Культура умирает последней. Как надежда. Такая «оптимистическая» парафраза приходит мне в голову в преддверии Нового года. Культура умирает. Но она ещё жива: дышит, поёт, верит и трудится. Сегодня она, как измождённая Золушка, выгребает золу из печки, исполняя своё главное послушание, перебирает фасоль и пропалывает грядки. Бессмертная песня неутомимой русской Золушки всё ещё звучит над избирательным русским пространством.
Кто же спасёт сегодня Золушку-культуру (или культуру-Золушку)? Талантливую, бедную, народную! Помните: «Золото, золото – сердце народное»? Так кто же? Никто?
Современный юный волшебник («Я – не волшебник, я только учусь») в силу весьма посредственного образования эту миссию выполнить не сможет – в школах и колледжах с культурой его не познакомили. Что же касается ожидаемого принца, то ему явно больше по душе не русская Золушка или Золушка в русском исполнении, а подиумная Барби.
Единственный серьёзный вопрос культурного смысла задал нынешнему премьеру в телевизионном эфире настоятель Сретенского монастыря отец Тихон Шевкунов: «Будет ли разработана в стране стратегия культуры?» – Внятного ответа не последовало. Но хотя бы что-то уважительное…
Культурные события уходящего года – угрожающе проекционны! Грядущий год отразит их как на экране: умственная узость реставрационного глянца Большого театра и его новационного репертуара… Расправа над Гнесинским училищем… Подготовка закона о приватизации памятников культуры. И то! Всё есть у нынешних ненасытных: земли и воды, леса и недра, виллы на заморских островах, а вот пушкинского Михайловского и тютчевского Овстуга ещё нет. Уж там-то они развернутся в полную силу! Прямо в духе одного из главарей фашистской Германии: «Достаточно уничтожить памятники народа, и он уже во втором поколении перестанет существовать как нация».
Антинациональное и антинародное в стране носит тотальный характер. В Пермском крае галерист Марат Гельман осуществляет оскорбительный и карикатурный оформительский проект при щедром государственном финансировании. В Петербурге премию «Новация» получает группа «Война» за «оригинально» исполненное слово из трёх букв на разводном мосту в центре города. Вот уж действительно война! Где уж тут Золушке…
Наперекор всему в стране, уничтожающей науку и просвещение, пытались отметить трёхсотлетний юбилей М.В. Ломоносова. Увы, но только при поддержке КПРФ в Москве в юбилейные дни пел Северный народный хор, вручались юбилейные ломоносовские медали...
В стране, отрёкшейся от славы и чести, грянул семидесятилетний юбилей Великой битвы под Москвой. И опять по инициативе МГК КПРФ в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе была представлена уникальная по замыслу и исполнению программа «За нами Москва» с участием ансамбля «Россия» имени Л.Г. Зыкиной, солистов, драматических актёров и литераторов из разных городов России.
Всё это происходило словно бы на дрейфующей льдине в огромном антикультурном океане. Но всё-таки происходило. Иными словами, «эта страна» жила своей жизнью, а наша – своей.
Россия, лишённая художественного смысла, – абсурд, нонсенс, пустыня. Россия – синоним культуры. Это замечательно выражено в стихотворении современного русского поэта Дмитрия Нечаенко: