На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Сокровенное и выстраданное...

О новой книге

Последнее время мне в руки все чаще попадают книги и рукописи от людей, профессионально не связанных с литературой. Жизнь их наполнена событиям и проблемами, весьма далекими от изящной словесности. И люди-то все успешные, в жизни состоявшиеся, но почему-то однажды им становится тесно в рамках жизни, и они задумываются о том, как эту быстро убегающую жизнь остановить словом, окликнуть по имени, отобразить и осмыслить в слове, и, как ни пафосно прозвучит, увековечить. Что движет этими людьми? Тщеславие? Вряд ли, так как, повторюсь, как правило, люди успешные в своей основной профессиональной деятельности. Наверное, скорее движет ими желание поделиться жизненным опытом не только с детьми и внуками, при всей любви к детям и внукам, и не только с ближним кругом, при всем уважении к ближнему кругу. Поделиться сокровенным и выстраданным с людьми, быть может, незнакомыми автору лично, но при этом потенциально созвучными. А где их найти, как не среди читателей? Потому когда я вижу такие книги, я радуюсь: значит, любовь к литературе, как ни выжигали ее искусственно созданным литературным безвременьем последних десятилетий, эта любовь к живому Слову из души нашего человека никуда не делась, не позволила себе покинуть наши души, не оставила нас на произвол телесности.

Книга Лилии Богдановой из разряда таких радостей. А тут еще оказалось, что Лилия моя ровесница, мы принадлежим к поколению детей Победы и поэтому, наверное, особенно остро переживаем то, как в лихие девяностые годы наша страна вдруг забыла, что она – страна-победительница. Но об этом позже… А поскольку все мы родом из детства, для меня всегда особенно интересно именно детство автора. Ведь писатель – он вдвойне из детства, иначе какой он писатель?.. Родилась Лилия Богданова в Ереване. Дед был не только высокопоставленным военным, но – боевым офицером со множеством орденов, получил ранение в 1943-ем году. Позже стал комендантом Ереванского гарнизона и умер за две недели до рождения внучки в 1946 году. Война все-таки догнала его – умер от осколка, который носил в себе… Мама Лилии Богдановой профессиональный гидролог, причем защитивший диссертацию по этой теме. Благодаря деду Лилия узнала Ереван, а благодаря маминой работе попала за тысячи километров от Еревана – во Владивосток. В те годы наша страна была шестой частью суши земного шара, а в результате перестройки и гласности скукожилась до «осьмушки»… Но при этом цены на билеты были такие, что при желании можно было воочию увидеть, как «широка страна моя родная»! И Лилия еще в детстве и юности могла убедиться в этом: заканчивать школу автору этой книги довелось в Подмосковье. Потом был мехмат престижного Московского Университета. Увлечение физикой и точными науками – тоже примета нашего поколения, когда «физики были в почете, а лирики в загоне». Но скорее «лирики» были в заКоне, потому что в душе многих «физиков» дремал гуманитарий, влюбленный в литературу. Автор этой книги была именно из категории таких физиков с душой лирика. Литературу любила до самозабвения, что в читающей семье, впрочем, не удивительно, а закономерно. Этой любовью Лилии с полного ее на то одобрения пользовались одноклассники, которым она писала сочинения по литературе. С 12 лет Лилию уже настолько увлекла поэзия, что она читала стихи ночи напролет…

В 1965 году Лилия по настоянию родных перевелась в Московский геологоразведочный институт, который закончила в 1970 году. За годы учебы успела не только выйти замуж за сокурсника, но и стать мамой маленькой Анны. Тут вошла в жизнь и судьбу Лилии столь модная тогда в представлении большинства советских людей геологическая романтика. Однако геологическая экспедиция – это только в песнях «туман и запах тайги», а на деле – нескончаемые командировки, отчеты, проекты. Зато Институт геологии рудных месторождений дал Лилии возможность полноценно приобщиться к непростой жизни геолога во время экспедиций в Хабаровский и Приморский края. Второй муж был геолог, познакомились в одной из экспедиций. Вскоре родилась вторая дочь – Татьяна.

Лилия долго прожила и проработала именно в краях, которые, почитай, и мне родные: от Забайкалья до Приамурья рукой подать по сибирским меркам. В геологических поселках шла разведка и добыча золота. Но сами золотодобытчики жили по-спартански – в обычной избе без удобств. Школа жизни, и я бы даже принципиально уточнил – школа жизни русского человека, ведь исконно в России умели и печь топить, и рыбу с икрой солить, и огородничать. Весной 1986 года семья вернулась в Москву, но, думаю, именно жизнь вдали от столицы, близость к земле и природе со временем стали причиной того, что литература снова властно призвала Лилию Богданова. Сказать, что любовь к литературе проснулась в авторе этой книги, будет неправильно. Потому что фактически Лилия не порывала связь с литературой. Ведь связь не в том, чтобы видеть свое имя напечатанным в журнале. А в том, чтобы воспринимать жизнь образно. Этим – образностью! – и отличен взгляд читателя и писателя от взгляда обывателя.

