На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Не все еще потеряно…

О книге «Детдомовские сороковые…»

В глазах буквально стоит эта сцена – не из кино, а из жизни, сцена первого послевоенного времени.  Сцена из книги «Детдомовские сороковые…». Не покоренные вермахтом, голодом и блокадой ленинградцы, умиравшие, но так и не вставшие на колени перед фашиствующим отребьем, вдруг сами, добровольно опустились со слезами на колени. И перед кем же? Вовсе не перед фашистами, вооруженными до зубов новейшим оружием. Ленинградцы-блокадники целым перроном опустились на колени перед женщинами русской северной вятской глубинки, которые привезли им из эвакуации детишек. Целый эшелон детишек, возвращавшихся к родителям после прорыва блокады Ленинграда. Целый эшелон детишек, которых вятская земля, словно родная мать, сохранила и прикормила, отрывая от себя последнее ради них…Несокрушимые и непобежденные ленинградцы, взрослые мужчины и женщины, целое столпотворение встречающих, встречая этот эшелон, сами встали на колени, отдавая дань бесконечной благодарности и признательности вятским женщинам, что в страшное военное время сберегли и сохранили маленьких ленинградцев, вывезенных из блокады на север страны, в город Киров…Эта сцена из жизни, которую не смог пока придумать ни один сценарист или режиссер, потому что сценаристом тут  выступила жизнь, режиссером стала война. А рассказал нам эту историю известный писатель из Кирова Виктор Семеновичем Бакин в своей книге «Детдомовские сороковые…»

Этот случай, услышанный в середине восьмидесятых годов прошлого века на одной из встреч с блокадниками молодым на тот момент журналистом областной вятской газеты-«молодежки» Виктором Бакиным, так поразил его, что фактически стал творческим вектором жизни. И документальная повесть  «Детдомовские сороковые», выдержавшая уже четвертое издание, дополненная воспоминаниями и фотографиями детей войны – это, несомненно, очень значимое событие историко-документальной отечественной литературы и военно-патриотического воспитания молодежи.

Предваряет новое издание напутственное слово  известного писателя, председателя Российского Детского Фонда Альберта Анатольевича Лиханова: «Пронзительную книгу написал мой земляк Виктор Бакин. Об ужасах войны – той, далекой, после которой уже минуло семьдесят лет, о немыслимых страданиях и человеческой стойкости, о страшной бесконечной дороге в эвакуацию и безмерной крестьянской отзывчивости простых людей российской глубинки на ее страницах вспоминают убеленные сединами ветераны, которые в трагические сороковые были совсем еще малы возрастом…».

Главное достоинство этой книги – в ее исторической непридуманности. Воспоминания людей, которые детьми в годы войны были эвакуированы в детские дома Кировской области – это  сама достоверность, когда «ни убавить, ни прибавить, так это было на земле». Ведь дети пережили не только кошмар эвакуации, они получили урок жизни и прививку порядочности, видя мужество взрослых, сопровождавших и выхаживавших их. Они, коренные юные ленинградцы, постигли не из книгнепростую жизнь русской вятской глубинки. Эвакуация стала не просто испытанием, но уроком мужества и любви к Родине. 

Показательно, что такие великие события, как правило, лучше видны на расстоянии. Ведь автор книги «Детдомовские сороковые…» Виктор Семенович Бакинпо возрасту не принадлежит к детям войны. Но какое глубокое чувство сопричастия лежит в основе этой книги, написанной человеком более позднего поколения. Наверное, надо немного сказать об авторе удивительной этой книги. Коренной вятич, уроженец Кировской области (1957 года рождения), первоначально в качестве профессии Виктор Бакин выбравший вовсе не изящную словесность. Закончил Кировский политехнический институт, готовился стать инженером-строителем. Но литература сама  сделала свой выбор, выбрав Виктора Бакина в свои вернейшие «оруженосцы». В середине 70-ых годов он пришел в вятскую журналистику, еще будучи студентом. Параллельно стал заниматься в литературном клубе «Молодость», участвовать в работе областных и всесоюзных семинаров молодых литераторов. Совмещал журналистику с писательством, работая в областной молодежной газете  «Комсомольское племя». А вот тема, которая была подсказана тем потрясающим эпизодом  становления на колени непреклонных ленинградцев, видимо, не отпускала. Потому и основными темами публикаций Виктора Бакина стали темы этики и морали, проблемы военно-патриотического воспитания.

