На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Русский Чехов

Антибуржуазные уроки и правда предчувствий

Одна из самых занимательных и полезных воображаемых культурологических гипотез сегодня — взгляд русских литературных классиков на современную российскую действительность. Можно было бы и укрупнить задачу — взгляд на современный мир. Но когда речь идет о Пушкине, Гоголе, Достоевском, Толстом и Чехове, эта максимальная задача естественно входит в объем русского гения: говоря о нравственной температуре России, чувствовать и понимать мировой градус.

 «БУРЖУАЗИЯ очень любит… романы с благополучными концами, так как они успокаивают ее мысли, что можно и капитал наживать, и невинность соблюдать, быть зверем и в то же время счастливым»,— писал Чехов-критик по поводу романа Г. Сенкевича «Семья Полонецких». И эта оценка как нельзя более справедливо относится сегодня прежде всего ко всей телесериальной продукции, в которой и положительные, и отрицательные «новорусские» герои-олигархи, сшибаясь друг с другом в борьбе за народные газ, нефть, лес, землю и воду, «тоже плачут» и хотят быть счастливыми.

Это всего лишь одно из замечаний Чехова вскрывает безнадежность очередного заблуждения не только новой российской буржуазии, но и ее жизнеописателей и летописцев, начинающих «новую историю» России с чистого листа,  словно бы не было и нет у нас ни «Станционного смотрителя», ни «Шинели», ни «Живых мощей», ни «Кому на Руси жить хорошо», ни «Воскресения», ни «Преступления и наказания», ни «Приваловских миллионов», ни, наконец, «Палаты № 6».

Один из глубочайших историков русской литературы Д.П. Святополк-Мирский, «красный князь», как называли его в России, безоговорочно принявший коммунизм, завершил свой очерк о Чехове тревожным замечанием о том, что его, классика из «первой десятки, временно положили на полку». Явление это действительно было временным и весьма недолгим. Зрелая советская культура сняла Чехова с полки, широко тиражировала его и дала возможность богатого и яркого воплощения Чехова в театре и кино.

Советскому искусству понадобился Чехов, открывший новый золотой век реализма в России, остросоциальный Чехов и одновременно подлинно русский Чехов — вне зависимости от его европейской и мировой славы.

Временно положить на полку — наименьшее из зол для русского классика, как мы понимаем это теперь. Сегодня Чехов-художник (в значении чеховского наследия) взят в плен подобно князю Игорю, где гостеприимный Кончак предлагает ему все блага мира в обмен на свои правила игры.

«Девиз Сары Бернар,— осмелился писать еще в 1881 году о мировой театральной «звезде» молодой журналист Чехов,— «Quand meme», то есть «во что бы то ни стало». Девиз хорош, эффектен, ослепителен, поразителен и вызывает чихание… Любит она больше всего на свете… рекламу. Реклама — ее страсть… Мы далеки от поклонения Саре Бернар как таланту. В ней нет того, за что наша почтеннейшая публика любит Федотову: в ней нет огонька, который один в состоянии трогать нас до горючих слез, до обморока». Этот первоначальный Чехов с его убийственно-саркастической оценкой американского культурного типа, равно как и Чехов — автор лаконичнейшего по форме и грандиозного по глубине гражданственности и русскости некролога «Н.М. Пржевальский» — более всего опасен современным «делателям» культуры от Калифорнии до Твери. Этот чистый, кислородный Чехов ненавистен, непереносим для затхлого гламурного пространства «Фабрики звезд» и ее покровителей, «детей Розенталя» и их создателей.

Вот почему, минуя и обходя этого Чехова, они торопятся взять в плен самую таинственную часть чеховского наследия — его пьесы, пытаясь именно через них исказить пронзительный образ писателя, в человеческой природе которого на первом месте значился нравственный императив, «великое надо», как говорили древние греки. Примерам борьбы с Чеховым на сцене сегодня несть числа...

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге на Азовском море, в семье купца. Его дед был крепостным крестьянином в одном из поместий Воронежской губернии, а отец, Павел Чехов, перестал быть крепостным в возрасте девяти лет. Глубоко религиозные и малообразованные родители сумели дать детям хорошее образование. И Антон Чехов остался верен своей семье, став ее главной опорой до конца жизни, преподав, может быть, главный урок человече-ской и сыновней верности.

В 1879 году Чехов поступает в Московский университет на медицинский факультет, но, как без тени кокетства пишет сам в «Автобиографии», «о факультете имел тогда слабое понятие и выбрал медицинский факультет, не помню, по каким соображениям, но в выборе потом не раскаялся». В этом признании о выборе — весь Чехов, наследник и духовный потомок пушкинской Татьяны Лариной, чей выбор навсегда венчался хрестоматийным обетом: «И буду век ему верна».

