На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Скверный анекдот

Пример дурного опыта прочтения классики на столичных театральных подмостках

Спектакль Константина Богомолова «Князь» в Ленкоме имеет жанровое уточнение: «Опыт прочтения романа Ф.М.Достоевского «Идиот». Но больше всего он напоминает комментарии дворового подростка на грязной стене общественной уборной. Как раз такие, серо-цементные стены и окружают героев, а на задней стене (не сводите с неё глаз ни на секунду, дабы не пропустить чего-нибудь!) то и дело сменяют друг друга скабрезные титры, ориентирующие нас в происходящем. Из которых мы узнаём, что «князь Тьмышкин явился в Петербург из Трансильвании», что кто-то кому-то пишет письмо «менструальной кровью», и много чего в таком же роде. Современные детские песенки, издевательски звучащие по разным поводам, всячески расширяют абсурдность происходящего.

Этот плохой и злой мальчик, не переносящий на дух русской классики, сочиняет на неё мрачную пародию. Придумывает от скуки свои ленивые и желчные фантазии по поводу осточертевших ему героев Достоевского (славе которого он, кстати, втайне завидует). Меж тем сам, не доверяя никому больше, играет князя Мышкина. Играет в цинично-глумливой манере, изображая человека, словно находящегося под действием транквилизаторов и презрительно-равнодушного ко всему на свете. Он и есть камертон спектакля, этот дистанцированный, недобрый, язвительно-надменный человек в сером костюме, периодически бьющийся в судорогах. И аккумулирующий атмосферу циничного и злого стёба, по-своему перекроившего роман.

Разрушительная потребность глумленья, никем и ничем не сдерживаемая, порождает злой искажённый мир с полной сменой знаков и смыслов, которые нам приходится считывать как «новую реальность», на каждом шагу приводящую в изумление и травмирующую наше сознание. На сюжет накладывается калька нынешней ненормативной лексики современности. Превращая коллизии романа в цепь каких-то скверных анекдотов.

Под надзором циничного милиционера приехавший в Петербург князь Мышкин проходит пограничный контроль. Потом, уже в доме Епанчиных, встречается с изображением Настасьи Филипповны – огромным портретом малышки лет шести, возникающим на заднике сцены и начинающим «детскую линию» сюжета. Позже мы видим и саму Настасью Филипповну (Александра Виноградова) – длинную, худую, неприятную девицу, стоящую на коленях за решёткой сада и от лица «малышки Настеньки», карикатурно шепелявя, повествующую о том, как её «трахал» растлитель Тоцкий. Впрочем, эта Настенька, наглая и циничная, сама кого угодно затрахает и угробит. А по ходу развития событий зрителя ориентируют тексты на экране: «Настасья Филипповна жила с Рогожиным месяц. Но накануне свадьбы сбежала к Мышкину… Настасья Филипповна месяц жила с Мышкиным, но потом сбежала к Рогожину… Настасья Филипповна месяц жила с Рогожиным, но накануне свадьбы сбежала в Мышкину…» И так до бесконечности.

Князь Мышкин женится на Аглае (Елена Шанина), которая вдвое старше своей матери (Наталья Щукина). Медовый месяц они проводят «на Клязьменском (через Е) водохранилище», а по причине отсутствия детей решают удочерить Настасью Филипповну. Впрочем, князь Мышкин тотчас же изменяет супруге с Настасьей, усадив её, бесстыдно расхаживающую в бикини, к себе на колени…

Словом, анекдоты, пародии, фарсы, циничные игры – не дающие нам заскучать.

Меж тем «детская тема», тема угнетения и попрания ребёнка, обнаруживает какое-то наркотическое пристрастие режиссёра. Вероятно, в стремлении оправдать тот разрушительный хаос, возведённый на месте романа Достоевского. На сцене цветёт целый букет «педофилических» мотивов – из «Бесов» и даже из «Смерти в Венеции» Томаса Манна – продолжающих линию бедной поруганной Настеньки. А ещё возникает хоспис, куда отдают смертельно больного мальчика (перекочевавшего сюда из «Братьев Карамазовых»). Где больные детки, от имени актёра Виктора Вержбицкого, произносят иезуитски-трогательные монологи о смерти. А потом их одежонку бросают в печь, из трубы которой, словно из крематория, ползёт жутковатый дым. Всё это под песенку «Прекрасное далёко».

А когда Рогожин зарезал наконец Настасью, то она, с торчащим в животе ножом, ещё долго кружится в вальсе из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» - там ведь тоже героиня пала юной загубленной жертвой. Когда же в финале мы вновь лицезреем прелестный портрет «малышки Настеньки» под песенку «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки…» - то, конечно, этот тонкий миг запечатлеется в нашей памяти как плач по всем попранным и загубленным детским душам.

Среди всех здешних лиц, в которых ничего человеческого и подлинного, вызывает наше сочувствие лишь Александр Збруев, играющий Рогожина в нарушение всех возрастных канонов. Его одинокая исповедь о страсти к Настасье Филипповне, переходящая потом в монолог смертника, восходящего на эшафот – пример настоящего трагического искусства, отвоевавшего свой «момент истины» среди хаоса, злобы и тьмы.

Александр Демидов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"