На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Губители народного духа

О самом существенном

Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может 

быть оценено одними соотечественниками — для других оно или не 

существует или даже может показаться пороком.

Александр Пушкин

 

Это резкое и для кого-то спорное утверждение – «оценено только соотечественниками» - Пушкин высказал в статье «О народности в литературе», замечая в самом начале: «Один из наших критиков, кажется, полагает, что народность состоит в выборе предметов из Отечественной истории…». При этих словах сразу вспоминается герой этих заметок – министр культуры Владимир Мединский, который и роман исторический написал «Стена» из времён Смуты, и мифы о Великой Отечественной по ТВ развенчивает с формально-патриотических позиций, а вот духа народности-то не воспринимает. Ибо верный ученик Пушкина – малоросс Гоголь в статье «Несколько слов о Пушкине» (1835) восклицает: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте» и добавляет для всех деятелей на ниве культуры: «...Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа… Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа...».

Вспомнил эти азбучные истины, когда перед отъездом на 47-ой Некрасовский праздник поэзии посмотрел отчёт о заседании в Кремле президентского Совета по межнациональным отношениям. Самые правильные слова произнёс Владимир Путин: «Мы уже неоднократно говорили о незаменимой роли в воспитании молодёжи литературы, истории, русского языка... Обладающий знаниями, достаточным кругозором, грамотный человек по сути застрахован от вируса национализма и нетерпимости… Приоритеты государственной молодёжной политики должны быть направлены на воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетаются любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Что тут возразишь! Ждём внятной программы и умных исполнителей. Но…

Вслед за главой государства с серией декларативных предложений выступил министр культуры Владимир Мединский. В числе его идей — изменить соотношение часов преподавания русского и иностранных языков в школах в пользу русского, а также реформировать театры юного зрителя в регионах, чтобы там ставились произведения из школьной программы и начали «давать классику без искажения». Еще одна идея министра — при каждом ДК создать отделы традиционной народной культуры, ведь «только изучая культуру собственного народа, молодежь начинает изучать культуру соседних народов». Тут сразу начинает закрадываться сомнение в компетентности выпускника МГИМО: а проездился ли он по России, как советовал Гоголь, а бывал ли он в клубах российской глубинки, где фольклорные коллективы - всегда самые сильные и живучие? Почти все время, пока Мединский выступал, глава государства оживленно шептался с первым замом главы администрации Вячеславом Володиным. Министр это видел и с беспокойством поглядывал на президента. Но прервать свою напористую речь, разумеется, не посмел. Путин повернулся в сторону Мединского лишь тогда, когда тот пригласил главу государства на фестиваль «традиционной народной культуры» в… Сочи. Президента смутило его название: «Спасибо, конечно, за приглашение. Но, возможно, я что-то не понимаю: фестиваль традиционной народной культуры… Так народная культура, она и есть традиционная. Не бывает нетрадиционной народной культуры. Или я чё-то не понимаю?» — вновь со смехом повторил президент. Министр нисколько не смутился (комсомольско-дипломатически-депутатская школа!) и ничего не ответил. А зачем? – ведь Путин и без того знает, кто был выдвинут главой правительства на столь ответственный пост.