Доктор Чехов не только ни разу не изменил клятве Гиппократа, но и внес образ врача в творчество как краеугольный камень мировоззрения. Беззаветный ученый и практик доктор Дымов из «Попрыгуньи» — вершина человеческого служения у Чехова. Доктор Старцев из «Ионыча», вспоминающий «про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас»,— апофеоз падения врача и человека, некогда давшего одну клятву вместе с доктором Чеховым.

Старые москвичи сохранили трепетные, абсолютно документальные воспоминания о том, как живший на Садовой-Кудринской в частном доме уже известный писатель Антон Павлович Чехов, принимая больных на дому и отдавая рецепты своим малоимущим пациентам, незаметно вкладывал в них деньги на покупку лекарств…

Врачи — герои Чехова ставят диагноз больному, исходя не только из чисто медицинских мотивов, но и с мыслью об ответственности человека за жизнь частную и общую. Так, доктор Королёв в рассказе «Случай из практики» убежден, что его пациентке «нужно поскорее оставить пять корпусов и миллион, если он у нее есть», ибо уверен, что дети и внуки того поколения побросают всё и уйдут: ведь «мало ли куда можно уйти хорошему, умному человеку».

Но как же с этим может примириться нынешняя рыночная российская психология! Ведь больше всего она боится выводов еще тургеневского Базарова, которым, безусловно, следует и Чехов: «Исправьте общество, и болезни не будет».

Современные так называемые соавторы Чехова, его адаптеры, толмачи и постановщики, «оригинальные» исследователи и «новаторы» больше всего обходят того Чехова и тех чеховских героев, которых нельзя изменить и «исправить» по-своему, на которых невозможно паразитировать, усекая главное и наряжая их в иные одежды и формы.

Таким главным героем чеховских симпатий был и остается откровенно обозначенный им как личный кумир Н.М. Пржевальский. «Один Пржевальский или один Стэнли стоят десятка учебных заведений и сотни хороших книг»,— не самоуничижаясь, пишет Чехов, но так, словно бы и свои книги вкладывает в эту сотню. «Их идейность,— продолжает автор,— благородное честолюбие, имеющее в основе честь Родины и науки, делают их в глазах народа подвижниками, олицетворяющими высшую нравственную силу».

Одолеваемый именно идеей подвижничества, одновременно хорошо понимая общую опасность путешествия и особенно опасность для своих слабых и больных легких, писатель через два года после смерти Пржевальского совершает с исследовательскими целями путешествие на Сахалин. Очевидно, что сегодня мало кому из «букеровских», равно как и «антибукеровских», литературных лауреатов вполне понятна причина этой загадочной чеховской «mania sachalinosa». Ведь Чехов выполнял не просто исследовательскую, но прежде всего — важную государственную задачу. Со всей своей сдержанностью и беспристрастностью он дал русскому обществу и властям сведения о жестоких врачах, о человечных и бесчеловечных администраторах, о казнях и наказаниях плетьми, а рядом — о трогательном венчании в тюремной церкви молодого каторжанина, о сахалинских семьях и особенно о полюбившихся ему сахалинских детях. Таким образом Чехов привлек самое серьезное внимание к положению ссыльных и каторжан в стране. Более того, книга «Остров Сахалин» Чехова, по мнению того же Святополка-Мирского, повлекла за собой некоторые тюремные реформы, произведенные правительством в 1892 году.

Какая яркая, поучительная история! И какой урок результативности гражданского писательского слова для нынешнего нашего времени!

Чехов в его грандиозном художественном объеме, Чехов с его исключительной гуманитарной и духовной перспективой — конечно же, отдельная, самостоятельная и насущная культурная задача современной России. Особенно в свете юбилея. Однако решать ее достойно страна нынче явно не в состоянии.

Проблемы и особенности чеховской прозы, его уникального художественного метода необыкновенно современны и востребованы. Особенности чеховской мелодрамы, художественная логика чеховского водевиля, мир чеховских рассказов о детях, феноменология чеховского жанра, опыт художественного антропоморфизма в повествовании Чехова, скептическое отношение писателя к технике как насильственной форме упорядочения жизни, трудности искания правды как ведущая тема чеховского творчества, внутренние споры с догматической проповедью «малых дел» — важнейшие научные и идейные направления в освоении Чехова в XXI веке, в «снятии» его в очередной раз с полки.

И всё-таки каждое новое время отбирает у классиков то, что наиболее всего соответствует его тревогам и неразрешенным вопросам. Вот почему современная мыслящая, страдающая и не забывшая своего Чехова Россия выбирает для себя из его прозы и драматургии самое насущное, не искажая смысла, а только прислушиваясь к его простым и глубоким замечаниям о характере и законах жизни.

