На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Слова, подаренные ветру

О новой книге Веры Дорошиной

В России так повелось: не жалуют тех, кто бросает слова на ветер. Но ведь нет правил без исключений! Потому я решил рассказать о новой книги поэтессы, члена Союза писателей России Веры Дорошиной. Ее поэтическая книга так и называется – «Слова на ветер». Автор словно побуждает  внимательного читателя открыть новые смыслы этого устойчивого словосочетания. Если задуматься, кто такие поэты, как не люди, бросающие слова (а вместе с ними порой и свою судьбу) на ветер? Но ветер, в свою очередь, поднимает слова к небу, делает слова летящими и крылатыми, словно соловьи:

Ты скажи, соловей, из какого столетья

Залетел в эту майскую ночь?

Знаешь ты, не сумею посметь я

Свой житейский удел превозмочь,

Сколько ты не зови и не лей свои трели

О прекрасной любви. Мой покой

Унеси. И пускай на пределе

Мое сердце забьется. Тоской

Напои меня всласть, всклень наполни печалью,

Чья высокая власть мне важней

Мирных снов голубыми ночами.

Не молчи, не молчи, соловей!

Подобно соловью, отдающему свои песни ветру и людям, поэтесса Вера Дорошина щедро и безоглядно дарит нам вырванные из глубин своей души слова, облеченные в стихотворения. Ведь эти слова кому-то очень нужны – как песня соловья, как журчание ручья, шум леса…

Творческая биография поэтессы Веры Дорошиной пока умещается в один абзац – родилась в 1979 году в Пензе. Там же закончила отделение журналистики филологического факультета государственного педагогического университета им. В. Белинского. Является автором шести книг – «Начало дня» (1997г.), «По ниточке» (1998г.) «Прогулки с ветром» (1998г.) и др. Печаталась в коллективных литературных сборниках. Лауреат литературной премии «Гранатовый браслет». Лауреат Всероссийской литературной премии им. М.Ю. Лермонтова… Между тем, читаешь стихи этой молодой женщины и понимаешь, что она много перечувствовала и пережила. И потому заслужила то священное право поэта – бросать слова на ветер, который является посланником неба. А именно небо и является главным адресатом многим стихов поэтессы:

Небо гораздо ближе,

Нежели мне казалось.

Вижу – вот оно движется,

Став твоими глазами.

В нем пролетают птицы,

Солнца зрачков тают.

С синью его слиться –

Таинство из таинств.

Настежь открыт космос.

В легких иссяк воздух.

Час – забывать, кто мы.

Час – целовать звезды.

Бросающая слова на ветер, целующая звезды, Вера Дорошина не забывает при этом, что она русский поэт на русской земле. И это для нее не красивая абстракция, а конкретика, которая держит поэта корнями в родной земле, помогая ему расти ввысь. Но не та конкретика, что сегодня воплотилась в цифры и экономические понятия. И не так, которую мы ранее называли бытом, а сегодня и вовсе надо назвать ее бытовухой. А та конкретность, которая относится к таким бытийным понятиям, как творчество, ответственность земного человека перед небесными заветами…

Лети! Листай свои страницы

В огромной книге бытия.

Я улыбнусь, когда приснится,

Что в их сюжет вплетаюсь я.

Пусть не собьется сердце с курса

И крылья на полет легки.

Прислушайся к биенью пульса

Держащей этот мир руки.

Как бы ни был огромен мир, лежащий у наших ног, но держит его рука человека, в данном случае – рука хрупкой молодой женщины, которая способна чувствовать и запечатлеть в крылатых словах апокалиптическое ощущение близкой бездны, к которой человечество так опасно приблизилось. И даже порой не замечает этой гибельной близости:

…И жадно напрягаешь слух,

Внимая безымянной бездне…

Апокалиптические ноты очень сильны в этой книге. Сейчас, в связи с геополитическими событиями последних лет, многие из нас живут ожиданием конца света. И, конечно, поэт живет не в безвоздушном пространстве, и эти ощущения проходят через его сердце:

Томится бледный конь конца,

Обуреваем жаждой бега.

Но в книге «Слова на ветер», несмотря на апокалиптические интонации, очень сильна уверенность, что человеческое в человеке все-таки восторжествует:

Я проживаю имя «человек»,

Я прохожу сквозь пытку узнаванья-

Сквозь первый белый обреченный снег,

Сквозь горько обретаемое знанье.

Вальсируя на замерших весах

Скользящего изменчивого мира,

Я постигаю первородный страх

И радость бытия – чумного пира…

Наша жизнь сегодня во многом похожа на пир по время чумы. Фактически идет третья мировая война, гибнут люди, но мы видим, как мир живет так, словно ничего этого не происходит, занятый котировками курсов валют, новинками моды, политическими игрищами…Что это, как не пир во время чумы? И что может противопоставить этому поэт, вооруженный только словом? Пустить слова на ветер, словно белых небесных посланцев мира – голубей? А может выпустить слова, сопряженные в земные военные обоймы, словно пули? В стихотворении «Два мира» – поэтесса на разные чаши весов положила мир небесный и мир земной, уютный мирок.

Один – исчадье логики железной –

Уютный застрахованный мирок.

Другой – большой и вроде бесполезный,

И ничего не накопивший впрок.

Один, как клетка золотая, тесен.

Другой пугающе распахнут и широк.

И мечется душа от мягких кресел

До полной метафизики дорог,

Из плоскости слепых горизонталей

В безмерное пространство черных дыр.

И путь ее до горечи фатален.

В попытках обрести единый мир –

Жизнь космоса с земной уравновесить

И вещное как вещее понять –

До бескончности с очей своих завесы

Ей предстоит срывать, срывать, срывать…

Закрытый мир маленького земного мирка, закрывшегося от дорог мира небесного – огромного, раскинувшегося за пределами стен, придуманных  человеком для спокойствия и удобства. Горизонталь, близкая и понятная маленькому мирку, неслучайно предстает в этом стихотворении как «слепая», потому что она, говоря в простоте, за земными деревьями небесного леса не видит. Потому что она, как правило, не способна подняться до высот той «вертикали», которую одни из нас называют Богом, другие – космосом, третьи – вселенской отзывчивостью русской души. Вера Дорошина не дает читателю готовых рецептов, она верить в читателей, в нас с вами. Верит в способность человека сорвать завесы с очей и принять непростой наш мир, где слиты воедино земное с небесным. 

Эдуард Анашкин (Самарская область)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"