Со стихами поэтессы Ольги Полухиной я знаком достаточно давно по публикациям в альманахе "Отчий дом". Альманах издается в Новокуйбышевске, редактором-составителем этого замечательного альманаха является поэтесса Диана Кан. Понятно, что отбор авторов в этот альманах является строгим, и сам факт публикации на страницах "Отчего дома" говорит о многом. Поэтому, признаюсь, что читая в "Отчем доме" стихи Ольги Полухиной, оставлявшие у меня весьма благоприятное впечатление своей проникновенной мелодичностью и сердечностью, я относил художественный уровень подборок Ольги Митрофановны во многом за счет строгой грамотности редакторского отбора. Но вот недавно Ольга Митрофановна прислала мне свою, изданную в 2011 году в Самаре, книгу, прочитав которую, я с приятным изумлением обнаружил и в этой весомой авторской книге достойный уровень поэтического мастерства и художественности. Подкреплю сказанное цитатой.
Непозабытое, неискупленное
Хранится в тайниках души –
Словно молитва потаенная,
Творимая в скиту в глуши.
Где старец молится о страждущих,
У Бога милости моля.
Чтоб перст Его благословляющий
Коснулся каждого, любя...
Я тоже верую и каюсь,
Сомнения хочу унять,
С благоговением стараюсь
Я всё простить и всё принять.
Как человек верующий, с особенном интересом читаю стихи на духовные темы, благо стихов о Боге ныне пишется немало. Но как писатель, к сожалению, осознаю – далеко не всегда творения так называемой современной "духовной лирики" выдерживают высокий уровень, который обязаны выдерживать. Ведь о Боге поэт вправе говорить либо талантливо, либо лучше вообще не тревожить неказистым словом имя Господа всуе.
Стихи о Боге в этом смысла похожи на стихи о любви: не можешь сказать талантливо, лучше помолчи. Бог ведь и есть Любовь. Последнее время с прискорбием отмечаю, что в так называемой "духовной лирике" нарастает волна откровенной конъюнктурщины. А вот стихи Ольги Полухиной – едва ли не образец того, как можно ненавязчиво, проникновенно, но твердо сказать о главном – о Боге, о судьбе, о любви. Сказать, соблюдая чистоту интонации, прозрачную незамутненность текста. Ведь только так только и возможно достучаться до сердца читателя, когда ты способен,говорить о том, что неизрекаемо в принципе.
...Нет, не вернёшь да и не сыщешь
Те наши солнечные дни...
Где были тихи, еле слышны
Слова – признания твои.
Свою любовь мы сохранили,
Пройдя сквозь годы-жернова...
Твои глаза мне говорили
Намного больше, чем слова.
Лучше не скажешь – "намного больше, чем слова". Хотя вроде бы – куда уж больше, ведь слово – это Бог. Но не станем забывать: только слово, наполненное любовью. Только наполненная библейской любовью, "мысль изречённая" не становится ложью, но обретает художественную ценность. Редким качеством давать читателю ощутить сердцем и душой неизрекаемость некоторых, вроде бы, прописных истин, обладают стихи Ольги Полухиной. Это редкое качество поэтического текста я настоятельно советую автору хранить, как зеницу ока, проходя "сквозь годы-жернова".
Стихи Полухиной – светлые. Это важно и очень нужно в наше время, когда большинство из нас вынуждены пребывать между очарованием и разочарованием, забывая о том, что есть истинный Свет.
Я так любить и ждать тебя устала.
И прятать зайчик солнечный в руке.
А в небе облака, что опахала,
И дождик ставит точки мне в строке.
Что это многоточье означает?
Сомненье ли, надежду ль мне сулит?..
А зайчик солнечный мне счастье обещает,
Своим теплом утешить норовит.
Тепло светлой надежды исходят от лучшего, что написано Ольгой Полухиной. Поэтическая интонация очень мелодична, в ней есть лиризм ромаисовости. Неудивительно, что многие стихи этой поэтессы становятся поются автором, какромансы, и в таком качестве тоже любимы публикой.
Тяжелым занавесом ночь
Закрыла суету земную...
И эту тьму не превозмочь,
Не изменить, как жизнь былую...
В мерцающей ночной тиши
Смиренно нужно ждать рассвета:
Мечтай, ропщи, смирись, дыши –
Все это жизнь – ты знаешь это...
В стихах Ольги Митрофановны Полухиной, даже самых печальных, читатель не найдет тьмы безысходности, которая почему-то часто выдается в современной литературе за некий "реализм". Ольга Полухина, даже печалясь, пишет о светлом и благодаря светлой энергетике ее стихов света в душе читателя становится больше. Для меня такое качество едва ли не главное, когда я оцениваю произведения того или иного автора. Хотя по многим стихам Полухиной, носящим явно автобиографический подтекст, очевидно, что жизнь Ольги Митрофановны не была безоблачной. Много стихов у Ольги Полухиной написано про одиночество. Профессиональный критик назовет такие стихи экзистенциальными. Но думается, одиночество Ольги Митрофановны скорее относимо к одиночеству творческого человека, человека пишущего, читающего, созерцающего, размышляющего... Человека, для которого одиночество – горькое счастье, являющееся прологом к творчеству.
Неужто счастье – одиночество?..
И нету никого вокруг...
Сбывается судьбы пророчество:
Меих друзей все уже круг...
...И все-таки не надо жалости,
Не надо стонов и обид...
Быть благодарной даже «малости»
– За то, что Бог тебя хранит!
Умиротворенность интонации этих стихов проистекает из глубокой веры, когда даже говоря об одиночестве, человек не бывает одинок. Он всегда – с Богом. В этом принципиальное отличие русской одинокости от европейского экзистенциализма. Европейцы страдает от оскудения веры в душе. Русские сердцем чувствуют огромное пространство – России и своей души. Когда мы одиноки, мы просто наедине с Богом.
Ах, если б знать, куда да и зачем,
К кому же наша молодость сбежала?..
Не заманить назад ее ничем.
И молодость нельзя прожить сначала...
...Но будет солнце всем дарить тепло:
У жизни нет конца и нет начала...
Уж сколько судеб по земле прошло...
А солнце все сияет, как сияло.
Стихи Ольги Митрофановны Полухиной похожи на солнечные лучи ранней осени. Не обжигают, но озаряют особенным светом – знания, мудрости, смирения, понимания, прощения, прозрения... Духовная прозорливость, помноженная на душевную проникновенность – так кратко можно охарактеризовать лирику Ольгу Полухиной.
Эдуард Анашкин
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"