На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Возвращение Руси уходящей

Очерк

Для людей любознательных и талантливых жизнь представляет немало примеров небесной помощи в трудных обстоятельствах быта, нужно только разумно и с благодарностью воспринимать проявления сил бесплотных, и пребывать в духе. Не остаётся духовный человек оставленным в одиночестве, он под покровом благодати, простёртой Свыше. Чуткие писатели пробовали это выразить в своих произведениях, появился даже особый литературный жанр «святочных рассказов», и тут мы имеем прекрасные примеры в творческом наследии наших классиков: А.П. Чехова, Д.Н. Мамина-Сибиряка и других мастеров слова. Крупных и авторитетных из них читали и почитали, а рядовых презрительно относили к разряду «низовых». Между тем, как «низовая литература», нравственная по сути, и была поистине душепитательной, полезной для человека и в первую очередь для подрастающих детей. Живое слово, занимательное и поучительное повествование не оставят равнодушными и юных  читателей, повеселят и согреют душу бывалых людей. Пробудить добрые чувства в людях – это и есть главный нравственный долг любого прозаика и поэта. В какой-то мере старая традиция в нашей словесности не отмирала никогда, но выражалась по-разному. В русском Зарубежье она нашла продолжателей в лице православных писательниц и поэтесс.

Одна из них Лидия Васильевна Хижинская, по мужу Кобеляцкая – с этой фамилией и вошла в литературу. В её рассказах, записанных в конце жизни, воссоздана жизнь в Северном краю, на берегу Свири – могучей реки в Олонецкой губернии. Лидия попала сюда из невской столицы шестилетним ребёнком в самом начале Двадцатого века, когда её отец Василий Павлович был направлен на службу ротмистром воинской стражи.  Здесь, в доме Пограничного кордона в нескольких верстах от села Сермаксы, семья Хижинских прожила два года. Это село постоянно упоминается в рассказах Кобеляцкой, как и своенравная река Свирь, и подлинные люди тех мест – простодушные, находчивые и отзывчивые. В Сермаксах была церковь, куда со всей семьёй – с матерью, Софьей Петровной, старшей сестрой Евгенией и маленьким братом Васей – ходила помолиться быстроглазая девочка Лида, набираясь живых впечатлений от встреч с добрыми людьми и роскошью цветотравья, ещё не тронутым девственным лесом. Глава семьи Василий Павлович Хижинский раньше служил в Санктпетербургском корпусе Пограничной стражи, размещённой в Лахте, затем на Портовой таможне. В северной столице офицер-пограничник и нашёл себе Софью Петровну, владелицу двух доходных домов на Шлиссельбургской улице, ласковую и деятельную подругу. Переехали в Олонецкий край в 1901 году, на Пограничный кордон. Сколько ни пришлось потом увидеть всего и перетерпеть бедствий, а Олонецкий край, река Свирь остались в душе на радость, как и само детство, проведённое светло в намоленных, святых местах. Родина – она ведь повсюду с нами!

Но до того, как всё это из былого припомнится, много потребуется времени. Материнство, рождение дочери, чужбина. Попала она в неведомые края в войну. Перекочёвывала из одной чужбины в другую, и было ей не до словесности, лишь бы уцелеть. Пережила страшную бомбёжку в Бельгии, затем отплыла с семьёй за океан. Общительная, интеллектуальная, она легко сходилась с интересными людьми. В Штатах Лидия Васильевна попробовала набрасывать художественные зарисовки, а вскоре и совсем перешла к созданию цельных рассказов. Объёмом получались невелики, но сколько вмещали взволнованного лиризма, метких и достоверных деталей из подлинной жизни, почерпнутых в милых краях, что рассказы Лидии Кобеляцкой стали драгоценным украшением православной печати русских изгнанников. Как глоток живой воды усваивались её строки, их перечитывали, а для юношества эти рассказы представляли ещё и познавательное чтение. То, что соотечественники видеть не могли, теперь чувствуют и слышат с голоса Лидии Васильевны, и видят в ярких картинах, нарисованных трепетным пером. Определился и свой слог, и своя манера передавать на письме всё то, что обогащало душу на Родине, и вот теперь, в Зарубежье, возникла потребность поделиться со всеми своими богатствами.

