На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Кровь людская – не водица

Очерк

Древняя славянская пословица «Кровь людская – не водица», сохраняя свой этимологический смысл, пережила и переживает различные оттенки своего значения, приобретая черты различных эпох. Больше всего приблизил пословицу к современному пониманию знаменитый украинский писатель и общественный деятель Михаил Афанасьевич Стельмах, создав свою трилогию: «Большая родня» (1950), «Кровь людская – не водица» (1957), «Хлеб и соль» (1959). 

Писатель-гуманист, как бы забегая наперёд, в своих произведениях отражает весь ужас суровой действительности, когда родной брат убивает брата только за его другие взгляды. Страшная гражданская война разрушает всё общечеловеческое… война среди граждан одной страны и в то же время людей-врагов, которые каждый по-своему любит свою родину. Честные люди, которые не сумели разобраться в сложных обстоятельствах или по принуждению, поддавшись демагогическим лозунгам преследующих свои личные интересы врагов Украины, взялись за оружие и стали жертвами братоубийственной войны. 

Михаил Стельмах, будучи правдолюбом и жизнелюбом, в своей жизни и общественной деятельности подчёркивал, что в наше кровавое время не удивишь смертью и уничтожением людей. Придавая новый смысл выражению «Кровь людская – не водица», Стельмах был активным участником международного движения сторонников мира, проповедуя победу добра над злом. 

Работая в Украинском Комитете Защиты Мира, я тесно сотрудничал с Михаилом Афанасьевичем. Он поддержал идею проведения в октябре 1973 года в Москве Всемирного Конгресса миролюбивых сил. Будучи делегатом Конгресса, Стельмах попросил меня помочь ему в организации дружеской встречи в гостинице Москва писателей-делегатов Конгресса Украины и России. Он председательствовал на затянувшейся до утра встрече, и его не смутило даже то, что ресторан предложил ему доплатить солидную сумму к выделенным организаторами Конгресса средствам.

Я подробно остановился на авторе романа «Кровь людская – не водица», чтобы глубже понять место и роль современной творческой интеллигенции Украины и России в предотвращении тех кровавых событий, которые захлестнули мою малую родину и лишили жизни нескольких тысяч наших земляков, включая малых детей, беспомощных стариков и женщин. Событий, которые изгнали из родного дома более миллиона беженцев. И не только изгнали, а лишили их крова, больниц и православных храмов, школ и памятников культуры. 

При этом припоминается, как в молодые годы мы восхищались инициативой известных интеллектуалов того времени английского философа и общественного деятеля Бертрана Рассела и французского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Жана-Поля Сартра по созданию общественного неофициального Трибунала по расследованию военных преступлении США во Вьетнаме. 

Решения Трибунала не имели юридической силы, но оказали большое влияние на мировое общественное мнение, поскольку квалифицировали действия США в целом как преступления против человечества (согласно статье 6 Нюрнбергского Статута). 

Злодеяния укронацизма на Юго-Востоке Украины – бомбёжки гражданских целей и гражданского населения, применение вооружения и оружия, запрещённого законами войны, геноцид против мирного населения и взятие заложников – ничем не отличаются от преступлений его американских учителей и покровителей во Вьетнаме. 

Сожалею, что в современных интеллектуалов и звёзд культуры не достаёт инициативы, чтобы учредить, наподобие Трибуналу Рассела, народный трибунал по Украине, который бы от имени общественности перед всем миром разоблачил военных преступников, захвативших власть в Киеве.

Надо отдать должное творческой интеллигенции Москвы, которая обратилась с открытым письмом к интеллигенции Украины, призвав её проявить свою мудрость и благоразумие, проявить свою гражданскую позицию и использовать своё влияние, чтобы «Остановить братоубийственную гражданскую войну, остановить уничтожение мирного населения, остановить разрушение городов и сёл, остановить геноцид своего народа». 

Я знаком со многими представителями творческой интеллигенции как России, так и Украины. К сожалению, как с украинской, так и с российской стороны находятся и такие, кто занимает или нейтральные позиции, т.е спокойно наблюдает как льётся кровь, или потворствует преступникам. Благодарю Бога за то, что он не допустил, чтобы подлинные мастера культуры поддержали или сочувствовали тем, кто, считая себя «популярными среди населения», поощряли убийц, выходили с бандеровскими флагами на улицы Москвы, выступали со слащавыми песенками перед карателями или посылали заискивающие «мессиджи» американцам и их ставленникам в Киеве.

