Бывая в творческих писательских поездках по России, не перестаю с горечью удивляться – до чего много в российской глубинке уникальных мастеров слова, которыми должны бы интересоваться российские телеканалы, популяризировать этих людей, как носителей таланта и обладателей неповторимых судеб, поставленных на службу России. Но наши телеканалы заняты совершенно другим, постоянно тиражируя нам одни и те же «намыленные» лица людей, которых пытаются выдать за истинную Россию. Но которые, за редким исключением, к истинной России, ее корням и истокам, не имеют даже теоретического, не то, что практического отношения. Во время своей поездки на Байкал, в прекрасный сибирский старинный Иркутск, на литературный праздник «Сияние России», познакомился я с одним из таких уникальных людей, о котором хочу поведать читателям. Юрий Иванович Баранов, с одной стороны, известностью не обижен. Редкий иркутянин, как молодой, так и в годах, как проживающий в самом Иркутске, так и за его пределами, не знает творчества этого писателя. Очень позитивного и очень разножанрового. А про судьбу этого человека вообще можно фильм снять, и не один. Да еще с весьма «закрученным» сюжетом, который и выдумывать не надо! Юрий Баранов словно олицетворяет известное высказывание нашего классика Фёдора Ивановича Достоевского: «Широк русский человек!..». Даже в Книге рекордов Иркутской области Баранов фигурирует, как самый иркутский сказочник, оживляющий в своих произведениях историю и современность родного края. На книгах Баранова выросла его внучка, да если бы только она! Несколько поколений иркутян выросли на сказках Баранова. А если учесть, что взрослые – это те же дети, то можно сказать, что возрастной диапазон читателей у сказок Баранова вовсе «безразмерный»!
По востребованности читателями-земляками книг Баранова в иркутских книжных магазинах Юрий Иванович вполне успешно соперничает с такими «монстрами» современной читабельности, как Дарья Донцова и Татьяна Устинова!.. Одни иркутяне называют Юрия Баранова «иркутским Чукошей» – по аналогии с известным своей совершенно удивительной любовью к детям Корнеем Чуковским. Баранов – автор ряда очень востребованных читателями-детьми и читателями-родителями книг для юношества. Книг, в которых многие иркутяне узнают не только реальные приметы своего родного города, но и порой себя самих. И тем не менее думается, что творчество и судьба этого человека достойны самого общероссийского внимания…
Некоторые читатели и коллеги-писатели утверждают, что Баранов – этакий сибирский Сент-Экзюпери. И тоже правы! Потому что многие годы жизни этот человек посвятил Небу. Причем, летал на дальние расстояния, таких летчиков в своем профессиональном кругу называют «дальниками». И я думаю, что такое длинное небесное дыхание и помогает Юрию Баранову сочетать свой широкоформатный подход к жизни с верностью русскому слову. Дальняя авиация – некая «аристократическая» каста летчиков. Быть «дальником», не будучи постоянно готовым к самопожертвованию и благородству, просто невозможно. И, видимо, привычка к постоянному полету настолько становится второй натурой человека, что даже перестав летать в профессиональном авиационном смысле слова, Юрий Баранов не перестает летать в творчестве, в своих увлечениях… Одно время он даже вполне профессионально увлекся таким непростым делом, как ювелирно-художественная работа по камню, но литература оказалась «ревнивой» и снова призвала своего верного рыцаря и паладина Баранова к себе. На радость землякам и читателям!
Нельзя понять натуру этого человека и писателя без понимания натуры летчика – такой, как ее мыслил Антуан де Сент-Экзюпери. Это обывательскому большинству отважный Сент-Экзюпери известен более афоризмом о том, что мы в ответе за всех, кого приручили. А вот для летчиков он более понятен именно с «небесных» позиций. Антуан де Сент-Экзюпери был уверен, что по-настоящему познать себя человек способен только тогда, когда поднимется над землей. Классик французской литературы таким образом был уверен, что люди не столько земные создания, сколько небесные. Вот и Юрий Иванович Баранов считает, что в литературу, как область полета духа и души человека, его по-настоящему, однажды и навсегда, привело не только и не столько его юношеское увлечение литературой, сколько дальняя авиация.
