На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

В царстве грез и акварелей

О восхождении талантливой молодой поэтессы

Это царство-государство творит совсем молодая, даже четверти века не прожившая, поэтесса из Оренбурга Полина Пороль. Яркая запоминающаяся фамилия. Если вспомнить историю литературы, очень часто фамилия становится как бы «паролем», чтобы мы обратили внимание на автора. А уж самому поэту предстоит сделать эту фамилию-пароль именем, как именами в свое время стали фамилии Ахматова, Цветаева, Рубцов… Но это дело будущего. А пока биография Полины Пороль умещается в несколько строчек.

Закончила в Оренбурге лицей, музыкальную и художественную школы. Лицеистом, вспомните, был сам Пушкин! А музыкальная и художественная школы прекрасное дополнение к лицейству. Из них, музыки и живописи, по всей вероятности, родом музыкальная акварельность стихов молодой поэтессы. А стихи Полина пишет с детства. В настоящее время учится на филологическом факультете Оренбургского государственного университета. Первая настоящая – журнальная! – публикация состоялась во всероссийском оренбургском литературном альманахе «Гостиный Двор», который благодаря главному редактору и замечательной поэтессе Наталье Кожевниковой стал некой «кузницей творческих литературных кадров» в Оренбуржье. Первая творческая премия Полины также связана с альманахом. Полина Пороль – лауреат литературной премии «Чаша бытия». Это премия для молодых поэтов, которую «Гостиный Двор» присуждает наиболее одаренным молодым писателям Оренбуржья.

А начну я, собственно, с главного – с удивления. С чего и начинается каждый, Свыше отмеченный, писательский дар. Если творения не удивительны для современников, значит, вряд ли пригодятся потомкам. Хотя не единожды довелось мне слышать от известных поэтов, что «на заре туманной юности» им подчас говорили: «Так не пишут стихи!». Зато в зрелости хвалили именно за то, за что ругали в юности. Если за что и следует ругать Полину Пороль, то в первую очередь за то, что ее стихи словно бы нездешние, не из нашей суетной эпохи. Логичнее было бы, если бы их написала поэтесса «золотого», или, в крайнем случае, – «серебряного» веков поэзии. Но их написала девушка поколения «лихих-девяностых», родившаяся последнее десятилетие ХХ века, а взрослевшая в начале XXI века с его разгулом безнравственности и вседозволенности. Так откуда такая чистота и классичность творческого почерка?

Попытаемся поразмышлять о том, почему так остро современно звучат такие «несовременные» стихи, какие пишет Полина? Может, потому, что мы все порядком устали от навязываемого нам так называемого «нового искусства», на поверку оказавшегося просто вседозволенностью бездарных, но активных его создателей? А может, потому, что стихи Пороль не привязаны к внешнему, преходящему, сиюминутному, но ориентированы на непреходящее – на душу читателя? Язвы современности, как ни бичуют их иные молодые поэты, преходящи. Каждая новая современность приносит свои язвы. А вот душа человека, его психология остаются практически неизменны веками.

Как бы ни метало нас по жизни, мы Свыше запрограммированы на добро, красоту, гармонию, сострадание. Полина Пороль никого и ничего не бичует, не растрачивает на это глубинные запасы души. Предпочитает говорить о вечном. Именно это делает ее стихи достойными «долгого хранения». «Ересь» классической простоты и чистоты, которую поэт не зря назвал «божественной» – вот что резко выделяет стихи Пороль на фоне многих-многих других, написанных ее сверстниками и современниками. Но при этом никакого ухода от жизни, просто под жизнью лирическая героиня поэтессы понимает лучшее, что ее окружает. Лирическая героиня Полины Пороль умеет находить радость в самом, казалось бы, обыденном. Вот что она пишет в стихотворении «Прогулки под дождем»:

«Я зову тебя снова и снова //Среди лунных осенних ночей, //Я зову тебя снова и снова, //Не гася венцианских свечей… //Эта ночь – отраженье страданий //В одиноком, печальном окне. //Эта ночь – исполненье желаний, //Что казались волшебными мне… //Но отныне, с движением ветра, //Я люблю нежный шелест дождя, //Я люблю твоё светлое лето, //В отраженьях безмолвий скользя.»

Дождя много в стихах Полины Пороль. Но дождь всегда разный. Один не похож на другой. Если не верите – сравните:

 «Отчего так плачет небо? //Словно из ковша струи //Пролила богиня Геба //Слёзы дивные свои. //Отчего среди созвездий //Нет созвездия Весны? //Расцвело тогда бы небо //Розой вечною любви.//Отчего не спят медведи? //Среди звёзд не скучно им. //Только при холодном свете //Дремлют вещим сном своим.//Оттого ли звёздной пыли //На оконце светлый след, //Что таятся где-то тени //От заснеженных планет».

