На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Год великого русского писателя. 200 лет Ф.М. Достоевскому

К выходу книги «Ваш Достоевский»

Если отношение к Ф.М. Достоевскому в России при его жизни было предопределено в том числе даже и его дружбой с влиятельнейшим К.П Победоносцевым, то в советский период вся русская культура стала чиститься уже по разряду того её «дооктябрьского периода», который, по словам Троцкого, «у будущего историка культуры будет звучать так же тяжеловесно, как у нас «средневековый» в противовес новой истории».

Но первая статья, обозревающая творчество Достоевского все же появилась в первом советском учебнике литературы для школьников в 1935 году. А вот в учебнике, издававшемся для школьников в 1938–1940 годах выдающийся наш классик уже не упоминался, да и в вузах его творчество перестали изучать до начала 50-х годов.

Однако же, интерес к стране, победившей фашизм, за рубежом был столь велик, а популярность и влияние Достоевского и как русского национального мыслителя, и как писателя, раскрывающего «тайну русской души, в Западной Европе и в США столь возросли, что изучение его творческого наследия в вузы и школы было возвращено.

И если школьники 9-х классов (тогда это был предпоследний учебный год) знакомились с романом «Преступление и наказание», то в учебные программы филологических факультетах входили даже романы «Идиот» и «Бесы».

В постсоветский период с появлением альтернативных учебников в некоторых школьных программах появились рассказ «Мальчик у Христа на ёлке», повесть «Мальчики» (из «Братьев Карамазовых»), отрывки из романа «Бедные люди», повести «Белые ночи», «Двойник» и другие рассчитанные на разные возрасты произведения.

Однако же, как и в «большевистский» период советской истории, так и в «период реформ» в истории постсоветской главной помехой при формировании уже либеральной и «потребительской» ментальности стал именно Достоевский. И первым в Достоевского бросил камень, конечно же, главный идеолог «реформ» Чубайс. В интервью британскому изданию "Файнэншл Таймс" он, например, заявил: «Я вот тут последние три месяца посвятил перечитыванию Достоевского. И вы знаете, я стал испытывать почти физическую ненависть к этому человеку. Глупо было бы отрицать, что он был гением. Но культ русского народа и постоянные намеки на его избранность и страдания в произведениях, вызывают у меня желание просто разорвать его на куски». То есть, Чубайс лишь повторил Троцкого, тоже признававшего Достоевского «гением», но - «с непоправимо ущемленной душой».

А в год 200-летия великого русского писателя не оставила его, а заодно и всю русскую классику без своего внимания также и «Новая газета», сославшись на мнения школьников такого рода: «Читать Достоевского — все равно что смотреть, как топят котят. Мучительно. Я не понимаю, зачем «Преступление и наказание» в школьной программе. То, что Достоевский нагнетает мерзость, отталкивает».

И уж чего я не ожидал, так это того, что бывший министр культуры и доктор наук Владимир Мединский на презентации тематического номера журнала "Историк", приурочено к 200-летию со дня рождения Достоевского, да еще и в клубе "Достоевский"(!) вдруг заявит следующее: "Что касается Достоевского, его точно не надо навязывать в школе. Его, может быть, надо показать школьникам как что-то, что, может быть, когда вы станете взрослее и мудрее, вам станет доступно. А те, кто сможет понять это уже сегодня, - это какие-то особые школьники. Показать это как такую заманчивую интеллектуальную вершину, к которой надо стремиться".

Но так ли уж непонятен Достоевский, если первые переводы его романов на европейские языки появились еще в 80-е годы XIX века, если до сих пор именно Достоевский и Толстой делят в популярности первые и вторые места в Китае, Франции, Великобритании, США, Японии, Испании (долгое время перевод на испанский осуществлялся с французского и немецкого изданий), а в Германии 2021 год даже и объявлен годом Достоевского.

Да и в школе ведь ученикам не приходится оставаться со своим национальным гением - Достоевским – наедине. У них есть учителя литературы, а у этих учителей есть высшее филологическое образование и методички. Например, моя сельская учительница литературы и русского языка Галина Георгиевна, особо не надеясь, что мы роман «Преступление и наказание» весь насквозь прочтем, нам содержание его как-то очень уж взволнованно пересказала и те его части, которые мы все-таки должны прочитать, нам указала. И не скажу, что чтение было из легких, но в душу запала и сама, что называется, особая текстовая фактура романа, и его непривычно сгущенная и обостренная атмосфера. А когда учительница еще и погрузила нас в мотивации поступков и в человеческие проблемы ключевых героев романа, то даже и при всем том, что в моей собственной, тогда еще не сложной жизни ничего трагического не случалось, душа моя все-таки повзрослела, как взрослеет она у всех нас лишь в результате чрезвычайных событий, нами самими пережитых.

Может быть, если бы школа помогла нашим современным «стрелкам» хоть чуточку вдуматься в жизненный опыт литературного героя Раскольникова, то и не решались бы они расстреливать в школах своих ровесников и педагогов?