Сегодня Виктор Семенович - известный журналист,  член Союза писателей России и член Правления Кировского областного отделения Союза писателей России. В творческом активе почти десять прозаических книг, вышедших в разные годы в Москве, Кирове, Екатеринбурге, публикации в престижных столичныхлитературных журналах «Москва», «Дружба народов» и других. Лауреат областных и всероссийских литературных премий. В частности премии Овидия Любовикова, Всероссийской православной литературной премии им.Святого благоверного князя Александра Невского. Всероссийской премии Союза писателей России «Имперская культура». За книгу «Война матерей» удостоен ордена Российского Союза ветеранов Афганистана. Является  кавалером Ордена Достоевского второй степени…

Как видим даже из этого краткого послужного списка, Виктор Бакин ведет очень насыщенную жизнь писателя, журналиста, общественного деятеля. Успевает при этом  трудиться на ниве православного воспитания, уделяя большое внимание проблеме восстановления храмов (в частности, Александро-Невскому собору в Кирове), возрождения крестных ходов (Великорецкого Крестного хода). Но при всем широком спектре своих профессиональных интересов Виктор Семенович хранит верность раз и навсегда избранной теме патриотизма, гражданственности, духовно-нравственного воспитания молодежи.

Возвращаясь к тому потрясающему эпизоду, когда непреклонные ленинградцы встали на колени перед спасителями их детей, дадим слово Виктору Бакину: «… сейчас думаю: когда жители города на Неве опустились на колени перед прибывшим поездом со спасенными ребятишками, благодарили они не только тех, приехавших кировчанок, передавали они отцовское и материнское спасибо и таким людям, как Мотя Евдокимовна…».

Женщине с таким трогательно русским именем, посвящена отдельная глава книги «Детдомовские сороковые…» - глава «Страшное слово».  А таких женщин, равно как и спасенных ими детей, в книге – целая литературно-художественная портретная галерея. Художественная, но исторически и документально достоверная! Мотя Евдокимовна Мамонова в последние годы жизни жила в поселке Ленинское Шабалинского района Кировской области. Несмотря на болезни и предписанный врачами постельный режим, эта женщина была неугомонна в самом лучшем смысле этого слова. Чуть отлегнет хворь, она уже по дому хлопочет, с внуками играет… Любовь к детям – такой талант дал Бог этой русской женщине, посвятившей детям всю свою жизнь. В предвоенные годы Мотя Евдокимовна была молоденькой учительницей в школе-семилетке. Ближе к пенсии стала работать в детских ясельках. А вот в войну довелось ей трудиться в нескольких детских домах, где были эвакуированные дети из Ленинграда и Смоленска. С глубокой грустью Виктор Бакин пишет в своей книге о том, что был вынужден откладывать поездку к этой женщине по разным причинам, а когда собрался окончательно, получилось, что – опоздал.

«…Я собирался в командировку в Шабалинский район, предполагая подробно расспросить Мотю Евдокимовну о воспитанниках, о жизни в детских домах, даже предварительно послал ей письмо с вопросами. Но ответила не она, а ее дочь…: «…мамы больше нет. Но вы приезжайте, потому что потеряно еще не все. Ведь я сама, можно сказать, росла и воспитывалась в детдоме, где работала мама, многое видела, многое помню. К тому же у нас сохранились фотографии военного времени, письма от бывших воспитанников…»

Так судьба познакомила автора книги с Людмилой Николаевной, дочерью Моти Евдокимовны. И вот так, по золотым крупицам подлинных воспоминаний многих-многих людей, складывалась книга, чтобы стать документально-художественной летописью военного детства. Что еще характерно для книги «Детдомовские сороковые…» -  нет в ней главных и второстепенных героев. Все герои этой книги – главные. И такими их сделала судьба, война, эвакуация – главные «соавторы» автора Виктора Бакина. Неласковые «соавторы», прямо скажем. Но Виктор Семенович нашел в себе мужество не приукрашивать ничего и донести до читателя даже самую трагическую правду в ее подлинности.