Это уже не просто сиюминутный лирический дождь первой влюбленности. Это дождь «с прошлым», с античным «выражением лица». Дождь – один из любимых лирических героев в стихах Полины. В ее стихах вообще много природы и, как следствие, той несуетной созерцательности, которой отмечены лучшие творения наших классиков. Из поэтов по стилистике Полине ближе всего Иван Бунин. Видимо, неслучайно к своему стихотворению «Олень» поэтесса поставила эпиграф из Бунина: «О, как легко он уходил долиной!//Как бешено в избытке свежих сил,//В стремительности радостно-звериной //Он красоту от смерти уносил».

 Иван Бунин, как никто, остро чувствовал обреченность красоты, юности, любви, жизни. Трагизм многих произведений Бунина проистекает именно от осознания этой изначальной обреченности прекрасного. Но даже трагик Бунин, как явствует из приведенной цитаты об олене, оставался в душе романтиком. Увы, наша юная современница Полина Пороль, несмотря на весь оптимистический запас личности, понимает: красота все-таки – все-таки! – обречена. Но даже это не дает душе Полины впасть в уныние.

 «Пушистый снег, //Глубокий сон, //Но слышу я //Собачий гон. //Ломаю ветки, //Ухожу долиной, //Но стрелы метки //К красоте звериной. //Безмолвной пустоты //Кровавый след, //Но красоты //Для смерти нет».

Когда мы говорим «молодые поэты», то в эту категорию часто попадают люди совершенно разных поколений. Наряду с поэтом, «детищем перестройки», родившимся во времена расцвета гласности и увядания советской империи, включаем, не глядя, в эту же «обойму» и автора, родившегося в «лихие-девяностые», а взрослевшего в «нулевые». Между тем представители этих двух «соседствующих» поколений, порой так же непохожи, как, скажем, «дети войны» не похожи на «детей оттепели». Конечно, есть фундаментальные понятия, которые роднят всех. Стремление к счастью, например. Да вот только понятие счастья у представителей разных поколений разнится.

«Ищи повсюду счастье, ищи его всегда, //Ищи и пусть от счастья кружится голова. //Ищи среди туманов, среди осенних дней, //Среди опавших листьев и в звёздную метель. //Ищи в полёте птицы, в движенье мотылька, //В мелодии, что где-то звучит издалека. //Ищи в родном и близком, в далёком и чужом, //В высоком и небесном, в обычном и земном».

Как видим, поэтесса поколения «лихих девяностых», Полина Пороль видит возможность счастья отнюдь не в социальных переменах, как многие другие предыдущие поколения. Не в банальном мещанском материализме, в который впала наша страна в пост-советские десятилетия. Полина словно возвращает нас к классическим понятиям, которые сформулировал один из величайших русских драматургов: «Человек создан для счастья, как птица для полета». То есть счастье наше не зависит от социальных условий, мы счастливы уже тем, что нам выпало родиться. Позже Алексея Островского Сергей Есенин тоже напишет об этом состоянии счастья, как естественном состоянии, не зависящем от социальных катаклизмов: «Счастлив тем, что целовал я женщин, // Мял цветы, валялся на траве…». Стало быть, классики наши знали: счастье – во всем и всюду, оно – естественное состояние человеческой души. И Полина Пороль развивает эти классические воззрения русской литературы с позиций своего поколения.

«Отчего приходит счастье //Синеокой птицей дня, //Словно рушатся напастья, //Жизнь кипит внутри меня? //Отчего осенним утром //Так прозрачно воздух чист? //Эти светлые минуты //Покрывает жёлтый лист. //Отчего горят рябины, //По-осеннему дрожа, //Словно пеплом тополиным //Преисполнилась межа? //Оттого ли так прекрасно //Этих звуков торжество, //Что кончается напрасно //Лёгких теней волшебство».

