На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Всё безлюднее наша великая земля

О книге В. Семеновой «Под небом родным и тревожным»

Пристальным вниманием к творчеству и судьбам писателей-сибиряков, чьи имена стали знаковыми для современной русской литературы, отмечена новая книга Валентины Семеновой, выпущенная в серии «Моя Сибирь» издательства «Вече». Достаточно назвать два имени – Распутин и Вампилов, – как все становится ясно. И это фактор душевного и духовного сопричастия. А вот фактор профессиональный состоит в том, что Валентина Семенова при всей своей любви к литературе, никогда не уходила от острых вопросов современности. Ведь именно острые вопросы и делают литературу современной и актуальной. Многие очерки и статьи прежде, чем стать книгой, прошли проверку в известных литературных журналах, как региональных и центральных: «Сибирь», «Наш современник», «Простор» и других…

Возможно, кто-то спросит, увидев обложку книги: «Почему это родное небо видится писателям тревожным?» Да ведь потому, что оно – родное, и остается родным, хотя его безоблачное сияние порой сменяется шквалом из дождя и снега.

О том, что тревожит наше сибирское и российское литературное и жизненное небо, честно написано в книге Семеновой. А название этой книге дал, что совсем не удивительно, а закономерно очерк о роли Валентина Григорьевича Распутина в жизни земли Иркутской. Конечно, Распутин писатель не просто всероссийского, но и мирового уровня. Но тем более интересно читателю, каким образом это мировое литературное явление, которое в мире называют Валентин Распутин, связано со своей малой родиной, с той землей, откуда его корни. Я бы назвал Распутина не просто явлением литературы. Это явление русской природы, русского духа, связанного с природой. Отсюда и такое разнообразие граней распутинской темы, которое отражено Семеновой: «Распутин и Иркутск: защита памятников старины». «Распутин и Байкал: борьба с Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом». «Распутин и православный «Литературный Иркутск». «Распутин и Восточно-Сибирское книжное издательство». «Распутин и Дни русской духовности и культуры «Сияние России». «Распутин и альманах «Тобольск и вся Сибирь»…

Сибирь была и осталась навеки главной любовью Валентина Григорьевича… Ныне становится все безлюднее эта великая земля, на которой выпала честь родиться героям книги Семеновой. Давая России ресурсы для жизни, Сибирь как мать, изнемогающая под тяжестью забот о детях, сама делается слабее. А ведь слова о том, что могущество России будет прирастать Сибирью, сказаны не вчера. И сегодня они актуальнее, чем были раньше! И речь не только о материальном, ведь ресурсы сибирские – не только нефть, газ, золото, алмазы и прочее, что Господь в изобилии дал благословенной земле. Это в первую очередь – сибиряки. Люди совершенно особенного склада, я бы сказал – русские люди в наиболее полном их воплощении! Сибирь, словно некий таинственный тигель, выплавляет людей высокого алмазного ранжира. Достоевский без сибирской ссылки не стал бы тем Достоевским, перед которым склонилась не одна Россия, но и весь мир. Чем был бы ХХ век великой русской литературы без писателей-сибиряков – Распутина, Вампилова, Астафьева и многих других?..

Будучи при жизни признан русским классиком, Распутин никогда не восседал в башне из слоновой кости. Он был не наблюдателем, но творцом современности, и не только в литературе. Он жил и творил в потоке самых актуальных проблем своей страны. Кто-то скажет, мол, отнимал золотое время и талант от возделывания русского литературного поля. А я не соглашусь! Ведь жизнь питала распутинский гений, потому все, что создавал классик на ниве словесности, было так живо воспринимаемо народом, для которого он тратил свои силы.

Поднимать огромную тему – Распутин и его малая родина – дело непростое и очень ответственное. Тут нужна и широта кругозора, и скрупулезность при рассмотрении фактов и деталей. От души хочу поклониться Валентине Семеновой, что она взялась за этот гуж! Ведь то, что перечислено выше, это далеко-далеко не вся распутинская тематика. Сюда следует добавить и Аталанку с Усть-Удой, порт Байкал, Иркутскую православную женскую гимназию и Иркутскую областную библиотеку им. И.И. Молчанова-Сибирского. Добавить сотрудничество писателя с издательством Сапронова, с иркутскими театрами… И всюду он был своим, родным!

Книг о Распутине сегодня пишется немало. Благо живы еще люди, которые имели счастье знать его лично. Я и сам, грешный, не мог удержаться, чтобы не рассказать современникам, каков он, «мой» Распутин, которого я увидел впервые совсем молодым человеком на том легендарном, упоминаемом здесь Читинском зональном семинаре начинающих писателей. Но то, как пишет Семенова о Распутине – отлично от многого о нем сказанного именно своей добротной хрестоматийностью. В том числе и тем, как органично вписана распутинская тема в тему сибирской литературы, не подминая ее под себя, а высвечивая лучшее.