Сама Лилия Богданова так объясняет появление этой книги: «Мне захотелось вспомнить свою жизнь и разные истории. Все, что описано в рассказах происходило на самом деле. У всех персонажей есть прототипы. Почему о животных? Просто в нашем доме всегда жили собаки и кошки. Мы их подбирали, лечили и потом пристраивали в какую-нибудь семью. У моих девочек тоже живут и кошки, и собаки. У меня и сейчас живут пес и кошка. Дружим. Наблюдаю за ними. Поэтому в моих рассказах они очеловечены. В повествовании «Псы …» у всех персонажей тоже есть прототипы. Со всеми этими собаками я встречалась и наблюдала за ними. Из моих окон был виден санаторий – царство «санаторных», недалеко гаражи – место приписки «гаражных», через два двора ж/д станция – вотчина «станционных». Недалеко метро и в его переходе иногда поздним вечером можно увидеть спящего на картонке «того, кто живет в метро». Рядом с метро был когда-то рынок в 90-е годы, где обретались «рыночные». Прошлым летом ехала в вагоне метро вместе с большой псиной. Она зашла на остановке, проехала 2 или 3 и спокойно вышла. Народ улыбался. Во дворе моего института тоже всегда были собаки. А история Волка погулявшего на человеческой свадьбе случилась на свадьбе моей младшей дочери. Даже есть фото этого пса на фоне Кремлевской стены. Вот такие мои герои. У меня – двое внуков и один правнук. Мы с ним много читаем. Скоро он прочитает и мои рассказы. И еще очень хочется, чтобы людям, любящим животных понравились мои истории.

Вот так, запросто, даже походя, автор называет вышедшие из-под его пера полноценные художественные произведения-рассказы – повествованиями. Хорошее качество – скромность, как правило, являющаяся лишним доказательством таланта… Не обладай автор этой книги скромностью, вряд ли бы появилась эта книга, ибо кому захочется так спокойно поставить людям и себе самому в пример… собак?

Мир собак в рассказах и повести Лилии Богдановой зачастую предстает куда более человечным, чем «мир человеков». Автор избрал интересный литературно-психологический прием, а впрочем, может, литературный прием избрал автора, учитывая любовь Лилии к животным? Взгляд со стороны животных на нас, людей – это взгляд столь же недоумённый, сколь подчас нелицеприятный для нас. Но в то же самое время, что очень важно, это взгляд сочувственный. Порой животные в этой книге выступают по отношению к человеку, как брату меньшему – опекают своего незадачливого и не вписавшегоя в жестокие современные реалии хозяина, частенько даже потерявшего человеческий облик. Жалеют человека.

Мы любим повторять общеизвестные слова, что мы в ответе за тех, кого приручили. Но часто ли мы им следуем в жизни? А вот понятие «собачья верность», немало и пронзительно описанная в литературе, и в этой книге в том числе, отнюдь не красивая придумка. Замечательно выписан персонаж Волк – живой, не без противоречивости, что еще раз подкрепляет это полнокровие образа, характер. Как узнаваем, в этом псе молодой человек-харизматик, для которого понятия чести и совести не являются отвлеченными. Сталкиваясь с мерзостями современного бытия, поистине человеческая душа собаки не может не бунтовать. Людям многому стоит поучиться у собак. В отличие от молодого гастарбайтера Али, влюбившегося в продавщицу Оксану, но так и не сумевшему в итоге, поддавшись правилам современного людского сообщества, защитить ни себя, ни любимую девушку, ни их романтичную любовь, так вот в отличие от Али молодой пес Волк в итоге сделал по отношению к своей любимой то, что не сумел сделать человек. Спас любимую, которая подобно любимой девушке Али-гастарбайтера, попала под колеса дикого рынка. А еще Волк осуществил свой путь, путь мужчины, которому любовь не должна препятствовать двигаться вперед. В повести удивительным образом выдержаны каноны драматически выстроенной сюжетной линии, ведь, подчеркнем, автор не профессиональный писатель. Но многим профессионалам у него (у нее!) не грех поучиться не только доверительности интонации, но и умению строить и держать сюжет.

