На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Берега и обереги

О новом романе Николая Иванова

Либо напиши хорошую книгу, либо проживи жизнь, достойную хорошей книги. Если не ошибаюсь, эти слова принадлежат Эрнесту Хемингуэю. И про эти слова вспоминаешь, читая книги Николая Федоровича Иванова, работающего в редком жанре слияния художественности и суровой документалистики. «Вход в плен бесплатный или расстрелять в ноябре», «Зачистка», «Наружка», «Операцию «Шторм» начать раньше»… Когда-то в молодости первая профессия  Николая Иванова – защищать Родину – призвала его в  литературу. И попутно освободила его от поиска тем  для произведения.  Литературное бестемье и мелкотемье Иванову не грозили: главной его темой стала судьба Родины и ее защитников. Она всегда с Николаем Федоровичем, который имеет такую биографию, что по увлекательности его судьба может посоперничать за внимание читателей с его книгами. Неслучайно его произведения выходили в российских издательствах в сериях «Военные приключения» и «Современный российский детектив».

Жизненный путь Иванова не просто схож с остросюжетным  романом. Кого сейчас, в эпоху «экшена», удивить остросюжетностью? В биографии Николая Федоровича, как и в его книгах, остросюжетных и захватывающих внимание читателя, между строчек пульсирует наша трагическая и противоречивая эпоха, открывшая в одних людях  удивительную низость и подлость, а в других не менее  изумительные порывы героизма и самоотверженности. А Николай Иванов, подобно доктору Чехову, изучает человеческую натуру в самых экстремальных условиях, будучи сам же помещен профессией военного в эти условия.  Медали Николая Федоровича (в т.ч. медаль «За отвагу») и его ордена(в т.ч. «За службу Родине»)–  лишь внешняя  парадная сторона жизни. А за этим  респектабельным фасадом  стоит опасная служба в горячих точках Афганистана, суровые будни офицера, несколько месяцев чеченского плена, когда, сидя в земляной яме зиндана, был готов Иванов в любой момент к расстрелу. Но даже и тогда продолжал свое писательское дело по изучению характеров людей, с которыми его свела и столкнула судьба. Охранники в чеченском плену называли Иванова либо полковником, либо Чеховым, имея в виду, что он писатель. Причем, уважение к профессии писателя было  даже у боевиков-сепаратистов. Если охранники говорили «Чехов, на выход», то Иванов понимал – бить сегодня его  не будут. А когда его выводили из зиндана, как полковника, значит, впереди либо расстрел, либо побои. И лишь благодаря успешной спецоперации Николай Иванов был освобожден из плена.

Также, как боевые награды, и литературное признание, выход новых книг, вручение престижных премий – лишь внешняя часть жизни Николая Иванова. А за ней – суровые будни руководителя  писательской организацией, что простирается от Калининграда до Владивостока. Писательское хозяйство – оно беспокойное, и кто то должен со всем этим управляться. Нужен человек боевой и мудрый одновременно. Потому писатели России на съезде и выбрали несколько лет назад Николая Иванова  «командиром» своего боевого литературного подразделения.

А когда-то урожденный житель брянских земель и профессиональный десантник, Коля Иванов попал в литературу  по наитию. Не было литературных институтов в его жизни. А было Суворовское училище, потом Львовское военное училище. Было многолетнее занятие литературой, что говорится, в стол. Но еще был его величество случай, когда однажды,  проходя службу в Пскове, молодой Николай Иванов решил заглянуть в Псковское отделение  писателей СССР. Встретивший его будущий коллега, не откладывая в долгий ящик и не кормя молодого автора «завтраками», тут же, при нем, прочел его рассказ и, выразив надежду в перспективности молодого прозаика, тем не менее не  преминул преподать ему «чеховский урок». Напомнил: краткость – сестра таланта.  Проще говоря, посоветовал сократить рассказ.