Первая статья, открывающая книгу, «Оправдание или спасение?..» является своего рода личной духовной платформой автора в осмыслении литературы, жизни общества и конкретного человека. Эта статья о том, что заветы, данные в Библии, не только не устарели, но именно сегодня, когда каждый из нас делает свой выбор между добром и злом, без подсказок партии и прочих руководящих сил, именно сегодня можно соотносить нашу жизнь и литературу с канонами библейскими. Вся лучшая отечественная литература, в том числе созданная в советский, официально атеистический, период – православна по сути своей. Из произведений наших выдающихся писателей исходит тот свет, который иначе как библейским и божественным назвать нельзя. Он пронизывает произведения, дает им гарантию если не вечности, то очень-очень долгой жизни. Он уводит от вездесущей сиюминутной конъюнктуры. Соотнесение ветхозаветных и новозаветных заповедей в трактовке Семеновой поражает своей простотой и глубиной в применении к нашей стране. Это именно то, что люди старшего – нашего! – поколения привыкли называть человеческими отношениями, где поддержка, взаимопомощь, желание отдать себя на общее дело лежало в основе жизни. Когда слова «человек человеку друг, товарищ и брат» не звучали как анахронизм. Это движение настоящей литературы – к человеку, к душе его, помощь в непростые времена. И движение души читателя – навстречу Слову.

О том, какой вклад внесли писатели в духовную жизнь не только своего края, но и России в конце 1980 – начале 1990-х, автор свидетельствует в беседе с составителем-редактором «Литературного Иркутска» – газеты, на несколько лет взявшей православное направление. Читатели знают, как много потрудился Распутин в этом издании, но мало кому известно, что инициатором первого православного выпуска, посвящённого 1000-летию Крещения Руси, была молодая, но уже уверенно заявившая о себе писательница Валентина Сидоренко. Это благодаря ее энергии, с какой погрузилась она в православные источники, поднятые из редких фондов, вслед за первым появились новые выпуски и были привлечены к сотрудничеству современные авторы из богословской сферы, а также известные писатели России, кому был близок православный взгляд на действительность. В беседе прозвучали имена тех, кто входил в редколлегию, активно помогал выходу газеты, кто раскрывал важные темы с духовной точки зрения, и вся эта информация дается, что называется, из первых рук.

Кто знает, прочти тогда внимательнее наша измотанная реформами страна статью Распутина «Интеллигенция и патриотизм», вышедшую в январе 1991 года, и сделай правильные выводы, может, не произошло бы столь резкого падения под откос… В 1993 году «Литературный Иркутск» прозвенел на всю страну тем, что опубликовал материалы круглого стола, проведенного совместно с авторами журнала «Наш современник»: Вадимом Кожиновым, Ксенией Мяло, Татьяной Глушковой, Игорем Шафаревичем. И конечно, Валентином Распутиным. Горжусь, что у меня есть этот номер ЛИ – библиографический раритет, подаренный В. Семеновой, тоже принимавшей участие в газете.

Надо сказать, что слова «От автора», содержанием книги подтверждаются полностью: всё что написано – не плод «досужих размышлений», а собственный опыт участия в событиях или свидетельство о них.

Особая боль исходит от страниц, посвященных Восточно-Сибирскому книжному издательству, которому Валентина Семенова отдала много лет. Его расцвет в 70-е годы и гибель в перестроечное время проходили на ее глазах, в текст естественно вплетены воспоминания о том, как им с коллегами не удалось остановить обрушения. Спустя годы бывший редактор дает свое видение катастрофы и говорит о важнейшей роли государственного издательства как регионального культурного центра, собиравшего литературные и краеведческие силы. При этом вовсе не отвергается и книгоиздательство частное. Просто у них разные задачи, считает автор.

Заголовок «Быть или не быть в Иркутске театру юного зрителя?» говорит сам за себя. Это написано по горячим следам борьбы иркутской общественности за назначение театра служить детству. И здесь авторский взгляд не сторонний, это личный опыт дискуссий в кабинетах чиновников и на газетных полосах, с обоснованиями и выводами.

Можно открыть книгу в любом месте – будет ли это статья об «Утиной охоте» А. Вампилова или о прозе А. Гурулёва, В. Нефедьева, В. Огаркова, поэзии Т.Суровцевой и А. Горбунова, или о постановках Распутина и Шукшина на иркутской сцене, или своего рода диалог со Ст. Куняевым о поэзии Серебряного века, переходящий в размышления об истоках творческого порыва, – везде чувствуется самостоятельность и взвешенность авторского подхода к оценке явлений, проблем, судеб. И потому не побоюсь сказать: книга Валентины Семеновой выходит за рамки местной литературы и убеждает, что понятие «малая родина» – понятие не территориальное.

Эдуард Анашкин (село Майское Пестравского района)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"