На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Звуки песен льются звонко…

в стихах Анатолия Зеленцова

Если писатель не приходит в литературу со своей темой, писатель ли это? Столь модное ныне среди нового литературного поколения «самовыражение» представляется мне лукавой подменой, имеющей цель отвлечь молодых авторов на формалистические «побрякушки». Ведь если писателю нечего сказать людям, то кому нужно его самовыражение, кроме него самого? Кому нужны придуманные стихи и «потная» проза, если она не затрагивает в русском человеке его читательской сущности, его глубинной русскости? У Анатолия Матвеевича Зеленцова, моего самарского поэта-земляка из Тольятти, своя тема в литературе была изначально. Потому и не замечен был Анатолий Зеленцов в литературных тусовках, не суетился, не мельтешил, не пиарился. Просто всю жизнь тем и занимался и занимается, что имеет свою тему и верен ей. А между тем в сентябре 2021 года Анатолий Матвеевич отметит свое 85-летие!

Биография Зеленцова не изобилует тем, что сегодня называется пиар. Не скандалил. Не пил. Не эпатажничал даже по молодости. Со спокойной уверенностью русского советского человека делал своё дело – в жизни и литературе. Уроженец Пензенской области, он из того поколения, которое не знало выражения «косить от армии». Наоборот, если советский парень не прошел «армейку», на него смотрели недоверчиво – что с мужиком не так, если его в армию не взяли? Зеленцов послужил России, как солдат, в Харькове и Краматорске. После демобилизации работал журналистом в районных газетах на своей родине в Пензенском крае. Что такое газетная работа в «районке», знаю не теоретически. Новостей тогда в районах было много, в подавляющем большинстве хорошие и позитивные были новости – работа машинно-тракторных станций, битва за урожай, славные сельские труженики. И всю эту пеструю панораму, называемую жизнь, призвана была освещать районная газета с весьма ограниченным штатом журналистов. Зато такая работа давала человеку пишущему очень осязаемую связь с жизнью, не давала отрываться от чаяний народных.

Работал Анатолий Матвеевич впоследствии инструктором областного комитета комсомола. Был награжден Орденом «100 лет Ленинскому комсомолу». Закончил исторический факультет Пензенского государственного педагогического института им. Белинского и Горьковскую высшую партийную школу. С 1962 года и поныне живет в Тольятти, городе одновременно старинном и современном-промышленном. Своим знакомством с Зеленцовым я обязан ныне, к сожалению, покойному поэту из Тольятти Виталий Гавриловичу Сивякову.

В Тольятти уроженец пензенской глубинки Зеленцов работал в газете «Гидростроитель» Куйбышев-гидростроя. Был заместителем секретаря парткома механосборочного производства ВАЗа, дослужился до заместителя директора учебного центра автозавода. Ветеран труда, ветеран ВАЗа, заслуженный машиностроитель РФ – Анатолий Зеленцов никогда ни на минуту не отрекался от своего советского прошлого, как иные перевертыши, что прилюдно жгли партийные билеты. Писал стихи о сельской советской родине, которые были востребованы и любимы читателями самых разных изданий и самых разных поколений. Стихи печатали многотиражки, районки, областные газеты, а также всероссийские издания.

Сегодня член Союза писателей России и член Союза журналистов России Анатолий Матвеевич Зеленцов – автор десяти книг, среди которых поэтическая книга «Люблю», а также книги «Вьюга чувств», «Края родные», «Война, убитая солдатом», «Прощай, моя деревня», «Я – сын Советского Союза» и другие. Даже по названиям книг четко прослеживается та самая своя, незаемная, тема, с которой он пришел в литературу из жизни, из сельского детства.

«Звуки песен льются звонко, // На полях шумит овес – // Это сельская сторонка, // Край, где я мальчишкой рос. // Край ты мой! Ты сердцу дорог, // И мне нет тебя милей. // Я люблю пшеницы шорох // Средь твоих больших полей… // Я люблю весной чудесной // Погулять в тени берез //И послушать молча песни //Про сторонку, где я рос…»