Ни персонажи, оккупировавшие властные кабинеты в Киеве, ни их покровители в Вашингтоне или Европейских столицах не хотят признавать, что на Украине идёт кровопролитная гражданская война, что на площадях и улицах погрузившегося во мрак, отрезанного от всего мира, обезвоженного Луганска проливаются реки крови. 

Хочу процитировать только некоторые сообщения пресс-службы Луганского городского совета, которые звучат как сводки с фронта: «В областном центре продолжают гибнуть мирные жители. За время обострения ситуации луганчане потеряли 102 человека... В результате непрекращающихся обстрелов города за один день погибло 5 мирных жителей. Огнестрельные ранения и травмы получили 9 луганчан, в том числе 1 ребенок. Луганск полностью обесточен – отсутствует энергоснабжение, водоснабжение, мобильная и городская связь. За минувшие сутки «скорой помощью» осуществлено 67 выездов. Из-за попадания снарядов произошло несколько пожаров, в частности: ул. Линева («Эпицентр»), 2-ой Железнодорожный переулок, 5, Меловской проезд, 7, ул. Ватутина, 3б (подвал дома), ул. Молодой Гвардии, 12 а, 18-ая Линия, 47, ул. Новопромышленная, 3, ул. Лесопарковая, 46…».

Точных данных о погибших, как со стороны ополчения и мирных жителей, так и со стороны украинских солдат, нигде нет. У каждого своя кровавая статистика. По данным ООН, с момента начала силовой операции на Украине погибли 1129 мирных жителей, были ранены 3500. Сколько погибло бойцов украинской армии – вообще тайна за семью печатями. Но свою статистику жертв в украинской армии ведут и ополченцы. По их данным, общие потери украинских силовиков на Донбассе со 2 мая по 27 июля 2014 года составили 12 тысяч 615 человек, из них 7401 человек – убитых и раненых, 14 – пленных и 5200 – дезертиров. 

Не знаю – верить или не верить этой печальной статистике. Но бесспорно одно – погибают не пришедшие со злым умыслом инопланетяне, а кровные братья, независимо от того, на какой стороне баррикад они находятся. Самое обидное то, что все они по-своему любят свою родину, а кровь проливают по наущению  и указанию тех, кому эта родина совсем не дорога. Это они здесь – пришельцы – инопланетяне. Они – существа другой национальности и веры. Это они жаждут нашей крови. А, как известно, кровь людская – не водица. И она неизбежно иссякнет, превратившись в огненный океан ненависти и победы. 

 

ГУМАННЫЕ» УБИЙСТВА

 

В сентябре 2014 года известный украинский поэт Дмитро Павлычко отметил своё 85-летие. Я знаю Дмитрия Васильевича более 40 лет. Он старше меня, и я, как православный человек, уважающий людей старшего возраста, и к тому же интересующийся литературой, сразу же после переезда в Киев в 1967 году искал и нашёл возможность познакомиться с этим интересным для меня литератором. Он был суперактивным человеком, и особенно часто мы с ним контактировали когда он был главным редактором журнала иностранной литературы «Всесвіт» и, как член общества по связям с украинцами за границей «Украина», помогал обществу в работе с украинской диаспорой, в том числе и разоблачать антиукраинскую и антироссийскую деятельность украинских националистов.

И когда кандидат филологических наук, ныне известный украинский учёный Николай Иванович Дубина, при сотрудничестве с обществом «Украина» составлял сборник «И земля их не примет. Слово поэтов Советской Украины против украинских буржуазных националистов» (Издательство «Радянський письменник», на украинском языке. Киев, 1973 год), ни у кого не было сомнения, что лучшими стихами под рубрикой «Вы слышите, иуды» были стихи Дмитра Павлычка. И если остальные поэты публиковали в сборнике от одного до 3-х – 4-х стихотворений, то Павлычко опубликовал подборку из пяти стихотворений и одного большого цикла под названием «Убийцы» (упомянутая выше книга, стр.: 96-116). А самое главное – они были наиболее удачными и острыми. Даже стихи патриотического звучания, учителя Дмитра Павлычка – Максима Рыльського были слабее, не говоря уже о стихотворениях четырёх десятков других поэтов – авторов сборника.

