На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Плачет ветер подневольный

Венчанная музыкой

С творчеством Ольги Полухиной я поначалу познакомился не по книгам. Услышал романс в ее исполнении, который, как выяснилось, был «трижды авторский». Текст, музыка и непосредственно исполнение. Это случилось на одном из выступлений народного литобъединения «Отчий Дом», которым руководит выдающаяся современная русская поэтесса Диана Кан и в котором Ольга Полухина является координатором. Не одного меня однажды удивило и продолжает приятно удивлять умение Ольги Митрофановны завоевать публику проникновенностью исполнения. Хотя полностью согласен с Дианой Кан, что главное в любом виде искусства – текст. То, что хороший романс не может состояться на основе плохих стихов, еще раз доказывает талантливость Ольги Полухиной не только как автора-исполнителя, но в первую очередь поэта. Неудивительно, что пару лет назад Ольгу Полухина приняли кандидатом в члены Союза писателей России.

И вот новая книга стихов, новый этап творческого пути автора, за творчеством которого я с некоторых пор внимательно наблюдаю. Слова и мелодии в творчестве Ольги Полухиной не соперничают, а взаимно дополняют друг друга и существуют неразделимо. Но стихи о музыке и музыкальной гармонии, я думаю, являются едва ли не программными в творчестве поэтессы.

 «…Пусть долетает до луны соната, //Как ей творец-Бетховен повелел. //Но пусть вернется все-таки обратно //Ко всем, кто так взлететь и не сумел. //Пусть музыка, взлетевшая стремительно //Одной из гениальных партитур, //Вернется к музыканту-повелителю, //Прошедшая сегодня в высший тур».

 

В этом, казалось бы, сугубо лирическом стихотворении автор четко расставляет свои философские приоритеты. Композитор здесь предстает не просто «сочинителем», пусть даже это гениальный Бетховен. Он предстает творцом красоты и гармонии, а музыка, соответственно, является его творением. Отношения творца и творения похожи на отношения родителя и ребенка. Так считает автор этой книги. И в этом глубокая философия верующего человека, в силу чего стихотворение о музыке резко выбивается из лирического ряда и переходит в разряд лирики философской. Впрочем, в творчестве Ольги Полухиной стихи часто могут быть отнесены сразу к нескольким жанрам. И в этом смысле поэтесса, наверное, один из самых разножанровых авторов Самарской области. Очень часто бывает так, что словно бы начиная писать чисто эмоциональную «зарисовку», Ольга Полухина в процессе написания стихотворения словно бы каким-то удивительным образом в этой «зарисовке» вдруг выходит на такие философские обобщения, на которые порой не способна выйти лирика, помпезно рекомендующая себя «философской». Главенство высоты, чистоты и гармонии для Ольги Митрофановны, что говорится, аксиомы творчества:

«Как сохранить мне душу в чистоте? // Не осквернить ее дурным поступком, //Когда вокруг то эти, то не те, //Когда живешь в циничном мире жутком. //Здесь правит алчность, злоба и корысть //И ничего не стоят обещанья… //Такая вот, как говорится, жисть!.. //Ни снисхожденья нет, ни состраданья… //Но я упряма, я стремлюсь туда, //Где, может быть, поймут меня, приветят – //В мир музыки… Высокая звезда //Меня там ждет и мне призывно светит».

По мнению поэтессы, пока человек стремится смотреть на звезды, пока он закидывает голову ввысь, к небу, он остается человеком и достойным своего Творца творением. С этим невозможно не согласиться!

 «На небе отыщу вечерних звезд скопленье // И нареку его «Созвездием любви», // И к небу вознесу слова благодаренья, //И тайную мольбу: любовь моя, живи! // Живи, моя любовь, хранима будешь вечно // Молитвою моей и силою земли…// Пускай порой кажусь другим беспечной, // Но вновь прошу Всевышнего – храни!»

В этой новой книге раскрывается еще несколько граней творчества автора. То, что Ольга Полухина обладает талантом проникновенной лиричности, было понятно уже по предыдущим ее книгам. А в этой вдруг властно заявила о себе духовная лирика – немногочисленная, но очень заметная, а кое где даже выходящая на первый план.

«Матерь Божья, я молю – помилуй // И болезнь от тела отведи,// И наполни жизненною силой // Ты меня на праведном пути. //На Тебя одну я уповаю -// Верую, надеюсь и молюсь. // И колени грешные склоняю… // Ничего с Тобой не убоюсь! // Не одну меня ты в лихолетье // Сберегла, взыскуя и любя… // Ни серпом, ни молотом, ни плетью // Нас от отвратили от Тебя. // На Тебя в печалях уповаю, // И Тебя о помощи молю… // Я Тебе молюсь, всё принимаю // И за всё Тебя благодарю».