«Он энергичный», — так охарактеризовал Мединского премьер Медведев телеведущему Познеру. Маловато чё-то – важнее, куда его энергия направлена? Карьерные люди такого толка были всегда: при Сталине они любили песню «Сулико», при Хрущёве – украинские вышиванки и коломыйки, при Брежневе, пришедшем в Политбюро из Молдавии – танец «Жок». То есть превозносили сарафан - «традиционную народную культуру», а сами тайно любили «нетрадиционную»: джаз, рок, битлов, абстракционистов, венецианские биеннале. Ну, набор известен. Причём, они презирали и гнобили именно тех русских творцов и деятелей, кто любил и фольклор, и западное искусство, но особенно пёкся о родной, национальной культуре в пушкинском понимании. Уроженец украинского городка в черте осёдлости – Мединский со своей американско-пиаровской карьерой полностью принадлежит к такому типу людей: он говорит для отвода глаз, для услады власти и дымовой завесы правильные вещи о лезгинке и об «одном районе Вологодской области, где из-за фольклора снизилась преступность» (полный бред! – это лишь одна составляющая: на Кавказе, например, все поют и пляшут лезгинку, а преступность…), но сам вдруг предлагает либеральной антисоветчице Ирине Прохоровой (см. её программу на телеканале брата РБК) возглавить Общественный совет при Минкультуре и вкладывает огромные средства в самый подрывной проект министерства культуры по «нетрадиционной культуре».

 

Нетрадиционная культура

 

Прозаик Николай Дорошенко в двух убедительных статьях в газете «Российский писатель» дал исчерпывающий анализ этой культурной диверсии: « Чтобы не быть голословным, - пишет он, - сошлюсь на самого Мединского: "У нас самый большой, один из самых затратных проектов года – строительство государственного центра современного искусства на Ходынском поле за 5 миллиардов рублей. И главная его задача – поиск и работа с новыми художниками, творцами, с экспериментаторами. Такие же центры существуют по стране. Мы строим центры инновационного развития на Дальнем Востоке, в Калуге и Первоуральске. И открываем в ближайшее время по всей стране еще 50 многофункциональных культурных центров, одной из задач которых будет работа с молодыми авторами, художниками, сценаристами, драматургами, писателями».

Казалось бы, благое дело с молодыми работать, но в каком направлении? Чтобы понять, что такое «современное искусство» в понимании мединских , достаточно ознакомиться со скандальной деятельностью галериста Марата Гельмана с его «красными человечками» в Перми и куполами-клизмами в Краснодаре, где его оплевали казаки. Да что там множить примеры: в «Литературной газете» публикуется цикл статей о том, что сделали с выставочными залами Третьяковки на Крымском валу с их концептуальным искусством, перформансами и приговщиной: они калечат здравый смысл, эстетическое чувство и просто пустуют. Но это уродство – усиленно навязывается, финансируется из нашего кармана, а направляется порой «оттуда». Под «многофункциональными культурными центрами» подразумеваются Дома новой культуры (ДНК), проект которых был презентован в Калуге Владимиром Мединским вместе с Александром Мамутом как одним из основателей института «Стрелка» (специализируется на «производстве знаний, новых идей и оптимальных способов их реализации») и, конечно, тоже писателем - Владиславом Сурковым. Он и уточнил главный смысл проекта: «В Калуге должно быть известно то же, что и в Нью-Йорке, и в то же самое время, а не с 10-летним опозданием, как это принято в России» . А почему должно быть известно немедленно и всё ли без разбору? – не уточнил. Вот они, типичные комсомольские функционеры, перекрасившиеся в демократов и людей мира! Курирует калужский проект некая Екатерина Гиршина - заместитель директора по управлению проектами непотопляемого Британского совета – организации, непосредственно подчиняющейся британской королевской разведывательной службе (SIS Ми 6). Депутат Фёдоров, ставший ярым патриотом, обратился к Мединскому с письмом-требованием пропагандировать национальное, традиционное искусство, а опытный аппаратчик-министр перешёл в наступление и накатал в ответ 7 страниц спикеру Нарышкину. Борьба разгорелась не на шутку! Но паны (народные избранники, кому зарплаты до 400 тысяч президент поднял) дерутся, а у нищих деятелей культуры и литераторов чубы трещат. Так, министр Мединский собирается по-шариковски отнять и «поделить» между всеми самоявленными союзами Дом Союза писателей России на Комсомольском, 13. Писателей России утешают питерцы: вы не единственные, у кого Мединский отжимает помещение. Оказывается, до этого он замахнулся на Эрмитаж: депутат петербургского парламента Максим Резник обратился к министру культуры по поводу информации о возможном размещении в помещениях Государственного Эрмитажа кабинета министра культуры и сотрудников его аппарата. Ранее к депутату по этому вопросу обратился руководитель Фонда борьбы с коррупцией в Санкт-Петербурге Дмитрий Сухарев. Пока ясного ответа не получено.