И уж если Мединский уточняет свое отношение к преподаванию Достоевского в школе вот этим более осторожным суждением: «Это не значит, что его не надо проходить, но делать это надо совершенно по-другому», то это значит, что надо так прямо и сказать: давайте вернем для будущих учителей то полноценное гуманитарное образование, а в школы давайте вернем те методички, которые позволили российским педагогам в ХХ веке высокую классическую культуру в бывшей «России с сохой» из сословной превратить в общенародную и общенациональную, не опуская её до уровня народа, а народ поднимая на её высоту.

И вообще, настоящее, не «для корочки» образование не только большинству подростков, а и многим профессорам дается трудно, поскольку оно не только результат естественного любопытства, а и очень-очень больших умственных усилий. И Федора Михайловича Достоевского надо все-таки читать хотя бы еще и потому, что в своем романе «Идиот» он вводит такое понятие, как «наглость наивности»:

«Эта наглость наивности, эта несомневаемость глупого человека в себе и в своём таланте, превосходно выставлена Гоголем в удивительном типе поручика Пирогова». (…) «Стоило иному на слово принять какую-нибудь мысль или прочитать страничку чего-нибудь без начала и конца, чтобы тотчас поверить, чтобы это «свои собственные мысли» и в его собственном мозгу зародились».

И вот миллионы школьников и их учителя, замордованные современными, ради сносной зарплаты, нормативами, а так же и не особо понимающие свою ответственность чиновники от бразования услышат, что даже и председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский считает, что Достоевского «точно не надо навязывать в школе», и ладонью каждый из них по свому лбу хлопнет, да и воскликнет радостно: «О! Да я же и сам так думаю!».

Но, слава Богу, есть еще у нас настоящая русская интеллигенция, свое «общее дело» продолжающая.

Большая серия книг, в которой за последние годы вышли такие фундаментальные, с научной оснасткой, издания, как «Ваш Пушкин», «Ваш Тютчев», «Ваш Лермонтов», «Ваш Лесков», «Ваш Чехов», «Ваш Блок», «Ваш Есенин и многие другие (уже два десятка наименований!) в этом году пополнилась томом «Ваш Достоевский», в который вошли романы «Идиот» и «Бесы».

Все литературно-художественные тома этой большой серии были подготовлены к изданию Институтом русской литературы (Пушкинский дом) и Международным Пушкинского Фондом «Классика», возглавляемым крупнейшим знатоком русской классики, членом-корреспондентом РАН Н.Н. Скатовым. А руководителями проекта «Ваш Достоевский» стали В.Н. Кузин, А.Ю. Воронин и И.Т. Янин.

Книга снабжена подробнейшей «Хроникой жизни и творчества Ф.М. Достоевского» (перечисления событий некоторых лет занимают в большеформатной книге по несколько страниц текста с весьма убористым шрифтом), а также «Комментированным именным указателем» и «Примечаниями». И словно бы не только из глубочайшего уважения к юбилею писателю и к его великому литературному наследию, а и в помощь той части «новых» читателей, книга богатейшее проиллюстрирована художниками 19 века (Н.Н. Каразин, Дж. Тиссо и др.), а также века 20-го (конечно же, И.С. Глазунов, а так же Л.Е. Фейнберг, А.Н. Бенца, С.М. Шор, Д.А. Шмаринов и др.) и нашими современными художниками (Ю.С. Гершкович, Е.И. Дергилева и др.). И это дает возможность ощутить мир героев Достоевского в восприятии не только многих поколений, а и даже непримиримых одна к другой эпох. А например, у красившие книгу картины современных Достоевскому живописцев Ф.С. Галактионова («Дача в парке»), Е.П. Самокиш-Судковской («Музыкальный вечер в Павловском вокзале», Н.Е. Маковского («Вид города»), В.Д. Поленова («Железная дорога близ станции Тарусская») и др. помогают читателям вглядеться вместе с Достоевским в современный ему городской и всякий прочий российский пейзаж.

Одним словом, когда я пишу этот текст и заодно пролистываю это воистину подарочное издание в драгоценной коже, с отлитым в серебре портретом Достоевского работы Действительного члена Российской акадении художеств, Народного художника РФ, лауреата Международных конкурсов FIDEM Г.И Правоторова и с ласкающим руку текстовым блоком, то даже и при всём этом отдаю себе отчет, что у книги «Ваш Достоевский» век будет долгим еще и потому, что её создателями и издателями вложено в неё много их труда, ума и настоящей к её гениальному автору любви. Да и предисловие к опубликованным в книге романам, написанное самим Н.Н. Скатовым, дорого стоит.

 

* Достоевский Ф.М. «Ваш Достоевский». Собрание сочинений: романы «Идиот», Бесы». Хроника жизни и творчества. – М.: Редакционно-издательский центр «Классики». 2021. – 688 с., ил.

Николай Дорошенко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"