При всем обилии литературно-художественных журналов в России (редкий, уважающий себя, регион и город сегодня не имеет литературного издания!) не так много в России журналов, обладающих «лица необщим выраженьем». Когда читаешь журнал «Сура», издаваемый в Пензе, становится ясно: главный редактор этого журнала человек не только системно мыслящий и разносторонне талантливый, но и глубоко разбирающийся в культуре. О чем бы ни рассказывал журнал «Сура» своим читателям – о театре, интересных людей, этнографических исследованиях, музыке – журнал всегда опосредованно говорит о литературе, как основе основ любой культуры. «Сура» – не просто литературное, но литературоцентричное издание, не вырывающее литературу из контекста жизни и культуры, не отделяющее отделяют Слово от Жизни. И это, конечно, заслуга в первую очередь главного редактора – Бориса Шигина. Судя по его биографии, Шигин очень разносторонний и «широкоформатный» человек. Интеллигент в шестом поколении, который осознает свою глубокую корневую связь с предками и ответственность перед ними за то, как живет.
Слава Богу, родители живы,
Слава Богу, что видят они:
Наши песни просты, но не лживы,
И трудами наполнены дни.
Ведь они нас учили тому же,
Их запомнилась тихая речь:
Затянуть ремешки можно туже,
А вот совесть и честь – поберечь…
Филолог по образованию, Борис Шигин долгие годы работал на Пензенской студии телевидения, где прошел путь от редактора передач для молодежи до главного редактора авторских программ. Сегодня образ тележурналиста ассоциируется с бойко тараторящим суетливым телеведущим, не шибко обремененным нормами русской лексики и элементарной этики. Шигин своей работой и творчеством в качестве тележурналиста напрочь опровергает этот расхожий образ. В годы, когда литература была свергнута с ее законного государственного идеологического пьедестала (куда немедленно водрузила свои оголенные телеса культура-поп) Борис Шигин не пошел, как многие его коллеги в России, по пути наименьшего сопротивления, опуская требования творчества до потребы публики. А сделал на Пензенском телевидении серию замечательных литературных передач, став автором телепроектов «В присутствии Пушкина», «Тарханы с Тамарой Мельниковой», «Мой Лермонтов», «Семейное чтение»…
Кто осенью бывал в Тарханах,
Тот суть поэзии постиг.
Спит Михаил Архистратиг.
Там пруд на зорьке коченеет,
И отражения моста
То вдруг трепещут, то немеют,
Как у любовника уста…
…Свернешь на тихую тропинку,
И глядь – кремнистый путь блестит.
Посвящения выдающимся отечественным поэтам прошлого занимают очень значимое место в творчестве Шигина-поэта. К чести Бориса Владиленовича, он не эгоцентрик в творчестве, как большинство поэтов. Видимо, открытость на талант и стала одной из составляющих успеха Шигина в качестве главного редактора журнала. Она же помогает Шигину ощущать себя современником всех выдающихся поэтов прошлого. Для Бориса Шигина наши классики – не бронзовые кумиры, а доселе живые люди, к которым можно прийти со своими болями и радостями:
Над рекою повис снегом вышитый вечер.
Как на Мойку, 12 мне идти не спеша?
Может быть, для меня это – главная встреча,
И от мысли такой ускоряется шаг…
Многие стихотворения Бориса Шигина отмечены печатью лирической созерцательности и некой философской отстраненности. Но на самом деле внутри этих стихов бьется острый пульс современности – не той современности, что сиюминутна и преходяща, а той, что ощущает биенье пульса эпохи:
Так и живу, мне большего не надо.
Не надо быть участником парада.
Я шумной вечеринке предпочту
Общенье с другом или же собакой,
Что, в общем-то, одно и то же… Дракой
Меня уже давно не зазовешь
Решать непримиримый спор. Все ложь,
Все суета сует и искушенье…
Держать руку на пульсе времени Шигин умеет, ибо принадлежит к людям, которые любят учиться. Учеба Бориса Шигина не ограничилась студенчеством и самообразованием. Был Институт повышения квалификации Гостелерадио СССР, Пензенский госуниверситет, где Шигин - доцент одной из кафедр. В 1982 году Борис Шигин стал членом Союза журналистов СССР. В 2001 году был принят в Союз писателей России. Пензенский литературный журнал «Сура» возглавил в 2003 году, после чего журнал резко пошел в гору… По правде сказать, Шигин самый разносторонний из героев моих эссе. Поэт, журналист, бард, ученый, главный редактор литературного журнала, общественный деятель (член Общественной палаты Пензенской области)… Что немаловажно, шигинская разносторонность успешна, словно в сутках у него по крайней мере 29 часов. Шигин – лауреат премии Союза журналистов СССР, трех премий Губернатора Пензенской области за достижения в области журналистики и литературы. Дважды лауреат Всероссийской литературной премии им. М.Ю. Лермонтова: в 2007 году за вклад в культурно-просветительскую деятельность по формированию единого культурного пространства на территории Пензенской области, и в 2008 году за книгу стихов «Пока решает третья Парка». Награжден большой золотой медалью российского Фонда мира за благотворительную деятельность в рамках международной программы «Русская инициатива»…Став главным редактором «Суры», сделал журнал центром притяжения литературных и культурных сил Пензенской области. На базе «Суры» работают литературно-творческие клубы «Берега», «Прозаик», «Поющие поэты». Выступил инициатором культурно-просветительской программы «В русле «Суры» и приложения в журналу «Библиотечка Суры». В качестве руководителя Центра поддержки русского языка и чтения на территории Пензенской области Борис Шигин проводит большую работу по обережению государственного языка России. А вот у нас в Самаре, насколько я в курсе, аналогичным областным центром руководит не писатель-словодержец, первоноситель и хранитель языка, а дама-библиотекарь.