О чём конкретно писала? Прежде всего, о встречах с необыкновенно отзывчивыми людьми, о подаваемой небесной помощи погибающим, настигнутым внезапной бедой, о нечаянной радости благополучного спасения, благодаря расторопности и находчивости близких, а то и совсем незнакомых добрых людей. Материал для рассказов представляла, в частности, жизнь Лидии Васильевны среди народа-сказителя, памятливого на мудрое, ладно сказанное слово. Живая старина ими хранилась, как заветное добро, а церковь выпрямляла душу. Колокольный благовест сзывал в храм напитать святой благодатью труженика, ущедрить свою жизнь любовью друг к другу. Олонецкая земля освящена подвигами святого Александра Свирского, почитаемого здесь уже несколько столетий, и люди тут богомольные, не буйные, живут согласно дедовским заветам.

О том, как целительна святая молитва, семья Хижинских узнала въявь на собственном опыте. А было так. Как только Василия Павловича назначили командиром на Пограничный кордон, расположенный возле олонецкого села Сермаксы, срочно надо было переезжать из Петербурга. Добирались суровой зимой в кибитках в сопровождении солдат, ведь путь пролегал сквозь дикие леса, населённые волками, рысями, а то и медведями-шатунами, проснувшимися не вовремя. В поезде из трёх санных кибиток, кроме В.П. Хижинского и сопровождающих, ехала жена командира, Софья Петровна, и малолетние дети – Евгения, Лида и младенец Василий. Ехали в мороз, глухими лесами пятеро суток с отдыхом на постоялом дворе, ежели попадался в необжитом краю. И когда семья командира наконец поселилась в тёплом каменном доме Пограничного кордона, Софья Петровна, 24-летняя хозяйка и мать троих малолетних детей, сильно расхворалась. С каждым днём воспаление лёгких становилось опаснее, и пособия врача не помогали. Доктор лишь разводил руками и недвусмысленно намекал, что болящую из когтей смерти вырвет разве чудо.

И чудо проявилось! Сестра отца, Наталия, узнав из телеграммы о грозной опасности спешно сообщила: необходимо обратиться к праведному Иоанну Кронштадтскому, с просьбой его усердных молитв перед Престолом Божиим о ниспослании милости болящей. Так и произошло. Телеграммой просили батюшку Иоанна помочь. Его горячая молитва была услышана, и помощь явилась. Болящей стало легче, на щеках заиграл живой румянец, а через день-два она стала приподниматься, а затем и вовсе бодро ходить. На радость всех, особенно детей, Софья Петровна словно преобразилась и сделалась такой же, какой была – ласковой, весёлой, заботливой. Сама написала благодарственное письмо Всероссийскому молитвеннику, батюшке Иоанну, за ниспосланную помощь. И развернулась во всей красе жизнь семьи Хижинских на лесном Пограничном кордоне. Весна-красна и чудо-лето насыщали девочку Лиду незабываемыми впечатлениями, а подвижные картины природы Отчего края будут возникать на экране памяти и в зрелые, и в преклонные годы, позволяя воссоздавать правдивые описания в её задушевных рассказах.