В рассказе с неслучайным местоименным названием «Моя жизнь» Чехов без укоснений говорит о «власти капитала»: «Крепостного права нет, зато растет капитализм. И в самый разгар освободительных идей, так же как во времена Батыя, большинство кормит, одевает и защищает меньшинство, оставаясь само голодным, раздетым и беззащитным».

У Чехова даже мужик, одурманивающий себя водкой, «верит, что главное на земле — правда и что спасение его и всего народа в одной лишь правде, и потому больше всего на свете он любит справедливость».

Чехов говорит об этом в преддверии важнейших исторических перемен в России, накануне ХХ века. И больше того — с верой в русского человека он как будто смотрит и в XXI век. Ведь Чехову не заказаны никакие исторические и временные пути. И, помня авторитетнейшее определение Лениным Толстого — «зеркало русской революции», мы не погрешим перед истиной, если добавим сегодня, что Чехов — в не меньшей степени также ее правдивое зеркало.

Если остановиться на образе зеркала как форме отражения будущего, Чехов еще и зеркало грядущей экологии, проблемы человеческого устройства и неустройства на Земле. Чехов — воплощение мечты и тревоги земного человека. Не приземленного, но земного в значении любви к земле.

«Лесов всё меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становится всё беднее и безобразнее,— горячо переживает доктор Астров из «Дяди Вани» (заметим, снова доктор!). — Вот ты глядишь на меня с иронией… но когда я прохожу мимо крестьянских лесов, которые я спас от порубки, или когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти».

Одно из несомненных достоинств Чехова — его ненавязчивое, беспроповедное, без унылого морализма, дидактизма и догматизма отношение к человеку. «Моё святая святых — это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались»,— говорит Чехов. В этом важнейшем перечне приоритетов тело — на первом месте. Может быть, это произносит просто ординарный врач Чехов? Нет, такое признание оставил подлинно гуманный, русский, в первую очередь к себе взыскательно относящийся Человек, главная мечта которого — «восстановление погибшего человека». И эта мечта была оставлена будущим поколениям в драгоценное наследство. Поэтому благодарный ХХ век, а в наибольшей степени его советский период, поставил Чехова не только в ряд великих писателей, но и великих учителей человечества. Оно перенимало у Чехова не только опыт прозы и драмы, но также опыт человеческого поступка и достоинства.

Таким предстаёт Чехов в споре с Сувориным по поводу дела Дрейфуса. Таков принципиальный Чехов, отказавшийся вместе с Короленко от членства в Академии наук после исключения из нее А.М. Горького.

Нет сомнения, что именно этот беспримерный Чехов, почти никогда впрямую не наставлявший своего читателя, повлиял в ХХ веке на всю атмосферу в отношениях деятелей культуры всего мира. Достаточно вспомнить, как страстно и свободно высказывали писатели мира свои взгляды и позиции в открытых письмах по поводу важнейших мировых событий: письмо Алексея Суркова о присуждении Эзре Паунду премии Йельского университета, письмо Благи Димитровой Джону Стейнбеку по поводу американской войны во Вьетнаме, остроумное и вольное послание Эрнеста Хемингуэя Джону Дос Пасосу в защиту русских, коллективное письмо советских писателей 1947 года «С кем вы, американские мастера культуры?» Вот настоящие последователи чеховского поведения.

В течение всего ХХ века русские и европейские писатели внимательно перечитывали Чехова и писали о нем. Венцом творчества Бунина явилась книга о Чехове. Прощаясь с миром в середине прошлого века, о величии русского писателя говорил Томас Манн в «Слове о Чехове».

Недавно на встрече с российскими писателями один из властей предержащих назвал русскую литературу «брендом России». Тут-то, видимо, согласно нашей полезной гипотезе, вся она и застыла в немой сцене. И центральной фигурой этой сцены мог стать даже не Тургенев с его «о великий, могучий... русский язык!», но именно Антон Павлович Чехов — писатель и врач, пристально взирающий сквозь пенсне на новую «брендовскую» властную генерацию и ставящий ей решительно безнадежный диагноз.

Чехов-лирик, Чехов-поэт, Чехов-скептик, Чехов-комик, Чехов-трагик… В сущности это всего лишь общие и холодные определения. Если не считать уточненного бунинского: «деликатный поэт». По-настоящему же художественное мы запоминаем сердцем. Вот почему в сердце читателя навсегда останется образ русского Крыма, рожденный поэзией любви в «Даме с собачкой». А звуки полкового оркестра в «Трех сестрах» объяснят новым поколениям волнующую эстетику прежней эпохи.

Мы не перестанем смеяться до слез над «Хамелеоном» и «Злоумышленником» и плакать над «Цветами запоздалыми».

Но больше всего мы будем благодарны Чехову за мужество жить в ненастную историческую пору и, наперекор всему, верить в русского человека.

Лариса Баранова-Гонченко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"