На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Деревенскую кроткую землю

Я молитвой кормлю у крыльца

С удовольствием узнал о выходе новой книги избранных стихов протоиерея и поэта, члена Союза писателей России, отца Сергия Гусельникова. Название книги осеннее – «Время жатвы». Открываю газету «Благовест», подписчиком которой являюсь. Вот как на страницах этого издания поясняет отец Сергий название своей книги: «Жатва – это подведение определенных итогов, сбор урожая не только в земном смысле, но и в духовном. Семена, которые в нашей душе Господь посеял, со временем приносят свои плоды, и мы собираем своеобразный духовный урожай. Потом в этом году мне исполнилось 50 лет, поэтому логично говорить о каких-то итогах, плодах творчества. Слово «жатва» используется еще и в высшем смысле. Это Страшный Суд, когда плевелы будут отделяться от пшеницы...». Сергей Владимирович Гусельников, сколь его знаю, всегда старается отличать зерна от плевел, потому, видимо, и выбрали его два подвижнических и духоподъемных призвания – священнослужителя и поэта. Знакомством с отцом Сергием я обязан ныне, увы, покойному талантливому православному поэту, своему односельчанину Владимиру Осипову, с которым отец Сергий был дружен. Не берусь лезть в чужие дружеские отношения, но думаю, что обоих этих православных поэтов роднило глубокое понимание миссии Православия в России. И, конечно, любовь к поэзии, как к одной из ипостасей веры человека в нетленное. Никто, пожалуй, из нас, Володю Осипова знавший близко, не сказал о нем так проникновенно, как отец Сергий Гусельников, назвавший его странником, каковым Владимир Осипов и был по жизни:

Золотые перелески

И студеная вода,

Полустершиеся фрески

Да сухая лебеда.

Вдоль проселочной дороги –

Все могилы да кресты...

В кровь истерлись мои ноги,

А до церкви – три версты.

Одинокий коршун в небе

Кружит, как в душе тоска.

Эх, прибавить шагу мне бы,

Ведь дорога далека.

Загулявший ветер в поле

Ищет чей-то давний след:

То ли древней вольной воли,

То ли прежних горьких бед...

Вот и церковь на пригорке –

Ничего я не боюсь!

Где ж ты, где ж ты, коршун зоркий?

Я иду в святую Русь!

Оба они шли в святую Русь, оба понимали неизбежные тяготы этого пути. Им было о чем поговорить и о чем помолчать. Отец Сергий Гусельников очень точно в одном из своих интервью отождествляет стихи с молитвой. Потому что и молитва, и стихи – глубоко личные, выходящие из сердца человека, слова. Не зря же столь любимый отцом Сергием поэт Александр Блок говорил, что настоящие стихи должны быть обращением к Богу, и не иначе. Конечно, без помощи Творца ни один поэт не написал ни одного настоящего стихотворения, которое оказалось бы сильнее времени и забвения. Лишенной Божьей искры графомании – да, пишется много. Тех «придуманных» стихов, которые можно строчить километрами и выдавать тоннами, потому что они не оплачены живой кровью сердца. «Без Мене не можете творити ничегоже» – сказал Господь. Только вдохновением свыше дается человеку возможность творить – в этом я полностью согласен с отцом Сергием не только как со священником, но и как с поэтом.

Сначала Володя Осипов познакомил нас с Сергием Гусельниковым, что говорится, заочно – предложил мне почитать его стихи в журнале «Духовный собеседник». А когда понял, что как собеседник и как поэт отец Сергий, что говорится, зацепил меня за душу, тогда уж Осипов нас познакомил и лично.

Звонит как-то мне, мол, приходи, приехал отец Сергий. Так и познакомились. Сергей Владимирович порой приезжал в наше село Майское, иногда даже со старшим сыном. По занятости своей не мог бывать часто. Но по всему было видно, что он любит сельскую размеренную жизнь. Да и удивительного ничего нет – он же урожденный сельчанин, о чем пишет в своих стихах. Как говорится, горожанин в первом поколении:

Не устану писать о деревне,

О печали родимых полей,

Где все слышится отзвук древний

Вольной песни степных журавлей.

Я готов эту песню слушать

Среди запаха горьких трав

До тех пор, пока грешную душу

Унесут в царство вечных дубрав...

Я готов и коровье мычанье

Принимать как любимый мотив!

И озер голубое молчанье,

И пожар лошадиных грив –

Все как радость земную приемлю,

Как святое дыханье Творца.

Деревенскую кроткую землю

Я молитвой кормлю у крыльца.

Какие классически прозрачные стихи! Ни одной мирской червоточины, которыми так богата современная «гражданская» лирика, в них не сыщешь.