Вдохновенная псковская земля подарила молодому прозаику из героической многострадальной Брянской земли роскошь творческого  общения с такими выдающимися псковитянами, как пушкиновед Семен Гейченко, литературовед Валентин Курбатов. Подарила возможность участвовать в  областных и межрегиональных литературных семинарах,  проходивших в Пскове и  Ленинграде. Даже когда ради участия в семинаре  приходилось вырывать служивого человека Николая Иванова на несколько дней оттуда, где он позднее проходил службу. Из Афганистана…

Военный журналист и писатель, на сегодня автор двадцати книг прозы, Николай Иванов писатель не кабинетно-дачный. Когда в одном из театров России решили поставить спектакль по его произведению и позвали его, как автора, посмотреть репетиционный процесс, то с грустным недоумением Николай Федорович сделал вывод, что никто из труппы не служил в армии. В противном случае артисты бы знали, как носить на сцене автомат и как себя вести, играя сцены артобстрела, знали бы, как зашнуровывать берцы и что такое «сам погибай, а товарища выручай», когда это не просто слова, но – действия. Пришлось Иванову выступить не только автором пьесы, но и консультантом, помочь артистам войти в роль по-настоящему.

Видимо, благодарность за творческое наставничество, полученное в молодости, за понимание непреложности литературной смены поколений, в немалой степени побуждают сегодня председателя Союза писателей России Николая Федоровича Иванова поддерживать молодых литераторов и ту связку-эстафету поколений, без которой никак нельзя. Общение писателей разных поколений  делает литературу полнокровной. Старшему поколению помогает не забывать о молодой  творческой дерзновенности. А  молодому поколению – не отрываться от истории своей страны, которую так склонна замалчивать и переиначивать каждая очередная власть. Тем более, что нынешняя молодежь не помнит и не знает в силу возраста, что творилось в нашей стране на рубеже 80-90 годов. Как ополчившиеся на советскую страну «вихри враждебные»  по указке Запада тотально и подло подставляли «людей в погонах», всячески стараясь дискредитировать  армию, флот, органы госбезопасности. Шли на все! Гвардейские дивизии, которые получили гвардейский статус в боях за Родину еще во времена Великой Отечественной войны, специально направлялись «пятой колонной» на спецоперации по борьбе с собственным народом. Как сказано в новом романе Николая Иванова «Реки помнят свои берега» устами главного героя, «…армия начинает терпеть поражения, когда гвардию посылают умирать на второстепенных направлениях…»

Многочисленные провокации, в которых гибли мирные граждане тогдашняя «демократическая» власть ставила в вину военным, устами либеральных СМИ называя их «оборотнями в погонах». При этом власть унижала  офицеров нищенской зарплатой, стали нередки случаи  самоубийства младшего офицерского состава. Молодые офицеры были в отчаянии, что не могут прокормить собственную семью. Естественно, начался массовый отток профессиональных кадров из армии, которая стала оболгана, оплевана, обворована, закошмарена.

Но и тогда наша страна, несмотря ни на что, продолжала оставаться читающей и верящей в силу слова. Хотя уже к тому времени книги стали ассоциироваться с развалом, так и называли – «книжные развалы». И на эти книжные развалы хлынул поток псевдолитературы, всячески шельмовавшей советское  прошлое, развращавшей народ… Явилось множество борзописцев, которые стали всячески очернять человека в погонах. Страна стремительно деградировала. И вот уже сообразили на троих в  Беловежской пуще, зачистив Советский Союз и даже не удосужась спросить мнения руководителей других национальных республик. Решили Ельцин-Кравчук-Шушкевич под диктовку Запада – СССР скорее мертв, чем жив. Позже к Белому Дому в Москве по приказу вечно похмельного Верховного Главнокомандующего вышли танки, чтобы прямой наводкой палить в Белый Дом. Полный раздрай наступил в стремительно нищавшей стране. Именно в это время знаком личного протеста против  пушечной пальбы вместо решения политических проблем общества стал уход главного редактора военного журнала  «Воин» Николая Иванова. Он подал рапорт и ушел в отставку, не желая участвовать в уничтожении России.

Кое-кто скажет, что не стоит вспоминать про лихие «девяностые». Категорически не соглашусь. Если мы забываем прошлое, нам мстит будущее. Прошлое надо не только помнить, но и осмысливать. Именно этим знаменателен новый роман Николай Иванова «Реки помнят свои берега», первая публикация которого состоялась в 2020 году в октябрьском номере ведущего литературного журнала России –  «Наш современник».  По итогам этой  публикации Николай Иванов был отмечен премией журнала «Наш современник».

