На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Провинция противостоит

О первом фестивале русской культуры и словесности

Святейший Патриарх Кирилл и накануне своего знаменательного пастырского визита на Украину, и в дни поездки сказал немало важнейших слов всем русским людям в славянском мире и на земле. Это были те самые проповеди, те проникновенные слова, от которых мы в России, как это ни странно, почти отвыкли. Покажут в теленовостях торжественное открытие Всемирного Русского народного Собора, оставят несколько дежурных слов по теме Собора – и всё. Именно на Украине, и в прошлом году, и в нынешнем, Патриарх Кирилл ещё резче, чем на Соборе, сказал о либерализме, как мировом зле, о пресловутых правах человека, которые ведут прямо в ад, о Русском мире, противопоставляя его убогому «россиянству».

Это понятие – Русский мир всплывало у нас и официально, в бледный Год русского языка, но, оказывается, имелось в виду создание одноимённого фонда под политолога Никонова (ау, где его дела?), дорогостоящие мероприятия с банкетами за рубежом, встречи с западными соотечественниками. А что же в самой России – только разрушение Русского мира? Хранит его из последних сил наша провинция, которая поражает своей стойкостью и открытым противостоянием тому потоку бездуховности, антирусского масскульта, который затопил мегаполисы и забил эфир. Вот – яркий пример противостояния.

Казалось бы, давит несусветная жара, полыхают леса, в том числе и в Воронежской области, а в старинном Борисоглебске на слиянье обмелевших Хопра и Вороны по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия проводится Первый фестиваль русской культуры и словесности «Во славу Бориса и Глеба». Любители поэзии и песни проходят отборочный тур (судит его воронежский поэт и… судья по профессии Александр Нестругин, приезжают гости из Москвы и других городов – несгибаемый фронтовик, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического труда Егор Исаев, сопредседатель Союза писателей России Сергей Котькало, председатель жюри Диана Канн из Самарской области, редактор издания «Роман-журнал. ХХI век» Марина Ганичева, главный редактор журнала «Подъём» Иван Щёголев и ведущий воронежский критик Вячеслав Лютый, волгоградская поэтесса Елизавета Иванникова и писатель-издатель Святослав Иванов, затеявший серию «Великие провинциалы». Не мог отказаться от приглашения и я – ринулся из дороги в дорогу, не разобрав карельский рюкзак, потому что Борисоглебск – город моей армейской юности.

Здесь я начал службу в сержантской школе радиосвязи, выпускал стенную газету – лучшую в политотделе, играл за сборную города в баскетбол. Здесь понял, что, кроме любимого Замоскворечья и Подмосковья, красот озёрного Валдая, куда возил меня отец, есть русская провинция с её несуетной жизнью, пыльными дорогами, неустанными трудами, но и особой, самобытной культурой. Любовь к собирательству фольклора зарождалась тоже здесь – в Борисоглебске поют лучшие народные коллективы. Прошло сорок пять лет, город в чём-то изменился, а многое осталось неизменным. Возрождается на месте основания города храм первых русских святых Бориса и Глеба, возле которого и состоялся молебен в честь открытия фестиваля. Стоит на центральной площади (и плодотворно работает!) театр имени Чернышевского – единственный, так сказать, райцентровский на весь регион. Конечно, продолжает готовить учителей для городков и весей известный Пединститут. В сокращённом варианте работает знаменитое лётное училище, с курсантами которого мы бились в баскетбол и соперничали на танцллощадке возле перестроенного Дома офицеров. Правда, теперь на месте старой взлётной полосы – кирпичные особняки, как везде. Ну и тюрьма – неизменный острог города на засечной черте – стоит в центре. Жаль, что многие предприятия закрылись или, как Борхиммаш, работают по сокращенному графику.

Напомню, что город, названный в честь первых русских святых Бориса и Глеба и причисленный к числу исторических, возник в 1646 году, как выражается летописец , «для береженья» от набегов беспокойных крымских, азовских и ногайских людей, которые «прохаживали изгоном и те все места воевали, людей побивали и в полон служивых и уездных всяких людей имали». Петр Великий , намереваясь покорить Азов , сделал Борисоглебск временным перевалочным пунктом для заготовки древесины, чтобы построить каботажный флот, что немало содействовало привлечению сюда населения и развитию промышленности. Знатный дубравы шумели на берегах Хопра и Вороны, за незаконную порубку строевого дерева Пётр ввёл смертную казнь. Вот как охранялись заповедные леса!

А ныне экологи и местные жители Химок грудью встали у бетонного забора, чтобы приостановить попытку начать строительство трёх высоток в 25 этажей на территории старой дубовой рощи прямо на берегу канала имени Москвы. Сколько таких рощ осталось в ближнем Подмосковье? И вообще – раньше к берегам водохранилищ системы канала и водоснабжения Москвы подойти нельзя было – а теперь, с таким-то Лесным и Водным кодексом, многоэтажки растут как грибы прямо у воды. Как стенали будущие депутаты и либеральные СМИ о непосильных трудах заключенных на строительстве канала, облесении берегов: «Ох, на костях построили!». Так те хотя бы спасали Москву от жажды, делали её портом пяти морей, а теперь, выходит, они свои жизни клали ради толстосумов, которые убьют живую природу вокруг столицы!

