На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Камертон сердца

Новая книга

Моё знакомство с Анатолием Улуновым было чисто писательское. Году в 2003 встал вопрос о его приеме в Союз писателей России. И я обратил внимание, что рекомендации в писательский союз Улунову дали сразу два весьма уважаемых мной прозаика – Иван Никульшин и Евгений Лазарев. Такие рекомендации говорят о многом и заставляют поневоле приглядеться к тому, кто их удостоился. На тот момент я с творчеством Анатолия Дмитриевича знаком не был.

Понемногу, годами, открывал для себя этого поистине удивительного в своей разносторонности человека, всякий раз удивляясь его многогранному интересу к жизни. Что он по профессии военврач в высоком чине, узнал вскоре. Потом открыл для себя Улунова, как боевого офицера, участника военных событий на Кавказе и в Афганистане. Следующей гранью широкой улуновской натуры стал для меня тот факт, что новый член писательского сообщества является кавалером пяти боевых орденов и парашютистом-десантником.

И как писатель Анатолий Дмитриевич широкоформатен. Не просто автор множества замечательных книг, но книг очень разножанровых. Пишет поэзию, прозу, даже в жанре эпиграммы, что называется, засветился. Он предстает человеком, который никогда, с детства, не привык плыть по течению, скорее наоборот – всегда идет по пути высшего сопротивления. Не отличавшийся крепким здоровьем в детстве, он после очередной мальчишеской травмы и серьезного диагноза порок сердца решил заниматься спортом и стать врачом. Именно телесное нездоровье помогло сильному духом парню в 19 лет стать кандидатом в мастера спорта по спортивной гимнастике. А боязнь высоты сподвигла его пойти служить в десантные войска. Очень мирный его характер побудил его попроситься служить в Афганистан, когда там начались боевые действия.

Не идти на поводу у обстоятельств – вот характер этого человека. Ориентирами для него стали сильные люди, настоящие мужчины – в жизни и в литературе. Ориентир на сильных характером людей помог Улунову в художественном слове запечатлеть характеры этих людей, ведь некоторые из которых впоследствии и стали героями его произведений. А вот тягу к литературе, искусству, живописи, истории Анатолий Дмитриевич унаследовал от отца – книгочея и интеллектуала. 

Жизнь изрядно помотала Анатолия Дмитриевича по России. Урождённый сибиряк, родился на Алтае, жил в Кемерово, учился в Томске перед тем, как попасть в Ленинградскую военную медицинскую академию… Самарцем стал уже будучи зрелым человеком и офицером - в 1993 году. Во многом Самара и Волга окончательно привели Анатолия Дмитриевича в литературу, куда он явился уже человеком, которому есть что сказать в своих произведениях. Выдумывать сюжеты, чем сегодня частенько грешат оторванные от реальной жизни писатели, ему нужды не было, повидал немало, насмотрелся на людей в самых разных, часто экстремальных обстоятельствах.

Служба в десантных войсках, почти два года в Афганистане командование медицинским батальоном. Боль за распад великой державы, которой дал присягу и верно служил. Все это не отпускало, требовало выхода и в конце концов – стало книгами. Анатолий Дмитриевич часто работает в очень непростом жанре – на стыке документалистики и художественности. С одной стороны, как офицер и очевидец многих страшных событий понимает, что о них надо говорить правду и только правду по принципу «Тут не убавить, не прибавить – так это было на земле».

С другой стороны прекрасно понимая, как писатель, что без художественной составляющей полной правды писатель не может сказать. Такие же проблемы, думается, испытывали в процессе творчества многие наши писатели, призванные литературой с военной службы, а часто и совмещавшие военное и литературное служение России…

Своими учителями в литературе Улунов считает Сергея Есенина и Владимира Высоцкого. Любит этих поэтов за созвучное ему восприятие жизни, что находит в их стихотворениях. Время службы на Кавказе помогло Анатолию Дмитриевичу открыть для себя и полюбить стихи Расула Гамзатова. Он даже специально приезжал в аулы, которые связаны с творчеством гениального аварского поэта. Однажды в Дагестане Анатолий Дмитриевич удостоился подарка от Президента России! Владимир Путин подарил нашему писателю-земляку наручные именные часы, которыми Анатолий Дмитриевич дорожит больше, чем боевыми наградами! А ведь среди его наград есть даже Орден Мужества и Орден за заслуги перед Отечеством!

