На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Соловьиная соната

Владимира Рощупкина

С замечательным лирическим поэтом из города Сорочинска Владимиром Рощупкиным я познакомился благодаря моему самарскому земляку, выдающемуся кардиохирургу и поэту, уроженцу Сорочинска Виктору Петровичу Полякову. Он пригласил меня в Сорочинск, где с большим успехом прошел его творческий вечер. Вообще Сорочинск оставил у меня самые лучшие впечатления. После захламленной Самары этот небольшой уютный городок выглядит едва ли не эталоном чистоты. Причем, как я успел заметить, чистота Сорочинска не только внешняя, но и внутренняя – об этом свидетельствует тот неподдельный интерес к живому слову поэзии и та искренняя заинтересованность в своих талантливых земляках, которая, подобно лакмусовой бумаге, сразу выдает в горожанах-сорочинцах люедй думающих и неравнодушных к тому, что происходит вокруг. Редкое, надо сказать, ныне качество, особенно для больших городов! Очень тронуло меня теплое отношение к литературе и культуре мэра города Сорочинска Николая Павловича Хмелевских, главного редактора городской газеты «Сорочинский вестник» Любови Викторовны Мазыло. Впрочем, сорочинцам – как рядовым, так и облеченным властью – есть, за что любить своих писателей и поэтов. У кого даже в наш прагматичный век не дрогнет сердце от пронзительных и прекрасно несовременных строк:

Не тронь любимую, мороз,

Ты вовсе ей не люб.

Не обжигай ей щечки, нос

И алых нежных губ.

Ты можешь ей лишь рисовать

Узоры на окне,

А целовать и обнимать

Позволь родную мне.

Поистине блоковским рыцарским отношением к женщине навеяны обе книги стихов Владимира Рощупкина, процитированного мной выше. Эти книги – «Помни обо мне» и «Моя Муза, мое вдохновенье» - подарил мне сам автор, когда мы познакомились благодаря творческому вечеру Виктора Петровича Полякова. Обе эти книги – гимн любви, гимн женщине. Они одновременно светлы и печальны, потому что печаль в любви, этом небесном, подаренном людям свыше, чувстве, неизбежна, когда это небесное чувство сталкивается с непростыми земными реалиями.   Хрупкость этой небесной любви лирический герой поэта Владимира Рощупкина ощущает не как некую абстрактную отвлеченность. Эта хрупкость до того предметна в стихах Рощупкина, что ее заметит любой. Не сможет не заметить!

Чашка вдруг из женских рук упала

И разбилась вдребезги об пол…

«То на счастье», - женщина сказала

И, присев, заплакала в подол.

Что ж ты плачешь, раз на счастье это?

Таких чашек полный магазин.

«Эту чашку голубого цвета

Подарил мне человек один.

В этой чашке сердце мое бьется, -

Он сказал мне с грустью, не шутя, -

Если эта чашка разобьется,

В тот же миг не станет и меня».

…Может быть, и мне придется скоро

Вдруг и мне назначено судьбой,

Тоже умереть под звон фарфора

Так же вместе с чашкой голубой.

Поэты много говорят о любви, но мало кто из них способен увидеть и показать любовь, как совершено конкретное явление. Владимир Рощупкин нашел для этого образ голубой чашки – звонкой и хрупкой, без которой, если она разобьется, сразу теряет смысл и сама жизнь. Нелишне лишний раз задаться непраздным вопросом – как человек становится поэтом? Путь в поэзию, как и путь к Богу, у каждого свой. И очень часто – неисповедимый. Обычный сорчинский паренек Володя Рощупкин, как и большинство его сверстников, жил обычной жизнью – учился в школе, потом в училище, гонял футбольный мяч, играл на гитаре, служил в армии, работал водителем, женился, стал отцом двоих сыновей… Эта размеренная жизнь закончилась в одночасье, в 26 лет, после тяжелой травмы позвоночника, которая не только привела Владимира к неподвижности, не только стала проверкой на прочность для него и его ближайшего окружения, но, как ни парадоксально, привела, отняв возможность насыщенной «внешней» жизни, к интенсивной жизни «внутренней» - жизни души, которая пролилась стихами, созвучиями, соловьиными сонатами, наконец:

Соловей поет в начале лета,

Укрываясь в зарослях от глаз.

Мне не нужно покупать билета

На его концерт в полночный час.

Я присяду ночью на поляне

В небольшом березовом лесу –

Это вам не лежа на диване

Слушать по приемнику попсу.

Эта соловьиная соната –

Для души живительный бальзам –

Так мой дед мне говорил когда-то,

А теперь я понял это сам…

…Обнимая белы березы,

Слушая соловушку со мной,

Ночь всплакнет, на утро ее слезы

Обернутся чистою росой.

На это способен только истинный поэт. Тот, кто не знает нелегкой судьбы Владимира Рощупкина, прочитав его стихи, будет изумлен, знав, что автор этих светлых жизнеутверждающих строк – инвалид-колясочник.

Петухи запели хором,

Лишь рассвет коснулся крыш.

Я в твой дом проникну вором,

Пока ты, родная, спишь.

Подойду, мой свет, к тебе я,

Сон нарушить твой не смея.

На тебя лишь погляжу,

Тихо рядом посижу.

А когда тебя разбудит

Солнца лучик золотой,

То меня уже не будет.

Я исчезну, ангел мой.

А когда откроешь глазки,

Словно в старой доброй сказке,

На окне увидишь ты

Ярко красные цветы.

Стихотворение «Пионы на окне», которое я сейчас процитировал, одно из самых светоносных в творчестве Владимира Рощупкина. Это – свет давно подзабытого современными мужчинами рыцарства и отношения к любимой женщине (и не только к любимой!), как к Прекрасной Даме. Последнее время какой-то порочный замкнутый круг сложился. То ли женщина столь эмансипировались, что не позволяют мужчинам относиться к себе, как к слабым созданиям. То ли излишняя прагматичность сильного пола привела к тому, что женщины предпочли стать более самостоятельными? Владимир Рощупкин своими стихами образно прорывает этот порочный круг взаимного отчуждения. Не отсюда ли успех его стихов у читателей, что его стихи помогают нам стать ближе?

Ты читаешь под вишнею Блока,

Нежно ветку в руке теребя.

У окна я сижу одиноко,

С тихой грустью гляжу на тебя.

Тебе хочется нежности, ласки,

Чтоб тебе посвящали стихи.

Тебе хочется блоковской сказки,

Чтоб вокруг сплошь, как он, женихи.

…Ах, как хочется крикнуть: «Родная,

Век ушедший уже не вернешь.

Ты, как свет, мне нужна, дорогая.

Я не Блок, но я тоже хорош.

Посмотри на меня, кареглазка.

Я не хуже всемирных светил.

Ты поверь моей искренней сказке,

Почитай, что тебе посвятил…

Казалось бы, стихи Владимира Рощупкина очень разнятся по тематике – они о земляках, о малой родине, о природе, о войне… но не будет преувеличением сказать, что при этом стихи Рощупкина – о любви. Любви к женщине, к жизни, к природе, к большой и малой Родине, к землякам, родным. И нет ничего удивительного что получая любовь от поэта, его читатели платят ему взаимной любовью.

Эдуард Анашкин (Самарская область)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"