На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Я русский по духу и крови

Поэт Борис Примеров

Русскому поэту, публицисту, критику Валерию Черкесову исполняется 70 лет! Секретариат правления Союза писателей России и редакция "Русского воскресения" от всей души поздравляют Валерия Николаевича с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, творческой радости, вдохновения и новых замыслов!

 

 

В 60-х годах один амурский стихотворец (тогда я жил в Благовещенске) поступал в Литературный институт им. М. Горького. Вернувшись с вступительных экзаменов, он рассказал, как в один из дней во время ливня во двор общежития института выбежал студент, поэт Борис Примеров, и давай скакать босиком по лужам. Рассказанное накрепко засело в моей памяти, и когда я позже приобрёл сборник этого поэта «Некошеный дождь» (изд-во «Молодая гвардия», 1967 г.), то был поражён, насколько образ поэта, нарисованный моим воображением, и его стихи совпадали.

Каждому своё земное небо

С розовой избушкой соловья,

Кроме золотой краюхи хлеба

И ручного верного ручья,

Чтобы слушать, как желтеют травы,

В каждую травиночку войдя

Бесконечной зыбкой и усталой

Маленькою каплею дождя.

 

Запомнились и другие строки:

 

До самого рассвета,

Как яблоки, круглы,

На чёрных-чёрных ветках

Качались воробьи.

***

Вышел месяц под деревья ?

Из-за старенькой реки,

Поздоровался с деревней

И не подал мне руки.

***

Я в рубашке родился,

Без рубашки умру

На стареющем, душном

Безымянном ветру.

 

Последнее стихотворение, конечно же, было продиктовано юношеским максимализмом, но мне оно понравилось: я ведь и сам был юным, и жизнь воспринималась без полутонов – или гореть, или потухнуть, но ни в коем случае не тлеть!

С тех пор «Некошеный дождь» стал одним из любимых сборников. Кстати, Борис Примеров в предисловии к своему «Избранному» (изд-во «Художественная литература», 1989 г.) назвал его «главной и любимой книгой». Стоит отметить, что редактировал его поэт Владимир Соколов, ныне признанный одним из классиков русской поэзии XX века.

Я читал стихи Бориса в журналах, покупал его книги, а переехав на Белгородчину, познакомился с его умным предисловием к сборнику стихов белгородца Геннадия Островского «За весенними птицами» (изд-во «Современник», 1981 г.), втайне завидуя моему земляку доброй завистью: такие слова такого поэта, как Примеров, действительно дорогого стоят.

 

***

В начале октября 1991 года я оказался в Доме творчества писателей в Малеевке. Одна из тогдашних литературных центров находилась довольно далеко от Москвы, в Рузском районе.

Сначала я ехал на электричке с пересадкой, потом на автобусе, изрядно устал, поэтому к административному зданию Дома творчества подошёл далеко не бодрым шагом. У входа стоял невысокий человек с всклокоченной шевелюрой, густой неприбранной чёрной бородой, его глаза смотрели внимательно, по-доброму и как-то ласково, что ли.

– Откуда? – спросил он.

– Из Белгорода.

– А как звать?

Я ответил. И каково же было моё удивление, когда он прочитал: «А что под небом? – Поле, – А что за полем? – Поле. – А там, за полем? – Поле. Одно – на всей земле» – это строки моего стихотворения, которое было опубликовано в московском альманахе «Поэзия».

Подождав, пока я отойду от изумления, человек сказал: «Я Борис Примеров». И протянул руку.

Так мы познакомились. Позже я часто слышал от Бориса строки самых разных поэтов, известных и не очень, столичных и провинциальных – он был настоящим ходячим цитатником, прекрасно знал русскую литературу, историю, философию, искусство. Я привозил приобретённые в Москве книги Бердяева, Гумилева, Ходасевича, Гиппиус, которые раньше не издавались, удивлялся и восхищался своими открытиями, а он, оказывается, с творчеством этих авторов был давно знаком.

Мы встречались почти каждый день, обедали за одним столом, вместе с нами сидел критик Юрий Болдырев, «сделавший» себе имя на публикациях стихов тогда уже покойного Бориса Слуцкого. Перед завтраком, обедом и ужином мы часто прогуливались втроём, говорили о литературе и жизни. Союз писателей тогда уже раскололся, я и Примеров были в одном, Болдырев – в другом, но это не мешало нам слушать и слышать друг друга, до ожесточённых споров и обидных слов не доходило.