Москва-река благодаря советским строителям осталась судоходной. А вот многие реки – обмелели. В том же Борисоглебске ещё в 1870-х годах на здешней пристани грузилось более 52 тысяч кубометров зерна и муки; на луговой стороне Хопра и Вороны ежегодно строилось до 2 тысяч барок , отправлявшихся с товарами в Ростов и Таганрог ; ежегодно здесь бывало до 10 тысяч бурлаков – почти вровень с самим населением. Сегодня горожан 64 тысячи – столько же было во время моей службы, а пик населения приходится на пограничный 1989 год, как и все показатели страны в экономике, демографии. После победы «реформаторов» и «общечеловеков» Россия покатилась вниз. Но, повторяю, провинция не сдаётся, выживает, сохраняет крупицы духовности. Верно гласит христианское учение: «Дух творит себе формы». Так вот, формы фестиваля были самые разнообразные: от задушевной встречи в администрации под председательством Надежды Качановой – председателя городской Думы и Евгения Пастушкова – главы администрации до выступлений этнографического ансамбля «Сколот» (Тамбов) и ансамблей казачьей песни «Червлёный яр» и «Казачий круг», от православной фотовыставки «Светопись тайны» в картинной галерее до научно-познавательной конференции «С.В. Рахманинов: музыка и литература» в музее-усадьбе Ивановка. Круглый стол на тему: «Идеи добра в современном обществе» прошёл на территории храма иконы Божией матери Знамение, в доме, где учился в церковно-приходской школе выдающийся живописец Андрей Рябушкин. Нам показал храм, а также иконы своего отца, затем и дом-мастерскую со светскими его работами, о. Александр. Он напомнил, что это был единственный действующий храм в годы моей службы.

Ну, и конечно, прошли поэтические встречи: в городской библиотеке имени В. Кина, конкурсные чтения поэтом прямо в сквере у Старособорной площади. Узнал, что в области горело село Хреновое, недалеко от города Боброва, но из села, потерявшего 20 домов, приехала поэтесса Татьяна Подшибякина, которая с гневом читала под сенью лип бесхитростные строки о тех, кто продавил и принял Лесной кодекс, разграбил Россию, бросил на произвол судьбы село:

На Канары, к морю синему,

Уезжают отдыхать,

А деревню, мать родимую

Оставляют умирать.

Да, таких сегодня – пруд пруди, только, увы, не противопожарный, а отравленный пруд. Тем ценнее подобные чистые, истинно народные родники-праздники. Особая благодарность не только всему оргкомитету, но и мотору фестиваля – врачу и поэту Фёдору Григорьеву. Однофамилец моего великого замоскворецкого земляка – критика и поэта с гитарой Аполлона Григорьева – носился на чёрной раскалённой «Волге», везде успевал, во всё вникал. Но спокойно, доброжелательно – настоящий врач-психолог. Сам и не выступал, насколько я заметил, но подарил мне, провожая на поезд, прекрасно изданную книгу «Все сто дорог». Открыл сборник в душном купе, и сразу дохнуло свежестью: настоящий поэт. У него много истинно лирических строк, но раздумья после поездки заставляют процитировать гражданственные строки из стихотворения «К моей стране»:

Страна моя, мы плоть от плоти,

И кровь от крови – все твои:

На взлёте мы иль на излёте,

Во благе, в Спасе на Крови…

Не зря ж ты нас учила драться,

Пить, и любить, и воевать.

По полной жизни отдаваться

И жизнь по полной отдавать.

Эта полная самоотдача живёт в стихах и песнях участников фестиваля – от Юрия Копысова, который уехал из Борисоглебска в Крым, в бывший писательский Коктебель, но вернулся в родные пенаты, до клирика Знаменского храма о. Виктора (Федосова), который спел под гитару на открытии в театре духовно-патриотическую песню о Борисе и Глебе. Из Липецка приехала поэтесса Надежда Цыплакова, которая прочитала с вызовом стихи, обращённые к «учителям» России:

Монголы мы или татары –

Не Вам судить – вам не понять,

В большом ли или в самом малом

Она нам – Родина и Мать.

Победителем поэтического конкурса стал молодой выпускник Воронежской лесотехнической академии Алексей Ряскин. В его первой книжке есть взволнованное стихотворение о бесконечной просёлочной дороге:

Ей кажется глупым людское желание

Уснуть и забыться,

Она смеётся над человеком,

Бегущим то к веселью, то к боли.

Ведь дорога знает,

Какая бездна тайн может вдруг открыться,

Пока ты идёшь по ней

От стога сена до пшеничного поля.

Да, в пути, порой невеселом, открывается много тайн для думающего, страдающего человека на просторах Русской равнины. Первый фестиваль русской культуры и словесности в Борисоглебске – радостная остановка на этом вечном пути.

Братья Борис и Глеб были канонизированы как страстотерпцы , что подчёркивает принятие ими мученической смерти не от рук гонителей христианства, а от единоверцев, и подвиг их состоит в беззлобии, нежелании пролить братскую кровь в борьбе за власть. Мы знаем, что эта неистовая борьба хоть в древности, хоть в наши дни попирает все нравственные законы и божеские заповеди. Первоначально Борис и Глеб стали почитаться как чудотворцы-целители, а затем русские люди и преимущественно княжеский род стали видеть в них своих заступников и молитвенников. В похвале святым, содержащейся в «Сказании», их называют заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей: «Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем». Не случайно летописи полны рассказами о чудесах исцеления, происходивших у их гроба (особый акцент на прославлении братьев как целителей сделан в древнейшей церковной службе святым, датируемой XII веком ), о победах, одержанных их именем и с их помощью (например, о победе Рюрика Ростиславича над Кончаком и Александра Невского над шведами в Невской битве ). Пусть останутся они защитой и опорой для славного города Борисоглебска, его фестиваля Русской словесности и культуры, всего Русского мира.

Александр Бобров


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"