На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

«…Впадая в небесные реки…»

Еще раз о творчестве молодого поэта Ильи Портнягина

Последнее время в поэзии Самарского края с отрадой и надеждой все слышнее становится спокойный и уверенный голос поэта нового поколения - Ильи Портнягина. Голос, подкупающий мужской несуетностью, и в то же время пронзительно лиричный. Голос, явно тяготеющий к традиции и чуждый погоне за некой новизной, как творческой самоцелью. Той  самой  новизной, которая порой стареет быстрее, чем написана. Ведь истинная новизна – вовсе не то, за чем надо гнаться, как за внешним атрибутом. Новизна любого  автора заключена в нем самом, в его умении понять и принять  собственную самобытность, при этом не отделимую от классической традиции:

Плывут по воде облака, // Впадая в небесные реки, // И поле, и лес, и река // Со мною, со мною навеки. // Забытая тропка в лугах // Атласною лентою вьется. // И крик на чужих берегах // Вдруг эхом родным отзовется… //… И солнца играющий блик // Волною в реке улыбнется. // А где-нибудь в чаще родник // От сна векового проснется.

Илья Портнягин уже тем отличен от поэтов своего поколения, что он способен слышать эхо прошлого, как нечто живое, а не вымирающий голос прошлого. Многие ли молодые авторы способны на это в громкоголосье, воцарившемся в нынешнем литературном процессе? Не мной замечено: в основном сегодня время поэтесс. Если и случается в этом женском хоре мужской голос, то, как  правило, он как-то не по мужски «толерантен» к трагическим судьбам большой и малой Родины. Почти забыты писателями и читателями заветы классиков о том, что «не может сын смотреть спокойно на горе матери родной…». Порой читаешь стихи и, пока не посмотришь на имя автора, не понимаешь, женщина их написала или мужчина. Не стихи, а унисекс, прости Господи! А ведь именно молодые поэты, «пока свободою горят, пока сердца для чести живы», призваны  более других  задаваться вопросами, вечными и неизбывными для русского человека.

Но вот открыл я книгу Ильи Портнягина и живительным бальзамом – жив он, жив дух русского народа! – пролились мне на душу многие стихи этой книги. В них нет столь частого сегодня в писаниях молодого поколения многословия и длиннот, чем обыкновенно грешат писания поэтесс, когда говорят-говорят и не могут остановиться. А вглядишься пристально – авторский нескончаемый монолог, по сути, ни о чем! И потому вступать во внутренний диалог с таким «разговорчивым» автором вовсе не хочется, не трогают душу стихи, повисают в  воздухе, как неудачная шутка…

С Ильей Портнягиным хочется и говорить, и спорить. Стихи, по-мужски немногословные, цепляют сердце за глубинные струны. Можешь не соглашаться с автором, но равнодушным не останешься. Ведь его, как и тебя, волнуют не одни только личные переживания, но жестокие вопросы жестокой современности:

Почему этот мир так жесток? // Почему будоражит планету? // Посмотри на кровавый Восток // И приблизиться сможешь к ответу. // Не унять этот жар просто так. // Нет речей о тупом выпендреже. // Нужен твердый железный кулак.// У России он даже потверже…

Это стихи гражданина России, для которого филологические красоты не есть самоцель творчества. Стихи поэта и гражданина, осознающего личную  ответственность перед будущим России. И готового защитить Россию не только пламенным словом:

Оптический прицел – как третий глаз. // Мы до войны сроднились, так уж вышло. //Опять увидел я в последний раз // Того, кто вниз мешком упал неслышно. //Не жаль его, пусть скинет без следа. // Уж нагляделся. И чего бы ради?// Мной позабыта жалость навсегда. //Он будет лишь зарубкой на прикладе. //Зарубкою для тех, кому война //Является ступенью к новым званьям. //Кому дороже жизней ордена, //А души не подвержены терзаньям. // На вдохе вновь выравниваю крест. //На выдохе ловлю удары сердца. //За маму… За сестру… За город Брест… // И почему-то вдруг жалею немца. // Пусть выживет, вернется в свой Берлин. // Пускай свой пыл захватчика остудит. // Пусть будет он из выживших – один. // И котелок пробитый не забудет.