Можно было бы и не вспоминать «дела минувших дней», но за 40 лет после выхода этой книги я не нахожу более острого и более злободневного произведения, которое бы более точно и выразительно характеризовало нынешний разгул национализма на Украине. Вот посмотрите:

 

Та здавалось мені, що не ворони,

А бандерівські хижі кати

Прилетіли в покинуті сторони

Заховати криваві сліди.

 

Праведный гнев и ненависть вызывают кровавые злодеяния «бандеровских хищных палачей» у тридцатилетнего поэта (в таком возрасте он написал эти стихи) особенно когда он «стоял над страшной криницей, где родники забиты костьми». Его обличения бандеровщины – это не плоды художественных вымыслов или надуманных фантазий. Они основаны на известных не только ему, но и широкой общественности исторических фактах. Взять хотя бы его стихотворение «Суд в Белзе», которое поэтическим даром Павлычко раскрывает подлинную трагедию вдовы Марии Загурской, расстрелянной и сброшенной в колодец бандеровцами вместе со своими детками – трехлетним Ярославом, четырёхлетней Евгенкой, шестилетней Ганнусей. Вдова поднялась из могилы, чтобы «Бандеры, мельники, донцовы были навеки прокляты».

И мы, читатели, верим и соглашаемся с поэтом в том, что убийства и другие злодеяния бандеровцев должны быть наказаны. Искренние и правдивые стихи, глубокие переживания поэта вызваны отнюдь не желанием угодить правящим кругам того времени за возможность быть избранным в ЦК ЛКСМ Украины, Верховные Советы СССР и УССР. Этими титулами он был удостоен как за свой талант, так и за преданное служение своей стране.

Вызывает только сожаление то, что за период между публикацией этих и других подобных произведений поэт Дмитро Павлычко прошёл путь перерождения – от проклинаний бандеровцев до их защиты и прославления. Иногда в таких случаях говорят: «трудный и извилистый». Ничего подобного. Путь перерождения был прямым и целенаправленным. Трудно поверить, что это случилось с умным и незаурядным человеком. Но такое бывает. Такое случается, когда Господь вздремнул, а сатана завладел душой и телом.

«Злодеяния бандеровцев – преступны и заслуживают вечного проклятия» – такой вывод мы делаем вместе с поэтом, перечитав его произведения, опубликованные в книге «И земля их не примет...». Но почему поэт и общественный деятель Д.В. Павлычко ведёт речь о преступлениях бандеровцев только того времени? Почему преступные деяния современных карателей и палачей, незаконно захвативших власть в Киеве, находят его одобрение и поддержку? Что же получается – совершающие убийства вновь появившиеся на Украине «Бандеры, мельники, донцовы» – это уже не преступления, а «гуманные деяния»?

Казалось бы, что чувствительное сердце поэта не могло не содрогнуться от трагических сообщений с Луганщины о том, что нацистскими карателями разгромлены селения моей малой родины с такими поэтическими названиями: Счастье, Новосветловка, Весёлая Гора, а их жители, так же, как и в западноукраинском селе Низы после бандеровских погромов, видели «біля смерті смерть». Выжившие после пыток и убийств со слезами проклинали тех, кто со словами «мы пришли, чтобы вас освободить» посеял горе и ненависть в их счастливых, светлых и весёлых селениях.

Я просмотрел стихи поэта, созданные им накануне своего юбилея – в сентябре 2014 года. В написанных наспех бессвязных заклинаниях он не одобряет поддержанное всем миром перемирие на Украине, заявляя: «Примирение – то кровь и смерть» и призывает: «Народе мій, відкрий вогонь…» («Примирення», 08.09.2014). Не иначе как циничными можно назвать сравнения лётчицы-убийцы Надежды Савченко со «Светлой Господа слезой, Украины мечтой» («Пісня про Надію», 30.08.2014).

Творчество и общественная деятельность Д.В.Павлычко в «майдановский период» ставят его не только в один ряд с так называемой «партией войны», но и делают его глашатаем этой войны, опускают на дно двойных стандартов. Это только американцы считают что те, кто их наказывает и казнит – являются преступниками и террористами. А если они своими бомбардировками уничтожают тысячи и тысячи иракцев, ливийцев, сирийцев и население других государств – то совершают «гуманные» убийства.

