стихи Ольги Полухиной – едва ли не образец того, как можно ненавязчиво, проникновенно, но твердо сказать о главном – о Боге, о судьбе, о любви. Сказать, соблюдая чистоту интонации, прозрачную незамутненность текста. Ведь только так только и возможно достучаться до сердца читателя, когда ты способен,говорить о том, что неизрекаемо в принципе.

...Нет, не вернёшь да и не сыщешь

Те наши солнечные дни...

Где были тихи, еле слышны

Слова – признания твои.

Свою любовь мы сохранили,

Пройдя сквозь годы-жернова...

Твои глаза мне говорили

Намного больше, чем слова.

Лучше не скажешь – "намного больше, чем слова". Хотя вроде бы – куда уж больше, ведь слово – это Бог. Но не станем забывать: только слово, наполненное любовью. Только наполненная библейской любовью, "мысль изречённая" не становится ложью, но обретает художественную ценность. Редким качеством давать читателю ощутить сердцем и душой неизрекаемость некоторых, вроде бы, прописных истин, обладают стихи Ольги Полухиной. Это редкое качество поэтического текста я настоятельно советую автору хранить, как зеницу ока, проходя "сквозь годы-жернова".

Стихи Полухиной – светлые. Это важно и очень нужно в наше время, когда большинство из нас вынуждены пребывать между очарованием и разочарованием, забывая о том, что есть истинный Свет.

Я так любить и ждать тебя устала.

И прятать зайчик солнечный в руке.

А в небе облака, что опахала,

И дождик ставит точки мне в строке.

Что это многоточье означает?

Сомненье ли, надежду ль мне сулит?..

А зайчик солнечный мне счастье обещает,

Своим теплом утешить норовит.

Тепло светлой надежды исходят от лучшего, что написано Ольгой Полухиной. Поэтическая интонация очень мелодична, в ней есть лиризм ромаисовости. Неудивительно, что многие стихи этой поэтессы становятся поются автором, какромансы, и в таком качестве тоже любимы публикой.

Тяжелым занавесом ночь

Закрыла суету земную...

И эту тьму не превозмочь,

Не изменить, как жизнь былую...

В мерцающей ночной тиши

Смиренно нужно ждать рассвета:

Мечтай, ропщи, смирись, дыши –

Все это жизнь – ты знаешь это...

В стихах Ольги Митрофановны Полухиной, даже самых печальных, читатель не найдет тьмы безысходности, которая почему-то часто выдается в современной литературе за некий "реализм". Ольга Полухина, даже печалясь, пишет о светлом и благодаря светлой энергетике ее стихов света в душе читателя становится больше. Для меня такое качество едва ли не главное, когда я оцениваю произведения того или иного автора. Хотя по многим стихам Полухиной, носящим явно автобиографический подтекст, очевидно, что жизнь Ольги Митрофановны не была безоблачной. Много стихов у Ольги Полухиной написано про одиночество. Профессиональный критик назовет такие стихи экзистенциальными. Но думается, одиночество Ольги Митрофановны скорее относимо к одиночеству творческого человека, человека пишущего, читающего, созерцающего, размышляющего... Человека, для которого одиночество – горькое счастье, являющееся прологом к творчеству.

Неужто счастье – одиночество?..

И нету никого вокруг...

Сбывается судьбы пророчество:

Меих друзей все уже круг...

...И все-таки не надо жалости,

Не надо стонов и обид...

Быть благодарной даже «малости»

– За то, что Бог тебя хранит!

Умиротворенность интонации этих стихов проистекает из глубокой веры, когда даже говоря об одиночестве, человек не бывает одинок. Он всегда – с Богом. В этом принципиальное отличие русской одинокости от европейского экзистенциализма. Европейцы страдает от оскудения веры в душе. Русские сердцем чувствуют огромное пространство – России и своей души. Когда мы одиноки, мы просто наедине с Богом.

Ах, если б знать, куда да и зачем,

К кому же наша молодость сбежала?..

Не заманить назад ее ничем.

И молодость нельзя прожить сначала...

...Но будет солнце всем дарить тепло:

У жизни нет конца и нет начала...

Уж сколько судеб по земле прошло...

А солнце все сияет, как сияло.

Стихи Ольги Митрофановны Полухиной похожи на солнечные лучи ранней осени. Не обжигают, но озаряют особенным светом – знания, мудрости, смирения, понимания, прощения, прозрения... Духовная прозорливость, помноженная на душевную проникновенность – так кратко можно охарактеризовать лирику Ольгу Полухиной.

Эдуард Анашкин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"