«Милость к падшим», к которой призывал нас поэт-пророк Пушкин… Она доступна пониманию только того человека, который сам защищал Родину. Который, зная вкус победы не теоретически, не мог не испытывать к  побежденному снисхождение и жалость. Илья Портнягин умеет слушать эхо прошлого, умеет помнить опыт дедов-защитников Родины, и этот глубинный опыт, что хранится в его генной памяти выгодно отличает и выделяет его стихи из авторов его поколения. Его слово художественно весомо.  

Одно из главных качеств настоящего поэта… Что это за качество? Можно называть многое, но главное, конечно же, тут не поспоришь - талант. Ведь поэт и бездарность, как «гений и злодейство - вещи несовместные» (Пушкин). Но  талант не берется с потолка и неслучайно называется в народе даром Божьим. Настоящего поэта вы узнаете именно по его отношению к заповедям Того, кто дал ему талант. Поэтому наиболее показательны в творчестве любого автора именно стихи духовной направленности. Не призываю молодых поэтов механически долдонить слово БОГ в каждой строке, ведь духовность – это скорее  свет, пронизывающий стихи, даже когда имя Божье не помянуто вслух. Илья Портнягин принадлежит к поколению, которое выросло и сформировалось на стыке двух противоположных эпох. Он еще застал ребенком эпоху  советского официального атеизма, когда многие тем не менее жили по  заповедям строителя коммунизма, не всегда отдавая себе отчет, насколько созвучны этим заповеди божественным канонам. Ныне, Русская Православная церковь официально признана государством и являет собой одно из направлений государственной идеологии. Но истина, как и Бог, дышит там, где хочет. И в основном, да простят меня строгие наши пастыри, дышит она в стихах одаренных Божьим талантом поэтов:

Вот если бы всеми на Пасху // Помянут был подвиг Христа, // То жизнь, как счастливую сказку, // Листали б. А сказка проста. // К чему подтверждение чуда? // Ведь чудо исчезнет, лишь тронь. //Откуда, скажите, откуда //Пришел Благодатный огонь? // Прозрейте, прозрейте, неверцы! // Без Бога не будет любви. // Какому заблудшему сердцу // Огня не хватает в крови? //Какой же душе безотрадной // Так тошно, хоть просто кричи? // Так надо, так надо, так надо! // На Пасху пеки куличи. // Крась яйца на пасху, так надо! // Конец наступает посту. // Пусть в каждой душе безотрадной // Откроется место Христу…».

У каждого человека, признает он это или нет, есть ангел-хранитель. И уж конечно, Господь вместе с талантом дает поэту ангела в творческую путь-дорогу. Почитайте стихи поэтов и сравните, как по-разному они видят своих ангелов. То, как тот или иной поэт представляет себе своего ангела-хранителя – во многом говорит о поэте. Ангел-хранитель поэта Ильи Портнягина  похож на автора, как, впрочем, и должно быть. Безрассудный ангел-пострел Ильи Портнягина чем-то перекликается с пикирующим ангелом Евгения Семичева, нашего выдающегося поэта-современника. Это не елейно-сусальный ангел, это скорее друг и товарищ.

Сто разлук, двести встреч между делом // Неизбежно судьба припасла. //Ангел мой безрассудным пострелом //Расправляет два белых крыла. // На плече примостился на левом //Ближе к сердцу, а значит, к любви. // Ощущаю немеющим телом // Жар прилива в остывшей крови. //… Сто разлук, двести встреч – это много. // Только стоит ли всуе роптать? // Ангел мой, не страшна мне дорога, // Если рядом ты будешь стоять.

Важно показательным является то, как и что поэт пишет о своей малой родине. Не затмевает ли в его творчестве большая родина эту родину малую, без которой и большой не бывает? Малая родина – это мать, ее не выбирают, но ее нельзя не жалеть, невозможно не гордиться ею, даже самой малой. Город Сызрань, куда Илья с родителями приехал мальчишкой, не похож на сельскую глубинку. Красивый старинный город, со своим Кремлем, множеством исторических зданий и великих имен. Но Сызрань при этом - самая настоящая глубинка, такие малые города издревле хранят корни российской государственности.

