На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Обережная любовь

в творчестве поэта Любови Тимошенко-Бережновой

Вправду говорят, что имя человеку дается неслучайно, а во многом, как жизненное задание. Потому все женщины с такими именами, как Вера, Надежда, Любовь, София, как правило, отмечены особым даром. Непростая, но яркая судьба, выпавшая на долю замечательной самарской поэтессы с таким символическим именем – Любовь – тому подтверждение. Речь о Любови Тимошенко-Бережновой – поэтессе, наделяющей талантом любви все, что она видит вокруг:

«Ах, плыл над землею туман! // Влюбляться во все не стеснялся! // Скиталец и вечный смутьян, // Над каждой травинкою стлался. // Его привечали цветы, // И с реченькой он целовался, // Но лишь не любил высоты: // В низине земной он рождался. // Влюблялся туман и в поля… // Никто за любовь не в ответе!.. //Спасибо, родная земля, //За утра туманные эти!»

Бережная любовь ко всему, что окружает тебя в жизни – главное творческое кредо Любови Тимошенко-Бережновой. Ее любовь не просто бережная, но – обережная. Оберегающая все вокруг –  будь то природа, близкие люди, дети, травинки, цветы… Самозабвенная любовь русской женщины!

Тимошенко-Бережнова талантливая поэтесса и эссеистка. Ее книги стихов «Не переставать удивляться», «Звонница» и детский сборник «Плывут кораблики» увидели  свет еще в легендарном Самарском книжном издательстве  (существовало такое!) с 1994 по 1999 годы. Поэзия Любови  Тимошенко-Бережновой настолько по-волжски распевна, что  неудивительна востребованность стихов поэтессы композиторами.  Николай Федоров, Борис Туев, Александр Артищев и другие написали на стихи Любови Тимошенко-Бережновой  несколько десятков песен. В 1996 году в Самаре вышел целый   сборник песен «Ромашковая весна» на стихи поэтессы – песен, которые любимы народом и поются им… Любовь  к живому русскому слову у Любы Бережновой родом, конечно же, из детства.

«Гляжу на себя я из детства, // Из юности зрелой гляжу. // Без всякого, знаешь, кокетства // Сама себя строго сужу. // За то, что шутить не умею, // Мечтаю о тихой глуши. // Богатств никаких не имею, // А только стихи для души. // Скажи мне, где кроется драма? // За что мне суровая явь? // Избавь от ненужного хлама // И лишь вдохновенья прибавь!»

Любовь Федоровна прошла большой путь от юного корреспондента городской газеты до студентки Московского издательско-полиграфического техникума им.Первопечатника Ивана Федорова. Постигала таинства филологии на факультете журналистики знаменитого МГУ им.Ломоносова. Немногие авторы могут похвастаться публикациями в таких престижных советских изданиях, как журнал «Советская женщина», «Работница» «Охотник и рыболов», газетах «Сельская жизнь» и «Московский комсомолец». Но Любовь Федоровна также далека от гордыни, как герои ее замечательных очерков, как природа, о которой она пишет стихи и зарисовки, неоднократно звучавшие по Всесоюзному  радио некогда огромной страны под названием Советский Союз. За свои работы поэтесса была удостоена Диплома  от московской всесоюзной газеты «Сельская жизнь». По духу и по судьбе Любовь Федоровна сельчанка, кому, как не ей, знать доподлинно жизнь российской сельской глубинки?

«Тихо в царстве Берендея, // У царя своя затея: // Там от ели до сосны // Заколдованные сны. // А за тихим царством поле, // Там совсем иная доля: // Можно бегать, песни петь, // Колокольчиком звенеть! // Выбирай же, что милее! // Подрастай, малыш, скорее!.. // Ветры бродят по степи, // Спи, мой мальчик, сладко спи!»

Стихи для детей – еще одна искристая грань таланта этой удивительной женщины, во многом ставшей символом своей эпохи. Неслучайно по одной из первых поэтических книг Любови Тимошенко-Брежновой Самарской областной студией телевидения был снят фильм. А песня на стихи поэтессы стала неофициальным гимном Богатовского района Самарской области, где Любовь Федоровна живет многие-многие годы и о любви к которой пишет с неизменяемым проникновенным постоянством:

«Как много в России плакучих берез! // Приводят порой в умиленье // Над лугом цветущим полеты стрекоз // И бабочек легких круженье. // Спокойный размеренный реченьки плес, // Там эхо сильней раздается. // И то, что тревожит, волнует до слез – // То родиной малой зовется!»

Каждая книга поэтессы, будь то «Костры на снегу» или  «Лунные острова», «Ностальгия» или «Влюбленный туман», пронизаны светом любви к малой родине, в которой, как в капле волжской воды, живет и пульсирует великая Волга. И сама Любовь Федоровна подобна эта капле воды, из которой состоят малые реки, питающие реки великие:

«О знакомая с детства речушка! // Среди крапивы тропиночка к ней. // Здесь когда-то я малой девчушкой // С пацанами ловила ершей. // На руках и ногах были цыпки, // В шумных играх побиты не раз. // За провинности и за ошибки // Мать хлестала крапивою нас. // Покрывалась я вся волдырями… // Может, скажут, плохое житье?.. // Все равно благодарна я маме // За счастливое детство мое!»

В творчестве поэтессы живое все! Туман наделен талантом любви не меньше, чем человек. Осень похожа на усталую женщину. Луна – подруга-исповедница. Все явления природы в стихах Тимошенко-Бережновой дружат и живут в гармонии друг с другом. Той гармонии, которой так недостает сегодня людям.

