На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

На плаву судьбы…

«Родовая земля» Александра Донских

Знакомство с писателем… Его надо делить, что говорится, надвое. Главное знакомство, конечно, это знакомство с тем,  что выходит из под писательского пера. Как говорится, покажи мне, что ты пишешь, и я тебе скажу, кто ты. И в этом смысле Александра Донских я знаю довольно давно –преимущественно по публикациям в журналах. А вот лично с Донских я впервые встретился и  познакомился благодаря всероссийскому литературному празднику «Сияние России», на который мне посчастливилось попасть пару лет назад. Дело было в осеннем Иркутске. Компания

Мы, гости  праздника, участвовали в открытии комнаты-музея первого председателя Иркутской писательской организации, поэта Ивана Молчанова-Сибирского. Вдруг меня за локоть взял известный Анатолий Заболоцкий, культовый, пусть не обижается за определение, кинооператор, друг Василия Шукшина и повел за собой на презентацию литературного журнала «Сибирь».  Там я и  познакомился с заведующим отделом критики и публицистики этого журнала  Александром Донских – членом Союза писателей России, автором   прозаических книг «Человек и горы», «Родовая земля», «Крепка, как смерть, любовь». Как и был отчасти наслышан, сколько можно быть наслышанным, живя вдали от литературных столиц, про, как определяли коллеги, неоднозначный роман его «Мой царь, мой муж», вошедший в книгу «Родовая земля», что год назад вышла в издательстве «Российский писатель» в Москве.  Вещь-то неоднозначная, но именно она во многом

Но об этом тоже позже. Я-то более всего ценю у Донских повесть, что прочел в  третьем номере журнала «Сибирь» за 2013 год «Мы на лодочке катались, золотистой, золотой». Но это наше писательское и читательское право выбирать у каждого полюбившегося автора те вещи, которые нам более на душу легли…

Потом как-то попутно разговорился с известным иркутским критиком и публицистом Валентиной Андреевной Семеновой, автором замечательной статьи «Читать Распутина – постигать Россию». И узнал, что в доработке романа «Родовая земля» Александру существенную и  неоценимую помощь своими советами оказал Валентин Распутин. Утвердился еще раз в своем мнении о творчестве Донских: Распутин человек взыскательный и избытком свободного времени не избалованный, кем попало заниматься не будет.

Старт литературной карьере Донских надо исчислять с совещания молодых прозаиков и поэтов Сибири во второй половине 80-ых годов. Тогда его  рукопись новелл «Веселое, грустное» была рекомендована к печати в  сборнике участников совещания. Со временем Александр Донских подружился с журналом «Сибирь», и когда Валентина Андреевна Семенова ушла на пенсию, стал ее достойным преемником на посту  заведующего  отделом критики и публицистики этого журнала. И, по мнению Валентины Андреевны, отлично справляется с работой, с 2012 года к тому же являясь членом редколлегии журнала «Сибирь».

Ну а что же сам  Донских говорит о себе. И не в художественной своей прозе, а биографически? «У меня обычная биография нормального советского человека. Не бунтарь, не-левый-не-правый», живу по немудреному принципу: «Делай, что должно, и будь, что будет». Родился в 1959 году. В селе Малая Хета Красноярского края. Теперь этого села нет на географической карте…». Так и хочется сказать: «Ухетали Малую Хету большие перемены в родном Отечестве!». Да добавить: «Хорошо хоть  полуостров Таймыр, на котором родовое село Донских когда-то стояло, остался. Вконец измордовали русскую деревню перестройки да перезагрузки последних десятилетий! Вырастил Александра отчим, ставший ему настоящим отцом. О биологическом отце мать Александру ничего и никогда не говорила. Правда, как-то сорвалась у нее фраза: «Он писал стихи лучше Есенина». Из чего невольный вывод следует – литературный талант сыну перешел по линии отца. Впрочем, вклад матери в литературное призвание сына тоже немаловажен. Он была, даром, что без образования, но очень начитанной. Причем, круг чтения, судя по всему, был широким, раз женщина из сибирской сельской глубинки высоко отзывалась  о Писемском и Жорж Санд. Заядлым книгочеем был и отчим. Мать Александра Донских и умерла-то с книгой в руках – это был роман Оливии Уэдсли «Миндаль цветет»... Но это было многопозже. А  пока длилось детство.

