На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Верность маленькому человеку

Никульшин и его время

Наше знакомство с выдающимся самарским прозаиком Иваном Ефимовичем Никульшиным измеряется даже не годами – десятилетиями. Иван Никульшин представляет ту эпоху в литературе, как сегодня порой кажется, ушедшую безвозвратно, когда литература свято соблюдала классические заветы. И одним из таких заветов была любовь к «маленькому человеку». Эта любовь-сострадание маленькому человеку началась с Пушкина с его «Повестями Белкина», с Гоголя с его Акакием Акакиевичем. Она великолепно была продолжена Некрасовым и Гаршиным. А в советское время, когда слово человек зазвучало гордо по Горькому, эта любовь-сострадание никуда не делась. Лучшие произведения советской литературы написаны о маленьком человеке. Тут можно долго перечислять имена советских писателей, которые дали в твоем творчестве блистательные образцы глубинной народной психологии именно через внимание к маленькому человеку, – Шолохов, Платонов, Расспутин, Алексеев, … – далее-далее!

Да и какой он, собственно, маленький – человек, являющийся плоть от плоти и кровь от крови народа, для которого и творит писатель? Его душа – огромная вселенная. И писатели, которые по природе своей были также плоть от плоти своего народа, от этой темы никуда уйти не могли. Да и не стремились уйти.

Иван Ефимович Никульшин в этом смысле не просто выдающийся самарский прозаик. Он классик, поскольку следует заветам классики. Он никуда не выходил из своего народа. Родился в самой что ни на есть российской самарской глубинке. Этой глубинке пригодился. И с нею останется всегда. Поселок Сосновка – вот откуда истоки таланта Никульшина. То сельское детство, которое по моему глубокому убеждению, нужно каждому писателю. Это уже потом Иван Никульшин получит высшее образование, станет энциклопедически развитым человеком. Много и плодотворно будет работать на Куйбышевском телевидении, в главной куйбышевской газете «Волжская коммуна». Станет автором двенадцати книг прозы и семи книг поэзии. А за повесть «Лесной сенокос» будет даже удостоен премии журнала «Наш современник» – журнала, освященного именем Пушкина. Иван Ефимович – лауреат Всероссийской литературной премии им. А. Толстого. заслуженный работник культуры СССР. Не так давно удостоен почетного знака «За труд во благо Земли Самарской». Таким знаменитым человеком и писателем он станет. Но мне куда важнее, что при этом Никульшин останется всегда сыном своего народа, сыном любящим, внимательным и сострадательным нуждам обычных рядовых людей.

И вот новая повесть Ивана Никульшина «Баденвалский марш». Название, казалось бы, иностранное. Но даже повесть с таким необычным иностранным названием – она не только о войне. Она о простых русских советских людях, что эту войну выдюжили, вынесли на своих плечах и не «сгорбились» духом. Главная тема повести – судьба и образ простой русской женщины Людмилы Кузьминичны Мелентьевой. Мать двоих детей, она потеряла мужа на финской войне и волею безжалостной войны оказалась на территории, оккупированной гитлеровцами. Вот она – неподвластная всему миру загадка русской души. О ней написана повесть. О той силе русского духа, что помогает простой русской женщине, растя детей, не просто выживать в условиях жесткого оккупационного режима, но и находить способы приближать нашу Победу. Действие повести приходится на самое начало войны – лето 1941 года, когда о победе народ наш мечтал с вполне понятной осторожностью, потому что действительность вокруг была ужасна. Действие повести охватывает значительный период войны, заканчиваясь разгромом гитлеровских войск в районе так называемого Ельнинского выступа. Это была первая наша успешная в той страшной войне операция.

О давно прошедшей войне Иван Никульшин пишет так живо, что картины ее буквально встают перед глазами. И подумаешь невольно – куда наш отечественный кинематограф глядит, что старательно не замечает такие произведения русской литературы, что сами просятся на экран? А снимают придумки о войне тех, чьи предки войны в глаза не видели! Живые, а потому яркие, действующие лица. На войне ведь особенно ярко раскрывается характер каждого человека. По сути каждый вынужден сделать вечный библейский выбор – между добром и злом. Выбор своей души. Героев повести даже язык не поворачивается назвать персонажами, такими живыми людьми во всем своем противоречии они предстают со страниц книги, вышедшей в издательстве «Русское эхо» в 2019 году. За что спасибо губернатору Самарской области.

Повесть по своей художественной канве тянет скорее на роман. Аналогично я не могу до сих пор смириться с тем, что гениальный роман Распутина «Живи и помни» литературоведы записали в жанр повести. Ну какая же это повесть по тому охвату самых разных характеров людей. Это целая русская героическая симфония, это роман. О романе Распутина «Живи и помни» не случайно вспомнил, ведь он тоже, по сути, о судьбе простой русской женщины, поставленной в ужасные условия судьбой.