Конечно, поэты хороши достоинствами стиля. Полина Пороль уникальна тем, что хороша даже своими, казалось бы, ошибками. Частенько в стихах Полины ошибки являются удачами, что еще раз доказывает ее природный недюжинный талант. Такой вот «удачной ошибкой», которые получше иных творческих находок, считаю словосочетание «венцианские свечи». Какой-нибудь «орфографический» критик будет талдычить про то, что правильно писать и говорить «венецианские». С точки зрения орфографии он, конечно, будет прав. А вот как быть, когда правила орфографии вступают в противоречие с таинством поэзии? Полина, к чести ее, имеет мужество сделать выбор поэта, а не корректора! Прочитаешь «неправильное» «венцианские», и сразу в уме всплывает что-то «винчианское-кедринское». И ощущаешь душой – вот что значит истинная поэзия! Та самая, про которую Пушкин сказал: «Без грамматической ошибки я речи русской не люблю…». Понимая, что грамматика вторична по отношению к великорусскому наречию, пережившему не одну грамматическую «реформацию».

В строке «легких теней волшебство» – в слове «теней» перенос ударения с привычного-современного слога на первый таинственным образом придает стихотворению привкус классичности. Ругать поэтессу за такие «ошибки» язык не поворачивается! Побольше бы таких «ошибок» в современной поэзии!

Поэтесса, как я уже упоминал, любит гулять под дождем. В ее рукописи я обнаружил аж два стихотворения под названием «Прогулки под дождем», а уж стихов про дожди и того больше. Гулять в дождь, когда, как говорят в народе, хороший хозяин собаку за порог не пустит – тоже нетипичное занятие для типичного человека. И тут Полина нетипична.

«Я спрошу тебя тихонько: //«Отчего ты ждёшь?» – //Сколько звёзд и сколько сини! – //Погуляем в дождь? //И повсюду пены иней – //Синий-синий, и туман. //Струи, капли моросили, //Иль приснилось нам? //Вдоль по тёплым, летним лужам, //Под дождём – к дождю, //От привычной, знойной стужи //Вдаль тебя веду. //В царство грёз и акварелей, //Разноцветных снов. //Где, быть может, мир светлее //И понятней слов».

Вот пишу, а сам думаю – талант так уязвим! Всегда был таковым, а уж ныне, когда вокруг столько искушений современной жизни, и подавно! Потому не устану повторять молодым поэтам – Вера, только крепкая Вера ваших предков спасет вас от неизбежных искушений. В поэтическом будущем Полины обнадеживает, что она, судя по ее стихам, глубоко верующий человек. От скольких искушений творческой литературной молодости способна защитить Вера! Самое главное – от греха гордыни, матери всех грехов и пороков. Гордыни, которая в итоге похоронила столько небездарных авторов, сведя на нет их творческий потенциал. Желаю Полине хранить в душе Бога, посылающего ей такие проникновенные строки:

«Ангелов тихое пение, //Дождь, моросящий в окне. //Господи, дай же терпения, //Силы и мудрости мне. //Тонкие падают тени. //Свет золотится свечи. //Здесь остановлено время, //Камень у камня молчит. //Головы низко склонились, //Замер кровавый рассвет. //Епитрахиль опустилась //Над одиночеством лет. //И долгожданная слышится //Песнь Херувимская мне. //Дивная, светлая, чистая, //Будто в нечаянном сне».

Или:

«К Тебе, по каменным ступеням //В пречистый поднимаюсь храм, //Молюсь и плачу на коленях, //И Магдалиной льну к ногам //Твоих страданий… Боже, Боже, //Не в силах выразить тоску. //Ты мне на свете всех дороже, //Твой образ в сердце берегу.//И если радость нас разлучит //Среди душевных страшных битв, //Пусть снова сердце меня учит, //Оставь в нём место для молитв».

Или:

«В храме тихо. Гасят свечи. //Колокол молчит. //Лёгкой дымкой летний вечер //Бьётся о гранит. //На узорчатой оградке //Огненный закат. //Это было всё когда-то, //Много лет назад. //Запах ладана и мёда, //Чётки и кресты. //Господи, Ты где-то рядом, //Где-то близко Ты. //От вечерни до обедни //Лёгкий тихий дождь… //Ты, душа моя, отныне //Снова чуда ждёшь».

Душа человека жаждет чуда. Душа поэта – в особенности! А главное чудо для поэта – настоящие стихи, которые надо выстрадать, вымолить и заслужить у Бога. Как говорится, если не Бог, то кто поможет поэту, который изначально одинок (об этом немало сказал еще Пушкин!)? Про одинокость писали многие наши классики. Тот же Юрий Кузнецов: «Я в поколенье друга не нашёл, // И время не восполнило утраты…». Не обретя друга в своем поколенье, Юрий Кузнецов тем не менее всегда был в Богом и в итоге стал другом многим другим поколениям и народам. Ведь как писал Разул Гамзатов: «Поэт современник всех народов и соплеменник всех наций».