Предавшись непреходящим мечтаниям о независимости и приложивший немало усилий к созданию независимого Украинского государства, 85-летний Дмитрий Васильевич Павлычко, видимо, и сам того не заметил, как его нэнька Украина оказалась в беспрецедентной зависимости от могучего и корыстного патрона. Как будто о себе – престарелом и о своих соратниках писал двадцатисемилетний Дмитро:

Ваш патрон американський –

Не якийсь там офіцерик.

Із пятьох він континентів

Хоче мати пять Америк.

(«І земля їх не прийме», стр.111).

Только Украины и не хватает американцам к тому, чтобы Европейский континент превратился в ещё одну Америку. И современный Дмитро Павлычко вместе с современными бандерами, шухевичами и другими «героями» вершат нынешнюю «Славу Украины». Только не независимой, а в составе очередного американского континента.

 

ЛЕСЯ УКРАИНКА – НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ГОСТЬ

 

Я может быть и не вспомнил эту историю, если бы она не была связана с моей народной дипломатией в самом прямом смысле этого понятия, а главное с очередной кампанией борьбы с памятниками, которая развернулась на Украине.

То, чем мне пришлось заниматься сорок лет назад, принуждает меня поразмышлять над тем, является ли боязнь памятников национальным или религиозным геномом украинцев, как это было, скажем, с берберами, которые в своё время, завладев античными памятниками на севере Африки, тут же занялись уничтожением мраморных скульптур и отбивать им головы. Или, может быть, это лишь форма борьбы определённой группы людей с теми, кого они отрицают или считают своими противниками?

В 1975 году правительство Украины поручило мне, как заместителю Председателя Общества по связям с украинцами за границей «Украина», изучить вопрос, провести переговоры и организовать передачу памятника известной украинской поэтессы Леси Украинки украинцам Канады. Я с энтузиазмом воспринял эту почётную миссию. Поскольку я уже не раз встречался с украинцами Канады и знал, с чего начать, я обратился за содействием к Товариществу (обществу) украинцев Канады (ТОУК), с которым уже давно дружил.

   ТОУК с готовностью меня поддержало. Решили провести переговоры с мэром города Эдмонтон Уильямом (мы его звали Василём) Гаврилюком. В. Гаврилюк был довольно популярным и влиятельным мэром-украинцем в столице провинции Альберта, в которой проживало к тому времени около 10% украинцев. Он был мэром-созидателем. Поэтому следовало было ожидать, что он примет наше предложение об установке памятника в Эдмонтоне. Мэр встретил меня очень любезно, но, как осторожный политик, заявил, что он бы не возражал, однако надо посоветоваться с членами совета города, в составе которого немало украинских националистов, остро выступающих против любых контактов с Советской Украиной.

Гаврилюк провёз меня по городу, показал предпочтительные места для установки памятника. Одно – возле нового здания мэрии, которое он недавно построил. И другое – на прекрасном склоне парка, который он же создавал. Кстати этот парк назван именем Гаврилюка после смерти его создателя. Мне больше понравилось место в парке.

   На следующий день Гаврилюк собрал совет города. Вот здесь я впервые испытал свирепость и злобу собратьев по крови. Они наотрез отказывались принимать «коммунистический подарок». Им ничего не значили мои аргументы о том, что Леся Украинка жила и творила ещё до победы коммунистов на Украине, что она является гордостью украинской нации…

Только благодаря поддержке мэра и неукраинской части совета, решение было принято в пользу памятника.

Хотя и с нехорошим осадком на душе, я возвратился в Киев и внес предложения об изготовлении памятника. Его создание было поручено известному архитектору и скульптору Анатолию Игнащенко и завершено к лету 1976 года. Общество «Украина» оформило отправку памятника через Одессу и порт Монреаль в Эдмонтон. С чувством выполненного долга я отправился на учёбу в Москву. Уже в Москве я узнал, что памятник в Эдмонтон не попал – мэр В. Гаврилюк к тому времени скончался от сердечного приступа, а местные националисты отказались его принимать.

И слава Богу, что ещё не все люди на земле заражены «спидом» украинского национализма. Независимый университет города Саскатун, что в500 километрахот Эдмонтона, несмотря на давление недоброжелателей, с большим удовлетворением принял памятник и установил его в университетском городке. Теперь он украшает парк университета и является культурной достопримечательностью провинции Саскачеван.