 

«В мире идет  жесткая борьба "за умы", за идеологическое и информационное влияние», - заявил в Кремле Владимир Путин.  В этой схватке по-прежнему самым взвешенным, глубоким и образным остаётся печатное слово, особенно литературное, патриотическое. Да Путин и сам это знает, как показала его предвыборная компания. Он напечатал аж семь статей по самым насущным вопросам в разных (в основном либерально-официозных) газетах, хотя мог бы как премьер выступить на всех федеральных телеканалах. Но весомей – печатные обобщения и посулы, а уж в эфире пусть их широко комментируют. Теперь у нас «Почта России» лишилась дотаций, цена доставки возросла, и тиражи по подписке – упали. Везде – от Японии до Канады и США – государство в разных формах дотирует доставку прессы населению. Россия в этом плане выпадает из нормального порядка вещей. Даже в Албании есть льготы: нулевой НДС для всех печатных СМИ, включая подписку. И в Англии – нулевой. У нас же на подписку полный НДС – 18%, хотя на розницу – 10%. Во Франции, например, помощь СМИ – миллиард евро в год: и на розницу, и на подписку. То есть 48 миллиарда рублей. Пятая республика богаче нас или умнее?

 

Голос долга и чести

 

С этими невесёлыми мыслями отправился в Карабиху, вспоминая слова Николая Некрасова: «Есть голос в душе человека, громче самого голоса крови и отцовской любви, и благо тому, кто до последней минуты внимал святому голосу долга и чести и шел по призыву его, куда бы ни лежал путь!». Под зелёный шум на берегах Которосли, среди аллей знаменитой ухоженной усадьбы Карабихи невольно думаешь: доносится ли до сограждан, особенно до подрастающего поколения святой голос долга и чести? Праздник особая статья – тут стихи льются как волны Волги, а вот отзываются ли они повседневно в душе человека громче «самого голоса крови»? Тут ещё и особый смысл всплывает по поводу крови: ведь Николай Алексеевич родился 10 декабря 1821 года на Украине, в местечке Немирове под Винницей. Свихнувшиеся националисты его в украинцы записывают, а Пушкина в… евреи. Но и на сайте клуба поэзии физического факультета МГУ написано про поэта: «В Петербурге жил примерно в то же время, что и Тарас Шевченко. Правда, Шевченко отчего-то не любил Некрасова... А тот, кстати, был украинцем по матери, любил малороссийский язык. Знаменитый "Зеленый Шум" Некрасова - вольный перевод украинской народной песни».  Нет, Некрасов был по матери поляком и судьбой ещё раз доказал, что польская кровь, как у Достоевского, например, или Брусилова не мешает быть русским патриотом и доблестно служить Отчизне.

Накануне 47-го Некрасовского праздника прошло заседание Ассоциации учителей русского языка и литературы в Общественной палате РФ и началось оно с печального заявления: «понятия доблесть и честь исчезают из обихода учащихся». Это впрямую перекликается с вопросом: а из информационного поля не исчезают? Ну и с духом этих заметок. Далее выступающие говорили о том, что планка удовлетворительного результата ЕГЭ по русскому и литературе опущена ниже низкого – с 36 баллов до 24 и о том, что «единое образовательное пространство в области русского языка и литературы если не разрушено полностью, то находится на грани. Утрачивается такая функция, как формирование гражданской и национальной идентичности». Депутат Ирина Яровая стала говорить о необходимости единого учебника по литературе, увязанного с единым учебником истории, причём в таком тоне, что это чуть ли не решено на высшем уровне. Дело необходимое, но кто сумеет создать такой учебник, какие имена и произведения в него войдут? Например, усилиями либералов от образования добились того, что на уроках литературы не проходят прозу о Великой Отечественной – ничего! Выкинули «Молодую гвардию», а Краснодон сегодня снова сражается с нацистами. Как же воспитывать патриотизм и формировать мировоззрение, понятие о доблести и чести?

В то же время творчество рыцаря долга - Некрасова, насквозь русское (стихи разошлись по песням и поговоркам), в школе, мягко говоря, не превозносится. Сам был потрясен, когда приехал снимать сюжет к юбилею Некрасова в рабочий город Дзержинский, зашёл в гимназию, стал говорить о поэте и вдруг услышал… пренебрежительный тон. Одна молодая учительница сказала: вот вы написали книгу «Серебряные век Подмосковья», приезжайте с этой темой, поговорим о Серебряном веке». Это было дико слышать, потому что все звёзды сверкающего периода поэзии боготворили Некрасова, учились у него с детства. Корней Чуковский был сам удивлён, когда выдающиеся современники на вопрос его анкеты - ваше отношение к Некрасову? – отвечали в один голос. Ахматова: «Люблю»; Блок: «Люблю», Волошин: «Очень люблю». Один только сказал: «Не люблю» - Асеев. И кто его сегодня читает? Но нам нынче при информационной вакханалии даже гении – не указ. Почему? – время антинекрасовское, атмосфера - антигражданская, а то и антирусская. Какая уж тут «Орина – мать солдатская»…

Тем ценнее усилия музея, созданного в послевоенном 1946 году, (нынешний директор Андрей Ивушкин) по расширению, совершенствованию экспозиции, самой работы с посетителями. Ну и по проведению праздника, понятно. Торжества удались на славу, потому что программа его в представлении зам. директора музея Татьяны Полежаевой была многообразна, как никогда - на любой вкус и возраст. В ней приняли участие актеры ярославских театров, ансамбль народных инструментов «Золотые купола», в авторском исполнении прозвучала музыкальная композиция «Матушка-Русь». Стихи Некрасова положила на музыку певица и композитор Галина Рылеева (Москва), подготовил свою композицию известный киноактер Лев Прыгунов.

Писательскую делегацию представляли Александр Ананичев (Сергиев-Посад), Борис Бартфельд (Калининград), Александр Бобров, Валерий Дударев и Игорь Михайлов (журнал «Юность»), Мария Суворова (Вологда), Владимир Фомичев (председатель Некрасовского комитета СП России), от ярославцев читали Евгений Гусев и Владимир Перцев. Юных гостей праздника и их родителей ждала разнообразная программа: «Спасибо, сторона родная!.. - выступление юных поэтов и артистов - лауреатов и участников областных творческих конкурсов. И конечно, радовали ярмарка, народные умельцы, крестьянские хороводы. Дух Некрасова…

Но ведь народность – не в описании сарафана, как учил нас Гоголь. И тут я хочу сказать об особой акции – достаточно смелой по нашему времени и общему настроению власть и деньги имущих. В музее усадьбы открылась выставка «Триумвират Николаев» - партнерский проект Карабихи, музея Н.Г. Чернышевского (Саратов) и музея Н.А. Добролюбова (Нижний Новгород). Сотрудники музея рассказали нам о борьбе и дружбе трёх великих революционных демократов, показали редкостные экспонаты в оригинале и даже прочитали трогательную композицию из писем и признаний единомышленников: они верили друг в друга, как в себя. Встретишь ли подобное в нынешней литературной среде? Нас было в гостиной человек пятнадцать, и думалось: как бы расширить аудиторию, пригласить сотрудников Минобра, методистов, чтобы с их помощью вернуть этих Николаев в школьные программы? Дело ведь не в том, чтобы возвеличивать в полном объёме их идеи или тем более вульгарно навязывать крайние взгляды насильно, как бывало в прежние времена, но надо знать, о чём думали, почему страдали эти благородные люди, подлинные граждане отечества и таланты на ниве просвещения. И разве не востребованы сегодня их идеи социальной справедливости? Их порывы выражены строчками Некрасова:

Кто, служа великим целям века, 

Жизнь свою всецело отдает 

На борьбу за брата-человека. 