 «Будет плакать осенняя слякоть, // И ручьи побегут под уклон. // И дождинки опять будут капать // На продрогший раскидистый клен. // Будет осень хозяйкою строгой // И сама загордится собой. // Растеряет красу по дороге, // А потом породнится с зимой…»

Печаль любви светла… Поэтесса видит окружающий мир прекрасным вопреки неизбежным горестям земным, и за это современный читатель, усталый от суетности и разочарованный в современности, наверняка скажет поэтессе спасибо:

«Предзакатное солнце алело, // И кричала кукушка навзрыд. // Но какое кукушке той дело, // Что поселок закатом облит? // Опустели родные проселки, // И куда-то дорожка вела… // А кукушка рыдала так горько, // Будто душу на части рвала..»

Читатель, особенно горожанин, будет благодарен поэтессе за возможность побродить вместе с нею босиком по траве, вдохнуть аромат разнотравья и опьянеть от родного простора, от возможности с удивлением осознать, что мир на самом деле прост и не надо его усложнять:

Ой ты, травка череда, // До чего липучая! // Вдоль оврага лебеда // Да крапива жгучая. // В небе полная луна // Мило улыбается… // Может, в чем-то я грешна? // Да уж поздно каяться. // А любовь не лебеда // И травой не лечится, // Словно павшая звезда, // Между нами мечется. // Я готова, как трава, // Пить дождинки, лужицы… // Почему же голова // От любви так кружится?..

Лирическая героиня Любовь Тимошенко-Бережновой обладает главным жизненным талантом – талантом любить. В нем вся мудрость Бога, что надо возлюбить ближнего и ближнее, как самое себя. Лирическая героиня Тимошенко-Бережновой способна  отдаться стихии любви столь безоглядно, что понимаешь: любовь – главная стихия природы:

Полюбила! Словно в омут // Окунулась с головой, // Где русалки тихо стонут // И скандалят меж собой. // Все гадают: ну пожива! // Лучше б парень холостой! // А девчонка – нам не в диво, // От нее-то прок какой? // Подмигнула я лукаво: // Будет прок! Пойду домой. // Им – налево, мне – направо, // Вот уж сущий разнобой!..

Далеко не каждый мужчина-избранник, признаемся, обладает сопоставимым талантом безоглядной любви, иной прагматик рода человеческого может и испугаться такого порывистого чувства. Но тот, кто не испугается, будет щедро награжден способностью воспарить над повседневным мороком туда, где даже тьма пронизана непобедимым светом. Такие откровения сродни духовному опыту и такие порывы души даны очень немногим, можно даже сказать – избранным. Хорошо, что в жизни Любови Тимошенко-Бережновой был такой мужчина, ставший ей мужем и подаривший ей полеты поэтического вдохновения, верность которому она хранит и после его смерти:

«Что страдальцем неутешным // Прячешься в саду? // Согласись со мною, грешной, // Побывать в аду. // Да не бойся, как окликнут: //За руку возьму. // Пока души наши стынут, // Полетим во тьму. // Видишь, к небу улетают // Сизые дымы? // Что там есть – никто не знает, // Так узнаем мы!»

Неотвратимо уходит поколение романтичных советских девчонок, которые так узнаваемы в творчестве Любови Тимошенко-Бережновой!.. Смотрю на нынешних молодых девушек, которым не выпало счастья быть пионерками и комсомолками. Все вроде в них хорошо – спортсменки и красавицы. И умом Бог не обидел. А все-таки нет в современных женщинах той романтики, что была у их сверстниц в советское время. Романтики, что делала глаза советских девушек и женщин похожими на яркие звезды безо всяких наклеенных ресниц. Любовь Тимошенко-Бережнова пишет в стихах, конечно, о себе. Но и не просто о себе! Она рисует портрет женщин своего поколения, женщин самоотверженных и далеких от корыстных побуждений. Женщины, что вели свое родословие от тургеневских романтичных барышень и самоотверженных декабристок одновременно:

«Я любила в горошинку платье // И косынку в горох голубой. // Ветерок раскрывал мне объятья // И манил, и манил за собой! // Я бежала за ним и бежала! // А сейчас этот путь завершу… // Почему-то от жизни так мало, // Ничего-то почти не прошу…

Вот оно – поколение женщин, обладающих талантом обережной любви. Нынешние современные и модно одетые женщины и девушки редко способны на романтические порывы и откровения, а потому вряд ли счастливы. Ведь счастливыми людей делает вовсе не модная одежда, а способность любить до  самозабвения и заботиться до самопожертвования.

«Наверно, уйду на рассвете, // Нарушив привычный покой. // И будет задумчивый ветер // Дремать над уснувшей рекой, // Наверное, встречусь с тобою // Меж ярких негаснущих звезд. // Меж адом и раем построю // Надежный серебряный мост».

Уходит уникальное поколение советских романтиков, но по счастью остаются стихи, читая которые, видишь это поколение, восхищаешься им, ностальгируешь. Остаются стихи – такие, как пишет Любовь Тимошенко-Бережнова, где личное становится символом эпохи. И кто знает, может, читая эти стихи, и нынешние прагматичные девушки нет-нет да и всплакнут да призадумаются о том, что любовь есть главный женский талант. 

Эдуард Анашкин (Самарская область, Пестравский район)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"