В 1971 году семья переехала в Ангарск, город-спутник Иркутска, город  нефтехимии и науки, где в 1977 году Александр закончил школу. Парень был увлекающийся с детства - астрономия, живопись, скульптура, классическая  борьба и марафонский бег (на длинные дистанции). Мечтал стать агрономом и жить в селе, поступал в сельскохозяйственный институт. Но помешал горожанский статус, тогда в сельхозвузы приоритет был у абитуриентов из села. И, думаю, это правильно. Тем более, что мечту свою жить ближе к селу Донских все-таки осуществил, вот уже несколько десятилетий живя в  деревне Пивовариха. Первой  попытки литературного творчества совпали со службой в армии, в Хабаровске в  военно-воздушных силах. Был внештатником газеты Дальневосточного военного округа «Суворовский натиск». После демобилизации, как часто писатели говорят, «работал на разных работах» – был монтажником-высотником на стройках Крайнего Севера, занимался проблемами сельских школ, для чего объездил всю Иркутскую область и многие регионы России. Успел заочно поучиться на   литфаке Иркутского госпединститута. И даже написал и защитил научную работу «Художественная роль диалектизмов в произведениях Валентина Распутина». А еще хватало времени на внештатную работу  корреспондентом газеты «Восточно-Сибирская правда». Вобщем, обычная с виду биография писателя-почвенника, человека нетусовочного по богемам, предпочитающего реальных людей выдумкам про людей.

Активно печататься Александр начал с 2003 года. Перечень изданий, где была востребована его проза, впечатляет - «Аврора», «Молодая гвардия», «Сибирь», «День и Ночь», «Наш современник», «Первоцвет», «Роман-журнал-21 век», «Дальний Восток» и др. В 2004 году вступил в Союз писателей России. Своим наставником в литературных делах Александр Донских считает Евгения Суворова, тщательность читок и работы с текстом у которого была поразительная. И, конечно, благодарен Валентину Распутину за то внимание к его прозе, что проявил наш русский классик!

А вот с романом «Мой царь, мой муж» ситуация непроста у Донских, как порой бывают непросты отношений родителя и детища. Александр мне так сказал, и не без досады: «Этот мой роман порой неправильно понимают. Говорят: «Ваш роман – это сибирская «Лолита». Думают, видимо, что сравнение такое должно быть мне, как автору, приятно. Но я огорчаюсь и  негодую, потому что считаю набоковскую «Лолиту» произведением мерзким и вредным. Оно примерно того же порядка, что растление людей и легализация однополых браков на том же Западе. Всё это противно и пагубно природе человека, какой бы национальности он ни был. В моем  романе «Мой царь, мой муж» стержневая мысль – мысль семейная, домостроительная, а значит, государствообустраивающая…».

Не хочу спорить с автором, ни успокаивать его, ни разуверять, ни уверять. Просто хочу напомнить фразу классика о том, что нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся. Ведь чтение – процесс творческий не только для писателя, но и для читателя! И что читатель вычитает в той или иной книге, порой и автор не предполагает. Но самое главное, что такая неоднозначность трактовки, как ни странно, и более всего говорит о том, что «Мой царь, мой муж» - настоящая художественная проза по самому большому счету. Ведь чем хороша настоящая литература? Она хороша именно своей неоднозначностью, настоящая литература вне зависимости от мнения своего создателя-автора оставляет за собой право быть  противоречивой, как сама жизнь, отражением которой является.

Относительно этого романа Донских немало и других мнений от других писателей и читателей. Некоторые считают роман называют жестким и мужским. Хотя нет в нем крови, драк, насилия. Просто главный герой ищет свою единственную и чистую любовь. И идеал порой кажется недостижимым, а цена за обретение этого идеала порой слишком велика. Это мужской взгляд на мир  женщин, семью. И взгляд этот, по мнению некоторых писателей и читателей,  словно исподлобья. Таково мнение Михаила Стрельцова, добавляющего: «Давно не встречал такого психологически выдержанного и сочного текста».