Только тот себя переживет.

Да, многие сотрудники и авторы некрасовского «Современника» себя пережили. Разве каждый учитель, журналист, чиновник не должен задаться простым вопросом: почему?! Молодые дерзкие писатели, группировавшиеся в середине 40-х годов 19-го века вокруг Белинского и Некрасова, давно мечтали о собственном журнале, который стал бы рупором их идей. Но Николай I не разрешал издавать новые журналы. «И без того довольно», — так написал он на прошении одного литератора. Выход из создавшегося положения был все же найден: Некрасов и его товарищи купили право на издание журнала «Современник». Новая жизнь журнала, основанного еще Пушкиным в 1836 г., началась с 1 января 1847 г. Бессменным руководителем журнала стал Некрасов. В 1848 г., вскоре после смерти Белинского, правительство, напуганное революционными событиями в Европе, а также замыслами раскрытого тогда революционного кружка Петрашевского, стало еще более нетерпимым к каждому вольному слову, и особенно к смелым журналам. Многие статьи и рецензии «Современника» вызывали угрозы цензуры закрыть новый журнал за «неблагонамеренность». И все же Некрасову и его сотрудникам удалось сохранить «Современник». Подвиг!

Перед отъездом на Некрасовский праздник я побывал на Соборной встрече в Пашковом доме «Самосознание граждан – будущее России и мира». После заглавного выступления В.Н. Ганичева – председателя Союза писателей России, который привёл сонм примеров бескорыстного подвижничества сограждан по сохранению чести и доблести предков, по сбережению литературных мест, слово взял А.Ю. Гаврилов, глава Администрации Вачского района Нижегородской области, член правления фонда Некрасова. Он рассказал об инициативе по созданию историко-культурного центра им. Н. А. Некрасова – с восстановлением храма и дворянско-крестьянского усадебного комплекса в сельском поселении Клин. По свидетельствам современников, Николай Алексеевич неоднократно посещал имение, подолгу проживал, охотясь и общаясь с местными жителями. Так в бессмертной поэме «Кому на Руси жить хорошо» вдохновенно описаны и само село Клин, и близлежащие деревни.

Так что память о Некрасове усилиями подвижников не меркнет и даже ширится. Вернуться бы к его горячим призывам и добросердечным заветам, к лучшему, за что ратовали три Николая.

 

МЫСЛИ В КАРАБИХЕ

 

      …Спасибо, сторона родная,

      За твой врачующий простор!

                          Н. НЕКРАСОВ

 

Ценю в Карабихе усадьбу,

Её достоинство, простор –

И как Некрасова усладу,

И как нуворишам укор.

 

Поэты русские – в загоне,

Как удивился бы певец,

Когда бы в Истринском районе

Увидел Миллера дворец,

 

Других чиновников версали,

Где свет на золоте плясал,

А он в какой-то скромной зале

Стихи великие писал.

 

Его строку - любовь поила,

Несправедливость - сердце жгла.

Теперь растёт за виллой вилла,

А за какие, брат, дела?

 

Скажи хозяину, как дурню:

Зачем тебе дворец и сад?

В Карабихе хоть винокурню

И пивоварню сделал брат.

 

Уроды-замки смотрят в воду,

С Некрасовым вступают в спор

И застят русскую природу, 

Губя врачующий простор.

Но наш необозримый духовный…

 

Но наш необозримый духовный и равнинный простор не загубишь – иначе и сами губители сгинут!

Александр Бобров


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"