Есть такое очень многогранное понятие – сибирячка. Произнесешь это слово и сразу перед глазами встает совершенно непохожий ни на волжанок, ни на северянок образ женщины. Прозаик Елена Чубенко, с которой я познакомился на литературном празднике «Забайкальская осень-2015», посвященном 50-летию открытия семинара молодых писателей Сибири и Дальнего Востока в Чите, и есть из породы тех самых настоящих сибирячек.
Статная, сдержанная, но в то же время радушная и открытая. Да и по прозе Елены безошибочно узнаешь сибирский стиль – по тому сочному колоритному языку, который свойствен сибирякам. И по тому неповторимому сибирскому взгляду на мир, каким не обладает никто другой в нашей огромной и такой разной стране.
Но сначала немного всё-таки скажу о Читинском форуме, который познакомил нас с Еленой, как в свое время Чита познакомила меня с другими прекрасными и на тот момент молодыми писателями, позднее составившими славу отечественной словесности. Когда-то, уже полвека, назад, на подобном же празднике литературы в Забайкалье получили путевку в литературу Валентин Распутин, Александр Вампилов, Геннадий Машкин, Евгений Куренной, Ростислав Филиппов. Валентин Григорьевич Распутин так сказал о «Забайкальской осени-1965»: «Я был участником Читинского семинара, благодаря ему я стал писателем, потому что неизвестно, как сложилась бы моя судьба, не получи я одобрения первым своим рассказам в Чите в 1965 году. Для меня поэтому Читинский семинар – одно из самых памятных и этапных событий в жизни...».
В разные годы в празднике принимали участие Антонина Коптяева, Борис Костюковский, Владимир Чивилихин, Сергей Смирнов, Виктор Астафьев, Семен Шуртаков, Леонид Соболев, Исай Калашников, Марк Сергеев, Франц Таурин. Хотя с начала 90-ых годов прошлого века в силу экономических причин иногородних гостей «Забайкальской осени» поубавилось, да и сам праздник стал скромнее, но к чести региональных властей, праздник никуда не делся, они его сохранили несмотря на финансовые передряги в стране. Поворотным стал 2011 год – год возрождения семинара для начинающих поэтов и прозаиков. Он получил название «Подбирая слово к слову». Основную роль в организации и проведении взяло на себя Забайкальская краевая универсальная научная библиотека им. Пушкина и краевая писательская организация. А в этом Году, посвященном литературе, Читинский праздник прошел с особенным размахом.
Знаменательным событием нынешней «Забайкальской осени» явилось открытие мемориальной доски на фасаде дома на улице Ленина 52, где жил инициатор и организатор «Забайкальской осени-1965» - детский поэт, секретарь Правления Союза писателей России Георгий Рудольфович Граубин. Автор мемориальной доски – заслуженный художник России, читинский скульптор Елена Михайловна Дружина. В церемонии открытия мемориальной доски приняли участие министр культуры Забайкальского края Виктор Колосов, первый губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин, дочери писателя Георгия Граубина – Алла и Татьяна, его коллеги и друзья, поклонники творчества. Честь снять полотно с доски на церемонии открытия было предоставлено юному поколению - внукам писателя Дмитрию и Александру.
На нынешнем семинаре-совещании молодых писателей работали две группы – поэзия и проза. Мне довелось познакомиться и поработать с рукописями молодых прозаиков. Вместе с другими руководителями-читинцами Олегом Петровым, гостями из Москвы Николаем Стародымовым и Геннадием Кисилёвым мы оценили немало рукописей молодых прозаиков. Признаюсь, я вспоминал Читу 1965 года, и все думал, глядя на молодых прозаиков-семинаристов: «А вдруг среди них сейчас находится будущий Валентин Распутин!».
Так или иначе, добрые слова, равно, как и замечания, были сказаны всем участникам семинара прозы. Каждый из прозаиков оказался в чем-то абсолютно самобытен, иначе и быть не могло. Елену Чубенко было предложено рекомендовать для принятия в Союз писателей России.
Приятно удивила авторская скромность Елены, которая о нескольких своих рассказах в коллективном сборнике «Струны души» сказала так. «Начиналось все, как заметки в газету. Возможно, это очерки, эссе – специалистом в области литературы я себя не считаю и точно жанр не определяю. Первая часть – это моя деревня… Наверное, это о, что копилось у меня с детства невысказанным счастьем от общения с окружавшими меня людьми. Каждый мой земляк – как отборный камушек из детской копилки… А все камушки – моя детская копилка драгоценностей. Копила-копила, да и решила поделиться. Откуда вы родом, люди дешуланские? Где ваши прапрадеды начинались, откуда их погнала нелегкая в Сибирь, на Чикой?.. Вымрет когда-нибудь Дешулан, а книжечка про него останется, пусть тощенькая да неказистая, но про всех там маленько сказано: про Нюру, про Любу, про Матвея, про маму и бабушку, про улицу мою Деньчиху…».