Почитаешь такие светлые стихи и, как бы ни было печально и неспокойно на сердце, воспрянешь духом, словно подпитаешься небесным светом. Словно вскормят они тебя молитвенным словом автора. Иначе и быть не может и не должно. Для того, по сути, и нужна нам поэзия, чтобы делать нас лучше, чище, давать силы для воспитания своей души. У нас в селе Майском отцу Сергию, видимо, лучше думалось и творилось, он иногда читал нам, Осипову и мне, свои новые стихи. Иные из них, помещенные в книгу, о селе Майском. Между тем я с радостью встречал новые стихи отца Сергия в журналах «Русское эхо», «Лампада», «Наш современник», газете «Благовест»... Так получается, что говоря о поэзии отца Сергия Гусельникова, не получается умолчать о нашем почившем друге Володе Осипове. Очень уж дружны были Гусельников и Осипов. Вот и отпевать-то Володю зимним морозным днем 2010 года приехал именно отец Сергий. Он был почившему Осипову другом-исповедником при жизни, счел своим долгом проводить по-христиански в последний путь. Но не хочется о грустном. На то и настоящая дружба, что остается в сердце даже тогда, когда друга уже нет в живых. А при жизни дружеское участие дает нам силы верить и надеяться даже тогда, когда мы страдаем скорбями телесными, как страдал ими последнее время Владимир Осипов. Сказывались последствия его активной гражданской позиции в виде ран, нанесенных при защите Белого Дома в Москве в страшном 1993 году. Владимира Осипова отец Сергий Гусельников считает не только своим другом, но и наставником на поэтической стезе. А Володе Осипову общение с отцом Сергием, видимо, придавало сил по-христиански кротко сносить постоянные изматывающие боли:

Это было в поселке Майском

Летним днем у поэта в саду.

Мальчик маленький в серой майке

Дергал с корнем траву-лебеду.

А поэт умилялся и плакал,

Он был болен, измучен и слаб.

И своим давно вызревшим злакам

Был совсем почему-то не рад. Слишком много волчцов и терний Проросло у него в душе. Их бы выдернуть в час вечерний!

Только сил не хватало уже...

И теперь этот маленький мальчик,

Что гости у него три дня,

Уколол о волчцы свой пальчик,

Но зато – станет чистой стерня.

А поэт ощущал, как свыше

Кто-то рвет из него сорняки.

И он снова, как в детстве, слышал

Соловьиную песнь у реки...

Несмотря на свои 50 лет, отец Сергий способен слышать эту детскую соловьиную песнь, а потому остается поэтом. Остается в душе ребенком – нелукавым, устами которого, как известно, глаголет истина... В книгу «Время жатвы» включены «Италийские сны» – стихи, навеянные поездкой отца Сергия к мощам Святителя Николая в город Барии. Это поэтические сны русского священнослужителя и русского поэта на земле, по которой когда-то ходил один из самых почитаемых в России святых:

Адриатическое море. Город Барии.

Меняет цвет соленая волна.

Она еще все помнит, как встречали

Святителя в былые времена...

Когда недавно отец Сергий Гусельников стал членом Союза писателей России, я порадовался, что Самарская областная писательская организация в его лице обрела самобытного поэта, какого еще у нас не было. Вообще-то я нечасто даю творческие рекомендации в Союз писателей России. Я противник того, чтобы гнать численность членов в ущерб качеству создаваемых произведений. Только трижды за свою жизнь я рекомендовал писателей в члены СП России. Каждым из рекомендованных мной могу по праву гордиться. Талантливая молодая поэтесса Карина Сейдаметова. Выдающийся самарский поэт Виктор Поляков. И замечательный православный лирик Сергий Гусельников. В случае с отцом Сергием я рад, что наши с Владимиром Осиповым творческие рекомендации оказались, что говорится, к месту и ко времени. Времени осмысления судеб России в наше непростое время:

В России нет полутонов:

Ее безкрайние просторы

То тонут в мраке страшных снов,

То красотой пленяют взоры.

Уж если боль – то пить до дна,

А радость – так делить со всеми!

Скажи, в какие времена

В нас посадили это семя?

То ли с крещением в Днепре

По княжьей и Господней воле,

То ли на утренней заре

В широком Куликовом поле?..

О всемирной отзывчивости русской души первым заговорил Достоевский. После Достоевского много размышляли другие русские писатели – каждый на свой лад. Тот не русский писатель, кто хотя бы раз сам себе и читателю не задавал вопрос об истоках этой всемирной и вселенской русской душевной широте, которая частенько приносит нам не только победы, но и беды. А уж желающих «обузить» не в меру широкого русского человека и не в меру большие русские пространства всегда хватало! Отец Сергий Гусельников ищет истоки русской душевной широты в православном небесном промысле. Он говорит нам о том, что на Куликовом поле Русь противостояла не только врагам телесным, но и искушениям духовным. Когда, чтобы сохранить Россию и Веру, надо было собраться воедино и преодолеть княжеский междоусобный разброд. А ради объединения надо преодолеть главный человеческий грех – гордыню. Ведь невинных среди нас, за исключением новорожденных младенцев, нет! Но, увы, сколь склонны к покаянию праведники, столь же закоренелы в своих заблуждениях грешники. Об этом тоже, однако без осуждения и гнева, размышляет в своей книге отец Сергий:

Жить в ощущении вины

И в ожидании расплаты...

Мы этим так всегда бедны!

Мы этим так всегда богаты!

Печальны сжатые поля.

Но будут новые посевы,

И принарядится земля

Под птиц весенние напевы.

Коварна снежная пурга,

И за окном так ветер воет...

Но по весне сойдут снега –

И, значит, каяться нам стоит.

Жить в ощущении вины

И в ожидании расплаты...

Мы перед Богом все равны,

Мы все пред Богом виноваты.

Наше равенство перед Богом – это равенство братьев и сестер перед Родителем. А наше ощущение неизбежной греховности человеческой – основа нашего покаяния и нашей веры в Господа. Об этом нам не устает напоминать молитвами и стихами отец Сергий Гусельников – священнослужитель и поэт.

Село Майское Самарской области

Эдуард Анашкин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"