Новый роман Иванова, вышедший в 2020 году в московском издательстве«Вече», широк не только в смысле времени-эпохи, но и широко охвачен географически. Действие романа  происходит и в Москве, и в Беловежской пуще, и в далекой Колумбии, и, конечно, на малой родине автора – на непокорной  захватчикам всех времен многострадальной  Брянской земле. Колорит Брянщины укладывается даже в самобытном просторечном говоре персонажей романа. События переломной эпохи конца ХХ века (о которых рассказывается в романе)  самым серьезным образом повлияли на историю нашего государства на протяжении нескольких поколений, и на жизнь каждого человека, каждой семьи. Они подобны войне. Просто это было не горячая великая отечественная война, но война подлая, война предателей, «шестерок» Запада, против России.

Историчность и автобиографичность – основа основа повествования. В главное герое романа, советском офицере, разведчике, сыне партизана времён Великой Отечественной войны Егоре Буерашине угадываешь автора, тоже военного человека, тоже связанного со спецподразделениями. По сюжету Буерашин является одним из охранников Ельцина. И в силу этого становится свидетелем подлого уничтожения Советского Союза в Беловежской Пуще. До последнего Буерашин не верит в происходящее и ожидает приказа арестовать преступных политиков. Как и много позже он вдруг с изумлением откроет длясебе удивительную вещь, что он спустя многие десятилетия наизусть помнит слова присяги, когда-то данные им Родине на заре его военной службы. Конечно, он не может себе простить, что ничего не смог сделать в ситуации уничтожения страны. Но понимает, что жизнь России и борьба за Россию продолжаются. Честные офицеры и в других структурах, поддерживая друг друга, пытаются на своих местах противостоять уничтожителям страны. Остаться самим собой – русским человеком, русским офицером, помнить «русло» русской жизни, как реки помнят свое русло и свои берега…

Удивительно, но именно в эту эпоху страшных перемен Егор вдруг узнает свою родословную, поскольку в новой полувоенной структуре, куда его позвали бывшие сослуживцы, надо выяснять дотошно анкету  будущегоработника едва ли не до седьмого колена. Так Егор узнает, что среди его далеких предков был священник... Может, ничего удивительного в том и нет, что свои корни, свое прошлое человек узнает именно тогда, когда начинает серьезно задумываться о будущем?

Это просто люди, как реки, начинают возвращаться в свои берега. Главный герой возвращается на службу, а по сути он потомственный защитник своей Родины, никогда и не уходил от чувства долга перед Родиной, которое есть суть его натуры: от себя то не уйдешь. Это возвращение позволяет и нам надеяться, что страна наша вернется в свои традиционные берега. И нынешняя власть наша, берега попутавшая и потерявшая, обречена вернуться в нормальное русло. «Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе…» – как сказал бы поэт. Но речь не о нас с вами. Речь о наших потомках, и стране под названием Россия.

Новый роман Николая Иванова  насыщен информацией для размышления, сопоставлений порой неожиданных. Думаю, многие читатели улыбнутся, прочитав в романе, написанном задолго до последних разоблачений дворцовых перепетий, про Геленджик, недавно печально прославившийся. Символично, что Геленджик во времена давние-давние тоже был прославлен и тоже не самым лучшим образом – работорговлей славянскими женщинами. В переводе Геленджик так и назывался в древние времена  – «город белых невест». Мы узнаем из повествования многие  исторические и военные детали и подробности, о которых ранее даже не подозревали. И хочется верить, что, прочитав роман, задумаемся о том, что слова «берега» и «обереги» – неслучайно однокоренные. На очередном непростом этапе истории  задумаемся о вечной теме классической русской литературы – судьбе маленького человека. И снова, спасибо ему, русский писатель нас убедит, что маленького человека в России нет, ведьмы – потомки многих поколений воинов и победителей, живущие в огромной и великой, несмотря на все нынешние потрясения, стране.

Эдуард Анашкин (Самарская область, Пестравский район)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"