В отличие, опять-таки, от людей собаки в своем «социуме» с готовностью помогают друг другу и относятся друг к другу воистину по-человечески. А если некоторые представители «класса» собачьих и бывают жестоки по отношению к своим четвероногим собратьям, так это не иначе, как по велению человека. Очень интересно в книге преломляется и столь актуальный, а порой и болезненный сегодня, современный национальный и социальный вопрос. Собаки бывают тоже разных «национальностей» и «сословий». Есть русские дворняги, а есть иностранцы с голубыми кровями, хотя никакая голубая кровь не может гарантировать от «сюрпризов» суровых реалий России… «Этническая» различная принадлежность собак в отличие опять-таки от людей, не мешает им ощущать свою братскую общность и помогать друг другу. И трудная судьба, часто стоящая за спинами нынешних лидеров различных собачьих «группировок» (санаторные, рыночные, те, кто живут в метро и т.д.) не мешает собачьим лидерам сохранять, как ни странно прозвучит, человеческий облик. А это – понимание своей ответственности перед стаей, осознание того, что в силу своего лидерства ты не можешь не блюсти кодекс собачьей чести и что у каждого в этом мире есть своя миссия, мешать исполнению которой не вправе ни люди, ни собаки. Многие ли нынешние наши так называемые человеческие лидеры обладают этими качествами?

Вот так читаешь книгу о жизни собак, невольно проводя параллели с миром людей, и приходишь к неутешительному выводу, что нелишне бы нам, двуногим, многому поучиться у них, четвероногих. Тому, к примеру, как молодой Волк, главный герой повести, готов дойти до самой сути вещей, презрев опасности, лишь бы спасти своих ближних. Готов защитить своё право на правду. Многие ли из нас сегодня – людей, ностальгирующих по временам относительной социальности справедливости и правде, способны на это? Даже четвероногие осознают свою принадлежность к единому собачьему роду. А мы, погрязшие в каино-авелевой вражде, которая усугубляется от эпохи эпохе, меняя лишь формы, но, не меняя сути, осознаем ли мы, что по большому счету являемся братьями и сестрами, а значит и не вправе творить неподобное по отношению к себе подобным? Ответ скорее нет, чем да! Воистину: собачьему роду не будет переводу: как бы ни теснило собак человеческое сообщество: среди четвероногих есть та взаимовыручка, что никакой агрессивный прессинг извне не сможет уничтожить род собачий.

Хорошо, когда собака – друг, но плохо, когда друг – собака. Уже как-то давненько, читая очередную повесть об очередном сломленном человеке, поймал себя на мысли – а ведь на меня, как читателя, давно уже не действуют живописания того, как ломается человек в соприкосновениями с «прелестями» современности. Все это отдает попыткой оправдать человеческое стремление к пороку. Ибо не бывает безупречных эпох! Живописания по принципу «был человеком – стал важной пттицей» уже сделались общим местом большинства произведения современной прозы. И если глянуть по большому счету, то подобные живописания слома человеческого в человеке диаметрально противоположны главной задаче художественной литературы. А задача эта была и остается со времен Главного Творца – в очеловечивании даже самого нечеловеческого. Творец, если вспомнить, вдохнул живую душу в глину. Почему же теперь многие произведения современной прозы посвящены живописанию процесса прямо противоположного – процесса превращения человека в глину? Не потому ли мы, сетуя на падение нравов, тем не менее, не видим улучшения этих нравов к лучшему, что нет в современной психологической прозе, а именно к этому жанру принадлежит книга Лилии Богдановой, этого воистину заветного таинства преображения «глиняного в человеческое»?

В эту книгу вроде бы о животных мы можем посмотреть на себя, как в увеличительное зеркало, прекрасный повод задуматься – не слишком ли мы высоко-далеко и резво ушли-забрались-заплутали в эволюционной лестнице, не слишком ли цивилизовались в ущерб своим истокам? Вот такие, далеко не «кинологические», размышления вызывает книга Лилии Богдановой. Она читается с интересом, и я не сомневаюсь, будет интересна не только внуку автора, но и многим читателям, ибо учит нас быть людьми. Поневоле вспоминается одно из произведений классиков, когда злющий мужик хладнокровно грабил и убивал людей, но погиб, спасая кошку из горящего дома…Мужик погиб, но фактически кошка спасла его грешную душу тем, что пробудила в ней истинно человеческое евангельское качество – сострадание и жалость. А еще вспоминается другой наш классик, который при всем обилии друзей и знакомых, почему-то лишь собаке Качалова мог доверить свою грусть:

Дай, Джим, на счастье лапу мне!

Такую лапу не видал я сроду…

Одно из лучших стихотворений Есенина, как видим, тоже написано о собаке. Но о собаке ли оно? Как хорошо, что в трудную минуту у Есенина оказалась эта «лапа на счастье», поскольку никто из друзей, видимо, не подал в беде руки… Фактически ведь наш национальный гений исповедуется Джим, выбрав в исповедники собаку Качалова!

Умение ненавязчиво, но четко выстроить сюжетную линию, доверительная исповедальность, выверенный язык без филологичности излишней публицистичности также являются выгодной стороной книги. Уникальность же книги в том, что она о животных, но про людей. И принадлежит к нечастому ныне формату книг для семейного чтения, сближая разные поколения людей, каждый из которых имеет право, чтобы и в его жизни была эта самая «лапа на счастье», та самая собака, которая помогает остаться человеком. 

Эдуард Анашкин (Самарская область)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"