«Мне было семнадцать, и тихо шёл снег, //Неслышно ступали прохожие, //И знала я точно, что есть человек, //С которым мы очень похожи. //Шёл дождь, была слякоть и дули ветра, //Я молча гуляла по лужам //И думала после всю ночь до утра, //Что в зимней потерян он стуже.//Тогда, упустив свой привычный покой //И спрятав лицо в одеяле, //Я думала: он, или кто-то другой //Потерян в осеннем тумане. //Ждала и искала, не зная сама, //Как можно совсем не вернуться. //Так лето прошло, а потом и зима, //Но в памяти дни остаются. //И как-то однажды приснилось во сне, //Что дождь не даёт мне проснуться, //Что яркие звёзды рисует в окне //И то, что нельзя оглянуться. //Что слишком давно я ушла в этот дождь, //Смеясь без причин и без грусти. //И в этом дожде ты меня не найдёшь, //Я снова стою на распутье».

Подчас лучшим задушевным другом в наше бесчеловечное время может стать бездушная вроде бы игрушка, как в одном из стихотворений Полины, тоже, похоже, пока не нашедшей друга в своем поколенье.

«Тебя назвали плюшевым медведем //И подарили мне на Рождество. //Не знаю я, что думают соседи, //Быть может, детство вновь ко мне пришло. //Мохнатые нахмуренные брови, //Внимательный и очень добрый взгляд, //Ты слушателем станешь поневоле, //И сказки о тебе заговорят.//И ничего, что сделан ты из плюша, //Не удивлюсь, заговоришь со мною вдруг. //Ты можешь понимать меня и слушать, //Ты стал дороже всех моих подруг.//Пусть сердце у тебя не человека, //Быть может, это к лучшему теперь. //Для нашего несказочного века //Нам сказка снова отворяет дверь».

Сказка в понимании этой юной девушки в том, что люди призваны слышать и поддерживать друг друга, если хотят остаться людьми. Прочитав стихотворение про Мишку, не захочешь, да вспомнишь стихи выдающегося поэта поколения «шестидесятников» Владимира Соколова: «Я устал от двадцатого века. // От его окровавленных рек. // И не надо мне прав человека – // Я давно уже не человек!»… А ведь неслучайно чтение стихов Полины невольно освежает в памяти лучшие строчки лучших поэтов России. Это тоже о многом говорит в пользу юной поэтессы. О той глубокой преемственности лучшим традициям отечественной словесности, которая имеет место быть в творчестве Полины.

 «Вся наша жизнь – разбросанные строчки, //Записанные кем-то наугад //От каждого затакта и до точки, //Минуя предыдущий артефакт.//Вся наша жизнь – потерянность во времени. //Не уходящем, но всегда живым. //Для настоящего и будущего племени //Мы жизни свет предвечный сохраним. //Мы слово сохраним в его значении, //И первозданной силе всех времён, //И будем помнить тайну воплощения, //И всё, с чем его смысл отождествлён.

Такие поэты, как Полина Пороль, в силу их нравственной и творческой «конституции», «сохранят слово в его значении», не позволят суетным современникам отделить слово от его значения, как часто бывает сегодня. Таким поэтам не страшно передать творческую эстафету. Они бережно возьмут русское слово и пронесут его сквозь искушений суетной современности, чтобы чистым и высоким передать потомкам. Вера в Бога и даденный им Богом дар-талант просто не позволят им сквернить русскую речь!..Перефразируя Ахматову, хочется сказать о таких, как Полина Пороль: «Они сохранят тебя, русская речь, // Великое русское слово!».

«Бессонница апрельских размышлений, //Встречающая солнечный рассвет, //Теперь не терпит больше объяснений, //Ничто не ново в расстоянье лет. //Но хочется поверить, что есть крылья, //Что сказанное сбудется мечтой, //Что сказка никогда не станет былью, //Но даст сюжет волшебный и простой. //Пусть легкомыслие. Но что мне до расчётов, //До мелочей, истерзанных сердец? //Любить – так до конца, до дней без счёта, //Приняв однажды царственный венец. //Бессонница девичьего апреля, //Нарушившая царственный покой… //Уносятся неделя за неделей, //Рисуя жизнь волшебной и простой».

Видеть волшебство простоты дано в наше время немногим молодым (и не только молодым) людям. Этот талант от Бога. Пусть он поможет в творческом восхождении талантливой русской поэтессе Полине Пороль!

Эдуард Анашкин (Самарская область)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"