А вот мнение женщины, вышеупомянутой Валентины Семеновой: «Роман Александра Донских «Родовая земля» - о сибирской крестьянской семье, великим трудом добившейся плодов от этой богатой, но суровой земли… Этот роман о политике: один из героев – политссыльный грузин, увлеченный идеями революционной переделки мира, и о любви – девушка-крестьянка, окончив гимназию в губернском городе, охладевает к родному селу и, соблазняясь мечтами о сильной страсти, покидает его. Она встает на путь поиска новых чувств и впечатлений, и это дух времени, переменивший все и вся». Как видим, сколько читателей –столько мнений. А главное в  том, что приобщение к роману заставляет людей не только думать и задумываться, но не оставляет равнодушным, вызывая на спор.

Наверное, еще и в силу многозначности и неоднозначности многих прозведений Александра Донских к ним хочется возвращаться после знакомства.  Если откинуть второстепенное, то чем настоящий писатель отличается от псевдописателя? К настоящему хочется возвращаться! Если книга не заслуживает того, чтобы ее перечитали, не стоило читать ее и знакомиться с нею вовсе! Мотив возвращения в творчестве Донских я бы назвал едва ли не  основным. В этом смысле весьма показательна повесть «Мальтинские мадонны». Несмотря на яркое название, невольно навевающее аналогии с знаменитым южным остром Мальта, эта повесть как-то прошла сторонкой от внимания российской критики, более обратившей внимание на «Моего царя…»…  Автобиографической назвать эту вещь Александра Донских, наверное, не рискну, не настолько хорошо лично знаю автобиографические перепетии жизни автора. Хотя для меня очевидно, что  по жизни Донских не стал, да и к чести его – не пытался стать, «блудным  сыном»-возвращенцем сельской глубинки. И тут даже дело не в его многолетнем житье-бытье в деревне Пивовариха. Тут речь о глубинном уходе или не-уходе от одного. А в душе Донских – ни как человек, ни как писатетель – никуда от родных корней и не девался. В Сибири родился – Сибири пригодился – и региону, и одноименному журналу!

Так почему же все-таки прозаика Александра Донских так волнует тема возвращения к своим истокам, своим корням, самому себе? Как волнует это главного героя повести «Мальинские мадонны» - успешного мужчины-горожанина, что говорится, состоящего сплошь из достоинств, которые по праву отмечены окружающими. Но почему-то при этом главный герой «Мальтинских мадонн» вовсе не ощущающим себя счастливым и живущим в гармонии с самим собой. И дело тут даже не в незадавшейся семейной жизни и отсутствии любимой женщины. Ведь потому-то семья и любовь не состоялись, что главный герой живет в разладе с самим собой. И вроде бы уже даже примирился с этим разладом, как данностью жизни. Но не тут-то было! Истоки, сибирская глухоманная деревня Мальта (с ударением на  последний слог в отличие от экзотического острова) вдруг властно позвали к себе своего сына. Позвали и вернули ему исконность души, ведь в финале повести, когда герой обретает самого себя, настоящего, то даже  расставание с женщиной, которая могла бы стать его судьбой, вовсе не ломает его. А напротив – дает уверенность в том, что счастье на земле возможно и даже обязательно.

Понимаю, что большинством читателей, более озабоченных жизнью, нежели литературой, повесть будет прочитана, как красивая лирическая история любви, которая могла состояться, но не состоялась. Читатель благодарен писателю Донских за уверенность, что такая любовь возможна в принципе! Как возможны и необходимы каждому из нас заветные места, где любая женщина, будь она тебе тетка, мать или просто понравившаяся девушка, поневоле обретает черты евангельской красоты и гармонии. Расставаясь с любимой женщиной, чужой верной женой, которую он, по сути, ждал всю жизнь, главный герой тем не менее обретает смысл жизни. И перестает быть тем безликим современным горожанином, что подменил в жизненном марафоне жизнь суетностью, любовь – волокитством, семью – сожительством, продукты – суррогатами. И настолько привык к такой подмене, что порой боится вернуться в настоящее. А чтобы вернуться в настоящее, всем нам и каждому в отдельности  нужна  своя «Мальта», своя Матёра, чтобы даже, уйдя под воду, держать нас на плаву  судьбы. И эта  обетованная земля не за тремя океанами, она рядом, порой под боком. Она в нас самих, потому что мы – часть нее…. Закончить эти  размышления хочу тем же, с чего, собственно, и начал – со знакомства с писателем и человеком Александром Донских – знакомства настоящего, потому что оно предполагает читательские возвращения к этому писателю.

Эдуард Анашкин (Самарская область)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"