Свою чудодейственную святую молитву праведный Иоанн Кронштадтский проявил к семье Хижинских и позже, после выздоровления Софьи Петровны от недуга, грозящего её жизни. Младший сын Хижинских, Василий, четырёх лет, страдал головными болями: на его голове не срастались теменные кости, оставляя открытым «родничок». А было известно, что батюшка Иоанн каждый год отправляется на свою родину в село Сура, переплывая на пароходе Ладожское озеро, а затем на короткое время сходит на пристань Ладога и беседует с почитателями. Василий Павлович Хижинский вместе с семьёй собрался повидать Чудотворца и лично поблагодарить его за молитвенные труды. И вот все уже в сборе, уселись на катер, и удалые гребцы всплеснули вёслами, и судно понеслось по Свири, навстречу батюшке Иоанну. Надо его просить об исцелении болящего отрока Васеньки, мучимого недугом. Вот рейсовый пароход «Царица» причалил, и долгожданный Батюшка уже проворно спускается по сходням. Встреча с людьми, прихлынувшими к пристани Ладога, самая благоговейная – все сосредоточенно, тихо слушают отца Иоанна, утешающего и окидывающего проницательным взглядом таких родных его сердцу верующих чад. Вот он подошёл к семье Хижинских. Ротмистр Василий Павлович, в парадном мундире, его жена, София Петровна, их детки – Евгения, Лида и Василий – все встали на колени перед Всероссийским молитвенником и чудотворцем Иоанном Кронштадтским и просят его благословения. Когда после благословения все Хижинские приподнялись, Василий Павлович, поблагодарив Батюшку за оказанную ранее помощь, кратко поведал и о тревожном недуге отрока Васи. Батюшка благословил его, возложил свои ладони на темя и сказал, что будет молиться о выздоровлении дитяти. Через некоторое время теменные кости мальчика стали срастаться, и отрок мог свободно гулять и играть со сверстниками, чего раньше ему не позволялось: даже лёгкий ушиб головы был смертельно опасен. Вскоре Вася совсем выздоровел, и развитие его пошло нужным путём. Рассказ Лидии Кобеляцкой о памятных встречах с праведным Иоанном Кронштадтским на видном месте среди рассказов самовидцев этого Чудотворца.

Другой рассказ Лидии Кобеляцкой под названием «Вещий сон» также связан с проявлением чуда и относится к январю 1904 года, когда объявили начало Русско-Японской войны. В тот день Хижинские с детьми завтракали в Большой Московской гостинице. Тревога, вызванная событиями на Дальнем Востоке, была всеобщей, и к кушаньям никто не прикасался, все разговоры велись вокруг свежих сообщений. В эту минуту в зал вошёл статный молодой человек, его привлекательное лицо обрамляла тёмно-русая бородка. Это был Александр Сергеев, опытный морской офицер, друг Василия Павловича. Ему требовалось срочно отправляться к боевым действиям, а перед тем он захотел отслужить молебен в Иверской часовне. Пошли все туда. Проникновенная служба наполняла душу святыми чувствами, успокаивала растревоженные сердца. В тот день Александр Сергеев поведал другу о своём вещем сне: привиделось то, что произойдёт с командир миноносца «Стерегущий» А.С. Сергеевым и его экипажем в морском бою. Ни один японский миноносец не смог выдержать дуэль со «Стерегущим», но когда их и стаей привалило, то и они один за другим пошли на дно. Тогда японцы выдвинули против наших героев броненосцы. Разгорелся последний бой. Все палубные батареи разбиты, экипаж во главе с командиром, сражаясь до последнего, погиб, и враг ринулся на «Стерегущий», чтобы захватить трофей. Не знали они, что в одном из трюмов оставались два наших морских братца. Превозмогая смертельную боль, эти смельчаки сумели открыть люк кингстона. Лавина воды хлынула внутрь корабля, и судно моментально начало тонуть, совлекая с палубы ко дну и всех японцев. Так геройски погиб «Стерегущий» вместе со своим командиром А.С. Сергеевым. Этот боевой факт наших сражений явился вдохновляющим примером начала той жестокой войны. Героям «Стерегущего» посвятили гимн, а на Каменноостровском проспекте Петербурга поставили бронзовый памятник с изображением героев-моряков, открывающих кингстон, чтоб не отдать врагу свой героический корабль и отомстить ненавистникам, посмевшим ступить на нашу палубу. На памятнике изображён и командир миноносца А.С. Сергеев – в углублении над открытым кингстоном – он как бы отдаёт свой последний приказ…

