На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

«Дедовщина» и добрый жанр

Очерк

Эдуард Анашкин «Дедовщина» и добрый жанр

 

Писатели, пишущие для детей, так увлеклись развлекательностью, что некому стало учить подрастающее поколение разумному, доброму, вечному. Оттого-то и подростковая одинокость порой выливается во всевозможные группы смерти. Общество старается бороться с этими группами, но ведь самым эффективным способом борьбы с ними являются литературные произведения, прочитав которые, наши дети поняли бы – жизнь, несмотря ни на что, прекрасна. И они, как бы им порой не было грустно, не одиноки в этой жизни. Некому как-то стало учить детей любви к жизни в то время, как сама жизнь мало поводов для оптимизма дает. С ностальгией вспоминаем старые добрые мультики про того же ежика в тумане, который несмотря на свою одинокость, умел дружить и радоваться миру…

Про этого ежика, ставшего образом детства для нескольких поколений детей России, вспомнилось мне, когда я открыл книгу московского детского писателя Светланы Вьюгиной «Тайна зеленых ежиков». Доверительное повествование о дружбе и о том, что самое большое счастье – иметь друга и любить родную землю. Сначала открыть для себя и полюбить двор, где ты растешь. Потом село, куда приехал в бабушке погостить. Влюбиться в город детства, ведь его населяют прекрасные люди и забавные животные… Мир доброго детства вовсе не так прост и уж конечно, вовсе не банален, как порой его пытаются представить нашим малым читателям некие «продвинутые на темной стороне луны» деятели литературы. Кот Васька, который дружит с курами и охраняет их, своего рода уникальная личность. Да что там? Настоящий супергерой! Ведь обычно коты курам не товарищи. А добряк Васька, влюбленный мир, показывает, что дружба и забота о тех, кто слабее себя, и в мире животных существует. И это одно из тех маленьких чудес, которые вроде бы лежат на поверхности, но их все равно надо открыть для себя. Детская любовь к цирку, когда каждый поход в цирк становится для ребенка не просто событием, но вехой его внутреннего становления… Добрый мир Светланы Вьюгиной, где даже встреча с муравейником наводит на глубокие и отнюдь не детские размышления о том, что даже самые маленькие создания-муравьи могут выстроить огромный дом-муравейник, если живут в ладу друг с другом.

А ведь эти размышления и выводы, сделанные в детстве, способны помочь ребенку стать полноценной личностью, а не объектом манипуляций со стороны политологов и прочих промывателей мозгов… Выдающийся современный литературный критик Вячеслав Лютый как-то обмолвился о том, что как бывает от природы поставленный голос, так и душа бывает «поставлена» от природы. А я бы добавил, что поставить душу без назиданий и наставлений способны только писатели «доброго» жанра, какому верна на протяжении всей своей творческой биографии Светлана Вьюгина.

Если всю детскую литературу разделить на поучающую и развлекающую, то я бы засомневался, к какой из этих категорий причислить творчество Вьюгиной. Конечно, она учит детей доброму отношению к жизни. Но делает это так интересно и увлекательно, что наука приобщения ребенка взрослому миру становится наукой самой занимательной. Добрый детский мир, где даже кровожадная акула на поверку оказывается добрым дельфином, помогающим девочке вернуться к берегу. Лягушонок и васильки в поле… Маленький человек и открывшийся мне огромный добрый мир, пронизанный солнцем и любовью, расцвеченный радостью первооткрывания и откровения. Мир, где даже зелёные ежики каштанов живые и имеют свою тайну. И эта тайна светлая, в отличие от мноих других тайн темных, что в изобилии предлагают сегодня детям России, приучая их к зазеркальям вместо того, чтобы приобщать к реальной жизни.

Книга Ивана Тертычного «Бабушка, дедушка и я», повествующая о мальчике-подростке с весьма символичной фамилией Чудов, еще раз подтверждает правильность того, что преемственность поколений, столь важная и для семьи, и для государства, проходит не по линии «отцы и дети», а через поколение – от дедов к внукам. Давно уже наш гениальный писатель Иван Сергеевич Тургенев подметил вечный конфликт отцов и детей. Конфликт, в наше время усугубленный тем, что занятые тем, как прокормить детей, родители не всегда имеют возможность подумать о духовном пропитании своих отпрысков. И тут миссия бабушек и дедушек просто неоценима! Именно они первыми знакомят внуков с «преданьями старины глубокой», пусть даже эта старина измеряется всего лишь десятком-другим лет. Задумайтесь, ведь почти у каждого писателя, человека, призванного духовно питать народ, есть своя Арина Родионовна. Я и сам на сегодня трижды дедушка. И, положа руку на сердце, могу сказать, что дедушка я гораздо более внимательный к духовным потребностям внуков, чем был отцом, более занятым не столько духовным, но телесным пропитанием детей. Это не наша вина, каждого в отдельности, что мы, будучи родителями, сутками пропадаем на работе. Это вина цивилизации, где проблема «отцов и детей» – проблема постоянная и вечная, лишь видоизменяющаяся в соответствии с изменением эпохи. Как говорят в народе «Как ни хороши дети, но внуки-то лучше».