 

ИЗРАНЕННЫЙ МАТУСОВСКИЙ

 

Знаменитый поэт-фронтовик, поэт-патриот, Почётный гражданин города Луганска, автор слов широко известных в России и за рубежом песен: «Подмосковные вечера», «С чего начинается Родина», «На безымянной высоте» и многих других Михаил Львович Матусовский прошёл Великую Отечественную войну 1941-1945 годов с первого дня до последнего. На войне он получил ранения. Некоторое время хромал на одну ногу.

Но даже война с гитлеровцами, не нанесла столько ран, сколько досталось ему через 24 года после смерти. Ещё в 2009 году Общественное Представительство Луганской области и Луганское землячество передали луганчанам в подарок от супруги поэта Евгении Акимовны Матусовской личные вещи (рукописи, рояль, пластинки с записью песен, библиотека его произведений, газеты военной поры, ксерокопии документов о присвоении звания «Лауреат Государственной премии» и других правительственных наград – более 8000 документов). Экспозиция М.Матусовского стала самой крупной коллекцией (после коллекции К.Е. Ворошилова) в городском Музее истории и культуры.

Луганчане гордятся своим земляком. Комната-музей Матусовского стала одной из культурных достопримечательностей и самой посещаемой в городе. Передзданием Луганской Академии культуры и искусств сооружён бронзовый памятник поэту.

Луганское землячество в Москве совместно с семьей поэта и при поддержке руководства столицы России открыли мемориальную доску на доме по ул. Черняховского,5, где многие годы жил М.Л. Матусовский.

Город Луганск готовится отметить в 2015 году свой 220 юбилей. Луганчане хотели сделать свой любимый город еще прекраснее, привлекательнее. Теперь же предшествующий юбилею 2014-й год запомнится жителям города как самый страшный в его истории. Год смерти и разрушения. Создается впечатление, что вандалы из так называемой антитеррористической операции специально и планомерно его разрушили, стремясь вместе с ним уничтожить нашу историческую память и гордость луганчан.

Немецко-фашистские оккупанты не посмели в 1942-1943 годах уничтожить исторические памятники центра города. В том числе и здание Музея истории и культуры Луганска. Здание музея было построено в 1880-х годах. До 1919 года здание служило помещением для Городской Думы и Управы. В 1920-х годах оно было занято строительным техникумом, который в частности закончил и известный поэт-песенник Михаил Матусовский. После войны здание было передано краеведческому музею. Фасад здания сохранился до наших дней в аутентичном виде.

Теперь же, посмотрите, посмотрите, что сделали с городом и музеем «образованные», с безупречным знанием английского языка властители правительственных кабинетов в Киеве. Смертельный снаряд не смог угодить в Матусовского в жестоких сраженьях Великой Отечественной войны. Он угодил в него через 69 лет после её окончания. И не в сырых окопах фронтов, не в «землянке в три наката», а в самом красивом здании, в самом центре его родного города.

Во всём мире музеи, хранящие духовное и культурное достояние народа, являются неприкосновенными. Их разрушают только те, у кого нет души, то есть существа бездуховные, у кого нет родины, кому нечем гордиться, существа без роду, без племени, приматы, декорирующие себя очками и галстуками.

Цинично заявляя о своей заботе о сохранении Национального музея народной архитектуры и быта под Киевом, властные персонажи разослали через посольства во все украинские организации за рубежом просьбу –оказать финансовую помощь этому музею, поскольку Киев «не располагает такими ресурсами». Сразу хотелось спросить: для оплаты наёмников, чтобы убивать невинных людей и бомбить города и посёлки Юго-восточных областей у вас ресурсы есть. А на содержание гордости Украины – Национального музея народной архитектуры и быта – решили пойти «с шапкой по кругу».

Мы в землячестве посоветовались и ответили, что обязательно поможем Музею сразу же после восстановления музеев, памятников архитектуры и искусства, православных храмов, школ и больниц, детсадов и жилых домов Луганщины и Донбасса, разгромленных правительственными войсками.

Михаил Матусовский написал более ста стихов и песен о Луганщине и Донбассе. Он горячо любил свою малую родину, часто посещал свой родной город.

Сколько бы лет не прошло, какие бы лихолетья не пережила наша малая родина, какие бы орды иноверцев не пытались её поработить и унизить, нет сомнения, что сбудутся идущие от глубины сердца пожелания Матусовского для своей родины и земляков:

 

Была бы наша Родина

Богатой да счастливою,

А выше счастью Родины

Нет в мире ничего!

Николай Челомбитько


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"