Когда молодая жена и мать Мотя Мамонова в 1942 году узнала, что ее горячо любимый муж и отец маленькой Людмилы погиб, ее парализовало от этой беды: руки и ноги перестали слушаться молодую женщину! Она не могла ничего есть и вскоре так ослабела, что родные уже почти смирились с тем, что Мотя не жилец на белом  свете. То, что случилось далее, иначе, как  чудом назвать нельзя. Мотя выжила, хотя была практически уже на том свете, правда, стала ходить с палочкой и была очень слаба. Принялась искать работу, неуемная душа, хотя силенок то особо нет. А тут, словно по некоему небесному совпадению, был открыт детский дом для ребятишек, вывезенных из Ленинграда и других разоренных гитлеровцами советских городов. Директор детдома, увидев Мотю с инвалидной палочкой, поначалу не хотела ее брать на работу. Мол, как же ты справляться будешь, когда сама ходишь еле-еле? Но когда узнала историю Моти Мамоновой – не могла не принять, потому что поняла: только тот человек, кто сам горе ведал, будет понимать горе других вовсе не как чужое…

Дочка Моти Людмила оказалась в полном смысле слова  детдомовкой при живой-то матери, мама на работе в детдоме, и дочь при ней. Людмиле довелось насмотреться и наслушаться от эвакуированных детишек такого!.. Немало было детишек, кто какое-то время жил на оккупированных территориях. Они были особенно пугливы: чуть какой шум, бледнеют и бегут прятаться. Потому в спальнях на ночь свет не гасили, дети боялись темноты, им снились кошмары о том, что их хотят убить фашисты. В  спальнях непременно ночью дежурили взрослые, чтобы успокаивать детей, чтобы детям было не так страшно. Маленькие детдомовцы, успевшие повидать «цивилизованный» мир в гитлеровском зверином обличье, вечно старались прятаться. То под здание залезут, то между стеной и обшивкой спрячутся так надежно, что извлечь их оттуда можно, лишь отколотив доски.

Мальчик Витя Волгин рассказывал, что его маму фашисты повесили прямо у него на глазах. А потом здоровенный фашист проткнул штыком маленького братика Вити и уже мертвого кинул через плечо на дерево… Девочку по фамилии Соколова (в детдоме ее за неугомонный нрав прозвали Соколенок) спасла бабушка. Когда гитлеровцы загнали всю семью Соколовых в дом и подожгли его, бабушка подкралась с заднего двора и сквозь щель вытащила маленькую внучку из пылающего дома. А вся семья сгорела. Шурика и Люсю Шадриных привезли в детский дом настолько истощенных, что одни косточки. На головках детей были незажившие раны. Маме их, когда были в оккупации, так невыносимо стала жить, голодать, сносить издевательства гитлеровцев, что решила она от отчаяния лишить жизни и себя, и деток своих. Когда малыши спали, достала топор… Но была так слаба, что топор был тяжел для ее истощенных рук, ударить детишек своих, к счастью,  сильно не смогла, покалечила только, а сама надорвалась и вскоре умерла… Маленький Витя,  эвакуированный из Смоленска удивлял всех своей силой духа. Когда малышу было не более пяти лет, он не боялся немцев, показывая им «фигу». Только Бог, видимо, уберег этого отважного мальчугана от расправы фашистов! Витя в оккупации был постоянно голоден. Как то в лесу поймал ежика, а мама Вити пожарила ежика на костре, чтобы сынок не умер с голоду, как его сестренка… Витя попал в детский дом, когда уже ходить сам не мог и опух от голода…

Читатели могут спросить Виктора Бакина, зачем рассказывать такие страшные вещи? Таким «эстетам» хочу сразу сказать – эта   книга не для праздного времяпрепровождения и развлечения.   «Детдомовские сороковые…» - чтение, бередящее душу. И одновременно – чтение для души. Эта книга – напоминание всем нам о том, как «славно бы мы зажили в России» при немцах! Это книга для всех тех, что горюет о том, что мы могли бы в случае победы Гитлера пить баварское пиво. Героизм и мужество наших отцов, дедов, прадедов, с оружием в руках защищавших своих близких, несомненно, подпитывался уверенностью, что их детей защитят в их отсутствие. Вятская нефронтовая земля в этом смысле была таким же фронтом войны – войны за детей, войны с голодом, с душевной детской потерянностью, с детским отчаянием. И вели эту войну наши героические женщины, работницы детских домов. Книга «Детдомовские сороковые…» по праву должна стоять на полках всех школьных библиотек нашей страны. Читать эту  горькую и очиститительную книгу-катарсис, должны наши дети, которые являются почти ровесниками тех, о ком идет речь в книге.  Чтобы русская душа не гасла в наших потомках, чтобы сострадание  будило душу от того летаргического сна, в который старательно погружает души молодого поколения современная псевдо-литература. Невольно вспоминается фраза из письма повзрослевшей детдомовки: «Не все еще потеряно…». Да, не все потеряно, если новые поколения будут читать книги, подобные книге Виктора Бакина «Детдомовские сороковые…». 

Эдуард Анашкин (Самарская область)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"