Как ни важен отец в жизни любого человека, но недаром в народе говорят, что без матери человек полный сирота. И еще народ добавляет: «Вдовец – детям не отец, сам полный сирота». Мое детдомовское детство лишило меня воспоминаний о матери, потому, видимо, особенный интерес среди всех присылаемых мне писателями России книг вызвала у меня тоненькая книжечка, присланная из Пензы поэтом, членом Союза писателей России Валерием Алексеевичем Суховым. Без пяти минут юбиляром! Чем необычна эта книга и чем она выделяется среди других достойных поэтических сборников? Тем, что у этой книги два автора.
Соавтором известного пензенского поэта, лауреата литературной премии им. М.Ю.Лермонтова (2009г.) Валерия Сухова в этом сборника выступает его матушка Раиса Сухова-Богорцева. Она и открывает сборник своими «Песнями о жизни». И лишь во второй части книги эстафету подхватывает сын-поэт Валерий Сухов со своим «Материнским оберегом». Книга-дуэт, книга - воплощение неразрывной связи поколений через перекличку поколений. Книга хотя и художественная, но в то же время документ сразу двух эпох.
Раиса Александровна умерла 25 сентября 2017 года. Издание книги приурочено Валерием Суховым не только к своему юбилею, но и к годовщине смерти матери. «Конечно, мамины стихи непрофессиональны, наивны по-детски, - написал мне Валерий Алексеевич в письме. А его матушка извинительно пишет в стихах:
«И пусть простят меня поэты //За неумелые стихи. //Я спела, как могла, о жизни, //А были годы нелегки…»
А я подумал, что самое худшее, что может быть в литератур и жизни – это те самые профессионально «сделанные» стихи, сделанные мастеровитыми руками без души. В стихах Раисы Александровны, известной сказительницы города Городище, души в избытке Не все, написанное Раисой Александровной, мастеровито. Но все, написанное Раисой Александровной, достоверно и проникнуто духом исповедальности. Звучит и перекликается в стихах фольклорная яркость и распевность. Читаешь «Сказание о речке Суре» и словно ощущаешь вбиение о берег речной волны, вплетаемое в звучание русской песни:
«С детства помнится Сура-реченька. //Широка была, глубока была. //В ней ловилась рыбка разная, //А вода текла безопасная. //С берегов ее вербы кланялись. //И черемуха все кругом цвела. //Не забыть-то нам птичье пение, //Что над реченькой раздавалося. //Лето-летечко мы купалися, //Загорали все да плескалися. //В лодках плавали, наслаждалися, //И красой Суры любовалися. //А весной Сура разливалася //И без спросу в дом к нам вселялася. //Все поля кругом были залиты, //И несла она воды шумные //И сносила все мосты старые. //Много видели от Суры проказ… //Обмелела реченька, видно дно сейчас. //И не вширь растет, а сужается. //И на нас, людей, обижается. //Отравили Суру всякой нечистью. //А она ведь нас роднит с вечностью….
Первые публикации стихов Раисы Александровны состоялись на страницах районной газеты города Городище сравнительно недавно. А по рождению в 1936 году (деревня Крутец Ульяновской области) принадлежит Раиса Сухова-Богорцева к поколению детей войны. Лишения военного детства не помешали ей стать педагогом и даже удостоиться за отличную работу грамоты Министерства образования РСФСР. Работала библиотекарем, воспитателем с детьми. Всю жизнь была внимательным читателем стихов сына-поэта. Сочинять стихи начала неожиданно для себя в 2000 году.
Вдохновляющим толчком послужила новая книга сына, посвященная ей и ее мужу, отцу сына.
«Ты разбудил во мне слова, //Что зрели долгие года…»
Так напишет мать. И это материнское начало станет истоком ее сказового творчества, где сюжеты, взятые из жизни, и поистине народная афористичность соседствуют друг с другом. Многие стихи сына-поэта стали песнями благодаря профессиональным композиторам. А мать сама подбирала музыку к своим стихам и они тоже становились песнями и сказами… Очень интересно проследить созвучие стихов матери и сына, ведущих творческий диалог, в котором родник, березы, полынь, ветер – не только образы, но почти родственники авторам.
Образ матери в творчестве Валерия Сухова один из сквозных, проходящий по всем его стихам:
«Я родился в декабрьский мороз, //Когда сыпались звезды с берез. //И сугробы вздымались до неба. //Как снежок, я был слеплен из снега. //В час, когда вызревала заря, //Снегириною грудью горя. //И качали мать и метель //Светлый месяц – мою колыбель.
