На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Литерный эшелон

История одного стихотворения

Редкий человек не любит стихов о Великой Отечественной войне. У редкого не идет по коже мороз и не катятся слезы из глаз, когда заслышит песню «Вставай, страна огромная». В год юбилея Великой Победы воздух словно наэлектризован воспоминаниями о легендарных событиях второй мировой войны. Говорят, они стали историей. Но думаю, не вполне правы те, кто так считает. История – это прошлое, а воспоминание о Великой Победе, уверен, наше будущее. Иначе нет у России будущего! Не можем же мы смириться с мыслью о том, что стали дисциплинированным сырьевым придатком побежденного нами Запада? До сих пор ожесточенно спорят о количестве наших потерь в Великой Отечественной войне. Одни историки жонглируют преувеличенными цифрами наших потерь, словно бы утверждая мысль о том, что победили мы не уменьем, а мы просто и банально хотели поначалу закидать врагов шапками, а в итоге закидали собственным «пушечным мясом» по принципу «мы за ценой не постоим». Да вот еще помог нам генерал Мороз, будь он неладен! А то бы пили мы все сегодня баварское пиво. Впрочем, мы его сейчас и так пьем, но при чем тут Победа? Другие историки, правда, более ответственны по отношению к цифрам наших человеческих потерь в Великой Отечественной войне. Покуда те и другие спорят, фронтовики уходят от нас. И все меньше их, очевидцев и участников войны! Все реже, если, конечно, не юбилейный год, звучат стихи о войне. Вот новое поколение уже почти не знает стихов поэтов-фронтовиков – Старшинова, Орлова, Твардовского, Яшина, Львова... Писатели и поэты нового, послевоенного и последующих поколений тоже как-то не очень спешат осмыслить Отечественную войну, как это сделал в своем романе «Война и мир» Лев Толстой, между прочим, сам, в силу возраста в войне 1812 года участия не принимавший. Но написавший об этой войне эпохальный роман мирового значения! Истинный художник на то и художник, что чужое может ощутить единокровным. Тем более, в литературе очень часто «лицом к лицу лица не увидать, большое видится не расстояньи». О Великой Отечественной войне писать трудно. С одной стороны легко впасть в ура-патриотизм. С другой – в бичевание тогдашней власти, якобы доведшей нашу страну до войны. Хочется спросить у таких «антисталинистов-пацифистов» – ну Сталин довел Россию до войны с Гитлером, а кто же тогда довел Россию до войны с Наполеоном? Нужны, очень нужны сегодня произведения, в которых война бы предстала не тенденциозно, а уже как художественный полнокровный обобщенный образ. Не буду пенять современным послевоенным прозаикам, что доселе не написали «Войны и мира». Но и то скажу, что как ни прекрасны стихи поэтов-фронтовиков, они не будут полны без последующего слова поэтов более поздних поколений. Люблю стихи поэтов фронтового поколения. «Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат. Всего, друзья, солдат простой, без званий и наград...». «Ракет зеленые огни по бледным лицам полоснули //Пониже голову пригни, и как шальной, не лезь под пули...// Когда, нарушив забытье, //Орудия заголосили, //никто не крикнул: «За Россию!», //А – шли и гибли за нее...». «...Поднимут старинные марши //Армейские трубы страны. // И выедет к армии маршал. //Не видевший этой войны». И надо всей этой лирической мощью и первозданностью главенствует эпохальное: «Вставай, страна огромная!..». Прозаики-фронтовики сказали своё веское слово – Бондарев, Носов, Воробьев, Астафьев… Они сказали свое слово – те, кто вставал на смертный бой, смотрел в лицо смерти, мерз и голодал в окопах, шел в атаку, зовя «родную мать и проклиная чужую». Почему молчат о великой войне писатели послевоенных поколений? Что-то не так с войной или с писателями?

