На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Живая глубь времен…

О новой книге В. Скифа

Даже самая художественная книга, где автор имеет полное законное право не только на авторский замысел, но и на вымысел, если это книга талантливая, является документом эпохи. Причем, в неменьшей степени, чем изыскания ученых. Художественно осмысленная реальность представляет собой не просто анализ фактов и событий, но некое более глубокое обобщение. И это качество в полной мере относится к новому художественно-документальному двухтомнику поэзии, что недавно выпустил сибирский поэт Владимир Скиф. Его «Древо с листьями имен» представляет собой литературное родовое древо России, где сквозь призму Слова прослеживается русская история от времен незапамятных и до наших дней. А прослеживается она через образы-портреты творцов этой истории – святых, подвижников, писателей...

«Бросил зерна в пору сева //Я в живую глубь времен, //И взошло, созрело древо – //Древо с листьями имен» – признается автор книги, после прочтения которой яснее ясного понимаешь, что эпоху создают не просто люди, но люди, ставшие именами, в которых запечатлелась пульсация истории. Двухтомника Владимира Скифа не мог бы быть написан, если бы в его основании не лежал золотой запас судьбы автора. Автора, которому жизнь подарила самое непосредственное знакомство со многими из тех, кому посвящена его книга – книга судеб творцов истории России.

«В ярких зарисовках стихов-портретов известный сибирский поэт создал подлинную галерею, где в одном ряду находятся и известные исторические личности и малоизвестные, … но оттого не менее интересные люди… – говорится в аннотации. – Владимир Скиф не только отлично и знает, и помнит историю, не просто глубоко и тонко чувствует течение жизни, дар его – погрузить человека в свой мир. Увлечь так, чтобы читателю захотелось познакомиться ближе с ожившими образами в представленных стихотворных полотнах – ушедшими и здравствующими…»

Двухтомник Скифа – своего рода большая картинная галерея, сделанная «поэтом-портретистом», осознающим, что он является современником всех, чьи поэтические портреты составляют книгу. Что ни фамилия – то Имя. А я тем более с теплым чувством читал эту книгу, что Господь и мне подарил счастье знать некоторых из тех, чьи «портреты пером» с такой любовью и тщанием выведены Владимиром Скифом. И потому могу сказать, что автор ни единым словом, ни единой строкой не погрешил против истины. Читаешь и словно встречаешься вновь с этими людьми из разных градов-весей и эпох России. И всех их ты (спасибо автору книги!) ощущаешь почти родными.

«Где, откуда берешь свои силы //Чтоб отточенным словом сиять, //И оплакать родные могилы, //И российскую честь отстоять?..». Любой, знакомый с выдающимся критиком Владимиром Бондаренко, несомненно сразу поймет, что речь именно о нем. Как несомненно, узнает в другом портрете выдающегося прозаика и философа Александра Проханова – «достойного сына Империи и доблестного солдата». Судьба не подарила мне личного знакомства с великим русским философом Вадимом Кожиновым. Но я, как и многие наши современники, считаю Кожинова родным. А вот Владимиру Скифу посчастливилось Вадима Кожинова знать лично: «Кричат, что Россия низложена, //Скатилась ее голова. //Вадим Валерьянович Кожинов //Твердил, что Россия жива!».

Не менее родной русский гениальный человек - Владимир Гуркин, близкий каждому жителю России, кто хоть один раз посмотрен фильм «Любовь и голуби», снятый по сценарию Гуркина: «Слышал ты – да имеющий уши, //Видел ты – да имеющий глаз, //Неподдельную русскую душу //И сибирскую жизнь без прикрас».

Радостно мне, урожденному сибиряку, что благодаря таланту Гуркина сибирская жизнь стала родной всем нашим соотечественникам, иначе бы они не разобрали сценарий Гуркина на цитаты. Это и есть, по сути, главное предназначение писателя – объединять в единый народ разных людей. Спасибо Владимиру Скифу, что он напоминает нам об этом единении: «Мы разные. Мы все шальные. //Мы гордые, аж нету сил. //А здесь мы встали, как родные. //Вампилов нас объединил».

Есть в этой книге поэтические портреты людей, которые узнаваемы нами, даже когда они не названы, а лишь означены инициалами: «С ним рядом быть – не торопить //Себя, других… Молчананьем быть! //С ним рядом быть – печаль избыть, //Святой водою окропить //Свой век, свой дух, Сибирь свою… //Вот так и выстоим в бою!».

