На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Льется чистая водица…

Стихи о родной земле

О непростой судьбе и самоотверженности русских женщин написано в литературе и рассказано в кино немало. Началась эта «женская тема» в литературе даже не со времен великого Некрасова с его поэмой о русских женщинах. Поэты горевали о непростых женских судьбах. Но порою стоит услышать того, о ком горюешь. Ведь плач Ярославны на Руси подревнее самой Руси!.. Ярославну мы до сих пор слышим не только потому, что она – княгиня. Мы ощущаем Ярославну своей современницей, ведь в ее плаче извечная женская тоска о любимом и смирение с женской участью – ждать и молиться о любимых. Не будет преувеличением сказать, что плач Ярославны и есть первый образец женской поэзии на Руси. А сколько таких самоотверженных Ярославн в России, даром, что не княгини, даром, что не по столицам живут, а по русским глубинкам, не бегая и не ища лучшей доли, а приняв то, что послано судьбой?..

Я говорю о нашей землячке – поэтессе Зинаиде Адамовой, уроженке села Табаковка Пензенской области. Дипломированный фармацевт, она была направлена в старинное пестравское село Марьевка и долгие годы заведовала аптекой. А потом двадцать лет была начальником жилищно-коммунальной службы колхоза им. Чапаева. Но Зинаида Адамова – женщина, среди земляков-пестравчан  известная еще и как поэтесса. Стихи пишет со школы. И не  просто пишет, но публикуются ее стихи в газетах «Степная  коммуна», «Степь», в газете города Чапаевска «Чапаевский  рабочий» и даже в региональном самарском журнале писателей «Русское эхо».

Не только женская лирика является любимым жанром Зинаиды Адамовой, разножанрового автора. Она способна в своих стихах подняться до всероссийских лирических и патриотических обобщений. Как поется в одной замечательной песне: «У каждого из нас своя Россия, // Но все-таки для всех она – одна». Так какая же она, Россия Зинаиды Адамовой?

«Я люблю свою Россию, //Каждый кустик, бугорок, //За дожди ее косые, //За родительский порог. //За закат, костром горящий, //Звон зеркального ручья, //В сердце сладостно щемящим, //Пенье в роще соловья.  //Ярких сполохов сиянье //Над разливами полей, //Средь цветов пчелы жужжанье, //Клин летящих журавлей. //Это – радость и отрада, //Без которых мне не жить. //Так чего же еще надо, //Чтоб не стала я тужить? //Мне б иметь в дому достаток, //О рубле не горевать, //Чтобы лет своих остаток //Без страданий доживать. //Есть такие страны где-то, //За народ там власть горой. //А у нас мечта лишь это, //Кушать нечего порой…»…

Гражданские мотивы в творчестве Зинаиды Адамовой прорываются порой очень ярко, делая ее стихи не просто стихами, но поэзией. Но при этом, не закрывая глаза на несовершенство современной окружающей действительности, Зинаида Адамова умеет написать такие светлые и жизнелюбивые строчки, которые способны примирить с неприглядной реальностью и показать читателям, что мир прекрасен несмотря ни на что:

«Льётся чистая водица, //Лентой быстрою струясь, //Как приятно освежиться, //Зноем летним распаляясь. //Коромысло я накину, //Словно павушка иду //Стройно, гордо выгнув спину //У деревни на виду. //Уж мне есть чем погордиться: //Брови черные дугой, //Я румяна, белолица, //Присмотрись, мой дорогой!..»…

Читаешь эти переливчатые строки и словно воочию видишь Аксинью Астахову, что в степях донских, подобных нашей самарской степи, шла к Дону за водой. Стихи очень живописные, в них Зинаида Адамова выыступает не просто как  поэтесса, но как художник, умеющий в нескольких строфах дать объемную картину русского степного мира. А ведь  Зинаида Адамова волею женской судьбы была лишена возможности посещать литературные объединения и семинары, где поэты творчески общаются и гранят строки, помогая друг другу. Где можно встретить грамотного доброжелательного редактора и издателя… Всего этого была лишена в своей творческой судьбе Зинаида Адамова. Кто-то скажет, мол, варилась в своем соку. Но я категорически не соглашусь. Просто Зинаида Адамова сама себе стала и автором, и редактором, и издателям. И читатели не замедлили найтись, потому что поэтическое творчество Зинаиды Адамовой  любимо земляками. Как в русской пословице: «Где жить, там и слыть!».

Да и как не любить стихи, за которыми встает нечто большее, чем то, что увидит непроницательный читатель? Читая, к примеру, ее стихотворение «Отчий дом», ясно видишь, что не просто о конкретном своем доме пишет и тоскует Зинаида Адамова. В этом отчем доме ты видишь нашу огромную страну Россию, которой очень нужен заботливый рачительный хозяин. И такая боль, такая любовь, такая надежда звучат в этом стихотворении, что я бы даже назвал его маленькой поэмой:

«Подслеповатыми окошками //Глядишь ты пристально вперед, //И ждешь, что стежками, дорожками //К тебе хозяин твой придет. //Руками ловкими, умелыми //Возьмет рубанок и топор, //Завалит стружками двор белыми, //Поднимет съехавший забор… //…И встрепенешься ты, засветишься, //Как в те бывалые года, //И с нашим детством снова встретишься, //И мама будет молода…»…

В новой книге Зинаиды Адамовой «Осень – прекрасное мгновенье» немалое место занимают стихи военно-патриотической лирики. Они гармонично соседствуют со стихами о любви, матушке, красоте родной природы, о священной силе родной матушки-земли, неподвластной даже ужасу войны:

…Давил ей грудь в годины эти // Тяжёлый вражеский сапог. // И шли на бой отцы и дети, // Кто защищать землицу мог. // Ей приходилось умываться // Ни влагой солнечных дождей, // Ни в жемчугах росы купаться, //А в крови тысячи людей. // Она сынов укрыть старалась, // От пуль жестоких уберечь, // Им мягким пухом расстилалась, // Коль приходилось в землю лечь. // В отместку славная землица // Несла врагу ударов град, // Чтоб не смогли ему забыться // москва, Смоленск и Ленинград.// И чуял фриц: земля горела // И жгла подошву сапога, //Она сдаваться не хотела // И ненавидела врага…»…

Такие строки – не просто лирические выплески души. Эти строки живут своей полнокровной жизнью в согласии с жизнью автора, который есть плоть от плоти – детище родной земли, как поэтесса Зинаида Адамова.

Эдуард Анашкин (Самарская область, Пестравский район)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"