Я бы не причислил Ольгу Митрофановну к категории гражданских поэтов-трибунов. Но тем не менее считаю своим долгом обратить внимание читателя на те новые ноты, что появились в этой книге. Особенно на стихотворение о Москве, на котором следует остановиться подробнее. Сейчас со стороны «насельников русской глубинки» стало почти хорошим тоном осуждать «зажравшуюся» Москву. Словно бы она не является матерью всех городов России, а выглядит скорее, как напрочь забывшая о своих природных родительских обязанностях. Что говорить? Нелегкая жизнь нынешней русской глубинки и русских поэтов этой глубинки дает основания для такой позиции. И потому не удивительно, а скорее логично, что клеймят поэты России Москву, разоблачают ее, и, порой не видя за «деревьями» современности «леса» вечности, забывают о том, что так вот можно дообличаться до того, что «выплеснешь вместе с водой ребенка».

Ольга Митрофановна не выбирает для себя в отношении Москвы ни позиции адвоката, ни позиции прокурора. Порицая с одной стороны Москву за суетность и материализм, с другой стороны автор этой книги ни на одну минуту не забывает о том, что это мать-столица России, и другой русской столицы у нас нет. Это очень важный акцент истинного историзма, о котором в свете украинских событий наконец-то заговорили в Российском обществе. Автор этой книги словно возвращает нас к чистым истокам московской столичности и государственности. Да, ныне они попраны, но они сохранены в русской культуре – в пламенных русских рубахах, в разливах православных старинных колоколов… Ведь без русского национального духа православность часто превращается просто в конфессиональность:

 «Столица, милая столица, //Что стало, бедная, с тобой? // Куда людская прорва мчится //И на земле и под землей? // Опутанная сплошь рекламой, //Какой паук тебя пленил? // Ты ведь была свободной самой, // Была мерилом всех мерил. // Мздоимство, подлость, показуха. // Ты сплошь отравлена враньем. // Здесь русским и не пахнет духом. // Засижен купол вороньём. // Где та священная молитва // От скверны чуждых нам идей? // И где она, святая битва // За души падшие людей? // Спаси мою Россию, Боже, // Раз больше некому спасать!.. // Москва, пусть Бог тебе поможет // Из пепла алчности восстать // Не позлащенными крестами // На новомодных куполах – // Восстать похожими на пламя // Рубахами на мужиках. // Да сгинет прочь эпоха хамов!// Спасемся от чужих идее // Тем православным русским храмом, // Что выстроен в душе своей».

Я считаю это стихотворение одним из лучших в этой книге именно потому, что оно – принципиально новое в творчестве автора этой книги. А еще потому, что автор здесь не боится противоречивости своих чувств к столице. А такое возможно только у глубоко верующего в заповеди Божьи человека! Спасибо автору Ольге Полухиной и за то, что «святую битву» за падшие души людей она понимает не только в узком значении слово «битва». Ведь порой битвой со злом может стать битва со своими собственными грехами во имя строительства храма в своей собственной душе. Потому что истинная Вера определяется не только количеством храмов на душу населения, но в первую очередь тягой каждого из нас стать лучше и приблизиться к Богу. Очень слабое место «приходской» лирики в том, что она часто ставит приоритетом внешнее, а не внутреннее, как в данном случае ставит автор этой книги, выводя тем самым свою лирику в разряд по-настоящему духовной, а не «приходской».

 «Что такое небо? // – Чистота вдали, //Что такое звёзды? // – Божьи фонари, //Что такое море? // – Это соль земли. //Что такое тучи? // – Это корабли. //Что такое ветер? //– Сила и напор. //Что такое юность? //– Лихость и задор. //Что это – надежда? //– Огонёк в глуши… //Главное под небом // – Храм твоей души».

Как видите, с завидным постоянством Ольга Полухина напоминает читателям, что храм – это не столько архитектурное сооружение, сколько понятие духовное, строительство собственной души. Такую лирику никак не причислишь к многочисленным образчикам так называемых «приходских» стихов, где едва ли не основное выражение духовности – ежеминутное упоминание Имени Господа Бога всуе. Имя Господа Ольга Полухина, к ее чести, произносит редко. Оно не становится у нее «привычкой», т.е. таким словом, которое механически произносится губами, но не душой.