С возрастом мы понимаем хрупкость и быстротечность жизни. И стараемся вниманием к внукам компенсировать то недовнимание, что проявляли к детям вовсе не по злому умыслу, но по причине хронического недосуга. И я рад, что моя внучка Таня, ныне заканчивающая Самарский государственный университет, выросла на книгах Светланы Вьюгиной, на Православной Азбуке Владимира Крупина, что она читала книги Ивана Тертычного и всех тех немногих сегодня писателей, что приводят человека к жизни реальной, а не уводят во всевозможные зазеркалья. Главный герой новой книги Ивана Тертычного, как я уже упомянул, имеет символическую фамилию Чудов. По сути, каждый из нас есть воплощенное Божье чудо уже самим фактом своего появления на свет. Да и всей дальнейшей жизнью, которой в идеале мы стараемся воплотить Божий замысел о нас, потому что каждому из нас Бог непременно дал какие-то таланты и способности. Важно их понять и осуществить. А понять их, убегая от жизни в зазеркалья, просто невозможно.

Собственно, история происхождения фамилии стала для главного героя новой книги Ивана Тертычного тем звеном родовой цепи, благодаря которому стоящий накануне своего 14-летия парнишка приобщается к истории своей семьи. И через семью – ощущает себя неотъемлемой частью огромной страны. Заданный отцу вопрос, откуда у нас такая необычная фамилия, был отцом, как водится, в силу занятости переадресован деду. И дед, как носитель-хранитель уникальной информации о предках, становится для мальчика, ранее воспринимавшего деда лишь на бытовом уровне, почти эпической фигурой. Вырастает до былинных высот. Дедушка мыслит не просто узкими семейными категориями. Рассуждая о происхождении фамилии Чудов, он попутно открывает внуку те тайны слова, о которых редко кто из нас задумывается в бытовом обиходе.

Рассуждая о происхождениях русских фамилий, дед выдает внуку целую галерею портретов русских людей, с их исконным укладом и привычками. Как же не хватает сегодня нашим детям такой вот «дедовщины», пронизанной добром и заботой!.. У каждого из нас есть такие отправные моменты в жизни, когда мы ощущаем себя не просто людьми, но людьми русскими, частью огромной страны, частью не только настоящего, но и прошлого, будущего своей родины. Не только малой, но и большой. Это и есть момент таинства рождения личности. Насколько несчастен тот, кто этого не испытал, настолько счастлив тот, к кому это пришло через родных людей. Иван Тертычный глубоко проникает в психологию ребенка, у которого немало явно автобиографических черт. И это с одной стороны удивительно для писателя, человека, чьи детство и юность остались в прошлом. Настолько и неудивительно, что чистый душой Иван Тертычный сохранил детское восприятие жизни.

Иван Алексеевич не зря в свое время работал заместителем главного редактора журнала православных народов «Россия молодая». Не зря не только потому, что в этом журнале с легкой отеческой руки Ивана Алексеевича были напечатаны многие мои рассказы о детдомовском детстве. Не зря не только потому, что на страницах этого журнала я впервые прочел рассказы для детей Светланы Вьюгиной. Не зря потому, что «Россия молодая» помогла Тертычному сохранить в себе молодое восприятие жизни, что впоследствии вылилось в замечательную прозу для детей и юношества.

Традиции чтения во многом в современной России утрачены. Что уж говорить о чтении семейном! И хорошо, что есть писатели, эти традиции возрождающие. Писательская чета Вьюгина и Тертычный – из этой категории. Им противостоит в борьбе за читателя отлично отлаженная и хорошо проплачиваемая структура вненационального чтива для молодого поколения, призванного увести детей от реальной жизни во всевозможные виртуальные мифы и, как следствие, всевозможные подростковые группы смерти. Ибо отцы-основатели этой структуры поставки развлекательно-отвлекательного чтива для молодого поколения понимают, что борьба за души людей начинается с детства.

Вьюгина и Тертычный ни с кем не борются. Они честно делают свое дело. И я уверен, что ребенок, прочитавшие их книги, получает некую прививку от всех сомнительных видов досуга. Потому что Светлана Вьюгина и Иван Тертычный сами любят жизнь, обладая талантом видеть доброе и красивое в повседневной непростоте нашей жизни. И этому же учат своих читателей.

…Вспомнилось, как однажды Светлана Васильевна поддержала меня. Она, женщина гораздо младше меня годами, тогда поступила по отношению ко мне, почти как к ребенку. Заметила, что волнуюсь перед долгожданной встречей с Валентином Григорьевичем Распутиным. И тактично предложила сопроводить меня на эту встречу… Доселе благодарен Светлане Васильевне за то, что эта встреча прошла так хорошо и душевно. Валентин Распутин подарил мне тогда аж две свои книги с авторафами. Вот также Светлана Вьюгина и Иван Тертычный своими книгами сопровождают своих растущих читателей в непростые моменты их жизни.

Когда мы с женой бываем в Москве на Всемирном Русском Народном Соборе в Храме Христа Спасителя, то встречаемся с этими чудесными людьми, талантливыми писателями Вьюгиной и Тертычным. Бываем в гостях у наших друзей на улице Удальцова. Хлебосольные, радушные и умные, эти люди словно распространяют вокруг себя свет доброты и понимания, которого так не хватает сегодня всем, а детям в особенности.

Эдуард Анашкин (Самарская область)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"