Вот уже несколько десятилетий кряду русская поэзия в России существует не просто как фигура умолчания, а замалчивания. Частенько слышим: «В начале было Слово». Но само слово при этом почему-то задвинуто на обочину общественной жизни. И проживает на бескрайних просторах России придорожной травой, не поддающейся суровым ветрам эпохи, которая словно одновременно онемела и оглохла. Праздной и обывательской болтовни много, а живого слова писателя по телевизору слыхом не услышишь! Ирина Минкина, как поэт, не может этого не видеть:
«В развале Русь… Однако сани // Мы начинаем запрягать…// … Но скоро прянет птица-тройка, // Чтоб захолонуло в груди, // И полетит по свету бойко, // Всех оставляя позади…»
А живо русское слово во многом потому, что не перевелись ещё в России подвижницы литературы, подобные Ирине Минкиной, поэтессе былинного Жигулевского края, воспетого ею. Если б не эта хрупкая женщина с негромким голосом, не досчиталась бы земля самарская прекрасного фестиваля поэзии, который раз в год собирает поэтические таланты и поклонников поэзии со всей Самарской области.
На одном из фестивалей «Жигулевская весна» посчастливилось побывать и мне. Тогда и началось наше личное знакомство с Ириной Минкиной благодаря замечательному поэту из Тольятти, нашему общему другу – Виталию Гавриловичу Сивякову. Поразился я тогда, что эта хрупкая застенчивая женщина смогла организовать такое масштабное действо. Встретить и приветить всех нас, несколько десятков писателей, обогреть добрым словом, накормить насущным хлебом, дать возможность пообщаться и выступить перед читателями.
Поначалу думал, что Ирина Минкина лишь помогает местной власти делать фестиваль. А когда узнал, что она и есть едва ли не единственный организатор и устроитель фестиваля, был крайне изумлен! Ведь даже собрать читателей в наше время, чтобы они, отложив дела насущные, пришли на встречу с поэтами, очень непросто!.. Тем не менее, благодаря поэтессе-подвижнице Ирине Минкиной маленький городок Жигулевск ежегодно становится столицей поэзии Самарского края.
«Растрёпанные кудри облаков. // Надежды. Ожидания. Сомненья. // Душа – река в оковах берегов, // Порогами отмечено теченье. // То мягкий плес. То грозный перекат. // То тишь да гладь. То шквалистая буря. // То трепетный рассвет. То огневой закат. // То звездный мрак. То глубина лазури. // Душа – река, во времени течет // В неведомую даль от колыбели, // Неудержимой силою влечет // Ее вперед через пороги, мели. // Когда-нибудь до устья добежать // Ей доведется, хоть покой не манит, // Чтоб растворить былую прыть и стать // В бескрайнем, равнодушном океане. // И всё-таки река души не зря // Торопится дол устья от истока, Вселенского познания заря // Свет мудрости ей дарит понемногу».
Ведь если разобраться – ни Союз писателей России, ни другие властные структуры не ставили Ирину Минкину на этом жигулевском литературном форпосте под названием «Жигулевская весна в Жигулевске». Она сама себя поставила и несет свое служение с истинно православной кротостью, смирением и надеждой на то, что слово сказанное и дело сделанное не пропадают втуне. Вот бы каждый из нас, писателей, сделал хотя бы половину доброго организационного дела для общего дела литературного! Глядишь, и переменилась бы ситуация на литературном фронте. И вместо затишья пришло к нам оживление литературной жизни, ведь без движения любое дело чахнет.
«Пером по бумаге, по камню резцом. // Движение делает личность творцом. // Мечту направляет лететь в бесконечность, // Смыкая мгновение жизни и вечность…».
Ведь жизнь и литература на таких фестивалях и смыкаются. И хотя поэты – люди одинокие, и литература создается в тишине, но к писателям она приходит не только через книги. Но и через литературные фестивали.
«В нем бушуют невнятные страсти, // В нем сияет неведомый свет. // В ореоле таинственной власти // Обретается сердцем поэт…»
А эта власть дана ему свыше, чтобы будить русскую память в душах читателей.
«Мы – русские. Мы – дети Света. // Пылает в нас немеркнущий огонь. // То наших пращуров заветы // В нас оживают, только память тронь».
В этой книге немало стихов-посвящений не только познакомившему нас поэту Виталию Гавриловичу Сивякову, но и другим землякам – писателям, читателям, друзьям. «Душа, распахнутая настежь» - так называется одна из книг Виталия Сивякова. И эти же слова как нельзя более точно характеризуют душу и творчество Ирины Минкиной. И особенно ее стихи, посвященные друзьям… Наталья Баюшева, Раиса Нидвига, Александр Воронцов… Семён Григорьевич Минкин – один из множества адресатов лирики автора этой книги. Поэтические посвящения отцу – не просто слова любящей дочери, но духовно близкого человека. И Ирина благодарна, как поэт, отцу за его помощь в проведении фестиваля «Жигулевская весна».
И сама Ирина Минкина, и многие другие творческие люди из числа ее друзей и единомышленников – это соль земли самарской. Читаешь книгу и понимаешь, что культура живет не только по столицам. Дух литературный дышит там, где ему вольготно дышать.
Как тут не вспомнить стихотворение Ирины Минкиной о солисте, который в силу таланта был рожден для большой сцены. Но предпочел шумной славе выступления перед земляками:
«Пусть слушатель провинциал, // Зато добрей, сердечней зал…»
Если кто-то упрекнет меня, что отношусь я к автору этой книги необъективно, я не стану этого отрицать. Объективность сродни равнодушию. А меня не могут оставить равнодушными строки о русской глубинке, которыми делится с нами поэт из глубинки. Очень приятно мне было встретить в этой книге стихотворение, посвященное не столько мне, сколько вечной русской теме сиротства.
«Не всякому в жизни знакома // Суровая школа детдома. // Где рано кончается детство // С бедой и тоской по соседству…»
Классик сказал, что «мысль изреченная есть ложь». Неужто и в самом деле поэзия в высшей своей сути бессловесна? Как бы то ни было, Ирина Минкина относится к слову трепетно, как к живому человеку. Понимая серебряную суть слова и золотой смысл молчания: «И прежде, чем рассыпать серебро, // Не грех понять, на зло или добро…».
Так и чувства в поэзии Ирины Минкиной потаенные, напоказ не выставляемые и лишь случайно вдруг обнаруживающие себя.
«Пусть чувство остается тайной // От всех, а главное от Вас // Вбираю трепетно случайный // Знакомый взгляд любимых глаз…»
Воистину русской скромностью, кротостью определяется лучшее, что написано автором этой книги. Раньше был такой литературный принцип: или живи, как пишешь, или пиши, как живешь. Потому что часто то, за что писатели ратовали в своих произведениях, не было свойственно им в жизни. И этот разрыв между жизнью и литературой, словом и делом, часто приводил к творческому вырождению автора. Потому что ложь – она, как гвозди в сапогах. Ирина Минкина, которая пишет так, как живет, не грешит против своей душевной сути. И это уже не просто литература и творчество, но – душевный и гражданский выбор.
* Ирина Минкина. «Эстафета». Самара, изд-во «Арфа», 2017.
Эдуард Анашкин (Самарская область)
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"