Городок мой горемычный - // Захолустные места, // Старомодный и обычный, // Хоть судьба и непроста. // Тут столичным закидонам // Места нет. Без них вполне // Колокольным перезвоном // Храмы греют душу мне. // Чем любовь к тебе измерить, // Дорогая мне земля? // В небо рвется белый лебедь - // Башня Спасская Кремля. // Городок мой старомодный - // Приземленные мечты, - // Захолустный, но свободный // От столичной суеты.

Ох и гонятся иные молодые авторы за столичностью, убегая при этом от своих корней. Желая вырваться на столичный уровень, часто теряют почву под ногами. Непрестижно стало быть поэтами русской провинции… Годы идут, и уже смотришь – постарели некогда молодые авторы, а стихов то настоящих так и не написали. Из провинциальных поэтов ушли, а в столичные так и не дошли. А многие и писать то перестали, потому что утеряли связь с родной землей, и на столичных асфальтах много не напишешь...

Как хорошо в провинции моей, // Где глушь, давно привыкшая к безлюдью. // Бродить осенним днем среди полей, // Вдыхая свежий воздух полной грудью. // Раскинув руки, наконец понять, // Что только здесь так громко плачут птицы. // Когда придет пора лететь опять // Туда – за горизонты и границы. // … Как хорошо бродить среди полей, // Которые тебе навек родные. // Осенний день в провинции моей // Прекрасен также, как и все иные…»

…Илья Портнягин может быть разным – гражданственным, лиричным,  самоироничным.  Вот, казалось бы, полушутливое стихотворение Ильи Портнягина «Таблица умножения». Знакомая ситуация. Строгий отец да дедовский ремень – залог отличной учебы. И не надо ахать, мол, ювенальщиков нет на такого родителя. Воспитанное без общечеловеческой ювенальщины поколение, на поверку умнее и нравственнее поколений, которые стали  объектами заботы ЕГЭ и ювенальщиков.  

- Пятью пять – сорок девять. // Семью семь – двадцать пять. // - Что ж с тобою мне делать, // Ты не знаешь опять. // Ты не знаешь таблицы. // Это – матушка-лень. // Подставляй ягодицы // Под отцовский ремень. // Почему же не надо? // Ремешочек – новьё! // То-то будет награда // За усердье твое. // … Просыпаюсь внезапно. // Снова сон? Так и есть! // - Я все выучил, папа! // Шестью шесть – тридцать шесть!

Фамилия Портнягин в волжской поэзии зазвучала еще с тех пор, как приехал в Самарскую область, в город Сызрань с женой и маленьким сыном совсем  молодой тогда поэт и журналист Олег Портнягин. Приехал из далекой Иркутской области, чтобы стать сибирским волжанином и русским поэтом. Олег Портнягин - человек, без которого литературный процесс Среднего Поволжья превратился бы в тихое болото. Илье, его сыну, несомненно, повезло, что многие поэты, которые ныне стали литературной историей нашего края, для  Ильи с малых лет были близкие люди. Без слез не смог я прочесть пронзительное стихотворение Ильи Портнягина, посвященное памяти замечательного поэта и друга его отца Константина Рассадина. Это стихотворение-обязательство перед памятью Константина Федоровича, который всю жизнь болел за трагическую судьбу Волги и России:

Вот и ушел дядя Костя //В светлый безоблачный край. // Можешь не ждать больше гостя, // Мать, самогон убирай. // Пусть мы не скажем ни слова // В этот разрадостный день. // Кажется, с нами он снова, // Вот в уголке его тень. // Вспомним его как живого. // Вспомним, о чем разговор. // Как же не вспомнить суровый // Взгляд исподлобья в упор. // Мама, не жди больше гостя. // Слезы без грусти – вода. // Вот и пришел дядя Костя - // И не уйдет никогда.

Верная мысль! Если поэты по-настоящему пришли в литературу, уйти из нее они уже не могут… И в этом смысле я поздравляю самарского читателя с приходом в нашу поэзию поэта Ильи Портнягина.

Эдуард Анашкин (Самарская область)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"