Сюжеты его книг – детских и взрослых – ему подсказывает жизнь. Это понятно. Но не очень понято с обычных земных позиций, как порой Юрий Баранов способен предвосхищать то, что случается в будущем и о чем он не смог знать на момент написания того или иного произведения. Я имею в виду его рассказ «Неприкаянный», повествующий о бывшем летчике, полковнике, попавшем в катастрофу и побывавшем на грани жизни и смерти. Именно в этот момент летчик увидел в своих видениях Бога! И не просто Бога, но Бога в военной летной форме! С точки зрения психологии, ничего в том удивительного нет. Ведь Бог у каждого из нас свой, если мы – от Бога и своим делом служим не только земным людям, но и Ему. Так врач от Бога наверняка увидит, попав на грань жизни и смерти, Господа в белом халате. Художник от Бога увидит в Боге Художника, каким Он и является, иначе не создал бы такой прекрасный мир! Поэт уверен, что Бог наделил мир гармонией поэзии, и разве это не так? Учитель от Бога увидит в Боге Учителя. И все будут правы, потому что Господь нам и Целитель наших душевных недугов, когда мы, отчаявшись в земном, обращаемся к Нему, как к последней надежде. Господь нам и Учитель… Если бы мы еще были послушными его Нагорной Проповеди и Десяти заповедям учениками! А вот отставной летчик от Бога увидел Бога Полета, Бога-офицера, Бога-воителя. Да простят меня православные батюшки-ортодоксы, если прочитают это мое эссе. Да не обвинят в ереси! Просто если такая «ересь» приводит человека к Богу, то разве она может считаться ересью? А летчик-полковник, узревший Бога, вскоре после этого стал писать иконы. Такой вот с одной стороны простой, а с другой стороны очень необычный сюжет выписал, словно художник, писатель Юрий Баранов. Но сказать я хотел не о том, что произведение талантливое и интересное, а о том, что оно предвосхитило реальность. Каково же было авторское удивление, когда этот «придуманный» им сюжет Юрий Иванович Баранов встретил спустя годы в реальной жизни! Если произведения порой предвосхищают реальность, то это – настоящие произведения, ибо следуют логике бытия.
Сборник новелл о летчиках, автором которого является Юрий Баранов, коллеги-писатели и коллеги-летчики, а также читатели и журналисты называют неким кодексом чести. Потому что все герои этих новелл так или иначе проходят проверку небом. Это проверка души на прочность, благородство и широту, о которой говорил Антуан де Сент-Экзюпери. «Жизнь прекрасна» – называется одна из новелл. Так может сказать только человек, способный подняться над тем, что мы в просторечии и будничной суете называем жизнью. Потому что чем выше точка нашего взгляда на жизнь, тем вернее уходят из нее все надуманные стереотипы.
Я уже упомянул выше о том, как «придуманные» Барановм сюжеты часто воплощаются в жизнь с изумительной точностью. А теперь не могу не сказать о той стороне его творчества, которую я бы назвал документальностью на рубеже веков. Именно на рубеже, в период слома, когда наша страна в целом и каждый из нас в отдельности проходили проверку на прочность. Название всему сборнику новелл «Медвежий след» дала одна история, рассказанная нам Юрием Ивановичем. В лихом 1992 году, на сломе советской империи, Юрий Баранов стал свидетелем операции по спасению для России самолетов дальней авиации, которые после развала СССР (который сегодня почему-то именуют распадом!) вдруг оказались за границей. Это история на стыке благородства и низости, верности и предательства, любви и ненависти. Еще и потому она так драматична. Ну и, конечно, из-за сюжета, «закрученного» смутной тогдашней действительностью. История почти детективная – с погоней, стрельбой и прочей атрибутикой боевика. Ценой вопроса были 18 самолетов ТУ95МС, которых наши «друзья-НАТОвцы» с опаской и уважением именовали не иначе, как «медведями». И тут Юрий Баранов не только выстраивает земной увлекательный и вполне фактический сюжет, но поверяет его небесными критериями, проводя художественную параллель спасения самолетов в период развала советской империи со спасением иконы Божией Матери во время войны с Наполеоном, которую вела российская империя. В этом своем произведении Юрий Баранов выступает во многих ипостасях – как летчик, как воин, как государственник, сын своего Отечества, верущий человек... На заре туманной юности, делая первые шаги в литературе, Юра Баранов очень переживал, что второго Сент-Экзюпери из него не получится. Даже одно время хотел бросить литературу. Но литература не позволила ему себя отринуть. И, выбрав Баранова, не ошиблась: благодаря ее выбору «прибыло небесного полку» читателей – юных и взрослых, которых привел в литературное пространство Юрий Иванович. Прибыло полку книг, по-земному увлекательных и по-небесному романтичных.
И, будучи, в ответе, как автор, за всех, полюбивших его произведения юных и взрослых читателей, Юрий Иванович, подобно Антуану де Сент-Экзюпери, понимает свою ответственность за «прирученных», которые любят его прежние книги и ждут новых. Ведь в своих книгах Юрий Баранов никого никогда не поучает, а проживает вместе с читателями определенный отрезок современности, непростой и часто противоречивой. Но другой современности у нас нет, и мы обязаны обживать выпавшее на нашу долю время. Вживаться в пространство – земное и небесное вместе с героями произведений Юрий Ивановича Баранова.
Эдуард Анашкин (Пестравский район, совхоз «Майский» Самарской области)
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"