Обо всех героях «Баденвайлского вальса» рассказывать – надо не одно эссе написать, да каждому персонажу посвятить отдельное эссе. Есть что исследовать! Про энциклопедию русской жизни в условиях войны впору говорить! Но давайте немного остановимся лишь на одной, неглавной вроде бы, героине романа. Чем отличается настоящая проза, исследующая жизни, от прозы придуманной – что нет у настоящего писателя положительных и отрицательных героев. Как нет и любимых-нелюбимых. Всем писатель-творец сочувствует, потому что понимают как непроста жизнь земная. И верит, что люди рождаются все изначально хорошими, да вот потом судьба складывается так и не иначе. Очень колоритен образ Маньки-расстрельщиы, прозванной односельчанами Федосихой, Н несмотря на страшное прозвище «расстрельщица», справедливо закрепившееся за Манькой, что во время оккупационное поступила на службу в немецкую полицию, нельзя не сочувствовать этой женщине, которая во многом является антиподом главной героини. Знали люди, что «погано живет и распутничает». Живя в народе, ничего от народа не скроешь, приметлив он, народ наш!

Но когда узнаешь от автора судьбу Маньки, вот тут и призадумаешься на предмет осуждения. Сиротой рано осталась будущая Манька-расстрельщица. Родители Маньки померли в самый разгар германской войны от сыпного тифа. Стала опекать сироту бабка Акулина, маленькая суетная старушка. Вдвоем с малой Маней тянули они свое нищее хозяйство. Манька выросла видной красивой девушкой: «Ей семнадцати не исполнилось, а впору под венец веди. Налилась, как ягода в саду, тронь и соком брызнет. Эта ранняя Манькина зрелость да девичья пригожесть и стали ее погибелью. На западе тогда шла война с белополяками. Красная армия под водительством героического командарма Тухачевского до того разгорячилась, что без оглядки погналась за дрогнувшим польским воинством, ну, и угодила, как кур в ощип, в клещи атамана Пилсудского. Естественно, была разбита в пух и прах, частично расстреляна, частично пленена. По западным окраинам недавней российской империи принялись рыскать польские жандармы, отлавливая остатки брошенных командармом красных солдат, чтобы загнать их в свои концентрационные лагеря и тысячами умертвить в голоде и холоде скотского содержания. На хутор Гуйва заглянул отряд бравых улан. Искали красноармейцев, а нашли Маньку. Затащили под навес да жестоко изнасиловали. С неделю девка лежала пластом. Бабка выхаживала, травными настоями отпаивала. Но Маньке и жизнь была не в милость, опротивело все, умереть собиралась. Да видно, не суждено. Молодость и сильный организм Маньки не дали ей этой воли. Поправилась, потихоньку начала ходить. Уйдёт в степь и глядит вокруг с тоской и ненавистью. Одно и то же в этой степи. Убранная нива, зеленая отава по левадам, голодные вороны на стогу полусопревшей соломы и пустота хуторской жизни до самого поднебесного края. И такая кручина наваливалась на душу, впору повеситься…»

Подалась Манька в странствия, да от себя не сбежишь. Скиталась, питаясь от скудных щедрот окрестного народа. Да и набрела на один трактир, знать не зная, что хозяин его содержатель притона. Он то и вовлек Маньку в разврат, приобщил к вину, разодел ее, как ходкий товар… Так и пошла судьба Маньки под откос, чтобы в конце концов привести ее к предательству Родины. А поначалу то Манька, став жертвой и ожесточившись, предала себя, женскую свою сущность. Одно дело – жертвой насильников. Другое дело – из жертвы стать палачом.

И все равно, не закрывая глаза на дурные стороны характеров людей, Никульшин не осуждает ни одного своего героя, пытается понять и даже оправдать нравственное и духовное падение некоторых людей, ведь во времена социальных потрясений не каждый человек сможет устоять в нравственности и чистоте. Никульшин исповедует именно то сострадание, ту «милость к падшим», что завещал нам Пушкин.

Потому со страницы книги нам предстают не безжизненные «персонажи», а живые полнокровные образы людей своей эпохи. И мы, стараясь следовать художественной логике автора, не осуждаем их, что было бы легче всего. Мы приглядываемся пристальнее к ним, а на самом деле – к самим себе, что и является главной художественной целью настоящей литературы – не осудить, а заставить задуматься и измениться самому.

Это произведение – да включить бы в программу литературы старших классов, когда наших внуков под видом непонятных ЕГЭ уводят все дальше и дальше в сторону от той реальности, имя которой – Россия.

Эдуард Анашкин (Самарская область)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"