Это про него, про гениального «молчуна» Валентина Распутина, в своих произведениях говорившего России горькую целительную правду. А вот в этих строках узнается портрет поэта, который стал одновременно болью и гордостью России: «В полях, над росстанью нетленной, //Скакал свободный, дикий конь. //А он один во всей Вселенной //И пел, и плакал под гармонь».

И хотя не имел я счастья быть даже немного знакомым с гениальным Николаем Рубцовым, но прочитав стихотворение, Владимира Скифа, ярко вижу Николая Михайловича Рубцова с его гармошкой, в пении которой звучали космические ноты. Поэты России, собратья Владимира Скифа, по перу и любви к России, могут быть выделены в отдельный почетный блок книги:

«Вся твоя поэзия, Юрий Поликарпович, //Русская, исконная, от родных корней //Над тобой взвивается злобный Ворон Каркович. //Юрий Поликарпович, выстоять сумей...».

Выпавший на долю великого поэта Юрия Кузнецова апокалиптический век России – было то испытание, с которым Поэт справился, словно Пересвет в битве с вражьей тьмой:

«Полумертвые падают птицы //Над пустым, обгоревшим жнивьем. //Ты выходишь с антихристом биться – //Русский ангел с последним копьем…».

В этой книге, как и в этой нескончаемой битве за Россию, равны все – канонизированные святые и мятежные поэты, гениальные драматурги и непревзойденные прозаики. Всех их можно с полным правом назвать подвижниками русского духа. Святые Борис и Глеб, Кирилл и Мефодий, святая равноапостольная княгиня Ольга, Сергий Радонежский, Димитрий Донской, Пересвет, в котором угадываются черты Юрия Кузнецова:

«Нанизало копье Пересвета //На себя Золотую Орду…».

Эти воители духа и света осознают свое служение отечественной словесности лишь как форму служения русскому духу. Потому их стихи обретают крылья, становясь афоризмами, как это случилось, к примеру, со Станиславом Куняевым, строка которого «Добро должно быть с кулаками» повторяют многие поколения читателей, считая эти слова народными. А вот посвящение Скифа Куняеву:

«Во многом мы виновны сами… //Добро должно быть с кулаками! //А если мы найдем добро //И штык, и саблю, и перо? //Поднимем в небо русский флаг //И сдвинем нацию в кулак?»

Восклицая «Друзья, прекрасен наш союз!», Пушкин имел в виду, конечно, своих единомышленников. А единомышленники могут жить в разные эпохи – как в эпохи, «набирающие соколиную высоту», так и в апокалиптические смутные времена, когда поэты призван напоминать Родине о ее соколином высоком предназначении.

«И ты, поднимаясь, как сокол, //Над русским простором царишь. //И в небе библейском высоком //С Великим творцом говоришь». (Посвящение Евгению Семичеву)

В одном ряду с нашими поэтами-современниками стоят у Владимира Скифа – плечом к плечу, как в бою - вечно живые наши классики. Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Дельвиг, практически весь Серебряный век русской поэзии от Блока и Есенина до Заболоцкого… А ещё те, без которых наша литература не приросла бы гениальными шедеврами. Женщины-вдохновительницы писателей - Наталья Гончарова, Анна Керн, Мария Волконская…

И сияют эти портреты талантом, доблестью и красотой. Такое получается «Сияние России» - замечательный всероссийский литературный праздник. Мне посчастливилось бывать участником этого праздника, что проводится на Иркутской земле под пение осенних байкальских ветров. Немалую роль в организации этого праздника играет поэт Владимир Скиф. Даже удивительно, как его душевных сил и внимания хватает на всех приезжающих с разных концов России писателей и поэтов. Сколько дружеских и творческих связей между писателями России завязалось благодаря этому празднику. А по сути – благодаря Скифу! Всех приветить, принять, обогреть гостеприимством, сделать так, чтобы встречи читателей и писателей состоялись не только в Иркутске, но охватили всю огромную Иркутскую область. Встречи и мероприятия идут столь плотной чередой, что расслабляться не приходится. И всюду Владимир Скиф в первых рядах.

Новый двухтомник Скифа – своего рода творческая летопись праздника «Сияние России». Постоим у каждого портрета и подумаем, сколь непростым было служение России каждого из тех, кто вошел в «скифскую» эпическую галерею образов и характеров России.

Эдуард Анашкин (Самарская область)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"