На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Внесение света и порядка в смутный хаос

Россия и русские в мировой истории

Скажем сразу со всей определенностью, ибо это есть наша взвешенная и безусловная оценка,— данная научная монография является в настоящее время лучшей работой по осмыслению историко-политической оценки совре­менного состояния России и русского народа. Подчеркнем: не одной из лучших, а именно лучшей.

Наталья Алексеевна НарочницкаяНаталья Алексеевна Нарочницкая — историк, так сказать, потомственный. Ее отец, Алексей Леонтьевич, академик, автор многих трудов по истории XIX века, из которых назовем только один, зато широко известный — “История дипло­матии”, вышедший несколькими изданиями. Был руководителем научных институтов, четко придерживался линии государственно-патриоти­ческой... Помимо многих научных работ, посвященных взаимоотношениям России и Запада, Н. Нарочницкая является известным общественным дея­телем — членом комитетов “Русский Севастополь”, “За права сербов”, выступала в защиту Русской Православной Церкви и против расширения НАТО. Ныне избрана депутатом Государственной Думы от блока “Родина”.

Познание исторического прошлого (в научном определении — историо­графия) — это не сумма крупных или мелких, а порой и пустяковых событий, а прежде всего — осмысление человеческого бытия и опыта. Затем, чтобы оттуда извлечь сугубо поучительные выводы для дел сегодняшних, задач насущных. Именно этим сюжетам посвящена монография Н. Нароч­ницкой.

Впечатляет глубина и широта охвата исторического материала. Вот читаем: “Мир был бы иным, если бы Сибирь и Дальний Восток не были освоены рус­скими, а стали легкой добычей Китая и Японии. Европа напрямую столкнулась бы с Азией, если бы монголы не “отступили в степи своего Вос­тока, побоявшись оставить за спиной обескровленную Русь”, или западные славяне не были бы окатоличены. Существуют также известные геополити­ческие реальности. Со времен Омейядов и Аббасидов Дамаск соперничает с Багдадом. Сеул боится Токио, Варшава, раздвоенная между славянством и латинством, вечно интригует против России, у нее же ища защиту от тевтон­ства. Судьба православных балканских народов, прежде всего сербов как фор­поста православной цивилизации, и их право на существование со стороны атлантизма напрямую всегда и поныне связаны с силой России. В много­образном мире резкое нарушение соотношения сил между крупными цивили­зациями немедленно порождает импульс к духовной и иной экс­пансии”.

Именно в отношении нашей родины это резкое нарушение произошло. А когда и как, это ощущают все граждане России.

Политические оценки у нас давно уже навязываются пресловутыми “теле­ведущими”, выращенными, как шампиньоны, в темных коридорах проев­реенного Останкино. Серьезные выводы делают лишь образованные полито­логи, а наш автор именно из этого круга. Прислушаемся к четкому и одновре­менно красноречивому определению того, что же произошло с нашей страной в последнее десятилетие: “Уничтожение российского велико­державия во всех его духовных и геополитических определениях, устранение равновеликой всему совокупному Западу материальной силы и русской, всегда самостоя­тельной исторической личности с обостренным поиском универсального смысла вселен­ского бытия — вот главное содержание нашей эпохи. Под видом прощания с тоталитаризмом сокрушена не советская — русская история. Потемкин — уже не Таврический, Суворов — не Рымник­ский, Румянцев — не Задунайский, Дибич — не Забалканский, Паскевич — не Эриваньский, Муравьев — не Карский...”. К этому точному выводу следует непременно добавить нашу всегдашнюю Веру и Надежду: пока это так... Ничего, дайте только срок!

Как и большинство образованного русского сословия, Н. Нарочницкая понимает огромную значимость в наше расплывчатое время христианских ценностей. Не протестантских, конечно, которые давно стали идейным ору­жием золотого тельца, и не современных католических, разложенных омасо­ненной римской верхушкой. В книге этот важнейший мировоз­зрен­ческий вопрос ставится прямо и без обиняков: “Сейчас, как никогда в истории, подвер­гается испытанию способность христианского мира в целом сохранить смысло­образующее ядро своего исторического бытия, а также судьба рус­ского народа и православного славянства, воплотившихся иначе, чем Запад­ная Европа... Центральный вопрос христианской жизни — преодоление искушения властью и хлебом и отношение к заповедям Блаженства в Нагорной проповеди. Не случайно русские и сербы, носители византийского наследия и форпост поствизантийского пространства, оказались в центре мирового столкновения”.

Идеологи нынешнего буржуазного, сугубо рационалистического Запада в большинстве своем удовлетворены нынешним падением России и рассчи­тали уже (прямо о том вслух лишь проговариваясь), что такое положение сохранится надолго, а то и навсегда. Не споря тут ни с кем, Н. Нарочницкая прозорливо предрекает: “Если же Россия возродится, Запад не сможет и не захочет (мы отметили тут первый глагол — “не сможет”. — C. C.) изолировать такую системообразующую величину. Но прежняя идеологическая элита станет ненужной, ей будет отказано в членстве в мировой олигархии. Она же этого не желает”. Ну, конечно, не желает, еще бы! И добровольно никогда и никуда не уйдет. Значит, здоровым российским силам этой самозваной “элите” придется указать на выход. Он же может стать входом в Матросскую тишину...

Далее Н. Нарочницкая с предельной лаконичностью высказывает важную мысль, что “двукратное в последнем веке II тысячелетия Христа русское самопредательство в пользу западных идей обошлось дорого”. Верно, куда уж дороже, если вспомнить первые десятилетия после 1917-го и 1991-го злосчастных годов. Да, темная роль в первом случае Троцких и Свердловых давно выяснена и оценена, как и во втором — несчастного академика Сахарова, этой игрушки в руках “Люси” Боннэр. Так, но вопрос о русском само­пре­дательстве, своевременно помянутый Н. Нарочницкой, не должен быть забыт.

Н. Нарочницкая внимательно следит за мировыми событиями, отмечая все наличные силовые векторы, а также грядущую возможность их изменений. В первые годы XXI столетия военно-политическое всемогущество Соединенных Штатов казалось некоторым уже состоявшимся. И вот это виртуальное могу­щество стало рушиться на глазах всего мира! Глубинные изменения коснулись самого вроде бы надежного союзника Америки — стран Западной Европы. Из поля зрения нашего ученого-политолога эта самоно­вейшая пере­движка на миро­вой арене, разумеется, не выпала. Тут же следует приме­чательный вывод:

“Сотрудничество России и Европы действительно может дать обеим мощный и столь необходимый импульс. Но обеим нужно, чтобы Россия вернула роль системообразующего фактора международных отношений... Вместо испрашивания у Запада “аттестата зрелости” Россия должна выступить не духовной “бесприданницей”, а представительницей поствизантийского прост­ран­ства и восточнохристианского мира”.

Особый интерес представляет собой раздел книги, где подробно разби­рается обстановка в бывших советских республиках, ныне независимых государствах (действующий политик тут иначе не должен выражаться, но мы-то можем: полунезависимые они все). Современность тут увязана с новой и древней историей, а выводы могли бы стать добрым советом нашему нынешнему внешнеполитическому руководству.

Нет сомнений, что данная книга Н. Нарочницкой будет переиздаваться. Хочется пожелать, чтобы появились исторические карты и схемы (их в книге пока только две, и не из числа самых удачных). И еще — обязательно необходим именной и географический указатель.

Сергей Семанов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"