«Я возношу молитвы Богу // И песнь хвалебную пою… //Я не прошу у Бога много, // Я просто жизнь молитвой длю…// Своею участью довольна. // Нет в сердце места для вражды // Ко всем, кто вольно и невольно // Желал мне горя и беды. // Хоть мне, далекой от злословья, // Нечистый подарил не раз// Пороки злого суесловья, // Наветов злых, недобрых глаз… //Молитвой душу успокою, // Но, о потерях все ж скорбя, // Пред Богом ничего не скрою // И только тем спасу себя. // Что я без песен, без прощенья, // Без благодарственной мольбы?.. // Я не прошу врагам отмщенья – // Оно в епархии судьбы».

Почему бы не предположить, что музыкальность стихов автора этой книги, что сразу обращает на себя внимание, родом из той глубокой веры в Бога, в Чудо, которая звучит в гармонии православных молитв.

«В Рождественскую ночь случится чудо// Который год, который век подряд, // Когда мы ощущаем – отовсюду // На нас глаза Спасителя глядят…// Его рожденье предсказали звезды, // Ну, а волхвы поведали о том, // Пройдя с благою этой вестью версты, // Пусть эта весть заходит в каждый дом. // Увы! Венец терновый уготован // Тому, Кто в мир пришел, спасая нас.// На муки будет Он к кресту прикован, // Когда настанет этот скорбный час…// Ну а пока божественные дали// Он открывает людям на земле. // Божественного детства изначалье // Мы отмечаем снова в январе».

Невольно задумаешься, к какому жанру отнести вышецитированное стихотворение? К духовной лирике? К патриотической? Гражданской? Ведь оно скорее относится в первую очередь в лирике жизненной, в которой так порой всё переплетено корнями, что неразделимо.

«Пойду-выйду я поле морозное, //С ветром шалым вовсю засвищу!.. //И разведрится небушко грозное, //Лучшей долюшки я не ищу… //Мне ль отчаяться? Мне ли плакаться, //О родимой сторонке скорбеть, //Коль в моем арсенале значатся //Сабля, шашка, нагайка и плеть… //Разведу широко руки в стороны. //Всю Россию свою обниму. //Зря вы кружите, черные вороны! //Будет лад в моем русском дому».

По прочтение книга оставляет в душе мощный положительный заряд. Он происходит от непоказного, но очень настойчивого стремления поэтессы Ольги Полухиной к русскому ладу. Это стремление прослеживается почти во всех стихах поэтессы – в пейзажной лирике, духовной, гражданской и т.д. К последней я бы отнес стихи, как дань благодарной памяти поколению победителей Великой Отечественной Войны. Имею в виду стихотворение про соседку тетю Клаву, которое повествует о непростой судьбе конкретного человека и в то же время является коллективным портретом целого поколения, которое мы называем поколением победителей, что знают «не из книжек про тыл, победу и войну». И которые, будучи уже седыми стариками, доселе в День Победы произносят тост «за тех девчонок и мальчишек, что помогли спасти страну».

Недавно я узнал, что мама Ольги Митрофановны Полухиной принадлежит к этому героическому легендарному поколению фронтовиков, о котором речь шла выше. Но для дочери мама, конечно, в первую очередь – близкий человек. И потому стихотворение памяти матери – одно из самых лирических в этой книге.

«Не стало мамы: страшно, больно! //И не вернуть, как ни кричи, //И плачет ветер подневольный //В продрогшей, как и я, ночи. //И укрывает с болью, с жалью //Мир, обезлюдевший навек, //Нерукотворной дивной шалью, //Что люди называют – снег. //И печка навсегда остыла, //Дороги к дому замело… //Лишь только шаль и сохранила //Родное мамино тепло…»

Казалось бы, снег – холодный, а материнская шаль напитана теплом. Но поэтесса неслучайно отождествляет эти разные «температурные категории» в единое целое. Тепло родства, думаю я, причина тому. Родная шаль и русский родной снег, который стал одной из примет России в мире. И опять-таки обращаю внимание читателя на сильный позитивный заряд стихов. Как ни тяжела разлука с самым близким человеком – матерью, поэтесса Ольга Полухина уверена: «Души умерших не исчезают, //Души нетленны и живы всегда. //В небе сияет и не угасает, //Душу живую имея, звезда. //Светит застенчиво и приглушённо, //С неба струит свой пленительный свет! //Средь кучевых облаков потаенна, //Многие думают – нет ее. Нет! //И лишь немногие с точностью знают, //Что облака пробивая лучом, //Души умерших нам счастья желают, //Не укоряя живущих ни в чем!»

Эдуард Анашкин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"