На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Горькая наша полынь

Предновогодние размышления

Культура умирает последней. Как надежда. Такая «оптимистическая» парафраза приходит мне в голову в преддверии Нового года. Культура умирает. Но она ещё жива: дышит, поёт, верит и трудится. Сегодня она, как измождённая Золушка, выгребает золу из печки, исполняя своё главное послушание, перебирает фасоль и пропалывает грядки. Бессмертная песня неутомимой русской Золушки всё ещё звучит над избирательным русским пространством.

Кто же спасёт сегодня Золушку-культуру (или культуру-Золушку)? Талантливую, бедную, народную! Помните: «Золото, золото – сердце народное»? Так кто же? Никто?

Современный юный волшебник («Я – не волшебник, я только учусь») в силу весьма посредственного образования эту миссию выполнить не сможет – в школах и колледжах с культурой его не познакомили. Что же касается ожидаемого принца, то ему явно больше по душе не русская Золушка или Золушка в русском исполнении, а подиумная Барби.

Единственный серьёзный вопрос культурного смысла задал нынешнему премьеру в телевизионном эфире настоятель Сретенского монастыря отец Тихон Шевкунов: «Будет ли разработана в стране стратегия культуры?» – Внятного ответа не последовало. Но хотя бы что-то уважительное…

Культурные события уходящего года – угрожающе проекционны! Грядущий год отразит их как на экране: умственная узость реставрационного глянца Большого театра и его новационного репертуара… Расправа над Гнесинским училищем… Подготовка закона о приватизации памятников культуры. И то! Всё есть у нынешних ненасытных: земли и воды, леса и недра, виллы на заморских островах, а вот пушкинского Михайловского и тютчевского Овстуга ещё нет. Уж там-то они развернутся в полную силу! Прямо в духе одного из главарей фашистской Германии: «Достаточно уничтожить памятники народа, и он уже во втором поколении перестанет существовать как нация».

Антинациональное и антинародное в стране носит тотальный характер. В Пермском крае галерист Марат Гельман осуществляет оскорбительный и карикатурный оформительский проект при щедром государственном финансировании. В Петербурге премию «Новация» получает группа «Война» за «оригинально» исполненное слово из трёх букв на разводном мосту в центре города. Вот уж действительно война! Где уж тут Золушке…

Наперекор всему в стране, уничтожающей науку и просвещение, пытались отметить трёхсотлетний юбилей М.В. Ломоносова. Увы, но только при поддержке КПРФ в Москве в юбилейные дни пел Северный народный хор, вручались юбилейные ломоносовские медали...

В стране, отрёкшейся от славы и чести, грянул семидесятилетний юбилей Великой битвы под Москвой. И опять по инициативе МГК КПРФ в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе была представлена уникальная по замыслу и исполнению программа «За нами Москва» с участием ансамбля «Россия» имени Л.Г. Зыкиной, солистов, драматических актёров и литераторов из разных городов России.

Всё это происходило словно бы на дрейфующей льдине в огромном антикультурном океане. Но всё-таки происходило. Иными словами, «эта страна» жила своей жизнью, а наша – своей.

Россия, лишённая художественного смысла, – абсурд, нонсенс, пустыня. Россия – синоним культуры. Это замечательно выражено в стихотворении современного русского поэта Дмитрия Нечаенко:

Русь моя! деревца тонкого
ночью морозною стынь.
Кислая наша антоновка,
горькая наша полынь.
 
Смёрзлась зимой, но оттаяла,
ртом из-под снега дыша,
гиблая наша Цветаева,
голая наша душа
 
вся голубая и нежная
после кровавой беды,
лунка, сестрица подснежника,
лужица талой воды.
 
И колыбельная матери,
и ветерок над рекой,
запах лампадного маслица
в сельской церквушке родной.
 
Очень неброско, пусть матово,
и Левитан, и Крамской.
Ясновельможной Ахматовой
горестный голос грудной.
 
Тихое наше Шахматово,
яснополянский покой.
Станции типа Астапово,
в лаптях по снегу Толстой.
 
Север мы, Господи, север.
Тает лишь в солнечный срок
наш предвесенний Есенин
и антарктический Блок.
 
Даже бессмысленный лютик
в этом контексте — святой.
Люди мы, Господи, люди,
в смысле, что каждый — изгой.
 
Их уже топят потопы,
зной изнуряет и смог.
Мы на закате Европы
ложа Великий Восток.
 
Чуб смоляной под картузом,
рьяной гармошки трёхряд.
Розанов наш и Кутузов,
Прохоровка и Сталинград.
 
Церковь на сельском пригорке
рухлая и без креста.
Горе нам, Господи, горе,
вдругорядь распявшим Христа.
 
Ставили вроде бы "Чайку",
а получилось "На дне".
Наш величаво-печальный —
или не наш уже? — Днепр.
 
Волга у устья затеряна
зарослей заводных меж.
Сонную эту артерию
только Ты не перережь.
 
Сонмы их, Господи, сонмы,
будто деревьев в лесу.
Дай им свободу их слова,
чесночную их колбасу.
 
Вдосталь, до самого верха
и до блевоты в конце
дай им права человека,
чёртов их банк и процент.
 
Не отымай у нас только
неба морозную стынь,
тайную нашу Обломовку,
кислую нашу антоновку,
горькую нашу полынь.

Этими строками я и завершаю горько-оптимистические размышления между уходящим 2011-м и наступающим 2012 годом.

Лариса Баранова-Гонченко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"