И когда посмотришь на жизнь и творчество этого человека, то понимаешь, что историко-художественная книга «Камертон памяти» в творчестве Улунова – неизбежность. Слишком много передумано, чтобы втуне пропасть, а не стать достоянием молодого читателя – на него, в основном, рассчитан «Камертон». Уже само название книги говорит о том, что фальшивить в разговоре с молодыми нельзя, если не хочешь потерять их доверие. А сподвиг на создание этой книги Анатолия Дмитриевича разговор с любознательной внучкой о Ленине. Вопросы, заданные устами «младенца» и попытки ответить на них честно, но своими словами, а не словами политинформаторов советского времени стали отправной точкой книги.

И тут уже Анатолий Дмитриевич должен был говорить не просто, как офицер, дававший присягу СССР, но и как дед, обязанный ответить, почему «плохой» Ленин стал знаменем целой эпохи. А ещё как писатель, который вообще грешить против истины, какой бы горько  й та ни была, не вправе. Ведь книги имеют обыкновение переживать своих авторов.

Думаю, книга, где правда поверяется горькими раздумьями и пусть и запоздалой, но работой над ошибками, будет востребована молодыми читателями. Не зная прошлого своей страны, не уважая этого прошлого, любое поколение не сможет построить достойного настоящего, не говоря уж о будущем. Эта мысль пронизывает все, даже самые печальные страницы книги. Мысль о том, что слова словами, а судят человека по делам его. Так было и так будет.

Книга интересна тем, что как писатель Анатолий Улунов задействует сразу несколько взглядов самых разных людей прошлого на личность Ленина – фигуры мирового масштаба, это уже ясно давно, но, как и многие великие люди – личностью очень непростой.

Непроста и задача, поставленная перед собой автором книги «Камертон памяти» - сказать правду, часто горькую, выстраданную в долгих жизненных раздумьях. Но при этом не унизить истории своей страны. Для вождя мирового пролетариата В.И. Ульянова-Ленина Самара – город особый. Город, сделавший изгнанного студента Володю Ульянова Владимиром Лениным. Очень интересно взглянуть на Самару того времени, когда семья Ульяновых приехала сюда, глазами самых разных людей. К примеру, купца Рытикова, у которых семейство Ульяновых снимало квартиру.

Взглянуть на жизнь революционного сословия глазами людей почвенных. Очень интересен психологический портрет будущего вождя мирового пролетариата, заядлого спорщика, если глянуть на Володю Ульянова глазами купца и членов его семьи. Книга написана как бы большой и малой кистью. С одной стороны события осмысляются глазами «маленьких людей», с другой дается взгляд на эпоху с точки зрения «больших людей» – представителей царской династии Романовых. Такой избранный автором многослойный метод помогает молодежи понять, что любая эпоха неоднозначна, а великая эпоха неоднозначна по великому. Еще очень подкупает в книге, что нет деления на «белых» и на «красных», ведь ни одна правда не может быть абсолютной.

Много сейчас у нас развелось «художественных историков», которые требуют, чтобы им верили, как истине в последней инстанции. А сами вместо того, чтобы проливать свет на темные страницы истории, рассказывают нам всевозможные истории. Потому им не веришь, сердцем чуешь – врут, хотя закидывают они читателя цифрами и фактами, блещут интеллектом… Веры им нет!

Потому что уж очень уверены, что они умнее читателя, больно категоричны. Анатолий Улунов не пытается подчинить себе читателя в непростых раздумьях о судьбе России. Он старается вызвать читателя на размышления и на диалог. И камертоном этого диалога-оркестра, в котором у каждого из сограждан своя мелодия, где нельзя фальшивить, этим камертоном является даже не столько память ума, сколько сердце человеческое.

Эдуард Анашкин (Самарская область)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"