Когда несколько лет назад я впервые прочитал стихотворение Евгения Семичева «Литерный эшелон», то понял – вот оно, это долгожданное произведение, в котором дан полнокровный художественный образ Великой отечественной войны. Та высокая художественная нота, которую в этом произведении взял Семичев, позволяет говорить об эпохальности стихотворения, о некоем художественном венце отечественной военной лирики – с позиций послевоенных поколений. Это произведение – точное попадание в цель. Не потому ли, не особо-то тиражируемое современными средствами массовой информации, это стихотворение за несколько лет разошлось по огромной нашей стране. Вот недавно с гордостью узнал от земляков-сибиряков, что строчкой из этого стихотворения назвали свою литературно-патриотическую композицию, посвященную войне, алтайские школьники. Строчки этого стихотворения то и дело всплывают в устах глав поселений, когда те говорят о Великой отечественной войне. Читают все-таки современные чиновники современную русскую поэзию – хотя бы для того, чтобы с помощью нее облагораживать свои партикулярно казенные патриотические спичи. Это грандиозное стихотворение обошло обложки многих литературных журналов России. А недавно оно к тому же обрело песенные крылья – благодаря народной артистке России Татьяне Петровой. Словом, стихотворение давно уже живет отдельно от своего автора, выдающегося нашего волжского поэта Евгения Семичева.

Но я все-таки никак не могу забыть того первого впечатления, когда несколько лет назад услышал это грандиозное стихотворение в блистательном авторском исполнении. Потом слышал его в Самарской областной филармонии в исполнении юного мальчика-чтеца Гриши Гатчины и поразился тому, что каждый раз оно звучит по новому. Не потому ли, что каждый вкладывает в него частицу своей души? Словно это стихотворение заставляет вкладывать душу. Конечно, оно – гимн фронтовикам. Гимн, да не совсем. Потому что в гимне не принято говорить о страшной цене Победы. Семичев уникальным образом смог, не обижая ныне живущих фронтовиков, тем не менее сказать в своем стихотворении четко и определенно: истинные орлы русской победы и «соколы родины нашей» – это не вернувшиеся с войны солдаты, которые спустя десятилетия едут в небесном литерном эшелоне в гости к ныне живущим своим боевым собратьям. Вот он – настоящий русский авангард, я имею в виду в данном случае и литературный прием, использованный Семичевым. И самих героев былой войны, которые были ее авангардом и потому погибли – как первыми погибают лучшие. Иногда думаю, а зачем Семичев решил задействовать в этом своем стихотворении о реальных событиях реальной войны авангардный прием? И прихожу к мысли, что для того, чтобы передать весь ужас и все величие войны, ее жуткий реализм на грани сюрреализма – без авангардного подхода не обойтись. Для меня, как читателя и как гражданина, очень важно, что погибшие фронтовики едут встретиться с ныне живущими ветеранами и с нами, своими потомками. Они хотят сказать нам что-то очень важное, главное. Услышать их – наш долг и наше священное право.

Майским салютом расцвел небосклон.

Славя весну и Победу.

Литерный в небе идет эшелон –

Павшие войны едут.

Через разливы бурлящей весны,

Через вселенские кущи

Павшие воины едут с войны

К нашим потомкам грядущим.

Мимо крылечка родного села,

Мимо заводов и пашен...

Всех их в один эшелон собрала

Память священная наша.

Всполохи мирной рассветной зари

К горним возносятся высям.

В небе весеннем парят сизари,

Как треугольники писем.

Гулом объята небесная даль

Отчей родимой округи.

Солнце надраено, словно медаль

«За боевые заслуги».

Головы воинов снежно белы.

Лица светлы и бесстрашны.

Вот они – русской Победы орлы.

Соколы Родины нашей.

Им колокольный звучит перезвон,

Славя Весну и Победу.

Литерный в небе идет эшелон –

Павшие воины едут.

К однополчанам своим боевым

Через сраженья и беды

Павшие воины в гости к живым

Едут на праздник Победы.

Эдуард Анашкин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"