Эти звонкие звуки ласкают читательское сердце и в новой книге избранных произведений Анатолий Зеленцова, которая только что вышла в издательстве «Российский писатель» с предисловием известного московского писателя Николая Дорошенко. В новую книгу вошли не только стихи, но и очерки о жизни и судьбе автора. Обо всех не расскажешь, но особенно зацепил меня очерк «Детством были мы сильны». О встрече автора книги с одноклассницей спустя 66 лет. Малая родина Анатолия Зеленцова – пензенское село Кянда. Каждый год он не изменяет традиции приехать на свою малую родину, приурочивая поездку ко Дню села. А этот день в свою очередь приурочен к православному празднику Святой Троицы. К этому времени все урожденные кяндинцы приезжают в родное село, чтобы поклониться земле предков, побывать на их могилах, поговорить с земляками, встретиться с друзьями детства, вспомнить детство и юность... Праздник выливается в народное гуляние. После традиционной концертной программы, где по максимуму выкладывается художественная сельская самодеятельность, на сцену выходят сами жители, говоря о важном для них и для села. Потом празднество перетекает в танцы, общение, приготовление и вкушение ухи и шашлыков.

Приехав в Кянду в июне 2016 года Анатолий Матвеевич читал со сцены односельчанам свои стихи из новой книги «Прощай, моя деревня». По окончании выступления объявил, что каждый житель села может получить его книгу стихов в подарок. Книги лежали рядом на столах и буквально через несколько минут все они были сметены со столов односельчанами. Выступление Зеленцова плавно перешло в автограф-сессию. И тут к Анатолию Матвеевичу обратилась женщина с просьбой одну книгу подписать ей, а вторую – ее маме, которая когда-то училась с Зеленцовым в одном классе Кяндинской школы, а сейчас проживает в Соседском районе, неподалеку. Щемяще екнуло сердце у Анатолия Матвеевича, но в этот раз повидаться с одноклассницей ему не довелось, надо было срочно уезжать. Встреча состоялась лишь через год, когда снова День села собрал кяндинцев со всех концов России. На этот раз Анатолий Матвеевич привез односельчанам в подарок новую свою книгу с таким ностальгическим названием «Я – сын Советского Союза»...

Пока ехал к однокласснице, конечно, нахлынули воспоминания, когда вместе с другими сельскими девчонками и мальчишками заканчивал Кянденскую школу-семилетку. Их выпускной класс был большой – более 30 человек. Круглых отличников не было. Но было двое крепких «хорошистов». Одним из которых был будущий поэт Зеленцов, а вторая – Дуня Порскова, к которой он сейчас ехал. Белокурая красивая строгая девочка, всегда помогавшая в учебе отстающим. И вот он идет навстречу этой девочке, которую не видел 66 лет, однако несмотря на это – узнал ее сразу. Евдокия сохранила и стать свою, и строгий блеск в глазах. Она тоже сразу узнала одноклассника. Пригласила в дом, познакомила с мужем и – потекла беседа. Я бы не стал называть задушевные беседы русских людей роскошью человеческого общения. Потому что для нас такие беседы – никакая не роскошь, а насущная потребность. Без роскоши мы обойдемся, без насущности – никак. Дуня сразу попросила у одноклассника права называть его, как в детстве – Толей. И потекли воспоминания… Рекой!

Этому легендарному поколению детей войны есть что вспомнить, ведь жили они реальной, а не виртуальной жизнью. Ощущали себя частью страны со всеми ее горестями и победами. В годы Великой Отечественной войны сельские дети ложились зимой прямо на снег, разгребали небольшую ямку и молча слушали, затаив дыхание, далекое громыхание фронта… Я уверен, они не просто слУшали, они слЫшали эти отголоски битвы за свою Родину, хотя Пензенская область ой как далеко от того же Воронежского фронта!

«На полях колоски собирали // Мы – сиротские дети войны, // Этим фронту мы все помогали, // Приближая победу страны…»

Не будь этой попытки услышать отголоски битвы за Родину, не будь этих собранных колосков, не была бы столь художественно убедительной книга Анатолия Зеленова «Я – сын Советского Союза»! Потом этому славному поколению «детей войны», которое постарше того, к которому принадлежу я, привелось вместе с вернувшимися фронтовиками восстанавливать разрушенную войной Родину, что они и сделали в кратчайшие сроки. Это сегодня, в наше мирное время, уже двадцать лет мы слышим разговоры об укреплении экономики, и далее разговоров дело не движется. А тогда за пятнадцать лет поколение детей войны со своими отцами не просто восстановили лежавшую в послевоенных руинах страну, но и вскоре окрепшая страна взлетела в космические выси, освоила целину и получила ту уверенность в завтрашнем дне, которой знать-не знают наши дети и внуки, и даже не верят, что такое было и в принципе возможно…