Однажды я поведал Борису о том, что мне когда-то рассказал о нём мой дальневосточный приятель, о его пляске под дождём, на что Примеров, улыбнувшись, сказал: «Да, было такое».

Вообще Борис был мягким человеком. К собеседнику он, как правило, обращался «милый мой», подчёркивая свою миролюбивость, никогда ни на что, ни на кого не жаловал хотя было понятно – живётся ему нелегко, в том числе и материально. «У нас в семье три Союза писателей: я в одном, жена (поэтесса Надежда Кондакова – В. Ч.) – в другом, сын (студент Литинститута Фёдор – В. Ч.) – в третьем», – говорил Борис. Видимо, из-за семейных обстоятельств он и обитал по несколько сроков подряд в Малеевке, писал стихи, а также статьи по истории, культуре, искусству, которые печатались в журналах «Молодая гвардия» и «Россияне».

Однажды в Малеевку приехала приёмная коллегия Союза писателей России проводить выездное заседание. Помню были Виктор Кочетков, Юрий Кузнецов, Станислав Золотцев. Со всеми Борис общался запросто, и к нему было самое дружеское отношение, чувствовалось, его признают, уважают, ценят.

Я тогда впервые близко познакомился с Юрием Кузнецовым, которого боготворил. Как мне показалось, Примеров несколько ревностно относился к Кузнецову. Как бы в ответ на мое восхищение по поводу кузнецовских стихов он принёс книгу «Древо жизни» А. Афанасьева, сказав: «Вот откуда Юра образы черпает», а ещё журнал 30-х или 40-х годов со стихами какого-то поэта (имя, к сожалению, я не запомнил), удивительно созвучными кузнецовским, процитировал строку Евгения Баратынского «И как нашёл я друга в поколенье...», пояснив: «А Юра её перефразировал: «Я в поколенье друга не нашёл...» Борис давал понять: «гении» и «самородки» не возникают на пустом мосте, каждый значительный поэт вбирает в себя опыт предшественников, знание литературы, культуру народа.

Несколько позже в очерке «Очарованный институт» Юрия Кузнецова я прочитал: «В институте не обошлось без кумиров. Сначала им был поэт из Ростова-на-Дону, потом его затмил Николай Рубцов. Ростовского поэта я знал лично, мы с ним учились на одном курсе, но в разных семинарах. Он много знал, но как-то бессистемно, его мысли расползались как раки, в разные стороны. Жаль, что всё лучшее он написал до института...» Так вот с каких пор началось соперничество Примерова и Кузнецова! Кто из них победил, судить не берусь, лично мне интересно, близко, дорого творчество обоих поэтов.

Мне нравились наши вечерние беседы, когда Борис рассказывал о встречах с поэтами, стихи которых я читал и любил – с Ярославом Смеляковым, Сергеем Марковым, Александром Прокофьевым, Владимиром Соколовым и другими; с Александром Вампиловым, Анатолием Передреевым, Николаем Рубцовым он дружил. С последним долгое время жил в одной комнате в общежитии и даже (если судить по воспоминаниям Виктора Астафьева) был единственным поэтом, приехавшим в Вологду из Москвы проводить друга в последний путь.

«Я говорил Коле, – рассказывал Примеров, – как это: «В горнице моей светло. Это от ночной звезды. Матушка возьмёт ведро, молча принесёт воды...». Что же мать ночью за водой ходит? Или «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...» – На чём ты будешь скакать? На палочке верхом?».

Сейчас, когда эти рубцовские стихи признаны шедеврами, можно говорить о чрезмерной придирчивости Примерова к творчеству товарища. А может быть, о его необыкновенной чуткости к слову?

И ещё один эпизод.

Будучи в Малеевке, я получил новенький билет члена Союза писателей СССР – заветная мечта каждого пишущего. Показал его Примерову.

– А у меня билета нет, – сказал он.

-?!

– Да мы его однажды с Колей Рубцовым …, а новый никак не получу.

Правду говорил Борис или выдумал – этого у него уже не спросить.