Прочитал и подумалось – а ведь сколько авторов наоборот мечтают написать художественную прозу, а на поверку их так называемая проза оказывается «заметками». Но они, ничтоже сумняшеся, называют эти заметки прозой. Елена Чубенко автор нескольких книг, но основной книгой Чубенко я бы назвал книгу автобиографических рассказов и очерков «Вот так и живем». Впрочем, любая настоящая проза всегда навеяна настоящим - настоящей жизнью, любовью, печалью, разочарованием. Навеяна настоящей жизнью. И этим очень сильно отличается от прозы придуманной.
Говорить о прозе Елены Чубенко можно много – она того заслуживает как с точки зрения богатства языка, так и той богатой жизненной «фактуры», которая мне всегда особенно интересна. Это жизнь российской глубинки – столь разной в разных регионах огромной страны, столь же в чем-то очень похожей, потому что глубинка эта – российская, с глубокими корнями. Корни глубоки , потому и – глубинка!
Особенно лег мне на душу рассказ «Дешуланские покосы». Сюжет рассказа, как часто бывает в настоящей прозе, не доминирует. Девушка-горожанка приезжает на выходные к маме в село, чтобы помочь в горячую покосную страду. Но в одном этом, совсем небольшом по объему, рассказе удивительно полно и зримо показаны характеры и быт наших с вами современников, живущих сегодня, но имеющих крепкую корневую систему в традициях прошлого. Показана незыблемость этого уклада несмотря ни на какие обстоятельства в стране. Рассказ написан сочным и «вкусным» объемным языком, по-сибирски размашисто и скуповато одновременно. И раз уж я заговорил о «вкусности» стиля Елены Чубенко, логика заставляет меня подкрепиться цитатами:
«Обед на покосе невкусным не бывает. Скоропостижный супишко из домашней тушенки и вермишели, приправленный диким чесноком и брошенным туда же шампиньоном, парой нечаянно залетевших угольков манит за сто метров. Налетаем на наш стол… Приличных размеров манерка (походный костровой котелок) опустошается с варварской скоростью. Поднадоевшие, было, в июле огурцы, посыпанные крупной солью, уплетаются за милую душу. Почему-то кажутся куда вкуснее домашних салатов, где есть все из огорода: и редиска, и укроп, и петрушка – но нет свежего воздуха, травы и мамы рядом. Еще утром перед поездкой к маме забежала в пекарню, купила там огромный мешок хлеба – чтоб не делать маме перерыв на квашню, пока у меня выкроилась пара деньков. Ненужная дома сметана оказалась тоже весьма кстати, мама с удовольствием ест исиндовский хлеб, да и я с этой сметаной «прибираю» нескромно полбулки зараз. Конечно же, забываю рекомендации гламурных диетологов об ограничении мучного и жирного. На яблочке и кефире косу не уволочешь… Потом кружечку чаю – того самого- с угольком, заполошно попавшей туда травинкой и с парой истомившихся на жаре карамелек – пропади пропадом фигура!...»
Истинно русским взглядом на мир веет от этого рассказа. Взглядом русской женщины. А сибирячек я бы назвал «русскими женщинами в квадрате», потому что суровый русский климат веками заставлял их не просто коней на скаку останавливать и в горящие избы входить, что русским женщинам вообще привычно. Но – заставлял считать это едва ли не нормой. Она и коня остановит, и на покосе первая, от мужиков не отстанет. О ней, сибирячке, написано немало сибирскими писателями-мужчине. А вот хотелось бы узнать взгляд сибирячек на самих себя. Вот тут Елене Чубенко, что говорится, и карты в руки! Благо, выросла она среди этих сибирячек – мамы, бабушки, подруг, теток, соседок. Да и сама, что говорится, не какое-то безродное перекати-поле, но женщина с крепкой корневой системой, имеющая в своем родовом древе многие поколения женщин, привыкших так крепко держаться за родную сибирскую землю и так врастать в нее всеми силами и соками души, что в немалой степени благодаря укорененности этих женщин сегодня Сибирь является русской исконной землей.
Эдуард Анашкин (Самарская область)
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"