«Никогда я не стал бы поэтом, // Если б я не родился в селе. // Соловьиные трели-куплеты // Там звенели в предутренней мгле. //… Над рекою туманы клубились, // Перепелки смеялись в овсе. // Мужики на луга торопились, // Чтобы травы скосить по росе. // Всюду слышалось тихое пенье, // Жизнь была хороша, весела. // Находило само вдохновенье // На меня вдруг при виде села…»

Как показательны эти стихи! Другие, в большинстве своем городские, поэты ищут вдохновение, кто в любви, кто в вине, кто в тусовках…. Ищут годами, многие так и не находят, погрязши в вине, тусовках, любви. А поэтов, родившихся и выросших на лоне сельской природы, занятых конкретикой сельской жизни, вдохновение находило само. Они ходили по родной земле босиком, и она питала их своей силой.

«Нежна, красива, ненаглядна, // Средь перелесков и полей // Стоишь, моя деревня Кянда, // Как символ Родины моей. // И каждый раз, когда я вижу // Тебы в разливах синевы, // Ты лучше кажешься Парижа // И даже нашенской Москвы…»

Или такое стихотворение Анатолия Зеленцова:

«Вечер, сизые сумерки свесив // С ближней крыши, забился за печь. // пастушонок насмешливый – месяц // Вышел звёзды на небе стеречь. // Словно девушка в платьице белом, // Сыплет яблоня щедрый наряд. // Все запело кругом, зазвенело // Под гармошку и пляски девчат. // И я слышу, как будто бы в сказках, // Стало громче звенеть что ни день // В этих песнях, частушках и плясках // Юность милых моих деревень...»

В этих стихах не просто песенная напевность и природный непридуманный лиризм. Они своего рода художественно осмысленная летопись сельского быта и бытия:

«Развесился сатином синим // Душистый вечер над селом. // В зеленой кофточке осина //Звенит листвою под окном. // В полях работа затихает, // Идет усталый комбайнер. // За горизонтом затухает // Запкат вишневый, как костер. // Идут стада с лугов отавных, // Пыля по улицам села. // И где-то слышится, как плавно, // Меха гармошка развела. // И где-то слышится, как парни // Зовут за озеро девчат // Бродить в лугах до зорьки ранней // И утро росное встречать. // Медовым запахом гречихи // Чуть веет с дремлющих полей. // А над подворьем вечер тихий // Парит, как пара голубей…»

Крепок был тогда российский сельский дом, эта основа основ государства российского. Это уже потом недалекие правители заговорят о неперспективности деревни, в то время как неперспективными, жизнь-то показала, были они сами, а вовсе не русское село.

«Стоял в селе наш дом, соломой крытый, //Варилась в нем душистая лапша. //Всегда он был улыбчивым, открытым, //Веселым был, как русская душа…».

И вот мы видим спустя десятилетия, как крепкое русское село, основа-основ России, ее фундамент, ее корни, планомерно уничтожается теми, кто призван помогать селу и России.

«Ни пройти по селу, ни на чем ни проехать, //От села-то осталось название лишь. //Вскрикнет птица – вселенское долгое эхо! // И опять беспробудная мертвая тишь. // Ни частушек, ни песен, ни звуков вальса, // Лишь рыдает щемящей тоской соловей… // На закате с селом навсегда я прощался, //На закате всей прожитой жизни своей…».

Даже такой влюбленный в сельскую глубинку светоносный поэт, как Анатолий Зеленцов не может избежать терпкой горечи, просачивающейся в его светлые стихи:

«Умирает моя деревня – // Умирает вся жизнь моя. // Умирает моя царевна, // Вместе с ней умираю я…»

Страшно читать эти строки у такого оптимиста и жизнеутверждающего поэта, как Анатолий Зеленцов. Но их надо – писать и читать. А еще верить, памятуя русские сказки, которые нам и намек, и урок. Верить, что не умерла русская деревня-царевна, она просто заснула до лучших времен, как в старых добрых пророческих сказках. И ждет, когда же придет богатырь, от поцелуя которого она очнется и станет краше прежнего. И я не удивлюсь, если этот молодой богатырь будет воспитан на стихах Анатолия Зеленцова.

Эдуард Анашкин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"