В облике и поведении Примерова было что-то как от пророка, так и от юродивого. Он говорил ясно о жизненных истинах и высоких материях, в то же время в обычном разговоре мог сбиться на невнятное бормотание с нелепым размахиванием руками и покачиванием головой; ездил без билета в общественном транспорте, в том числе и на электричке, хотя я не уверен, что он пользовался какими-то льготами. Причём, если я при приближении контролёров суетливо доставал билет, то он отворачивался от них, и ни один никогда не спросил с него плату за проезд.

Ходил Примеров в трофейном немецком кожане, который, как он говорил, чуть ли ещё не в студенчестве купил на «толчке», и сожалел, что когда-то по молодости и дурости укоротил одёжку. Говорил: «Да мне этот кожан до смерти не износить!»

В один из дней мы поехали в Москву вдвоём. Зашли в альманах «Поэзия» к Николаю Старшинову; в журнале «Россияне» он познакомил меня с Владимиром Фирсовым, в «Литературной учёбе» – с Николаем Шипиловым, в «Молодой гвардии» – с Евгением Юшиным, тогда молодым поэтом, позднее главным редактором этого журнала. С двумя последними изданиями несколько позже я стал сотрудничать. А потом в книжной лавке писателей я приобрёл «Избранное» Бориса. Тут же на титульном листе книги он написал: «Таланту из провинции, без которой нет России, – Черкесову – на память. Твой читатель – Борис Примеров. 1991 г.».

До этого талантом меня никто из признанных мастеров не называл.

Когда я уезжал, Борис меня провожал. Уже выпал снег, и он помогал мне тащить сумки, нагруженные книгами. Одними из последних его слов были: «Запомни: надвигается страшное время. Демократии поэзия не будет нужна и мы, поэты, тоже».

 

***

Из Белгорода я послал Борису вышедший сборник стихотворений поэтов белгородской студии «Слово». Вскоре пришёл ответ, написанный скачущими буквами на тетрадном листе в линейку:

«Милый мой поэт, здравствуй!

Вот уже два месяца, как ты уехал, а я всё в любимой Малеевке, по-моему, навечно.

Видел Николая Старшинова – сказал: альманах закрывается. Печальное для тебя известие. Ну что поделать, такова жизнь, какую мы хотели. Вот она и пришла.

В «Литучёбе» никак не поймаю Шипилова. Говорят, болеет... Как найду его, спрошу о твоих стихах – помогу чем угодно.

Прочитал ваше «Слово». Понравилось. Особенно подборки В. Распопова и Т. Рыжовой – естественное дыхание, врождённое поэтическое настроение. Надо немедленно принимать в Союз писателей.

Твои стихи почти все знаю, но снова прочитал с охотой.

Не надо писать о моём сборнике, напиши о поэме «Лебединое иго» на имя главного редактора «Лит. России». Мне кажется, у тебя выйдет.

Погода в Малеевке чудесная. Степенный снег русской природы.

Вот и всё.

Твой Борис».

Я написал рецензию на «Лебединое иго» («Молодая гвардия», № 11 за 1991 г.), послал её в «Литературную Россию». Материал, как мне сказали, был подготовлен к печати, даже стоял в полосе, но почему-то был снят.

У меня сохранился экземпляр рецензии. Приведу фрагменты:

«В который раз беру журнал с новой поэмой Бориса Примерова, читаю и перечитываю её, – повторяю вновь и вновь многие полюбившиеся, проникающие в глубины души строки, которые сами собой запоминаются. И наверняка останутся надолго в памяти, если не навсегда.

Я русский по духу и крови.

В первоначальной затее

Я, словно Кольцов, окольцован

Берёзовой млечной аллеей,

Что белого света белее,

В котором родиться успели.

 

Философское, историческое, эпическое, лирическое – каждое из этих определений в полной мере подходит к характеристике произведения. Но, пожалуй, точнее всего будет сказать, что поэтом владела, говоря словами Сергея Есенина, «любовь к родному краю», и он нашёл проникновенные слова, чтобы сказать об этом. А ещё – боль за настоящее и будущее России, вера в её величественное предназначение.

Заканчивается поэма такими строками:

Становлюсь на колени

Пред гордой красивой страною,

Целуя в уста голубое

Звенящее иго такое.

 

А вот ещё четыре строки. Какие они точные, как пронзают – до сердца:

Шумит, как шумит непогода,

Страна потрясённая – вон как!

Хлебнувшая горечь свободы

Отчаянно, памятно, звонко.

