На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Проверка небом

Вживаться в пространство

Бывая в творческих писательских поездках по России, не перестаю с горечью удивляться – до чего много в российской глубинке уникальных мастеров слова, которыми должны бы интересоваться российские телеканалы, популяризировать этих людей, как носителей таланта и обладателей неповторимых судеб, поставленных на службу России. Но наши телеканалы заняты совершенно другим, постоянно тиражируя нам одни и те же «намыленные» лица людей, которых пытаются выдать за истинную Россию. Но которые, за редким исключением, к истинной России, ее корням и истокам, не имеют даже теоретического, не то, что практического отношения. Во время своей поездки на Байкал, в прекрасный сибирский старинный Иркутск, на литературный праздник «Сияние России», познакомился я с одним из таких уникальных людей, о котором хочу поведать читателям. Юрий Иванович Баранов, с одной стороны, известностью не обижен. Редкий иркутянин, как молодой, так и в годах, как проживающий в самом Иркутске, так и за его пределами, не знает творчества этого писателя. Очень позитивного и очень разножанрового. А про судьбу этого человека вообще можно фильм снять, и не один. Да еще с весьма «закрученным» сюжетом, который и выдумывать не надо! Юрий Баранов словно олицетворяет известное высказывание нашего классика Фёдора Ивановича Достоевского: «Широк русский человек!..». Даже в Книге рекордов Иркутской области Баранов фигурирует, как самый иркутский сказочник, оживляющий в своих произведениях историю и современность родного края. На книгах Баранова выросла его внучка, да если бы только она! Несколько поколений иркутян выросли на сказках Баранова. А если учесть, что взрослые – это те же дети, то можно сказать, что возрастной диапазон читателей у сказок Баранова вовсе «безразмерный»!

По востребованности читателями-земляками книг Баранова в иркутских книжных магазинах Юрий Иванович вполне успешно соперничает с такими «монстрами» современной читабельности, как Дарья Донцова и Татьяна Устинова!.. Одни иркутяне называют Юрия Баранова «иркутским Чукошей» – по аналогии с известным своей совершенно удивительной любовью к детям Корнеем Чуковским. Баранов – автор ряда очень востребованных читателями-детьми и читателями-родителями книг для юношества. Книг, в которых многие иркутяне узнают не только реальные приметы своего родного города, но и порой себя самих. И тем не менее думается, что творчество и судьба этого человека достойны самого общероссийского внимания…

Некоторые читатели и коллеги-писатели утверждают, что Баранов – этакий сибирский Сент-Экзюпери. И тоже правы! Потому что многие годы жизни этот человек посвятил Небу. Причем, летал на дальние расстояния, таких летчиков в своем профессиональном кругу называют «дальниками». И я думаю, что такое длинное небесное дыхание и помогает Юрию Баранову сочетать свой широкоформатный подход к жизни с верностью русскому слову. Дальняя авиация – некая «аристократическая» каста летчиков. Быть «дальником», не будучи постоянно готовым к самопожертвованию и благородству, просто невозможно. И, видимо, привычка к постоянному полету настолько становится второй натурой человека, что даже перестав летать в профессиональном авиационном смысле слова, Юрий Баранов не перестает летать в творчестве, в своих увлечениях… Одно время он даже вполне профессионально увлекся таким непростым делом, как ювелирно-художественная работа по камню, но литература оказалась «ревнивой» и снова призвала своего верного рыцаря и паладина Баранова к себе. На радость землякам и читателям!

Нельзя понять натуру этого человека и писателя без понимания натуры летчика – такой, как ее мыслил Антуан де Сент-Экзюпери. Это обывательскому большинству отважный Сент-Экзюпери известен более афоризмом о том, что мы в ответе за всех, кого приручили. А вот для летчиков он более понятен именно с «небесных» позиций. Антуан де Сент-Экзюпери был уверен, что по-настоящему познать себя человек способен только тогда, когда поднимется над землей. Классик французской литературы таким образом был уверен, что люди не столько земные создания, сколько небесные. Вот и Юрий Иванович Баранов считает, что в литературу, как область полета духа и души человека, его по-настоящему, однажды и навсегда, привело не только и не столько его юношеское увлечение литературой, сколько дальняя авиация.