Не очень люблю я слово «бард». По-моему, к Борису Шигину оно не вполне подходит. Поющий поэт – это точнее. «Бардами» обыкновенно называют тех, чьи тексты лежат за рамками литературного обсуждения. Шигин – поющий поэт потому, что его песни можно читать с листа, а не только слушать. Впрочем, даже без музыкального сопровождения слова шигинских стихов льются, певучи, как река Сура, на которой живет поэт и в честь которой назван руководимый им журнал:
Яблочный, да Хлебный, да Медовый…
Ах, какое чудо – слово «Спас»!
Почему же снова плачут вдовы,
В августе кричат в который раз?
Ласточки пугливо улетают,
Осенины – час снимать плоды.
Ну а нас все всходами пугают,
Сорняком подкравшейся беды.
Знать, Преображение Господне
Не для всех великий праздник. Жаль!
Так какое слово мы сегодня
Занесем в российскую скрижаль?
Как же растеряли мы все это –
Эх, полегче что-нибудь спроси.
Горько: молодое бабье лето
Вдовьим нынче стало на Руси.
Какое замечательное слово – осенины. Доселе не встречал такого ни у кого из поэтов! Шигинские поэтические тексты не теряют очарования, даже будучи лишены музыкальных «подпорок». Пусть в вышеприведенном стихотворении это очарование с осенней горчинкой, но это горчинка дорогого вызревшего вина, потому что поэзия самодостаточна. Как человеку читающему, мне не застит взгляд многократное лауреатство Бориса Владиленовича на Всесоюзных фестивалях авторской песни в Москве, Харькове, Калинине, Новокуйбышевске, Пензе. По мне тексты превыше всего! Борис Шигин автор поэтических сборников – «Моим друзьям» (1992г.), «Запечатлеть движения души» (1995г.), «Девятый возраст» (1997г.), «Новый ковчег» (2000г.), «Стихотворения и песни» (2002г.), «Я двух женщин люблю» (2007г.), «Пока решает третья Парка» (2007г.)… Конечно, его стихи рассчитаны на вдумчивого читателя с воображением, потому что приглашают к сотворчеству и нацелены на душевный отклик авторским переживаниям. Парки – это античные древнеримские богини, которые держат в руках нити человеческих жизней и судеб. Именно парки решают – оборвать ту или иную нить жизни или повременить. Не думайте, что парки – это очень далеко от России – и в пространстве, и во времени, хотя в стихах Шигин – типичный русский фаталист, верящий в судьбу почти также, как в России верят в Бога. Такая уж у нас страна, такой ее видит и Борис Шигин:
Я из тех, кто поле не бросает,
Поле боя или васильков.
Ах, Россия, девочка босая,
Раны кровоточат от оков.
Я из тех, кто волю выбирая,
Может жить, мечтая, и в тюрьме.
Ах, Россия, ты как отблеск рая.
Полыхнешь и скроешься во тьме.
Запоешь, да не закончишь песни –
Знать, на веки твой удел таков…
Ах, Россия, грезится нам вместе
Воля рая, поле васильков.
Есть у поэта Бориса Шигина замечательное качество – сохранять в душе детскую и юношескую способность удивляться и принимать мир без опаски – распахнуто, доверчиво. Такой замечательной способностью обладают только детство и юность. С годами мы становимся недоверчивее, предпочитая называть свою недоверчивость мудростью. А вот лирический герой Бориса Шигина готов принять мир таким, каков он есть. И заранее простить этому миру все неизбежные печали. В наше нелегкое время такое качество в поэзии нечастое. Тем более, когда оно сопряжено со столь строгим отношением к себе самому:
Какое прекрасное качество:
Прощать чудакам их чудачества.
Влюбленным прощать
Нерешительность,
А любящим –
Ревность и мнительность.
Неумным прощать неумение,
Беде – холод прикосновения.
Забывчивость – счастью и радости,
А недругу – сплетни и гадости.
Прощать и подонков случается…
Себя только – не получается.
Если вдуматься, умение прощать – это евангельский, небесный дар человеку. Не зря на Руси испокон говорили: «Бог простит». Именно в умении простить и не множить зло заключена настоящая поэзия – и та, что звучит у костра, и та, что разговаривает с нами с книжного листа.
Эдуард Анашкин (Самарская область)
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"