Жить под церковным омофором, поступать по совести, каких бы испытаний не выпало – обо всём этом талантливо рассказано Лидией Кобеляцкой. Для неё Русь уходящая не ушла, и она любуется ею. Вот ещё рассказ из семейной хроники Хижинских, относится уже к лету 1916-го года, к последнему периоду войны с немцами. На передовой добровольцем пал муж Жени, старшей сестры Лидии Васильевны. Вдова убивается и тает на глазах. Как помочь ей, совершенно потерянной и ко всему безучастной? Побывка сестёр в имении друзей на Дону с его колоритными окрестностями не развеяла и даже не ослабила горе юной вдовы. И тут добрая подсказка благочестивых хозяев, у которых остановились: надо поехать в Задонский монастырь, к святителю Тихону. Видите его образ в божнице, как живой, светится добрыми глазами? Надо ехать, и вот уже пара рысаков мчит повозку-ландо вдоль полей и рощ, перемежающихся прохладными лесами. Ничто не отвлекало Женю от её горестных дум – плакала и молилась для облегчения души. Встретились по дороге богомолки – тоже к Святителю Тихону стремились. Но идти им жарким днём особенно тягостно. Наши паломники сажают попутчиц в свой экипаж, хотят подвезти. Оказывается, эти сельские женщины идут в монастырь помолиться о своих близких – «оградить от смерти» тяжело раненого на войне сына одной и находящегося на передовой мужа другой. Горе и тревога их понятны – они сродни тому, что переживает сестра. В монастыре благостыня всем существом чувствуется. Сначала торжественная служба и благоговейное припадение к мощам Святого, затем надо усердно помолиться и поставить свечи в память убиенного. И вот вроде бы стало полегче горестной душе Евгении. Стала она слушать и вникать в то, что представляла действительность в паломническом пути. А монастырь и вправду лечебница для страждущих и обездоленных, спасительной благодатью он наделил и горестную вдову.

Лидия Кобеляцкая большую часть своих рассказов посвятила православным праздникам, святым вечерам и семейным радостям, что исстари на Руси отмечались тепло и радостно. Другая грань её таланта – создавать образы народных мудрецов, даровитых на складное слово и самобытные увлечения для пользы людей. Таков травник Пахом, собиратель целебных трав, знаток их силы в пору роста и развития. В какое время суток надо собирать, как сушить и хранить впрок сборы – всё это целитель помнит со слов старых людей и пополняет мудрость через свой опыт. А есть ещё травы волшебные – в них разбираются знахари и ведуны. К ним-то и приходили за приворотным зельем молодки, чтоб не распадались пары из-за остуды. На картине великого М.В. Нестерова как раз и показана такая сцена: к старцу-ведуну пришла молодая особа за приворотным зельем. Но травник Пахом собирает целебные растения, и ему надо многое знать, чтобы помогать хворым. Народная медицина ведь немало поделилась с учёными аптекарями, а живой опыт травника Пахома, описанный Лидией Кобеляцкой, редок в литературе.

В простонародье обреталось много поэтических поверий и вымыслов, и все они, в основном, направлены на предузнавание дальнейшей жизни, личной судьбы. Одно из поверий описано в рассказе «Потонувший венок». Хотелось девушкам узнать, что с ними будет в скором времени, конечно, задумывались они и о замужестве. Вот и ходили на Троицкой неделе к источникам пускать венки, сплетённые из диких цветов, перевитых стеблями трав. Пускали на водную гладь и всматривались: в какую сторону поплывёт венок, оттуда и надо ждать жениха. Верили, надеялись: не изменит ли чувство? Поэтическая забава оканчивалась по-всякому, об этом и речь в рассказе Л. Кобеляцкой. Наша писательница весьма чутко относилась к народным поверьям и дорожила ими. Уходящая прикровенная Русь для неё оставалась живой, потому что православная душа хранит всё своё неизбывное, памятное.