Сюжеты его книг – детских и взрослых – ему подсказывает жизнь. Это понятно. Но не очень понято с обычных земных позиций, как порой Юрий Баранов способен предвосхищать то, что случается в будущем и о чем он не смог знать на момент написания того или иного произведения. Я имею в виду его рассказ «Неприкаянный», повествующий о бывшем летчике, полковнике, попавшем в катастрофу и побывавшем на грани жизни и смерти. Именно в этот момент летчик увидел в своих видениях Бога! И не просто Бога, но Бога в военной летной форме! С точки зрения психологии, ничего в том удивительного нет. Ведь Бог у каждого из нас свой, если мы – от Бога и своим делом служим не только земным людям, но и Ему. Так врач от Бога наверняка увидит, попав на грань жизни и смерти, Господа в белом халате. Художник от Бога увидит в Боге Художника, каким Он и является, иначе не создал бы такой прекрасный мир! Поэт уверен, что Бог наделил мир гармонией поэзии, и разве это не так? Учитель от Бога увидит в Боге Учителя. И все будут правы, потому что Господь нам и Целитель наших душевных недугов, когда мы, отчаявшись в земном, обращаемся к Нему, как к последней надежде. Господь нам и Учитель… Если бы мы еще были послушными его Нагорной Проповеди и Десяти заповедям учениками! А вот отставной летчик от Бога увидел Бога Полета, Бога-офицера, Бога-воителя. Да простят меня православные батюшки-ортодоксы, если прочитают это мое эссе. Да не обвинят в ереси! Просто если такая «ересь» приводит человека к Богу, то разве она может считаться ересью? А летчик-полковник, узревший Бога, вскоре после этого стал писать иконы. Такой вот с одной стороны простой, а с другой стороны очень необычный сюжет выписал, словно художник, писатель Юрий Баранов. Но сказать я хотел не о том, что произведение талантливое и интересное, а о том, что оно предвосхитило реальность. Каково же было авторское удивление, когда этот «придуманный» им сюжет Юрий Иванович Баранов встретил спустя годы в реальной жизни! Если произведения порой предвосхищают реальность, то это – настоящие произведения, ибо следуют логике бытия.

Сборник новелл о летчиках, автором которого является Юрий Баранов, коллеги-писатели и коллеги-летчики, а также читатели и журналисты называют неким кодексом чести. Потому что все герои этих новелл так или иначе проходят проверку небом. Это проверка души на прочность, благородство и широту, о которой говорил Антуан де Сент-Экзюпери. «Жизнь прекрасна» – называется одна из новелл. Так может сказать только человек, способный подняться над тем, что мы в просторечии и будничной суете называем жизнью. Потому что чем выше точка нашего взгляда на жизнь, тем вернее уходят из нее все надуманные стереотипы.

Я уже упомянул выше о том, как «придуманные» Барановм сюжеты часто воплощаются в жизнь с изумительной точностью. А теперь не могу не сказать о той стороне его творчества, которую я бы назвал документальностью на рубеже веков. Именно на рубеже, в период слома, когда наша страна в целом и каждый из нас в отдельности проходили проверку на прочность. Название всему сборнику новелл «Медвежий след» дала одна история, рассказанная нам Юрием Ивановичем. В лихом 1992 году, на сломе советской империи, Юрий Баранов стал свидетелем операции по спасению для России самолетов дальней авиации, которые после развала СССР (который сегодня почему-то именуют распадом!) вдруг оказались за границей. Это история на стыке благородства и низости, верности и предательства, любви и ненависти. Еще и потому она так драматична. Ну и, конечно, из-за сюжета, «закрученного» смутной тогдашней действительностью. История почти детективная – с погоней, стрельбой и прочей атрибутикой боевика. Ценой вопроса были 18 самолетов ТУ95МС, которых наши «друзья-НАТОвцы» с опаской и уважением именовали не иначе, как «медведями». И тут Юрий Баранов не только выстраивает земной увлекательный и вполне фактический сюжет, но поверяет его небесными критериями, проводя художественную параллель спасения самолетов в период развала советской империи со спасением иконы Божией Матери во время войны с Наполеоном, которую вела российская империя. В этом своем произведении Юрий Баранов выступает во многих ипостасях – как летчик, как воин, как государственник, сын своего Отечества, верущий человек... На заре туманной юности, делая первые шаги в литературе, Юра Баранов очень переживал, что второго Сент-Экзюпери из него не получится. Даже одно время хотел бросить литературу. Но литература не позволила ему себя отринуть. И, выбрав Баранова, не ошиблась: благодаря ее выбору «прибыло небесного полку» читателей – юных и взрослых, которых привел в литературное пространство Юрий Иванович. Прибыло полку книг, по-земному увлекательных и по-небесному романтичных.

И, будучи, в ответе, как автор, за всех, полюбивших его произведения юных и взрослых читателей, Юрий Иванович, подобно Антуану де Сент-Экзюпери, понимает свою ответственность за «прирученных», которые любят его прежние книги и ждут новых. Ведь в своих книгах Юрий Баранов никого никогда не поучает, а проживает вместе с читателями определенный отрезок современности, непростой и часто противоречивой. Но другой современности у нас нет, и мы обязаны обживать выпавшее на нашу долю время. Вживаться в пространство – земное и небесное вместе с героями произведений Юрий Ивановича Баранова. 

Эдуард Анашкин (Пестравский район, совхоз «Майский» Самарской области)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"