Именно через любовь к матери дети открывают в себе любовь к Родине. Недаром мы зовем Родину – матерью. С любви к матери начинается любовь ко всему живому и сущему:
«Я родился в селе Архангельском. //Коренном, российском, не ангельском. //Там земная юдоль – не райская. //Церкви нет уже с давних пор. //Но родное село Архангельсколе – //Вот Архангельский мой собор. //Без молитвы душа томится. //Без истоков мелеет река. //И пора мне к ним возвратится, //Чтобы матери поклониться, //И святой водой причаститься //Из отцовского родника».
Мать олицетворяет для каждого из нас, а для поэта в особенности, живое приобщение к родовому древу, которое веками и тысячелетиями питает каждую семью России.
«Я воду пил из родника, //Обняв замшелый сруб. //Срывались каплями века //С моих дрожащих губ. //И на меня смотрела Русь //Из бездны, словно миф. //На материнский лик молюсь, //Колени преклонив….
По сути, если хочешь узнать, насколько тот или иной поэт любит Родину не на словах, а душою, почитай стихи этого поэта не о России, а именно о матери. И тебе все станет ясно. Не потому ли самые проникновенные стихи о любви в творчестве многих поэтов – это стихи о матери. Есенинский лейтмотив «ты жива еще, моя старушка» - вечен в русской поэзии, и постоянно прирастает дополнительными красками и оттенками, играет все новыми и новыми гранями. А вот как этот лейтмотив предстает в творчестве Валерия Сухова:
«Праматерь – старая ветла //Под окнами родного дома //Морщиной каждою была //Наощупь с детства мне знакома. //Ее я гладил по коре. //Шершавого тепла касался. //И ветер времени в дупле //Протяжным эхом отзывался. //Вновь к материнскому стволу //Я через годы прижимаюсь. //Преданий слышу древний гул //И сердцем с деревом срастаюсь…
Говоря о материнском стволе, поэт словно бы намекает нам, что именно этот ствол есть – становой хребет родового тысячелетнего древа… Говоря о перекличке стихов сына и матери, стихов, собранных под одной обложкой, нельзя не привести стихотворение Валерия Сухова о реке Сура, которую так любила и воспевала его матушка:
«Господи! Какая благодать //В знойный полдень искупаться всласть. //Средь небесно голубой воды, //Как младенец, ближе к Богу ты. //В каждой речке вижу Иордань. //Отдаю тысячелетьям дань. //Русь-Сура – прозрачная – до дна, //До песка и камушков видна. //Вечерами внятней речки речь //Про огонь погонь и острый меч. //Князь Владимир, словно Иоанн, //Непокорных окрестил славян. // Широко раскинулась река, //Волнами раздвинув берега. //Окунаясь в голубой покой //Обернулась Русь рекой Сурой.
Счастливая была женщина – Раиса Александровна Сухова-Богорцева, коли воспитала такого замечательного сына – не только талантливого поэта, молитвенника и защитника русской земли. Но и настоящего русского мужика-созидателя:
«Эх! Топор да в две руки. //И в задоре русском //Рассыпались чурбаки //На морозе с хрустом. //Незабвенное то время //Нынче дорого до слез… //В избу мерзлое беремя //Со двора погреться внес. //Мать топила чин по чину. //Занялась во тьме звезда. //Сухо вспыхнула лучина. //Затрещала береста. //Совершен обряд исконный. //Горяча поленьев речь. //Озарила лик иконный //В сумерках морозных печь…
Не зря на Руси испокон веков называли печку матушкой. Она и согревала, и кормила, и врачевала, и мыла (когда бани нет), спать укладывала н теплые полати, и во вьюжные ночи песни напевала в трубе… Вокруг нее, печки-матушки, собиралась вся семья, она, подобно матери, была центром семьи. Ну чем не мать?
//С холма окину взглядом склон. //Волненье душу заколышет. //Полынь взяла меня в полон. //Она вселенским горем дышит. //И боль от времени больней. //Ее не вырвать, словно жало . //Родную землю до корней //Обжег огонь степных пожаров. //Где билось полымя – полынь //Седое поле – пепелище. //Полынь – куда глаза ни кинь. //Над ней по-скифски ветер свищет. //Сорвешь полынь – и сам не свой. //В жару, как погорельцу в стужу, //Святой и горькою тоской //Полынный дух сжигает душу
Не проста жизнь в России. Никогда не была простой и, видимо, не будет. Но пока мы видим образы наших ушедших матерей в шепчущих о чем-то сокровенном березах, в склонившихся над водой, словно во время стирки, ветлах, в труженицах речках, в матушках-печках, мы не сироты, не манкурты безродные. Мы русские люди на русской земле.
Эдуард Анашкин (Самарская область, Пестравский район, с. Майское)
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"