Литературное наследство оригинальной писательницы невелико – выявлено свыше двух десятков рассказов, напечатанных ею в журнале «Православная Русь» и его приложении «Православная жизнь» (Джорданвилль, США) в 50-е и начале 60-х годов прошлого века. Странно, конечно, что с таким ярким талантом Лидия Васильевна так долго таилась и развернулась лишь к концу жизни. Но тому были объяснения. Революционные события в России, ущемления новых властей, затем крест изгнанничества, неустройство беженцев. Известно лишь, что мать нашей писательницы, София Петровна, и её брат Василий погибли в Ленинграде в 1937 году, а сама Лидия Васильевна со своей дочерью и мужем сперва скиталась по европейским столицам, а после войны осели за океаном, в Штатах. О своих американских впечатлениях она поведала в рассказе «Пожар в горах». Публикации в «Православной Руси» вызвали благожелательный отклики русских беженцев, и журнал охотно отводил Кобеляцкой видное место. Редактором-издателем в те годы был архимандрит Константин (Зайцев), крупный публицист и литературный бытописатель, мирское имя его – Кирилл. Журнал «Православная Русь» имеет свою историю и предысторию. Его предшественник «Православная Карпатская Русь» выходил в свет с 1928 по 1940 год и печатался в Словенском Ладомирове (Владимирове), где приютились монахи и бельцы, ушедшие от большевицких погромов. Были они выходцами из Святой Почаевской Лавры и никаким поновлениям не поддавались – ревностно блюли Православие, касалось ли это строя церковной службы, или русской орфографии на письме. Там же выходил с 1935 года журнал «Детство и юность во Христе», рассчитанный на душеполезное чтение юношеством. Долгое время бессменным духовным руководителем монастырской общины в Ладомирове был епископ Виталий (Максименко), и при нём инициативный игумен Серафим (Л. Иванов). Возобновился журнал под названием «Православная Русь» в Джорданвилле в 1949 году, с периодичностью два номера в месяц. У журнала было два приложения – «Православная жизнь» и «Православный путь». Выходит он и теперь, нисколько не изменяя своим установкам. Большинство рассказов Лидии Васильевны Кобеляцкой воспроизводятся впервые,  в современной орфографии.

Интересно, что у нашей Лидии Васильевны Кобеляцкой была, по воле случая, полная тёзка – всё сходилось, кроме годов рождения и личных занятий. В библиографических материалах к словарю «Писательницы России» (составитель Ю.А. Горбунов), доступном интернет-ресурсе, эти два лица, совершенно разные, объединены в одно. И получилась путаница. Наша писательница, урождённая Хижинская, назовём условно «Олонецкая», потому как брала для своих рассказов действительность Олонецкого края, где жила ряд лет. А другая Кобеляцкая Лидия Васильевна – «Дальневосточная», в юности связана с защитой Порт-Артура от японцев, и девичья фамилия её – Белая, она дочь доблестного генерала Василия Фёдоровича Белого, начальника Квантунской крепостной артиллерии, занятого обороной фронтового города. Там, на передовой, смелая девушка была сестрой милосердия и под взрывами снарядов спасала раненых. Её образ с именем Вари Белой трогательно выведен Александром Степановым в романе «Порт-Артур». Эта Кобеляцкая, насколько известно, литературой не занималась, известно лишь её интервью журналу «Родина» (1962, № 2). Была врачом, ухаживала за могилой отца, похороненного в Царском селе в 1913 году. Жила последние годы в Кисловодске. Разного рода казусы и недоумения происходят, разумеется, от неразработанности биографий малоизвестных и забытых литераторов, чьи имена возвращаются соотечественникам только теперь.

И всё же полегоньку возвращаются!..

А.Н. Стрижев, М.А. Бирюкова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"