 

«Лебединое иго» подготовлено всем творчеством Примерова. Поэт, горячо любящий Россию, Родину, уже в поэме «Ау!», написанной более десяти лет назад, предвидел и предощущал многие напасти, навалившиеся сегодня на нашу страну. Тогда он написал трагически пророческие предостерегающие строки:

Не допусти, Россия,

Безумью вопреки,

Тупой топор насилья

Над головой строки.

Жаль, что народы и правители мало прислушиваются к пророчеству своих поэтов».

 

***

В октябре 1992 года почти месяц я пробыл в Доме творчества писателей в Переделкино. Очень хотелось встретиться с Борисом, но где его найти? Однажды днём зашёл в Центральный дом литераторов, спустился в подвальчик, и вот он – за крайним столиком. Один.

Поздоровались. Обнялись. Я взял по чашечке кофе, что-то ещё. От спиртного он отказался и вообще был явно в подавленном настроении. Из разговора выяснилось, что Примеров недавно то ли из больницы вышел, то ли почему-то в милиции побывал. Говорил о надвигающемся рваческом страшном времени, и несмотря на то, что я идеалист по натуре и искренне верю в торжество добра над злом, пророчества Бориса воспринимались как близкая ужасная явь, что впоследствии, уже через год, в октябре 1993 года, при расстреле Дома Советов и произошло. Как я узнал позже, Примеров был в числе защитников парламента.

К нашему столику подходили московские поэты, здоровались, кто-то ненадолго присаживался. Помню Игоря Ляпина, который взял Борису кофе, бутерброды, положил около него пачку сигарет, видимо, знал, что тому, может быть, как никому другому, приходится материально трудно: он нигде не служил, жил только на гонорары, но они становились всё скуднее, да и публикации случались не часто.

Через какое-то время я собрался уйти из ЦДЛ. Борис же сказал: «Я ещё побуду». Чувствовалось, что ему не хочется уходить, а может быть, и некуда. Так и остался он в моей памяти – сидящим одиноко за столиком с ликом неприкаянного юродивого и взором русского пророка.

Известие о смерти Бориса больно ударило. Он покинул этот жестокий и несправедливый мир добровольно 5 мая 1995 года на даче в Переделкино, там же на кладбище и похоронен. Оставил предсмертную записку, в которой были такие слова: «Три дороги на Руси: я выбираю смерть. Меня позвала Юлия Владимировна Друнина... Неохота жить с подонками: Лужковым и Ельциным. Опомнись, народ, и свергни клику... такого не было и не будет на белом свете».

Незадолго перед уходом была написана поэма «Молитва», в которой он говорил, кричал, что настали времена, когда «русское имя покрылось позором», просил:

Каемся мы в эти горькие дни.

Боже, державу былую верни.

Молим, избавь нас от искушения

И укажи нам путь избавленья.

 

Были и прощальные стихи с проникновенными строками:

Прощай, великая держава,

Одна шестая часть земли,

Которую на переправах

Мы сообща не сберегли.

Ещё немного слов, и парус белый

Умчит ладью мою от берегов.

То будет час, паду я онемелый...

Ещё, ещё, ещё немного слов.

Была ли услышана его поэтическая молитва там, на небесах, нам не узнать. Но его поэзия осталась на земле и в наших сердцах.

Критик Владимир Бондаренко в очерке «Жизнь с открытым сердцем» в книге «Последние поэты империи» (изд-во «Молодая гвардия», 2005 г.) написал: «Я уверен, значение Бориса Примерова в русской поэзии после его смерти будет расти». Но...

Прошло уже более пятнадцати лет, как поэт покинул земной мир, а новых изданий его произведений я что-то не встречал. Может быть, они мне просто не попались? Зато перечитывая его «Избранное», нахожу все больше строк, которые отзываются во мне печальной благодарной памятью:

Я умер вовремя, до света,

И ожил во время – к утру.

А мимо проходило лето

В бредовом затяжном жару.

Иссохшие уста – и только,

Глаза тоски – невмоготу...

И степи, серые как волки,

Крадутся к мёртвому пруду,

Где на краю, в краю безвестном,

В репьях, во рву,

На самом дне,

Всего на расстояньи песни

Лежу от жизни в стороне.

2013 г.

* Из книги Валерия Черкесова «Данники русского слова», изд-во «Константа», Белгород, 2016.

Валерий Черкесов (Белгород)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"